Автор: Васечкина Раиса Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Иловлинская СОШ №2
Населённый пункт: р.п.Иловля Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2
Иловлинского района Волгоградской области
403071, р.п. Иловля, ул. Спортивная, 5 Иловлинского района Волгоградской области
Внеклассное мероприятие.
Интеллектуальная игра
по русскому языку «Что? Где? Когда?»
3 класс
Автор: учитель начальных классов
Васечкина Р.И.
2021год
Список литературы для чтения
1.Людмила Мищенкова
«Занимательный русский язык: Задания по развитию
познавательных
способностей
(9-10
лет).
Уч.
пособие
ФГОС»
2. Панов М.В. «Занимательная орфография» 2010г. Издательство: Просвещение
Страниц: 160
Формат: pdf
Размер: 48,8 Mb
3. Успенский Л.В. « Беда с этим козликом!» 1978г.Издательство: Детская
литература
Страниц: 114
Формат: pdf
Размер: 33,9 Mb
4.
О. Л. Соболева, В. В. Агафонов
«Тайны страны Акитаммарг, или
Удивительные путешествия с Запятайкиным.»
5. Книга «Арбуз у зубра» ,«Вьетнамки в панамках» 2010г. Издательство Г.Г.
Граник.
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
Оформление: плакаты «Что? Где? Когда?», « О великий, могучий, правдивый
и свободный русский язык!» И.С.Тургенев, «Русский язык в умелых руках и
опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен…» А.И. Куприн.
Оборудование; карточки с заданиями, на игровых столах – листочки бумаги,
ручки, колокольчики, с помощью которых капитаны команд будут подавать
сигнал о выполнении заданий.
Ход игры.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники нашей игры «Что? Где? Когда?
Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык. Писатель
И.С.Тургенев говорил: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык!» (слайд 1) Сегодня мы узнаем лучших знатоков русского языка.
I. Приветствие команд. (2 команды приглашаются за игровой стол)
Победителей нашей игры определит
жюри… (Представление членов жюри)
(слайд 3)
Ученик: Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык.
Ты наш друг, и в это мы все будем верить.
II. Игра.
1. Задание командам. Разминка. (слайд 4-5)
Определите общий звук у слов каждой строчки
I команда: чулан, ночник, чашка, печь
луг, половник, ложь, стул
щель, щуплый, щит, прищепка
сила, синий, секрет, красивый
II команда: метро, метель, ремень, мясо
катушка, крепость, сукно, поклон
финал, фиалка, зефир, ферма
ковер, веер, винтик, привет
(За каждый правильный ответ - 1 балл.)
2. Задание «Шифровальщики» (слайд 6)
Ученик: Вам сейчас пришло письмо
Зашифровано оно.
Ты попробуй прочитать,
Получи оценку «пять».
Разгадать его тайны смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского
алфавита.
- А известны ли вам секреты тайного письма? (Секрет замены букв).
- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.
ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГИ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ,
ФЕД ГЯГ, ФЕД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЕСРЫГ.
(«Жил - был у бабушки серенький козлик». Замена: звонкие согласные заменены
глухими, а глухие – звонкими; буква р заменяется на л, м - на н, и, наоборот;
буква й остается неизменной; гласные а, о, у заменяются на я, ю, е и наоборот).
(За выполненное задание – 5 баллов)
3. Задание «Блиц – опрос» (слайд 7-8)
1. Какую строчку нельзя прочитать? (Строчку, сделанную на швейной машине).
2.Сколько букв в современном алфавите? (33)
3. С помощью чего человек выражает свои мысли? (Слов)
4. Благодаря кому появился первый славянский алфавит? (Благодаря братьям
Кириллу и Мефодию)
5. Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове
книжка, окончание в слове вода. (Расписка)
6. Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка,
окончание в слове рыба. (Завязка)
7. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
(За каждый правильный ответ-1балл)
4. Задание «Скажи правильно» (слайд 9)
Я СДЕЛАЛ СВОЙ РИСУНОК РАСКРАШЕННЫМ. (Я раскрасил свой рисунок).
МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).
МОИ ОЦЕНКИ СДЕЛАЛИ МОЮ МАМУ ГРУСТНОЙ. (Мои оценки огорчили
маму).
ПОДАРОК ДРУГА СДЕЛАЛ КОСТЮ РАДОСТНЫМ. (Подарок друга обрадовал
Костю).
ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ.
(Дождик
намочил нас, а солнышко обсушило).
(За каждый правильный ответ- 1балл.)
Игра для болельщиков «Живые буквы» (слайд 10)
Ученик:
Пока команды выполняют задание, предлагаю поиграть в «
Пантомиму». Кто лучше покажет букву (О, У, Ю, А, Н), используя только руки и
ноги.
5. Задание «Вставь недостающий слог» (слайд 11)
Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова:
первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.
ТРА (ВА) ЗА ВЕС (НА) РОД
ССО ( РА) КЕТА КО (ЗА) БОР
ДЕ (ЛО) КОТЬ ЗУ (БЫ) ЧОК
(За каждый правильный ответ- 1балл.)
6. Задание «Закончи пословицу» (слайд 12)
1. Доброе слово человеку, что …(дождь в засуху).
2. Жизнь дана на …. (добрые дела).
3. Доброе слово железные …. (ворота отопрет).
4. Про доброе дело …(говори смело).
5. Слово серебро, молчанье - …(золото).
6. Доброе слово и кошке …(приятно).
7. Что посеешь, то и …(пожнешь).
8. От добра добра …(не ищут).
9.Ум хорошо, … (а два лучше).
10.Терпенье и труд, …(все перетрут).
(За каждый правильный ответ- 1балл.)
7. Конкурс «Отгадай-ка». (утюг, курточки, розетка, кипяток, нож, корова,
иголка, стоянка)
III. Подведение итогов.
Ведущий: Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы, предлагаю послушать
шутки. (2 ученика) (слайд 13)
— Я медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
—Да он меня не пускает!
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А ещё хочешь?
—Хочу.
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Петр что делает?
—Да на печи лежит.
— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно.
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Да один ворот остался.
Обобщение: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык».
К. Паустовский.
Ученик 1.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравишь.
Ученик 3.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
IV. Награждение победителей. (слайд 14)
Вручение медалей участникам.