Автор: Миронова Алиса Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Город Канаш
Наименование материала: Доклад «Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях дошкольного образования»
Тема: «Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях дошкольного образования»
Раздел: дошкольное образование
Наименования учреждения
Доклад
«Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях
дошкольного образования»
Подготовила:
воспитатель
2020г.
ФГОС
ДО
-
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования - документ, который все дошкольные образовательные организации
обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в
соответствии
с
ФГОС
ДО
необходимо
вспомнить,
какие
основные
образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.
Три модели организации образовательного процесса в ДОО
1. Учебная модель
В последние годы она активно используется в ДОО. Организация
образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу
разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику
построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело
принадлежит
инициатива
и
направление
деятельности.
Привлекательность
учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью,
доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу
издается
множество
конспектов
–
разработок
по
отдельным
методикам,
содержание которых не связано между собой.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая
выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной
форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее
ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая
ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее
жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему
образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен
скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его
развитие.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и
творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем
является сложным процессом.
3. Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную
среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический,
развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и
ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности
образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.
При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих
усилий от взрослого.
Остановимся на инновационных требованияхобразовательной
деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Инновационная деятельность в детском саду
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не
может
полностью
соответствовать
настоящим
требованиям
ФГОС.
Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые
возможности преподнесения материала.
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование
инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс
обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими
усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном
учреждении является повышение эффективности процесса обучения и
получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ
ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников;
развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к
творческому самовыражению;
повышение
любознательности
и
интереса
к
исследовательской
деятельности;
стимулирование
различных
видов
активности
воспитанников
(игровой, познавательной и т. д.);
повышение интеллектуального уровня детей;
развитие креативности и нестандартности мышления.
Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой
системе дошкольного образования.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является
то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и
придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок
чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А
также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается
ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
технологии «лэпбук»;
личностно-ориентированные;
игровые технологии;
технологии проблемного обучения и др.
групповой сбор(утренний круг)
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС
отмечает
широкое
использование
информационно-коммуникационных
технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного
образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
компьютеры;
интерактивные доски;
магнитофоны;
телевизоры;
фотоаппаратура и т.д.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание
дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые
информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе
зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и
осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших
дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать
презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем
продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить
подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки
зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки.
В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно
показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе
вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на
занятиях
помогает
перейти
от
объяснительной
формы
обучения
к
деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что
способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной
доской включает в себя:
проведение различных развивающих игр;
просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
разбор проблемных ситуаций;
совместное творчество и др.
При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют
активность, что облегчает усвоение материала.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы
с дошкольниками:
Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют
необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–
3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент
«Ластик».
Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают
возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку
(старший дошкольный возраст).
Технология проблемного обучения
Технология
проблемного
обучения
строится
на
постановке
определённой
проблемы
и
предполагает
её
решение
самостоятельно
ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также
развивает мышление.
Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных
групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно
развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает
развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные
задачи. Если
в
традиционной
образовательной
деятельности
процесс
обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации,
то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная
активность.
Практика
современной
работы
дошкольного
учреждения
выделяет
следующие виды проектной деятельности:
Исследовательская
—
дети
проводят
эксперименты,
а
затем
оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа
рассказа, сказки.
Информационная — сбор детьми информации по определённой
тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок,
коллажа, рассказа.
Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры,
предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать
выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи
в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного
возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки»,
«Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут
социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и
птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка,
в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки,
конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога
и детей.
В нём
собирается материал по конкретной теме. Этот метод
предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с
наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком,
складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически
напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется
на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для
применения в разновозрастных группах.
Лэпбук — удивительная книжка с
заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо.
Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую.
Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная
деятельность
является
одной
из
любимых
дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты,
исследовать что-то новое.Заключительным этапом любой проделанной работы
является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод —
привычный
для
этого
способ.
Новаторским
является
использование
так
называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время
становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким
образом информация легче запоминается.
С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта.
Работа
с
карточками
опирается
на
полученные
ранее
представления
и
собственные
предположения.
Дети
проводят
опыты,
опираясь
на
информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.
Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов
1.После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты.
2.карточка фиксирует продукт, который был угадан по запаху, с закрытыми
глазами.
3.Если собрать пирамидку наоборот, от меньшего к большему, устоит ли
она?
4.В опытах по определению веса воздуха поможет воздушный шарик.
5.На картинке указывается, что произошло с веществами после попадания в
стакан с водой.
6.Дошкольники с увлечением проводят опыт, выдержит ли бумага вес
стакана.
7.Интересно исследовать, какой новый цвет появляется в результате
смешивания имеющихся красок.
8.Проведенный опыт покажет, что магнит даже через стекло притягивает
только металлические предметы.
9.Карточки с понятными изображениями вызовут ещё больший интерес у
детей при проведении опыта.
Разработка инновационного проекта в детском саду
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми
имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей
деятельности, эти риски сведутся к минимуму.
Педагогу следует учитывать:
выбор направления инновационной работы;
разработку концепции и программы инновационной деятельности;
создание условий для реализации инновационного проекта;
подготовку и грамотное введение документации по инновационной
деятельности.
Перед
внедрением
инновационного
проекта
в
работу
с
детьми
воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы.
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в
совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого
воспитанника, его психологическую готовность.
Структура инновационного процесса:
1.
Анализ и сбор информации.
2.
Выбор и реализация новшеств.
3.
Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.
Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные
технологии
развивают
индивидуальность
дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не
предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать
конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности
ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных
сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе
дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся
контролировать свои поступки.
Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также
выражать своё мнение в коллективе.
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья
у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят
навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по
ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе
о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.
Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему
здоровью.
Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться
различными способами, например:
контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима
питания;
выполнение
различных
видов
гимнастик
(ортопедической,
дыхательной, пальчиковой), закаливания;
введение новых видов двигательной активности — детской йоги,
стретчинга, танцев;
проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного
питания, тематических игр;
проведение
коррекционных
занятий
с
элементами
арт-терапии,
песочной терапии, сказкотерапии.
Вывод
Для улучшения качества образовательного процесса важно найти новые
эффективные способы взаимодействия с семьей, вовлечения родителей в
образовательный процесс, создания совместных образовательных проектов,
интеграции семейного опыта и целевых ориентиров ФГОС ДО. Возможно сегодня
мы сможем найти подход к решению и этой проблемы.
Инновационная
деятельность
является
находкой
для
современных
педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые
приёмы
и
методы
воспитания,
современные
технологии
обеспечивают
саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию
педагогов.