Автор: Гусейнова Оксана Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Златоуст
Наименование материала: сборник
Тема: Работа с учебным текстом на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Златоуст
1
Составитель: Гусейнова Оксана Олеговна.
2
Мир, окружающий нас, огромен. Его многообразие поражало человека
уже много веков назад. Каждый раз, оставив в стороне повседневную суету, мы
снова очарованы гармонией окружающего мира. Гармонию мира старается
передать в своих произведениях художник, писатель. Языком науки пытается
описать
гармонию
мира
ученый.
И
если
им
удается
уловить
самое
существенное в маленьком фрагменте мировой картины, появляется шедевр,
происходит открытие. Работа над текстом (языковой единицей познания мира)
– чтение, осмысление, беседа, составление, моделирование - как метод
познания помогает человеку в решении жизненных задач.
3
Самостоятельная работа по созданию лингвистического текста с помощью
технологических карт
Тема. «Глагол как часть речи».
Цели. Познакомить с глаголом как частью речи; формировать умение отличать
глагол от других частей речи по основному грамматическому признаку,
выделять его в речи.
Учебные материалы:
карточки с заданиями разного уровня на цветном
картоне; карточки для составления определения; чистые листы формата А3;
листы с текстом; маркеры, клей, ножницы для каждой группы; Справочное
пособие
по
русскому
языку.
1–3
классы
(1–4)
(авт О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова); комнатные растения; доска, магниты; кукла Тараторка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация изученного материала
Учитель. Я предлагаю вам проследить за движением моей руки в воздухе и
определить, что же здесь появится.
С учетом зеркального изображения в воздухе педагог пишет по буквам: с, л, о,
в, о.
Дети. Это слово.
У. Что вы знаете о слове?
Д. Слово может отвечать на какой-нибудь вопрос, например кто? что? какой?
и др.
– Слово что-либо обозначает. Оно может относиться к разным частям речи.
4
У. Я предлагаю вставить необходимые слова в текст.
Дети получают карточку определенного (красного, желтого, голубого,
зеленого) цвета с заданиями разного уровня сложности таким образом, что по
цвету в дальнейшем будут формироваться команды. Задания подобраны с
учетом
индивидуальных
способностей
детей
(дифференциация).
Цвет
карточки не связан с уровнем сложности задания.
Карточка 1
Федор Петрович ____________ нам
_____________ свои вещи в чемоданы,
потому
что
после
обеда
_____________
машина
и
_____________ нас в город.
Слова для справок: велел, складывать,
прибудет, отвезет.
Поставь вопрос к вставленным в текст
словам.
Карточка 2
Вставь в текст слова, отвечающие
на вопросы.
Шляпа (что делала?) ______________
на
комоде.
Котёнок
Васька
(что
делал?) _____________ возле комода
на полу. А посередине комнаты (что
делал?) _____________ стол. Вовка и
5
Вадик (что делали?) _____________ за
столом
и
(что
делали?)
______________ картинки.
Карточка 3
Весь день сова _________ в своем
дупле, а вечером __________ на поле
мышей
____________.
Мыши
со
страху _____________ в норки. Долго
сова ____________ над полем, но ни
одной мышки не _______________.
Поставь вопрос к вставленным в текст
словам.
Образец выполнения работы
Карточка 3
Поставь вопрос к вписанным в текст
словам.
Весь день сова (что делала?) спала в
своем дупле, а вечером (что делала?)
летала на поле мышей (что делать?)
ловить.
Мыши
со
страху
(что
делали?) прятались
в норки. Долго
сова
(что
делала?)
кружила
над
полем, но ни одной мышки не (что
6
сделала?) поймала.
III. Организация целеполагания
У. Какие слова вы вставили в текст?
Д. Мы вставили слова лежала, летала, поймала, рисовали и т.д.
У. Какие вопросы вы поставили к этим словам?
Д. Что делал? что сделать? что делала? что делает? и др.
У. Что общего у всех этих слов?
Д. Все эти слова обозначают действия.
У. Я предлагаю вам определить тему урока.
Д. Мы будем изучать слова, обозначающие действия.
У. Мы познакомимся еще с одной частью речи. Какой же?
Д. С глаголом. Это наша тема.
У. Попробуйте тогда сформулировать: что же нам надо узнать о глаголе?
(Вопрос возможен, если дети в системе имеют опыт целеполагания при
изучении других тем морфологии.)
Д. Нам надо узнать, что это за слово, составить рассказ о глаголе, научиться
находить в тексте глаголы.
У. Я прошу вас помочь в этом друг другу в группах.
Учащиеся, разделяя на группы, ориентируясь на цвет карточки, и занимают
новые места.
7
IV. Изучение нового материала
У. Что вы сейчас будете делать?
Д. Нам необходимо собрать материал о глаголе из разных источников,
оформить плакат.
Дети читают справочную литературу, формулируют, конструируют и
склеивают на плакате определение глагола из разрезного материала, отбирая
необходимые слова из предложенных.
План работы группы
Этап работы
Порядок действий
1. Составление
определения
глагола
1. Найдите
определение
глагола
в
книгах.
2. Выделите в определении главные слова.
3. На разрезных листах выберите нужные слова.
4. Приклейте
на
большой
чистый
лист
определение
глагола.
5. Подготовьте доклад группы.
Разрезной материал
Глагол
обозначает действие предмета
отвечает на вопросы
что делает?
часть речи
что сделает?
что делал?
где? как?
8
предмет
часть слова
предложение
подлежащее
сказуемое
Дети выполняют работу самостоятельно при некоторой помощи учителя:
используя справочную литературу, находят необходимые слова, составляют
кластер-определение и готовятся представить свою работу. Далее идет
презентация результатов групповой работы, проводится их анализ. Таким
образом,
новый
материал
является
собственным
открытием
детей,
результатом их творческой активности и представляется на уроке каждой
группой, что обеспечивает его многократное повторение.
V. Физкультминутка
Используется мягкая игрушка Тараторка.
У. Тараторка включается в наш урок и предлагает выполнять разные действия:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Поскачите, пошагайте,
Наклонитесь, приседайте,
И закончив упражненье
Прекращаем мы движенье!
VI. Первичное закрепление материала
У. Тараторка предложила вам задание.
Тараторка. Я слушала, что вы рассказывали про глаголы, и удивлялась. Как
это – действия? Почему действия есть у всех? Вы можете привести примеры?
9
Д. Да. Человек говорит, думает, сидит, дышит, отвечает и т.д.
Тараторка. Мне интересно, а что же делают эти растения?
Каждой группе учащихся ставится на стол одно растение, действия которого
могли бы назвать дети.
Этап работы
Порядок действий
2.
Выполнение
задачи
Тараторки
1. Рассмотрите растение.
2. Каждый в рабочей тетради сам записывает
действия этого растения.
3. Каждый зачитывает своей группе записанные
слова.
4. Группа составляет общий текст, дополняя его.
5. Представьте результаты работы.
Дети презентуют результаты работы: «Растение развивается, растет,
питается, пахнет, радует, зеленеет, колется» – и т.д.
Тараторка.
А я думала, что цветы ничего не делают. Оказывается, я
ошибалась. Вы настоящие знатоки! Кстати, во вчерашней газете я узнала о
таких событиях, что без вас мне не разобраться в происходящих действиях. Вот
познакомьтесь, пожалуйста.
Тараторка раздает детям листы с текстом и в быстром темпе читает его.
Всю ночь Женьку мучил комар: он кусал мальчика в нос, в ухо, в левую щёку.
Он противно жужжал, звенел и зудел. Женька и отмахивался руками, и дрыгал
ногами, и дул на ужасного комара – всё бесполезно! Комар ехидно ухмылялся и
снова пикировал на Женьку. Тогда Женька потерял терпение: он подпрыгнул на
кровати и решил врезать этому комару кулаком по спине, чтобы не лез, но
комар легко взмахнул прозрачными крылышками и переместился на потолок.
10
«Пойду искать ружье или шпагу, – решил Женька. – Этот подлый комар кусал
меня, когда я спал и был беззащитным! Теперь держись, злодей! Я вызываю
тебя на дуэль!»
(В этом тексте 25 глаголов.)
Этап работы
Порядок действий
3. Работа с
текстом
1. Каждый читает текст самостоятельно, подчеркивая
глаголы на листе.
2. Сверяются результаты работы в группе.
3. Группа представляет, сколько глаголов найдено в тексте.
Дети работают с текстом, в котором глаголы не выделены. Они следуют
инструкции.
Коллективное
взаимодействие
способствует
проявлению
активности каждого, работает на взаимопроверку и помогает сформировать
коммуникативные навыки у учеников.
VII. Итог урока
У. Мы подводим итоги нашей работы, проанализировали работу групп.
Вспомните, какая цель стояла перед нами?
Д. Мы должны были узнать, что такое глагол, и составить его определение.
У. Как же мы это сделали?
Д. Мы сами нашли материал, сами оформили его. Тараторка помогла нам
использовать глаголы в речи, найти их в тексте.
У. Вы помогали друг другу, активно работали сами. В домашней работе вам
предстоит
самостоятельно
выписать
глаголы
из
текста,
предложенного
Тараторкой. Урок окончен.
11
Составление связного текста из деформированных предложений
Цель:
1.
Формировать умение составлять связный текст из деформированных
предложений.
Учить использовать знания детей о признаках предложения и текста в
работе с деформированным текстом. Проверить умения правильно
оформлять на письме предложение , текст.
2.
Учить
прогнозированию,
умению
формулировать
цель
урока
,
планировать свои действия. Развитие психических процессов: внимания,
мышления, памяти.
3.
Приобщать к чтению книг о птицах. Воспитывать бережное отношение к
природе.
Оборудование:
карточки
с
текстом
для
слабоуспевающих
учащихся
(облегченный вариант текста), литература и иллюстрации о птицах, шаблоны
человечков для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – о.с.
1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;
2 – локти вперед;
3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед
Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
II. Этап актуализации знаний.
12
1. На доске (справа) записаны признаки текста и признаки предложения.
- О каких понятиях идет речь?
1.
Наличие группы предложении.
2.
Смысловая связность.
3.
Единство темы.
4.
Наличие основной мысли.
5.
Заголовок.
6.
Есть начало, середина, концовка.
1.
Группа слов.
2.
Слова связаны по смыслу.
3.
Есть законченная мысль человека.
- Правильно, ребята, это признаки текста и признаки предложения. Почему мы
о них вспомнили, вы узнаете в процессе работы.
2. – Обратимся непосредственно к нашей работе. (На доске написан текст с
деформированными предложениями).
Птицы под снегом.
по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.
косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.
громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.
заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.
в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.
вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.
опять, в, поклюют, снег, и.
13
заметит, снегом, кто, под, их.
- Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем
необычного?
- Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.
- Знаете ли вы название птиц, которые зимуют в снегу?
(Детям за неделю до урока было дано задание: найти сведения о птицах,
зимующих под снегом).
Учащиеся выступают с подготовленными заранее рассказами о птицах.
III. Упражнение на расслабление и напряжение мышц.
“Деревянные и тряпичные куклы”.
Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка
отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя
неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и
корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким
толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и
обвиваются вокруг корпуса.
IV. Этап целеполагания.
- Давайте вернемся снова к работе. Легко ли было понять смысл? Почему?
Можно ли назвать это текстом?
- Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Составить предложения, слова в
которых связанны по смыслу).
14
- А этого будет достаточно, чтобы получился связный текст? (По ходу работы
дети обращаются к признакам предложения и текста)
- Так какова же цель нашего урока, а значит цель каждого из вас? (На доске
появляется запись цели, предложенной детьми).
Цель: я буду учиться составлять текст из деформированных предложений и
грамотно их записывать.
V. Планирование предстоящих действий.
- Для того чтобы составить текст, что нужно сделать в первую очередь
(Учащиеся предлагают свои варианты):
1. Собрать из слов первой строчки первое предложение.
- А как это сделать? (Понять, о ком или о чем говорится в предложении, и что
он делает).
Например: По болоту скакал заяц. Заяц скакал по болоту.
- Какой вариант лучше? Желательно на первое место ставить слово,
называющее того, кто действует.
2.Собрать все остальные предложения.
3. Проверить по признакам, является ли полученное предложением , текстом.
(На черновике дети будут делать пометки: 1 –е предложение + или -, 2-е
предложение +или – и т. д. )
4. Проанализировать имеющиеся орфограммы.
5. Записать текст.
15
VI. Выполнение составленного плана действий. (План записан учителем на
доске по ходу работы).
VII. Дыхательная гимнастика.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “ м-м-м”, одновременно
постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться
(зевание
стимулирует
не
только
гортанно-
глоточный
аппарат,
но
и
деятельность
головного
мозга,
а
также
снимает
стрессовое
состояние).Выполнять стоя.
VI.1-3. В результате работы получился такой текст.
(Учащиеся зачитывают свои варианты).
Птицы под снегом.
Заяц скакал по болоту. С кочки на кочку, да и бух в снег. Косой чувствует, что
под ногами что-то шевелится. С громким хлопаньем крыльев куропатки стали
вырываться из-под снега.
До смерти перепуганный заяц кинулся в лес.
В снегу живёт стая куропаток. Они вылетают днем, ходят по болоту,
выкапывают клюкву. Опять поклюют и в снег.
Заметит кто их под снегом?
- Получился ли у нас текст? Почему вы так считаете? Докажите.
- А чего так испугался заяц? Какое выражение использует автор, чтобы
показать его испуг? Как можно сказать по-другому? (Душа ушла в пятки. Чуть
не умер от испуга.)
- Так почему куропатки живут под снегом?
16
4. Орфографическая работа.
а).Гимнастика для глаз. (по методу Г. А. Шичко)
“Квадрат”. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего
угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз
одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
“Буратино”. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик носа.
Учитель медленно начинает считать от одного до восьми. Дети должны
представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми
глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом
от восьми до одного, ребята следят за уменьшением носика.
б). – Какие знакомые орфограммы вы увидели в тексте? (Дети называют,
анализируют).
- Обратите внимание на такие слова: чувствует, вырываться, шевелится, из-под,
перепуганный, поклюют.
в). – Что надо помнить, чтобы правильно оформить предложение на письме?
1.
Начало предложения с большой буквы.
2.
Раздельное написание слов на письме.
3.
Знаки препинания в конце предложения.
- Будем ли мы после каждого слова ставить запятую? Почему? Сколько абзацев
у вас будет? Докажите.
- Как абзац показать на письме?
- Если хотите, можете изменить заголовок.
г). Пальчиковая гимнастика.
17
На доске запись: Б Бе М У С Б М У С Бе У
! !!! !!!! !! !!! !! !! !! ! ! !!!
Буквами обозначено название пальцев: Б-большой, Бе- безымянный, М-
мизинец, У - указательный, С - средний, а линиями - количество ударов
пальцем по столу.
5. Запись составленного текста.
Предлагаю дифференцированные задания:
1-я группа работает с предложенным текстом.
2-я группа-по карточкам с облегченным вариантом текста.
3-я – устно.
VIII Этап контроля и оценки.
После написания текста дети по плану определяют, верно или нет они
действовали. Самооценка.
IX. Итог урока.
- Достиг ли каждый из вас цели? Что было самым трудным в работе?
X. Рефлексия эмоционального состояния.
На обратной стороне доски изображена лестница. На нижней ступеньке -
крайне скверно, выше-плохо, затем - хорошо, еще выше - уверен в своих силах,
на самой вершине - комфортно. Ребенок берет изображение человечка и
прикрепляет на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
XI. Домашнее задание.
Нарисовать 2-3 картинки к тексту, подписать их предложениями из текста.
18
XII. Массаж биологически активных точек.
Работа с деформированным текстом.
Цели урока: 1. Отработка навыка работы с деформированным
текстом.
2. Обучение употреблению имён прилагательных,
как средства эмоциональной окраски текста.
3. Воспитание эстетического вкуса, любви к
прекрасному.
Задачи:1.
Учебная.
Подготовительный
этап
к
написанию
сочинений.
2. Воспитательная. Воспитание любви к прекрасному, родному языку.
Развивающая. Обогащение словарного запаса учащихся.
ХОД УРОКА.
1. Подготовительная работа.
На доске цитаты: «В человеке всё должно быть красиво: и одежда, и душа, и
мысли» А.П.Чехов «Красота спасёт мир»
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-А что такое, по-вашему, красота?
(На доске картинки с различными временами года)
-Какое время года вам больше нравится, почему?
Попробуйте, используя знакомые литературные приёмы, показать красоту
выбранного вами времени года.
(На доске слова: олицетворения, эпитеты, сравнения)
2. Давайте посмотрим на изображения одного и того же времени года, напимер-
лета. ( Берём два изображения)
19
-Какое изображение более красивое?
-Где ярче выражена красота лета?
-А что подчёркивает эту красоту?
3. Мы сегодня будем работать над деформированным текстом именно о цветах,
вернее об одном цветке.
-А какие цветы вы знаете?
(Вывешиваю на доске)
-Какой цветок называют королевой цветов? Почему?
(Используем лит. приёмы)
4.Физкультминутка под «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
5. Работа с текстом.
У вас на парте лежит деформированный текст.
-Что такое деформированный текст?
-Самостоятельно расставьте в каждом предложении над словами правильный
порядок слов цифрами.
В бабушкином саду росло немало цветов. Но главным украшением сада
была клумба с розами. Эти цветы радовали глаз своей красотой. Их лепестки
издавали аромат. Утром бутоны украшались каплями росы. Они сверкали, как
корона.
(Зачитываем)
-Выглядит в этом рассказе роза королевой цветов? Почему?
-Если бы мы были художниками, как бы мы украсили розу, при помощи чего?
-При помощи чего мы можем украсить текст?
(Дети подбирают несколько прилагательных, учитель добавляет свои)
20
На доске слова: свежая, нежная, трепетная, ароматная, благоухающая,
бархатная, хрупкая, прекрасная, розовая, чайная, яркая, бледная, царственная.
-Для чего в русском языке нужны имена прилагательные?
6. Орфографическая работа.
-Какие эпитеты вы можете употребить, описывая розу?
(Объясняем значения некоторых слов)
Вернёмся к тексту. Выберите, по вашему мнению, самые подходящие
прилагательные
(каждый
сам)
подпишите
прямо
в
листочке
поверх
предложений (прочитывают 2-3 ученика, оцениваю)
- Всё ли в этом рассказе есть?
Тема? Главная мысль? Название?
«Цветы» «Роза» «Королевский цветок»
(Выбираем наиболее удачный заголовок)
7. Написание текста в тетрадь.
Эпиграф: «Лепестками роза расплескалась» С.А. Есенин
ИТОГ
-Что нам нужно было сделать на уроке?
-Мы справились с задачей?
-Мы не только исправили текст, мы сделали его красивым
-При помощи какой части речи?
Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова»,
21
Цели:
1. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова
мягким знаком.
2. Умение находить букву Ь.
3. Развитие речи и привитие интереса и предмету.
4. Развитие орфографической зоркости.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Схемы транскрипций [хор], [хор'], [хар'ки].
ГЕРОИ: домовой Афанасий, лось
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня
мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше
здоровье. Для этого я вам приготовила целую гору различных лекарств,
которые непременно помогут вам укрепить здоровье. Согласны? Почему?
Тогда как же, не используя лекарства укреплять и развивать наше здоровье
во время урока? И возможно ли это? Вот сегодня используем наши рецепты,
проведем урок.
П. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ТЕМЫ УРОКА.
Вбегает домовой Афанасий, кричит:
- Не хочу, не буду, не знаю, не пойду больше в школу!
- Что случилось Афанасий?
- Да вот дали какие-то схемы, чтобы приготовить урок. А я ведь отвечаю за
хозяйство, за чистоту в доме.
- Афанасий, а давай тебе ребята помогут, покажи нам, что там у тебя (на доске
3 транскрипции).
- Ребята, что это за записи?
- Запишем слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? Какова роль мягкого
знака в словах? Сформулируйте тему урока.
22
- Новое правило. Орфограмма буква Ь на конце и в середине слова.
- Когда же пишется буква Ь? Постройте схему правописания Ь.
ФИЗМИНУТКА - ПОИГРАЕМ.
- Если Ь на конце слова - хлопаем.
- Если в середине слова - приседаем.
- Если без Ь - топаем.
Тень, школьница, палка, боль, пипка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть,
мальчик, окунь, окуньки.
- Молодцы! Откройте учебник на стр. 113, найдите правило, п. 2. Верно ли мы
рассуждали?
(Афанасий уходит).
Работа с пособием на с.76, упр. 168.
Загадка:
с Б мучительной бываю (боль)
с М одежду пожираю (моль) с
Р актеру я нужна (роль)
с С для повара важна (соль).
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
- Запишем слова, распределяя их в три столбика.
- Ь на конце слова;
- Ь в середине слова между согласными;
- без Ь.
Ученики пишут у доски:
День, только, песня, пеньки, кисти, шесть, мель, ветка, угольки.
23
- Обозначьте новую букву. Интересно, а как перенести слова с буквой Ь.
Сделайте вывод (Ь от согласных не отделяем).
Работа в группах. Где нужно поставить Ь?
1 группа:
Срубили пушистую ... ель, ел
Петя мало каши ...
Дети танцуют ...
Книги положили на ... полку, польку
1 группа:
Срубили пушистую ел_ _.
Петя ел__мало каши.
Огурцы засолили в бан__ке.
Дедушка мылся в бан__ке.
2 группа:
Мой старший брат -учител__
Грязнул__на спектакль не брат_
Дети танцуют пол__ку
Книги положили на пол__ку.
3 группа:
Попади в цел__/
Корабль остался цел__
Дети сели на пен
ки
Марина не любит пен__ки.
4 группа:
24
Щенок забился в угол__
Дедушка принес угол__
В тетради памяти угол__ки.
В костре остались угол__ки.
5 группа:
Лодка села на мел__
Нужен на уроке мел__
Мальчик чистит вален___ки
Он хотя и малеп__кии.
Проверка, по одному из групп ученик читает предложение с Ь.
ФИЗМИНУТКА.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три
На соседа посмотри.
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Работа с деформированным текстом на доске.
- Прочитайте предложения. Составьте текст, соблюдая следующую
последовательность:
1 предложение - со словом, имеющим Ь в конце слова.
2 предложение - со словом, имеющим Ь в середине слова
25
3 предложение - со словом, имеющим Ь в конце слова.
4 предложение - где есть два слова с Ь.
2. У него бол__шие рога.
1. В чаще леса срылся лос__.
4. Лос__сил__ный зверь.
3. Он любит сол__.
- Назовите орфограммы в словах. Запишите текст как запомнили.
IV. ИТОГ УРОКА.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать –
Тридцать, девять, десять, пять.
Вместо шесть - напишем шест,
Вместо есть - напишем ест,
Станут пенками пеньки
Угольками уголки,
Банька в банку превратится,
Вот, что может получиться.
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
26