Автор: Козлова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4 им. В.П.Чкалова
Населённый пункт: г.Чкаловск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Экологическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Экологическое воспитание в ДОУ
.
Сегодня мы поговорим о том, что среди актуальных задач, которые
решает сегодня дошкольное учреждение, ведущее место принадлежит очень
важному
процессу
—
экологическое
воспитание
дошкольников.
Природа
своим
изумительным
разнообразием,
красочностью
и
динамичностью
процессов
привлекает
внимание
детей
с
раннего
детства,
обогащает
их
мышление. является источником радостных переживаний.
Для ребенка дошкольного возраста она выступает основным элементом
формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру.
Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно
влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления,
полученные от родной природы, глубоко западают в душу малышам, а в
будущем воспитывается ценностное отношение к отчему краю, Отчизне.
Во все времена, в разные времена года в природе есть немало явлений,
объектов,
процессов,
которые
надолго
пленят
старших
дошкольников,
поддерживают
их
интерес,
стимулируют
любознательность,
убеждают
в
возможности
самостоятельных
«открытий»
чудес
в
мире
растений,
животных, неживой природы.
Задача ознакомления дошкольников с экологией.
Основная задача воспитателя дошкольного учреждения по
экологическому воспитанию дошкольников состоит в том, чтобы не свести
его только к природоохранному отношению.
Ведь экологическое воспитание дошкольников является по сути
глобальной проблемой, требующей практического решения путем подбора
адаптированных
задач,
принципов,
средств,
форм
и
методов
в
четком
соответствии
с
возрастными
особенностями
детей-дошкольников,
возможностями
и
спецификой
работы
детских
дошкольных
учреждений.
Одним из важных условий успеха экологического воспитания дошкольников
является умение педагога подобрать наиболее эффективные формы познания
природы и методы усвоения детьми информации о ней.
Исходя из содержания, цели и задач экологического воспитания наряду с
традиционными наблюдениями воспитатель должен организовать и провести
исследовательскую
или
поисково-исследовательскую
деятельность
детей,
которая ближе всего подводит ребенка к проблемы, а вознаграждением за
активность
и
любознательность
малышей
является
их
самостоятельные
«открытия» в мире природы. Ведь во время опыта ребенок сам выполняет
познавательное задание, направленное на достижение поставленной цели.
При этом он решает познавательные задачи с помощью имеющихся у него
знаний,
умений
и
навыков,
выполняя
различные
преобразовательные
действия,
находит
в
результате
правильные
пути
решения
его,
а
также
подобных задач с вариативностью содержания и признаков.
Объект познания при этом предстает перед ребенком в различных связях,
соотношениях с родственными объектами, вещами, явлениями. Ребенок на
правах открывателя познает динамику и статичность природных явлений, а
вариативность признаков, их сравнение и сопоставление убеждают его в
богатстве и неповторимости мира природы.
В результате исследовательской деятельности у детей формируются
элементарные навыки поисковой работы, усиливаются интерес к явлениям
живой и неживой природы, активизируется самостоятельная мыслительная
деятельность.
А
потому
в
значительной
степени
зависит
от
умения
воспитателя
своевременно
направить
внимание
детей
на
определение
внутренних
свойств
объектов
и
их
зависимости
от
внешних
условий.
Проблемные задачи в экологическом воспитании.
Воспитатель может начать опыт с поставленной проблемной задачи,
например так: что будет с растениями, если засохнет вся вода? Что случится с
растениями,
если
наступит
вечная
ночь?…
После
таких
вопросов-
предположений детей надо привлечь непосредственно к опыту. Возможен
другой вариант: дети выполняют опыт, а как вывод из него – ставится вопрос.
Однако в резерве воспитателя есть еще демонстрационный опыт, который
часто
используется
на
практических
занятиях.
Но
отождествлять
его
с
учебным не стоит. Обязательным требованием перед демонстрацией такого
опыта есть четкое объяснение детям его цели и содержания задания, а по его
окончании выводы и аргументы дети делают самостоятельно.
Воспитатель лишь корректирует полученные только что знания, побуждает
детей самостоятельного тематического подбора аналогичных опытов. Во всех
случаях воспитателю следует помнить, что главным условием эффективности
научно-исследовательской
работы
детей
является
их
активная
деятельная
позиция.
Действия с объектами природы являются обязательным компонентом
познания. При этом действия детей должны быть четко адекватные тем
знаниям, умениям и навыкам, которые усваиваются. А материальная среда
для проведения опыта должна допускать его вариативность и проблемность,
стимулировать детей к дальнейшему познанию.
Характер действий старших дошкольников определяется:
а)
уровнем
развития,
возможно стью
создания
микрогрупп
с
дифференцированными
заданиями,
адаптированным
содержанием,
средствами для них;
б)
уровнем
развития
речи,
умением
аргументировать
собственные
предположения, рассуждения;
в) уровнем развития словесно-понятийного мышления, умением обобщать
путем сравнения, выделения общего в ряду признаков, объектов, а также
абстрагирование;
г) содержанием конкретного задания, которое, в зависимости от ситуации,
надо выполнять поэтапно или в полном объеме.
Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании ребенка
Значение научно-исследовательской деятельности в экологическом
воспитании детей заключается именно в том, что дошкольники одновременно
с
усвоением
знаний,
совершенствованием
умений
и
навыков
овладевают
способами
создания
необходимых
условий
для
существования
объектов
живой природы или возникновения желаемых явлений.
В процессе осознанного, действенного отношения детей к природе
руководящая
и
направляющая
роль
принадлежит
педагогу,
который
выступает для детей не только как носитель знаний, но и как образец для
подражания способов, действий, приемов, функций.
Во время экспериментирования для старших дошкольников следует
учитывать одно из важнейших условий его эффективности: новые знания как
результат «открытий» каждого ребенка должны формироваться на знаниях,
ранее усвоенных им. Только при этом условии удовлетворяется естественная
любознательность
ребенка,
его
интерес
к
окружающему,
а
развивающая
функция обучения и воспитания вырисовывается через сущность принципа
преемственности. А это способствует развитию у детей умения применять
ранее
приобретенные
знания
о
явлениях
и
объектах
природы
в
другой
конкретно-значимой деятельности.
Эти умения синтезируют в себе знания не только как доступную для
усвоения информацию, но и как оценку окружающего.
Таким образом, активное усвоение детьми дошкольного возраста знаний,
определенных
результатов
общественно
значимой
и
доступной
ребенку
деятельности выступает как основа в ее подготовке научного познания мира
природы.
В связи с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного
возраста
в
методической
системе
работы
воспитателя
необходимо
обеспечить:
— наглядную демонстрацию сообщаемых естественнонаучных знаний;
— активное поисково-преобразующую деятельность детей;
— поэтапное усложнение знаний;
— вариативность сообщения второстепенных признаков и характеристик на
основе демонстрации существенной признаки объекта или явления.
В элементарной исследовательской деятельности дошкольники знакомятся
с интересными свойствами воды, с интересом для себя узнают, что такое
почва, закрепляют представление об условиях роста растений, приобретают
знания об объектах и явлениях неживой природы, благодаря которым на
Земле существует жизнь.