Напоминание

"Экологическое воспитание в ДОУ"


Автор: Козлова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4 им. В.П.Чкалова
Населённый пункт: г.Чкаловск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Экологическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Экологическое воспитание в ДОУ

.

Сегодня мы поговорим о том, что среди актуальных задач, которые

решает сегодня дошкольное учреждение, ведущее место принадлежит очень

важному

процессу

экологическое

воспитание

дошкольников.

Природа

своим

изумительным

разнообразием,

красочностью

и

динамичностью

процессов

привлекает

внимание

детей

с

раннего

детства,

обогащает

их

мышление. является источником радостных переживаний.

Для ребенка дошкольного возраста она выступает основным элементом

формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру.

Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно

влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления,

полученные от родной природы, глубоко западают в душу малышам, а в

будущем воспитывается ценностное отношение к отчему краю, Отчизне.

Во все времена, в разные времена года в природе есть немало явлений,

объектов,

процессов,

которые

надолго

пленят

старших

дошкольников,

поддерживают

их

интерес,

стимулируют

любознательность,

убеждают

в

возможности

самостоятельных

«открытий»

чудес

в

мире

растений,

животных, неживой природы.

Задача ознакомления дошкольников с экологией.

Основная задача воспитателя дошкольного учреждения по

экологическому воспитанию дошкольников состоит в том, чтобы не свести

его только к природоохранному отношению.

Ведь экологическое воспитание дошкольников является по сути

глобальной проблемой, требующей практического решения путем подбора

адаптированных

задач,

принципов,

средств,

форм

и

методов

в

четком

соответствии

с

возрастными

особенностями

детей-дошкольников,

возможностями

и

спецификой

работы

детских

дошкольных

учреждений.

Одним из важных условий успеха экологического воспитания дошкольников

является умение педагога подобрать наиболее эффективные формы познания

природы и методы усвоения детьми информации о ней.

Исходя из содержания, цели и задач экологического воспитания наряду с

традиционными наблюдениями воспитатель должен организовать и провести

исследовательскую

или

поисково-исследовательскую

деятельность

детей,

которая ближе всего подводит ребенка к проблемы, а вознаграждением за

активность

и

любознательность

малышей

является

их

самостоятельные

«открытия» в мире природы. Ведь во время опыта ребенок сам выполняет

познавательное задание, направленное на достижение поставленной цели.

При этом он решает познавательные задачи с помощью имеющихся у него

знаний,

умений

и

навыков,

выполняя

различные

преобразовательные

действия,

находит

в

результате

правильные

пути

решения

его,

а

также

подобных задач с вариативностью содержания и признаков.

Объект познания при этом предстает перед ребенком в различных связях,

соотношениях с родственными объектами, вещами, явлениями. Ребенок на

правах открывателя познает динамику и статичность природных явлений, а

вариативность признаков, их сравнение и сопоставление убеждают его в

богатстве и неповторимости мира природы.

В результате исследовательской деятельности у детей формируются

элементарные навыки поисковой работы, усиливаются интерес к явлениям

живой и неживой природы, активизируется самостоятельная мыслительная

деятельность.

А

потому

в

значительной

степени

зависит

от

умения

воспитателя

своевременно

направить

внимание

детей

на

определение

внутренних

свойств

объектов

и

их

зависимости

от

внешних

условий.

Проблемные задачи в экологическом воспитании.

Воспитатель может начать опыт с поставленной проблемной задачи,

например так: что будет с растениями, если засохнет вся вода? Что случится с

растениями,

если

наступит

вечная

ночь?…

После

таких

вопросов-

предположений детей надо привлечь непосредственно к опыту. Возможен

другой вариант: дети выполняют опыт, а как вывод из него – ставится вопрос.

Однако в резерве воспитателя есть еще демонстрационный опыт, который

часто

используется

на

практических

занятиях.

Но

отождествлять

его

с

учебным не стоит. Обязательным требованием перед демонстрацией такого

опыта есть четкое объяснение детям его цели и содержания задания, а по его

окончании выводы и аргументы дети делают самостоятельно.

Воспитатель лишь корректирует полученные только что знания, побуждает

детей самостоятельного тематического подбора аналогичных опытов. Во всех

случаях воспитателю следует помнить, что главным условием эффективности

научно-исследовательской

работы

детей

является

их

активная

деятельная

позиция.

Действия с объектами природы являются обязательным компонентом

познания. При этом действия детей должны быть четко адекватные тем

знаниям, умениям и навыкам, которые усваиваются. А материальная среда

для проведения опыта должна допускать его вариативность и проблемность,

стимулировать детей к дальнейшему познанию.

Характер действий старших дошкольников определяется:

а)

уровнем

развития,

возможно стью

создания

микрогрупп

с

дифференцированными

заданиями,

адаптированным

содержанием,

средствами для них;

б)

уровнем

развития

речи,

умением

аргументировать

собственные

предположения, рассуждения;

в) уровнем развития словесно-понятийного мышления, умением обобщать

путем сравнения, выделения общего в ряду признаков, объектов, а также

абстрагирование;

г) содержанием конкретного задания, которое, в зависимости от ситуации,

надо выполнять поэтапно или в полном объеме.

Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании ребенка

Значение научно-исследовательской деятельности в экологическом

воспитании детей заключается именно в том, что дошкольники одновременно

с

усвоением

знаний,

совершенствованием

умений

и

навыков

овладевают

способами

создания

необходимых

условий

для

существования

объектов

живой природы или возникновения желаемых явлений.

В процессе осознанного, действенного отношения детей к природе

руководящая

и

направляющая

роль

принадлежит

педагогу,

который

выступает для детей не только как носитель знаний, но и как образец для

подражания способов, действий, приемов, функций.

Во время экспериментирования для старших дошкольников следует

учитывать одно из важнейших условий его эффективности: новые знания как

результат «открытий» каждого ребенка должны формироваться на знаниях,

ранее усвоенных им. Только при этом условии удовлетворяется естественная

любознательность

ребенка,

его

интерес

к

окружающему,

а

развивающая

функция обучения и воспитания вырисовывается через сущность принципа

преемственности. А это способствует развитию у детей умения применять

ранее

приобретенные

знания

о

явлениях

и

объектах

природы

в

другой

конкретно-значимой деятельности.

Эти умения синтезируют в себе знания не только как доступную для

усвоения информацию, но и как оценку окружающего.

Таким образом, активное усвоение детьми дошкольного возраста знаний,

определенных

результатов

общественно

значимой

и

доступной

ребенку

деятельности выступает как основа в ее подготовке научного познания мира

природы.

В связи с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного

возраста

в

методической

системе

работы

воспитателя

необходимо

обеспечить:

— наглядную демонстрацию сообщаемых естественнонаучных знаний;

— активное поисково-преобразующую деятельность детей;

— поэтапное усложнение знаний;

— вариативность сообщения второстепенных признаков и характеристик на

основе демонстрации существенной признаки объекта или явления.

В элементарной исследовательской деятельности дошкольники знакомятся

с интересными свойствами воды, с интересом для себя узнают, что такое

почва, закрепляют представление об условиях роста растений, приобретают

знания об объектах и явлениях неживой природы, благодаря которым на

Земле существует жизнь.



В раздел образования




Яндекс.Метрика