Авторы: Иванчина Анна Михайловна, Анна Михайловна Иванчина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №7
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Роль художественной литературы в развитии речи детей
Раздел: дошкольное образование
Роль художественной литературы в развитии речи детей
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и
многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность
всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону
речи. Одним из таких - является художественная литература.
Художественная литература, действенное, могучее средство умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей
эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на
развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его
жизни.
В современной жизни обращение к данной проблеме вытекает из
следующих причин:
1) знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме
или поверхностно,
2) изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены.
3)воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт
им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться
неотъемлемой частью русского языка.
Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в
диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное
творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной
выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому в детском
саду нужно начинать работу по формированию правильной устной речи
средствами художественной литературы.
Я разработала программу на тему «Художественная литература в
развитии связной речи детей».
Цель моей работы: формирование правильной устной речи детей на основе
овладения ими литературным языком своего народа.
Задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов,
стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей
при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства;
помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения,
прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Для решения поставленных задач сделано следующее:
1)определено содержание работы по проблеме развития речи детей
средствами художественной литературы;
2)разработаны формы организации деятельности с детьми, родителями;
разработана система планирования;
3)подготовлены наглядно-дидактические материалы;
4)подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.
Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами
художественной литературы строилась на следующих принципах:
системности, сезонности, учета возрастных особенностей, преемственности
взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Для работы по своей теме разработала программу «В гостях у
Колобка». Работу по реализации программы проводила в средних, старших
группах. Работу по развитию связной речи средствами художественной
литературы я составила по разделам:
Устное народное творчество русского народа;
Произведения русских писателей и поэтов, отражающие сезонные
особенности природы и деятельность людей в соответствии с сезоном;
Произведения русских писателей и поэтов, отражающие календарно-
традиционные события своего народа;
Знакомства с жизнью и творчеством писателей и поэтов.
Данная работа велась через:
-организованную деятельность детей – занятия, экскурсии,
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы
воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения,
труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Свою работу я разделила на 3 этапа.
На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать,
уточнить и систематизировать их знания о художественной литературе,
выяснить уровень знаний и умений на начало учебного года. Одновременно,
мною проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения
их знаний о приемах и средствах развития речи детей средствами
художественной литературы и выявлению запросов родителей по развитию
речи детей.
На 2 этапе я старалась формировать и совершенствовать речь детей
средствами народного устного и декоративно-прикладного искусства,
показывать разнообразие их форм, упражняла дошкольников в умении
использовать богатое словарное наследие в своей речи. Знакомя с
произведениями русских и советских писателей и поэтов, старалась
подобрать, провести работу над каждым произведением так, чтобы дети
поняли, «пропустили» через себя и,в последствии, использовали в своей речи
язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена;
лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого; легкие и
прозрачные стихи А. С. Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких
описаний К. Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей
юмора, современный язык в произведениях Маршака, Михалкова и др.
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений дошкольники
старались использовать в своей речи богатое наследие литературных
произведений.
Мною была подготовлена предметно-развивающая среда:
1.
библиотека детской литературы;
2.
фонотека аудиозаписей произведений детских российских, советских и
зарубежных писателей и поэтов;
3.
видеотека мультфильмов к произведениям;
4.
пальчиковый, настольный театр, куклы бибабо, театр резиновой
игрушки;
5.
Мнемотаблицы и мнемосхемы к произведениям устного народного
творчества и писателей.
Опираясь на накопленный опыт, мною были разработаны конспекты
занятий. На занятии на тему «Сказка мудростью богата» я знакомила детей с
разнообразием русских народных сказок, старалась обогатить их
читательский опыт за счет таких жанров, как волшебные сказки, сказки о
животных.
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они
являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в
узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима
и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает
влияние на разностороннее развитие речи детей. Например, при работе с
загадкой «За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень
гладкая, на вкус, как сахар, сладкая» знакомлю с эпитетом, сравнением
морковки с лисой, ботвы с хохолком. При работе с загадкой «Может напоить
водою, может гайку отвинтить, а еще замок откроет, чтоб хозяев в дом
пустить» знакомлю с понятием многозначные слова, которые помогают
увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном
значении слова.
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию
образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговороки.
Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они
поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого
смысла народные изречения обладают еще и переносным значением.
Например, при знакомстве с пословицей «За двумя зайцами погонишься – ни
одного не поймаешь» я рассказала о том, что нельзя браться сразу за
несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься
успеха.
При проведении занятия на тему «На героя и слава бежит» знакомила
детей с жанром устного народного творчества – былинами «Добрыня –
богатырь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», с русскими
былинными героями: Добрыня, Илья Муромец, с языком былин, расширялся
словарь детей словами «палица», «меч и стрелы», «копье» и др.
Огромную роль в развитии речи детей посредством произведений
художественной литературы занимает знакомство с творчеством детских
писателей и поэтов. Дети старшего возраста более осознанно воспринимают
литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять
скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с
детьми книгу, я стараюсь донести им характер и идею произведения, задаю
вопросы по прочитанному, веду разговор об авторе, о других его
произведениях.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться
первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой
я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на
автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше.
Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности
того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру
ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно, стараюсь
заинтересовать интересными фактами. Например, А.Барто хотела в детстве
стать балериной, но выбрала профессию поэта и др. Делаем выставку книг
данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям. Для более
точного восприятия и осмысления произведений, кроме чтения воспитателя,
применяю метод прослушивания лучших образцов словесного искусства в
аудиозаписи. Мною накоплена большая коллекция аудиозаписей
произведений русских, советских, зарубежных писателей и поэтов. Среди
них «Девочка и грибы» Л.Н.Толстого, «Рапунцель» Братьев Гримм,
«Упрямый лягушонок» С.Михалкова. Для закрепления прослушанных
рассказов или сказок во второй половине дня провожу демонстрацию видео
отрывков мультфильмов по данным произведениям на интерактивной доске.
Полученные знания и умения по творчеству писателей раскрываем в
играх:
- «ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его
поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является
носителем важных ценностей
- «сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся»,
«сивка бурка»
- «продолжи строчку»
- «угадай рифму» и др.
В дополнение к ним использую такие формы организации и
проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения,
экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, викторины,
развлечения, театрализованные игры.
Ничто так не развивает речь, как театрализованная деятельность
детей. Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи.
В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и
театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и
вечера встреч со сказкой. Проводили инсценирование сказки «Пых»,
литературный досуг «Пушкинский день» и др.
В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети
«лечат» книги.
При обучении детей рассказыванию в организованной
образовательной деятельности использую мнемокарты и мнемотаблицы,
которые способствуют быстрому запоминанию текста.
Также была проведена работа по ознакомлению с баснями И.Крылова.
Была проведена короткая беседа, чтобы помочь детям понять специфику
этого сложного жанра. Чтобы помочь дошкольникам понять мораль этих
произведений, вместе с детьми вспоминали подобный случай из реальной
жизни, который помог детям провести аналогию с содержанием басни.
В своей работе я стараюсь использовать инновационные методы и
приемы работы с детьми и родителями. В период самоизоляции проводила
дистанционные занятия с использованием видео презентаций («Веселые
рассказы Н.Носова» и др.), флешмоб «Игрушки» по творчеству А.Барто,
прослушивание аудиозаписей и чтение сказок перед сном, игровые
обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.
Круг проблем, связанных с развитием речи ребенка невозможно
решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с
родителями воспитанников. Для развития речи воспитанников я выработала
стратегию сотрудничества с семьей.
С целью повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме
провела консультации для родителей:
- «Учите детей любить книгу»;
- «Развиваем речь, играя»;
- «Как заинтересовать ребёнка чтением».
Родители были привлечены к участию в мероприятиях :
- Квест – игра «В поисках клада (по сказкам)». Дети вместе с Лунтиком и
Красной Шапочкой по территории детского сада искали клад. Дети на первой
остановке делали разминку, чтобы набраться сил перед дорогой, затем на
другой остановке отгадывали загадки и задания жителей сказочной страны,
на спортивной площадке соревновались в быстроте и ловкости, рядом с
ясельной группой, в которую они ходили раньше, выполняли задания злого
волшебника. В заключении путешествия нашли сундук с кладом – мыльными
пузырями и воздушными шарами.
Для более эффективной работы организована работа с социумом. С
детьми была проведена экскурсия в детскую библиотеку на тему «День
пожилого человека», где дети показали небольшой концерт для своих
бабушек, библиотекарь Проскура Лена Ринатовна познакомила с выставкой
детской литературы к этому празднику, рассказала об истории
возникновения праздника. В период самоизоляции была проведена заочная
дистанционная экскурсия в библиотеку, приуроченная 115 летию А.Барто,
Где дети узнали о жизни и творчестве этой поэтессы и поучаствовали в
викторине по произведениям этого автора.
Родители моих воспитанников являются заинтересованными, активными
помощниками в воспитании обучении детей.
Работа с художественной литературой интересна и увлекательна.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный
вид искусства, способствующий развитию речи детей.
Я буду приобщать детей к художественной литературе. Родная
литература должна стать неотъемлемой частью души ребенка, порождающей
личность.
Литература
1. И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским
народным творчеством» Старшая группа Санкт-Петербург: Детство-Пресс –
2013.
2.А.Я.Ветохина, О.В.Савельев., В.К.Полынова «Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста» Детство- Пресс -2020.
3. О.А.Иванова «Учимся читать художественную литературу» Программа.
Тематическое планирование, Конспекты занятий. Для работы с детьми
старшего дошкольного возраста. Москва «Школьная пресса» - 2005.
4. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» Парциальная программа Санкт-Петербург: Детство-
Пресс – 2016.
5.Р.Л.Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» издательство
«Китап» имени З.Биишевой. Уфа – 2011.