Автор: Боброва Ксения Сергеевна
Должность: педагог-психолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ ДО ППМС центр Шанс
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нейропсихологические игры с мячом в помощь родителям"
Раздел: дополнительное образование
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ с мячом в помощь
родителям.
Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребенка одновременного
выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что,
несомненно, вызывает трудности. В ходе игры мы не требуем скорости, а
добиваемся
четкости,
правильности,
осознанности,
ну,
а
темп,
конечно
поощряется.
Больше игр можно найти в работах нейропсихолога, профессора МГППУ
А.Семенович, а здесь мы предлагаем вам игры, наиболее любимые детьми.
Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и
называет слово, связанное со словом взрослого (свою ассоциацию) и кидает
мяч обратно. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает:
«Облако».
Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и
говорит, к какому времени года относится этот месяц (аналогично -
обобщающее слово и конкретный объект).
Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных
расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом
немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая
его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо
стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
Ребенок кидает большой мяч об стену четырьмя способами (ну как не
вспомнить здесь свое советское детство!
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого
ловит;
3) кидает, хлопает в ладоши, ловит (при усложнении - хлопает 2 раза,
3 раза и т.д.)
4) кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через
него.
Предыдущие упражнения выполняются, усложняя, с мячами среднего
размера, потом - малого размера (теннисный мяч).
Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели
может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке
взрослого. В нашей адаптации: на стене несколько кругов, в каждом круге -
понятийная группа (буква, цифры, посуда, одежда, мебель и т.д.). Взрослый
задает цель - ребенок в нее кидает мяч, при этом называет любое слово из
заданной группы. Например, взрослый задает цель: "Посуда", ребенок
бросает в цель мяч и называет предмет: "Чашка" и т.д.
Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой
ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину,
ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим,
средним, теннисным). В нашей адаптации, при усложнении: взрослый
называет обобщающее слово, а ребенок попадает мячами в корзину, называя
при этом конкретные слова из заданной понятийной группы.
На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в
начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от
линии, то слева от нее. В нашей адаптации при усложнении: добавляется
стихотворение, текст, прямой, обратный и промежуточный счет и т.д.
Усложнение: все вышеуказанные игры выполняются поочередно
правой и левой рукой.