Автор: Ахметова Эльмира Рафаиловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: р.п. Приютово Белебеевский район Республика Башкортостан
Наименование материала: разработку урока
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов
вавилонского царя Хаммурапи.
Метапредметные:
1. определять цель, проблему;
2. выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и
индивидуально;
3.анализировать, строить логически обоснованные рассуждения;
4. владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную,
подтекстовую, концептуальную информацию.
Личностные:
показать роль личности в истории, ответственность правителя за судьбу
страны и желание эту страну защитить и удерживать порядок, оценивать
свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные
ценности.
Ход урока
I.. Оргмомент.
Закон хорошей учебы:
На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.
II. Проверка домашнего задания по теме «Древнее Двуречье».
Физминутка.
III. Определение темы урока.
- Чем может прославиться человек?
- А если он – царь? Почему имена одних правителей сохранила история , а
других - нет? (великий завоеватель, проводил реформы, заботился о народе,
что-то построил и др.)
- В древнем Междуречье был великий царь, управлял Вавилонским царством
и звали его Хаммурапи.
Поэтому тема нашего урока «Вавилонский Царь Хаммурапи и его законы»
(Запись темы в тетрадь.)
- А как вы , ребята, думаете, какие задачи мы для себя поставим, что вы
должны узнать? ( Как правил царь и справедливые ли были его законы. Для
чего нужны законы в государстве.)
IV.
Изучение нового материала
1)Рассказ учителя.
Города Двуречья
долго воевали между собой за право быть главным.
Победил в этой борьбе Вавилон, или как говорили сами вавилоняне — Баб-
илу что означало — врата бога. Под властью Вавилона объединилось все
Двуречье. Вавилон был самым большим городом передней Азии. Его улицы
были четко распланированы. Город украшали величественные ворота. Около
ворот находился царский дворец с висячими садами, которые считались
одним из чудес света. В центре Вавилона возвышалась девяностометровая
храмовая башня .С башни жрецы наблюдали за движением звезд и планет. В
легенде, рассказывающей о строительстве башни, говорится, что народы
говорившие тогда на одном языке начали строительство огромной башни, по
которой можно было бы взобраться на небо. Но бог разгневался на людей за
их дерзость — и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга,
они не смогли закончить строительство и разбрелись по всей земле.
Вавилоняне сохранили многое из богатого наследия шумеров. Шумерский
язык использовался ими при совершении религиозных обрядов, также
сохранились астрономия, математика, медицина, клинопись, в том числе и
приемы храмовой архитектуры.
Наивысшего расцвета Вавилон достиг при царе Хаммурапи.
Он прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял
государством.
Борьба между государством и людьми в одном обществе
заставляла правителей чаще придумывать новые правила (законы), что
способствовало развитию и укреплению державы. Законы Хаммурапи
позволяли управлять государством и поддерживать порядок в обществе, что
способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии –
Вавилонского царства.
2) Работа с хронологией.
- Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя
Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне.
-Ребята, ответьте на вопросы :
1.
Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?(1792+2011=3803
г. назад начал править царь Хаммурапи)
2.
Сколько лет правил царь Хаммурапи?(1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи
правил в Вавилоне).
3) Групповая работа(исследовательская работа в группах с документами
«Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в
убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот
должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого
судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете,
почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи? Какие
требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать
судья?
2-я гр. – документ 2: «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую
операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти
рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот
лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен
всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот
строитель должен быть казнен.»
Вопросы к документу 2: Сделайте вывод об уровне развития медицины в
древнем Вавилоне. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона
вы получили из документа 2? Применялись ли в Вавилонском царстве
тяжелые наказания?
3-я гр. – документ 3:
«(п Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен
заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то
они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на
свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то
господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу
ухо.»
Вопросы к документу 3:
Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
Какими путями можно было попасть в рабство?
Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
-Как вы считаете, законы Хаммурапи были справедливыми?
V.Закрепление пройденного.
Игра «да» -«нет»
Вопросы:
1.Вавилон был центром Междуречья? (да)
2.Вавилон славился своим строительным лесом? (нет)
3.Хаммурапи прославился изданием первых законов в Древнем мире? (да)
4.Хаммурапи издавал свои законы, чтобы защитить бедняков? (нет)
5.По законам Хаммурапи для всех жителей государства устанавливалось
одинаковое наказание? (нет)
6.Свои законы Хаммурапи записал на глиняных табличках? (нет)
VI. Рефлексия:
Что понравилось на уроке…
Что было трудно…
Что хотелось бы…
Всем спасибо за работу!
VII. Домашнее задание: прочитать параграф 14, ответить на вопросы 1-4
стр.73