Напоминание

Роль художественной литературы в развитии речи детей


Авторы: Иванчина Анна Михайловна, Анна Михайловна Иванчина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №7
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Роль художественной литературы в развитии речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль художественной литературы в развитии речи детей

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и

многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность

всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону

речи. Одним из таких - является художественная литература.

Художественная литература, действенное, могучее средство умственного,

нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей

эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на

развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его

жизни.

В современной жизни обращение к данной проблеме вытекает из

следующих причин:

1) знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме

или поверхностно,

2) изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены.

3)воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт

им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться

неотъемлемой частью русского языка.

Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в

диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное

творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной

выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому в детском

саду нужно начинать работу по формированию правильной устной речи

средствами художественной литературы.

Я разработала программу на тему «Художественная литература в

развитии связной речи детей».

Цель моей работы: формирование правильной устной речи детей на основе

овладения ими литературным языком своего народа.

Задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов,

стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства;

помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения,

прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Для решения поставленных задач сделано следующее:

1)определено содержание работы по проблеме развития речи детей

средствами художественной литературы;

2)разработаны формы организации деятельности с детьми, родителями;

разработана система планирования;

3)подготовлены наглядно-дидактические материалы;

4)подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.

Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами

художественной литературы строилась на следующих принципах:

системности, сезонности, учета возрастных особенностей, преемственности

взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Для работы по своей теме разработала программу «В гостях у

Колобка». Работу по реализации программы проводила в средних, старших

группах. Работу по развитию связной речи средствами художественной

литературы я составила по разделам:

Устное народное творчество русского народа;

Произведения русских писателей и поэтов, отражающие сезонные

особенности природы и деятельность людей в соответствии с сезоном;

Произведения русских писателей и поэтов, отражающие календарно-

традиционные события своего народа;

Знакомства с жизнью и творчеством писателей и поэтов.

Данная работа велась через:

-организованную деятельность детей – занятия, экскурсии,

- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы

воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения,

труд;

- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Свою работу я разделила на 3 этапа.

На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать,

уточнить и систематизировать их знания о художественной литературе,

выяснить уровень знаний и умений на начало учебного года. Одновременно,

мною проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения

их знаний о приемах и средствах развития речи детей средствами

художественной литературы и выявлению запросов родителей по развитию

речи детей.

На 2 этапе я старалась формировать и совершенствовать речь детей

средствами народного устного и декоративно-прикладного искусства,

показывать разнообразие их форм, упражняла дошкольников в умении

использовать богатое словарное наследие в своей речи. Знакомя с

произведениями русских и советских писателей и поэтов, старалась

подобрать, провести работу над каждым произведением так, чтобы дети

поняли, «пропустили» через себя и,в последствии, использовали в своей речи

язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена;

лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого; легкие и

прозрачные стихи А. С. Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких

описаний К. Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей

юмора, современный язык в произведениях Маршака, Михалкова и др.

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений дошкольники

старались использовать в своей речи богатое наследие литературных

произведений.

Мною была подготовлена предметно-развивающая среда:

1.

библиотека детской литературы;

2.

фонотека аудиозаписей произведений детских российских, советских и

зарубежных писателей и поэтов;

3.

видеотека мультфильмов к произведениям;

4.

пальчиковый, настольный театр, куклы бибабо, театр резиновой

игрушки;

5.

Мнемотаблицы и мнемосхемы к произведениям устного народного

творчества и писателей.

Опираясь на накопленный опыт, мною были разработаны конспекты

занятий. На занятии на тему «Сказка мудростью богата» я знакомила детей с

разнообразием русских народных сказок, старалась обогатить их

читательский опыт за счет таких жанров, как волшебные сказки, сказки о

животных.

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они

являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в

узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима

и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает

влияние на разностороннее развитие речи детей. Например, при работе с

загадкой «За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень

гладкая, на вкус, как сахар, сладкая» знакомлю с эпитетом, сравнением

морковки с лисой, ботвы с хохолком. При работе с загадкой «Может напоить

водою, может гайку отвинтить, а еще замок откроет, чтоб хозяев в дом

пустить» знакомлю с понятием многозначные слова, которые помогают

увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном

значении слова.

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию

образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговороки.

Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они

поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого

смысла народные изречения обладают еще и переносным значением.

Например, при знакомстве с пословицей «За двумя зайцами погонишься – ни

одного не поймаешь» я рассказала о том, что нельзя браться сразу за

несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься

успеха.

При проведении занятия на тему «На героя и слава бежит» знакомила

детей с жанром устного народного творчества – былинами «Добрыня –

богатырь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», с русскими

былинными героями: Добрыня, Илья Муромец, с языком былин, расширялся

словарь детей словами «палица», «меч и стрелы», «копье» и др.

Огромную роль в развитии речи детей посредством произведений

художественной литературы занимает знакомство с творчеством детских

писателей и поэтов. Дети старшего возраста более осознанно воспринимают

литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять

скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с

детьми книгу, я стараюсь донести им характер и идею произведения, задаю

вопросы по прочитанному, веду разговор об авторе, о других его

произведениях.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться

первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой

я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на

автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше.

Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности

того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру

ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно, стараюсь

заинтересовать интересными фактами. Например, А.Барто хотела в детстве

стать балериной, но выбрала профессию поэта и др. Делаем выставку книг

данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям. Для более

точного восприятия и осмысления произведений, кроме чтения воспитателя,

применяю метод прослушивания лучших образцов словесного искусства в

аудиозаписи. Мною накоплена большая коллекция аудиозаписей

произведений русских, советских, зарубежных писателей и поэтов. Среди

них «Девочка и грибы» Л.Н.Толстого, «Рапунцель» Братьев Гримм,

«Упрямый лягушонок» С.Михалкова. Для закрепления прослушанных

рассказов или сказок во второй половине дня провожу демонстрацию видео

отрывков мультфильмов по данным произведениям на интерактивной доске.

Полученные знания и умения по творчеству писателей раскрываем в

играх:

- «ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его

поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является

носителем важных ценностей

- «сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся»,

«сивка бурка»

- «продолжи строчку»

- «угадай рифму» и др.

В дополнение к ним использую такие формы организации и

проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения,

экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, викторины,

развлечения, театрализованные игры.

Ничто так не развивает речь, как театрализованная деятельность

детей. Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи.

В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и

театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и

вечера встреч со сказкой. Проводили инсценирование сказки «Пых»,

литературный досуг «Пушкинский день» и др.

В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети

«лечат» книги.

При обучении детей рассказыванию в организованной

образовательной деятельности использую мнемокарты и мнемотаблицы,

которые способствуют быстрому запоминанию текста.

Также была проведена работа по ознакомлению с баснями И.Крылова.

Была проведена короткая беседа, чтобы помочь детям понять специфику

этого сложного жанра. Чтобы помочь дошкольникам понять мораль этих

произведений, вместе с детьми вспоминали подобный случай из реальной

жизни, который помог детям провести аналогию с содержанием басни.

В своей работе я стараюсь использовать инновационные методы и

приемы работы с детьми и родителями. В период самоизоляции проводила

дистанционные занятия с использованием видео презентаций («Веселые

рассказы Н.Носова» и др.), флешмоб «Игрушки» по творчеству А.Барто,

прослушивание аудиозаписей и чтение сказок перед сном, игровые

обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.

Круг проблем, связанных с развитием речи ребенка невозможно

решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с

родителями воспитанников. Для развития речи воспитанников я выработала

стратегию сотрудничества с семьей.

С целью повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме

провела консультации для родителей:

- «Учите детей любить книгу»;

- «Развиваем речь, играя»;

- «Как заинтересовать ребёнка чтением».

Родители были привлечены к участию в мероприятиях :

- Квест – игра «В поисках клада (по сказкам)». Дети вместе с Лунтиком и

Красной Шапочкой по территории детского сада искали клад. Дети на первой

остановке делали разминку, чтобы набраться сил перед дорогой, затем на

другой остановке отгадывали загадки и задания жителей сказочной страны,

на спортивной площадке соревновались в быстроте и ловкости, рядом с

ясельной группой, в которую они ходили раньше, выполняли задания злого

волшебника. В заключении путешествия нашли сундук с кладом – мыльными

пузырями и воздушными шарами.

Для более эффективной работы организована работа с социумом. С

детьми была проведена экскурсия в детскую библиотеку на тему «День

пожилого человека», где дети показали небольшой концерт для своих

бабушек, библиотекарь Проскура Лена Ринатовна познакомила с выставкой

детской литературы к этому празднику, рассказала об истории

возникновения праздника. В период самоизоляции была проведена заочная

дистанционная экскурсия в библиотеку, приуроченная 115 летию А.Барто,

Где дети узнали о жизни и творчестве этой поэтессы и поучаствовали в

викторине по произведениям этого автора.

Родители моих воспитанников являются заинтересованными, активными

помощниками в воспитании обучении детей.

Работа с художественной литературой интересна и увлекательна.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный

вид искусства, способствующий развитию речи детей.

Я буду приобщать детей к художественной литературе. Родная

литература должна стать неотъемлемой частью души ребенка, порождающей

личность.

Литература

1. И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским

народным творчеством» Старшая группа Санкт-Петербург: Детство-Пресс –

2013.

2.А.Я.Ветохина, О.В.Савельев., В.К.Полынова «Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста» Детство- Пресс -2020.

3. О.А.Иванова «Учимся читать художественную литературу» Программа.

Тематическое планирование, Конспекты занятий. Для работы с детьми

старшего дошкольного возраста. Москва «Школьная пресса» - 2005.

4. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры» Парциальная программа Санкт-Петербург: Детство-

Пресс – 2016.

5.Р.Л.Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» издательство

«Китап» имени З.Биишевой. Уфа – 2011.



В раздел образования




Яндекс.Метрика