Автор: Науменко Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №192
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание здорового образа жизни ребенка в семье и в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Воспитание здорового образа жизни ребенка в семье и в детском саду.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста
многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их
физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит
полноценное развитие ребенка.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого
формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство
ответственности;
- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети
умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками
самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в
игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое
влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою
очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты
здорового образа жизни старших дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными
эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать
новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые,
конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного
возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает
физическое воспитание в отличие от формирования представлений младших
дошкольников о здоровом образе жизни. Такое внимание ДОУ к физическому развитию
старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет,
увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.
Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система
физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится
утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение
у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя
гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются
музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника,
способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом
образе жизни».
Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о
здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на
специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между
занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры
старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как
правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в
игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической
активности и к организации здорового образа жизни.
Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе
жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста
проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей
правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие
координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия
проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по
специальным методикам.
Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников
осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются
хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может
иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд
подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в
группе, соревнования и т.д.
Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья
ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных
работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за
состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его
укрепления.
Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание
формированию представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни:
потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной
двигательной активности и т.д.
Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о
здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного
значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности;
создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников
необходимо использовать гибкую, развивающую, не угнетающую ребенка систему,
основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и
благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Все это представлено в
виде хорошо отработанных методических рекомендаций. Современная практика работы
ДОУ показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности
психофизиологического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-
дошкольника, слабо владеют приемами здоровье сберегающей педагогики. Для более
эффективной совместной работы педагогов (всех категорий) и родителей по
воспитанию здорового и развитого ребенка приводится примерное содержание
семинаров-практикумов, бесед, консультаций, тренингов для педагогов и родителей,
что позволит:
- определить единые подходы к организации питания, сна, средствам закаливания,
воспитанию культурно-гигиенических навыков, обеспечению достаточного пребывания
детей на свежем воздухе, налаживанию эмоционального контакта (общения с
ребенком);
- привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и
педагогических задач;
- повысить (по возможности) педагогическую культуру родителей. Оздоровительная
работа строится по двум блокам: «Здоровье» и «Азбука движения». В блоках имеются
разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания».
Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан
двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения
детей в течение одного дня и недели. Введены формы работы с детьми по развитию
движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы».
Оздоровительный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц,
каникулы — два раза в год (зимние и весенние). Основной формой обучения детей в
каждом блоке являются занятия, но их количество, предложенное автором,
ограничено. Не разработан цикл познавательных занятий, направленных на
воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа
жизни. Нет системы в реализации блоков, не предусмотрена совместная деятельность
педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Изучив имеющиеся на сегодняшний день программы, выявив как положительные
стороны, так и недоработки, отмечается необходимость новых подходов к
оздоровлению детей.
Автор Козырева О.В. в пособии «Оздоровительно-развивающие игры для
дошкольников» (Москва, «Просвещение» 2007 г). предоставляет педагогу выбор в
использовании в работе с детьми оздоровительно-развивающих игр, позволяющих
ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя
достигнутый оздоровительный эффект; помогающих ребёнку освоить те виды движений,
которые с трудом осваивались на занятиях по лечебной гимнастике или других
занятиях. Первая часть даёт краткие характеристики оздоровительно-развивающих
игр по трём направлениям: соревновательные игры, кооперативные игры, не
соревновательные игры. Следующая часть включает в себя непосредственно сами игры
по трём выше названным направлениям. И в заключительной части педагогу
предлагаются игры при наиболее распространённых заболеваниях и отклонениях в
состоянии здоровья дошкольников (плоскостопие, нарушение осанки, дискинезия
желчевыводящих путей, ожирение, функциональные нарушения сердца, часто болеющие
дети). Это имеет особо важное значение для оздоровления ребёнка, уже имеющего
отклонения в здоровье.
Изучив имеющиеся на сегодняшний день программы, выявив как положительные
стороны, так и недоработки, отмечается необходимость новых подходов к
оздоровлению детей.
Автор Козырева О.В. в пособии «Оздоровительно-развивающие игры для
дошкольников» (Москва, «Просвещение» 2007 г). предоставляет педагогу выбор в
использовании в работе с детьми оздоровительно-развивающих игр, позволяющих
ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя
достигнутый оздоровительный эффект; помогающих ребёнку освоить те виды движений,
которые с трудом осваивались на занятиях по лечебной гимнастике или других
занятиях. Первая часть даёт краткие характеристики оздоровительно-развивающих
игр по трём направлениям: соревновательные игры, кооперативные игры, не
соревновательные игры. Следующая часть включает в себя непосредственно сами игры
по трём вышеназванным направлениям. И в заключительной части педагогу
предлагаются игры при наиболее распространённых заболеваниях и отклонениях в
состоянии здоровья дошкольников (плоскостопие, нарушение осанки, дискинезия
желчевыводящих путей, ожирение, функциональные нарушения сердца, часто болеющие
дети). Это имеет особо важное значение для оздоровления ребёнка, уже имеющего
отклонения в здоровье.
Несмотря на многочисленные публикации по теме оздоровления ребёнка и
многочисленные пособия по этой проблеме, в них недостаточно внимания уделено
вопросам воспитания ребёнка в духе здорового образа жизни. Актуальная задача
такого воспитательного процесса – это привитие интереса, желания и навыков
оздоровления у самого ребёнка.