Напоминание

«Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях дошкольного образования»


Автор: Миронова Алиса Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Город Канаш
Наименование материала: Доклад «Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях дошкольного образования»
Тема: «Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях дошкольного образования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наименования учреждения

Доклад

«Эффективные модели и практики реализации ФГОС в организациях

дошкольного образования»

Подготовила:

воспитатель

2020г.

ФГОС

ДО

-

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования - документ, который все дошкольные образовательные организации

обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в

соответствии

с

ФГОС

ДО

необходимо

вспомнить,

какие

основные

образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация

образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу

разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику

построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело

принадлежит

инициатива

и

направление

деятельности.

Привлекательность

учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью,

доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу

издается

множество

конспектов

разработок

по

отдельным

методикам,

содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая

выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной

форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее

ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая

ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее

жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему

образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен

скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его

развитие.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и

творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем

является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную

среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический,

развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и

ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности

образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.

При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих

усилий от взрослого.

Остановимся на инновационных требованияхобразовательной

деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Инновационная деятельность в детском саду

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не

может

полностью

соответствовать

настоящим

требованиям

ФГОС.

Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые

возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование

инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс

обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими

усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном

учреждении является повышение эффективности процесса обучения и

получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ

ставятся следующие задачи:

развитие индивидуальности воспитанников;

развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к

творческому самовыражению;

повышение

любознательности

и

интереса

к

исследовательской

деятельности;

стимулирование

различных

видов

активности

воспитанников

(игровой, познавательной и т. д.);

повышение интеллектуального уровня детей;

развитие креативности и нестандартности мышления.

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой

системе дошкольного образования.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является

то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и

придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок

чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А

также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается

ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

здоровьесберегающие;

технологии проектной и исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные;

технологии «лэпбук»;

личностно-ориентированные;

игровые технологии;

технологии проблемного обучения и др.

групповой сбор(утренний круг)

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС

отмечает

широкое

использование

информационно-коммуникационных

технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного

образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

компьютеры;

интерактивные доски;

магнитофоны;

телевизоры;

фотоаппаратура и т.д.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание

дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые

информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе

зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и

осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших

дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать

презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем

продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить

подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки

зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки.

В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно

показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе

вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на

занятиях

помогает

перейти

от

объяснительной

формы

обучения

к

деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что

способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной

доской включает в себя:

проведение различных развивающих игр;

просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

разбор проблемных ситуаций;

совместное творчество и др.

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют

активность, что облегчает усвоение материала.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы

с дошкольниками:

Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют

необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).

Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–

3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент

«Ластик».

Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают

возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).

Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.

Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку

(старший дошкольный возраст).

Технология проблемного обучения

Технология

проблемного

обучения

строится

на

постановке

определённой

проблемы

и

предполагает

её

решение

самостоятельно

ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также

развивает мышление.

Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных

групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно

развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает

развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные

задачи. Если

в

традиционной

образовательной

деятельности

процесс

обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации,

то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная

активность.

Практика

современной

работы

дошкольного

учреждения

выделяет

следующие виды проектной деятельности:

Исследовательская

дети

проводят

эксперименты,

а

затем

оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа

рассказа, сказки.

Информационная — сбор детьми информации по определённой

тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок,

коллажа, рассказа.

Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры,

предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать

выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи

в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного

возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки»,

«Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут

социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и

птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка,

в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки,

конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога

и детей.

В нём

собирается материал по конкретной теме. Этот метод

предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с

наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком,

складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически

напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется

на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для

применения в разновозрастных группах.

Лэпбук — удивительная книжка с

заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо.

Тему для лэпбука можно выбрать абсолютно любую.

Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментальная

деятельность

является

одной

из

любимых

дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты,

исследовать что-то новое.Заключительным этапом любой проделанной работы

является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод —

привычный

для

этого

способ.

Новаторским

является

использование

так

называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время

становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким

образом информация легче запоминается.

С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта.

Работа

с

карточками

опирается

на

полученные

ранее

представления

и

собственные

предположения.

Дети

проводят

опыты,

опираясь

на

информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.

Фотогалерея: схемы проведения опытов и экспериментов

1.После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты.

2.карточка фиксирует продукт, который был угадан по запаху, с закрытыми

глазами.

3.Если собрать пирамидку наоборот, от меньшего к большему, устоит ли

она?

4.В опытах по определению веса воздуха поможет воздушный шарик.

5.На картинке указывается, что произошло с веществами после попадания в

стакан с водой.

6.Дошкольники с увлечением проводят опыт, выдержит ли бумага вес

стакана.

7.Интересно исследовать, какой новый цвет появляется в результате

смешивания имеющихся красок.

8.Проведенный опыт покажет, что магнит даже через стекло притягивает

только металлические предметы.

9.Карточки с понятными изображениями вызовут ещё больший интерес у

детей при проведении опыта.

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми

имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей

деятельности, эти риски сведутся к минимуму.

Педагогу следует учитывать:

выбор направления инновационной работы;

разработку концепции и программы инновационной деятельности;

создание условий для реализации инновационного проекта;

подготовку и грамотное введение документации по инновационной

деятельности.

Перед

внедрением

инновационного

проекта

в

работу

с

детьми

воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы.

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в

совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого

воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

1.

Анализ и сбор информации.

2.

Выбор и реализация новшеств.

3.

Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные

технологии

развивают

индивидуальность

дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не

предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать

конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности

ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных

сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе

дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся

контролировать свои поступки.

Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также

выражать своё мнение в коллективе.

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья

у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят

навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по

ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе

о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

Важно дать понять детям, что необходимо бережно относиться к своему

здоровью.

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться

различными способами, например:

контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима

питания;

выполнение

различных

видов

гимнастик

(ортопедической,

дыхательной, пальчиковой), закаливания;

введение новых видов двигательной активности — детской йоги,

стретчинга, танцев;

проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного

питания, тематических игр;

проведение

коррекционных

занятий

с

элементами

арт-терапии,

песочной терапии, сказкотерапии.

Вывод

Для улучшения качества образовательного процесса важно найти новые

эффективные способы взаимодействия с семьей, вовлечения родителей в

образовательный процесс, создания совместных образовательных проектов,

интеграции семейного опыта и целевых ориентиров ФГОС ДО. Возможно сегодня

мы сможем найти подход к решению и этой проблемы.

Инновационная

деятельность

является

находкой

для

современных

педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые

приёмы

и

методы

воспитания,

современные

технологии

обеспечивают

саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию

педагогов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика