Автор: Микушкина Анна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №25" Населённый пункт: Киселёвского городского округа Наименование материала: Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Оригами" Тема: "Открытка к 9 мая в подарок ветеранам" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №25»
«Открытка к 9 Мая в подарок ветерану»
(программа внеурочной деятельности «Оригами» для обучающихся 2 классов)
Микушкина Анна Викторовна
учитель начальных классов
2017 г
Пояснительная записка
Технологическая
карта
занятия
разработана
в
соответствии
с
календарно-тематическим
планированием
программы.
Программа
внеурочной деятельности «Оригами» рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 1-2 классов.
Данная программа составлена в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования, является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической
направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной
области,
обогатить
навыки
общения
и
приобрести
умение
осуществлять
совместную
деятельность
в
процессе
освоения
программы. Данное занятие бесспорно актуально, так как воспитание любви к своей Родине, к ее историческому прошлому особенно в год 70-
летия Великой Победы не вызывает сомнения ни у родителей, ни у обучающихся.
Занятия внеурочной деятельностью являются неотъемлемым дополнением к урокам технологии, математике, урокам рисования и другим
учебным
предметам.
Учитывая
возраст
детей
и
новизну
материала,
для
успешного
освоения
программы
занятия
в
группе
сочетаются
с
индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе 10-15 человек. В процессе обучения возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта учащихся и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в
которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Занятия проходят 1 раз в неделю, по 1 часу.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
по программе «Оригами»
(с применением ИКТ).
Тема: «Открытка к 9 Мая в подарок ветерану».
Раздел: «Цветы к празднику».
2 класс (второй год обучения)
Микушкина Анна Викторовна
учитель начальных классов,
I квалификационная категория.
Цель: формирование компетенции учащихся, связанной с деятельностью по изготовлению и назначению праздничной открытки в
технике
«оригами». Формирование компетенции, связанной с практической деятельностью учащихся по декорированию
открытки.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к знаменательному событию – 70-летию Великой Победы, заинтересовать учащихся
способом изготовления подарка в технике «оригами»;
- учить детей читать инструкционные карты и схемы, анализировать конструкцию, чётко выполнять алгоритм действий
сложения бумаги,
развивать художественно - творческие способности учащихся;
воспитывать чувства толерантности (уважение к окружающим людям, к мнению собеседника, умение вести диалог).
Оборудование:
компьютер
проектор
экран.
Наглядный материал:
презентация «Открытка к 9 мая в подарок ветерану»;
Раздаточный материал:
инструкционные карты,
цветная бумага,
шаблоны: 10х10см., 6х6 см., 3х3 см.
карандаш
ножницы,
тонкая палочка
клей-карандаш
Музыкальное оформление:
Песни военных лет
Музыкальная физминутка «Ладошка»
Тип занятия:
занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы:
словесный (устное изложение, беседа);
наглядный (показ мультимедийных материалов, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
практический (выполнение работ по инструкционным картам и схемам).
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Форма:
индивидуальная и фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Занятие рассчитано на 2 часа.
Технологическая карта
Занятие 1.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Педагогические
приемы
Планируемые результаты
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель: Создание
условий для
возникновения у
ученика внутренней
- Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, посмотрели
Звучат песни военных лет
- Выполняют действия,
которые отражены в
стихотворении
Слад 1.
-организация внимания;
Личностные:
умение работать в коллективе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь организовывать
рабочее место.
- Коммуникативные УУД:
потребности
включения в учебный
процесс
Всё ль готово?
Уметь слушать и понимать
речь других
II. Формулирование
темы урока,
постановка цели
Цель: Включение
учащихся в
деятельность на
личностно - значимом
уровне
- Отгадайте загадку:
Был и он в войну солдатом,
Шёл в атаку с автоматом,
Города освобождал,
Воевал и побеждал.
- Определите, о ком идет речь.
- Великая Отечественная война
началась в 1941 году. Долгих 4
года наша армия боролась с
фашистами. Сегодня мы
встречаем 70- летие Великой
Победы.
- Какой подарок можно сделать
своими руками для ветеранов.
-Определите тему занятия.
Какую цель мы перед собой
поставим?
(демонстрация готового
изделия)
Ответы учащихся…
(ветеран войны).
Ответы детей…
(открытка), (подарок
ветерану)...
Ответы детей…
(Выполнить открытку с
красивым цветком)
Слайд 2.
Фото ветерана
Слайд 3.
Заставка
На слайде
появляется
тема, после того, как
дети назовут её сами
Слайд 4.
Тема «Открытка
к 9 Мая
в подарок ветерану»
Личностные:
Уметь оценивать жизненные
события с позиции
общечеловеческих
нравственных ценностей
Метапредметные:
Регулятивные УУД
определять и
формулировать цель
деятельности
- Познавательные УУД:
ориентироваться в
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя
- Коммуникативные
УУД:
донести свою позицию
до других
слушать и понимать
речь других
III. Актуализация
знаний
Цель:
Актуализировать
мыслительные
операции,
необходимые для
проблемного
изложения нового
знания: внимание,
мышление;
организовать
фиксацию
актуализированных
способов действий
-На каждом занятии мы с вами
выполняем фигурки оригами.
-Что же означает слово
«Оригами»?
- Какую бумагу используют для
сложения фигурок?
-Цветная бумага бывает какой?
-какую бумагу мы будем
использовать?
Ответы учащихся …
(сложенная бумага)
Ответы учащихся …
(тонкую, плотную,
цветную)
Ответы учащихся …
(односторонняя и
двухсторонняя, матовая и
мелованная)
Ответы учащихся …
(двухстороннюю)
Рассматривание и
определении вида
бумаги
Личностные:
Умение работать в коллективе
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
Уметь делать выводы в
результате совместной работы
в коллективе
- Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и понимать
речь других
Предметные:
Знать:
Определение слова
«оригами»;
виды бумаги и разбираться в
них
IV.
П р о б л е м н о е
объяснение
нового
знания
Цель:
-
Продолжать
знакомить
детей
с
изготовлением
фигурок из отдельных
частей-модулей,
используя
бу м а г у
квадратной формы
-откройте папку, найдите
инструкционную карту №35.
-Рассмотрите её:
-цветок состоит из 6 частей-
модулей. 2 части – цветок,
чашелистик, стебелёк, 2
листочка.
- Открывают папку.
- Рассматривают рисунки
инструкционной карты.
Музыкальная
Физминутка «Ладошка»
Слайд 5.
Выполнение массажных
упражнений для рук под
музыку
Личностные:
Уметь работать в
коллективе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
У м е т ь
в ы п о л н я т ь
практическую
работу
п о
предложенном плану с опорой
на образцы, рисунки, схемы;
- Познавательные УУД:
Уметь перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
предметы и их образы;
- Коммуникативные УУД:
Уметь
доносить
свою
п о з и ц и ю
д о
д р у г и х :
оформлять свою мысль
Предметные:
V.
Контролирующее
задание
Цель:
-
проверка
умения
работы с шаблоном
- Для изготовления цветка нам
понадобится 2 квадрата 10х10
см. красного цвета, 1квадрат
6х6 см., 2 квадрата 3х3 см. и
прямоугольник зеленого цвета.
Контроль правильности
выполнения задания.
-Выполняют разметку
деталей.
-Закрепляют навыки
разметки по шаблону и
вырезания.
Приёмы работы с
шаблоном на цветной
бумаге и ножницами.
Личностные: Умение
работать в коллективе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь
выполнять
контроль
точности разметки деталей
с помощью шаблона.
- Познавательные УУД:
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую – изделия,
художественные образы.
- Коммуникативные УУД:
Предметные
Уметь следовать устным
инструкциям
VI.
Практическая
работа
Цель:
-организация
закрепления
нового
способа
действий
по
- Первую деталь цветка мы
сделаем вместе, а вторую вы
сделаете самостоятельно.
- Выполняем чашелистики.
- Выполняют вместе с
учителем, проговаривая
каждый этап.
- вторую деталь
выполняют
самостоятельно.
-Показ с
проговариванием
каждого этапа
выполнения деталей.
Личностные:
Уметь называть и объяснять
свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений
искусства
Метапредметные:
выполнению цветка и
чашелистика
-проверка
ум е н и я
чтения
инструкционных карт
-Для этого, что нужно сделать?
-Стебелёк можно сделать
различными способами. Я
предлагаю свернуть бумагу
трубочкой с помощью тонкой
палочки.
Выполняем два листика
Проверяем правильность
выполнения модулей.
-Скрепляем все детали клеем
Ответы детей… (читают
инструкционную карту)
Выполняют чашелистики
самостоятельно.
Организация
взаимопомощи
-Склеивание деталей
Слад 6.
- Регулятивные УУД:
У м е ю т
с
п о м о щ ь ю
у ч и т е л я объяснять
выбор
наиболее
подходящих
для
в ы п о л н е н и я
з а д а н и я
материалов и инструментов;
- Познавательные УУД:
Уметь находить ответы на
вопросы, используя
инструкционную карту или
схему
- Коммуникативные УУД:
Уметь доносить свои мысли
до других
Предметные: знать
способы разметки:
сгибанием;
способы соединения с
помощью клея;
VII. Рефлексия
учебной
деятельности на
занятии
Цель: организация
понимания ценности
выполненной
деятельности
Демонстрация выполненной
работы, представление
результатов.
-Для чего сделали этот цветок.
-Какие трудности возникли при
его изготовлении?
-Положите свой цветок в
именной конверт.
Ответы детей… (для
открытки в подарок
ветерану)
Ответы детей …(при
скручивании стебелька) и
т.п.
- уборка рабочих мест
Демонстрация детских
работ
Личностные: называть и
объяснять свои чувства и
ощущения от созерцаемых
произведений искусства
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь анализировать свою
работу
- Познавательные УУД:
Уметь делать вывода о
- работу закончим на
следующем занятии.
-дети прощаются и уходят.
работе коллектива
- Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль
Предметные:
Уметь реализовывать
творческий замысел
Занятие 2.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Педагогические
приемы
Планируемые результаты
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель Создание
условия для
возникновения у
ученика внутренней
потребности
включения в учебный
процесс
- Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, посмотрели
Всё ль готово?
Звучат песни военных лет
- Выполняют действия,
которые отражены в
стихотворении
Слад 1.
-организация внимания;
Личностные:
умение работать в коолективе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь организовывать
рабочее место.
- Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и понимать
речь других
II. Формулирование
темы урока,
постановка цели
Цель: Включение
учащихся в
деятельность на
личностно - значимом
уровне
- Какой праздник мы будем
отмечать 9 Мая?
- Что изображено на логотипе?
- О ком шла речь на прошлом
занятии?
- Какой подарок мы начали
Ответы учащихся… (День
Победы, 70-летие Великой
Победы)
Ответы учащихся…
(голубое небо, голубь
мира, георгиевская лента,
годы войны)
Ответы учащихся…(о
ветеранах войны).
Ответы учащихся …
Слайд 8.
9 Мая
Слайд 9.
Личностные:
Уметь оценивать жизненные
события к поступкам с
позиции общечеловеческих
нравственных ценностей
Метапредметные:
Регулятивные УУД,
Определять и
формулировать цель
деятельности с помощью
учителя
выполнять своими руками для
ветеранов.
- Какова тема занятия.
Какую цель мы перед собой
поставили?
(открытку)
Ответы детей…
(открытка), (подарок
ветерану)...
Ответы учащихся…
(Выполнить открытку с
красивым цветком)
Фото. ветерана
На экране
появляется тема, после
того, как дети назовут её
сами
Слайд 10.
Тема «Открытка
к 9 Мая
в подарок ветерану»
(демонстрация готового
изделия)
- Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя
- Коммуникативные
УУД:
донести свою позицию до
других, слушать и понимать
речь других
III. Актуализация
знаний
Цель:
Актуализировать
мыслительные
операции,
необходимые для
проблемного
изложения нового
знания: внимание,
мышление;
организовать
фиксацию
актуализированных
способов действий
-На каждом занятии мы с вами
выполняем фигурки оригами.
-Что же означает слово
«Оригами»?
- На прошлом занятии мы
выполнили цветок «Роза».
-Почему наш цветок относится
к модульному оригами?
-Сегодня мы складываем
открытку- карман
-какую бумагу мы будем
использовать?
Ответы учащихся …
(сложенная бумага)
Ответы учащихся …
(тонкую, плотную,
цветную)
Ответы учащихся …
(цветок мы делали из
отдельных частей)
Ответы учащихся …
(двухстороннюю)
Слайд 11.
Личностные:
Умение работать в коллективе
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
Уметь делать выводы в
результате совместной работы
в коллективе
- Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и понимать
речь других
Предметные:
Знать:
что такое оригами;
виды бумаги и разбираться в
них
- На бумаге мы видим рисунок
из чёрных полос. Это имитация
одного из символов Дня
Победы – Георгиевской ленты.
Он напечатан на принтере.
Дети рассматривают
рисунок и ленту
Музыкальная
Физминутка «Ладошка»
Рассматривание и
определении вида
бумаги
Слайд 12.
Выполнение массажных
упражнений для рук под
музыку
IV.
П р о б л е м н о е
объяснение
нового
знания
Цель: - Знакомство
детей с
изготовлением
фигурок из бумаги
прямоугольной
формы
-откройте папку, найдите схему
выполнения открытки-кармана.
№35.
-Рассмотрите её.
-Нужно ли из прямоугольника
делать квадрат?
- Открывают папку.
- Рассматривают рисунки
инструкционной карты.
Ответы детей… (Нет,
открытка-карман
складывается из
прямоугольной формы
бумаги)
Слайд 13.
Схема выполнения
открытки-кармана
Личностные:
Уметь работать в колективе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь выполнять
практическую работу по
предложенному учителем
плану с опорой на образцы,
рисунки, схемы;
- Познавательные УУД:
Уметь перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
предметы и их образы;
- Коммуникативные УУД:
Уметь
доносить
свою
п о з и ц и ю
д о
д р у г и х :
оформлять
свою
мысль
в
поделках;
Предметные:
V.
Контролирующее
задание
Цель:
-
проверка
умения
определения
базовой
формы
при
чтении
схемы;
Бумагу располагаем перед
собой так, чтобы рисунок
Георгиевской ленты был
направлен вверх, а лицевой
стороной вниз.
- Сложите её.
- определите базовую форму, на
основе которой складывается
открытка-карман.
Контроль правильности
выполнения задания.
Выполняют рекомендации
Ответы детей …
(«Двойной треугольник»)
-Закрепляют навыки
разметки по шаблону и
вырезания.
Выполняют сложение
базовой формы «Двойной
треугольник»
Напоминании о
положении бумаги при
сложении.
Определение базовой
формы, на основе
которой складывается
открытка-карман
Взаимопомощь
Личностные: Умение
работать в коллективе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Знать основные
геометрические понятия и
базовые формы оригами.
- Познавательные УУД:
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую – изделия,
художественные образы.
- Коммуникативные УУД:
Предметные
Уметь следовать устным
инструкциям
VI. Практическая
работа
Цель:
-организация и
закрепление детьми
нового способа
действий выполнения
фигурки открытки-
кармана из
прямоугольного листа
бумаги
-закрепление умения
чтения схемы
- учитель последовательно
проговаривает все
последующие этапы
сложения
Контроль правильности
выполнения задания.
-цветок вкладываем в
открытку-карман
- Выполняют вместе с
учителем каждый этап.
Вкладывают цветок в
открытку-карман
-Показ с
проговариванием
каждого этапа сложения.
Организация
взаимопомощи
Демонстрация
выполнения сборки
изделия
Личностные:
Уметь называть и объяснять
свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений
искусства
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь с помощью учителя
объяснять
выбор
наиболее
подходящих
для
выполнения
з а д а н и я
м а т е р и а л о в
и
инструментов;
- Познавательные УУД:
Уметь находить ответы на
вопросы, используя
инструкционную карту или
схему
- Коммуникативные УУД:
Уметь доносить свои мысли
до других
Предметные: знать
способы разметки:
сгибанием;
способы соединения с
помощью клея;
VII. Рефлексия
учебной
деятельности на
занятии
Цель: организация
понимания ценности
выполненной
деятельности
Демонстрация выполненной
работы, представление
результатов.
-Для кого сделали эту открытку.
-Какие трудности возникли при
ее изготовлении?
-У вас на столе лежат
сигнальные карточки. Если вам
было интересно на уроке,
поднимите зеленую карточку,
если возникли трудности –
желтую карточку. Ну а если все
давалось с трудом, то красную.
- Мы с вами хорошо поработали
- Молодцы!
Ответы детей… (для
ветерана)
Ответы детей …(при
расплющивании кармана)
и т.п.
- уборка рабочих мест
-дети прощаются и уходят.
Дети поднимают
сигнальные карточки.
Демонстрация детских
работ.
Слайд 14.
Личностные: называть и
объяснять свои чувства и
ощущения от созерцаемых
произведений искусства
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
Уметь анализировать свою
работу
- Познавательные УУД:
Уметь делать вывода о
работе коллектива
- Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль в поделках
Предметные:
Уметь реализовывать
творческий замысел