Автор: Гаврияшева Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1" МО "Островский район"
Населённый пункт: г. Остров
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение обучающихся в воспитательном процессе
Раздел: начальное образование
Логопедическое сопровождение обучающихся в воспитательном
процессе
В психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в
образовательной организации входит оказание логопедической помощи
детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и
испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ. Одна
из задач Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года -
повышение
эффективности
воспитательной
деятельности
в
системе
образования. Одним из приоритетов является воспитание языковой культуры
детей.
Одно из главных направлений педагогической работы в начальных
классах — развитие речи учащихся. От его уровня зависит качество
дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Речевому развитию детей способствуют логопедические занятия.
Существует
контингент
детей,
имеющих
пониженную
способность
анализировать
явления
языка,
бедность
словаря
и
синтаксических
конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизмов, которые
затрудняют овладение ими правильной речью, что влечет за собой общую
неуспеваемость
в
школе.
Этим
детям
в
первую
очередь
оказана
логопедическая помощь.
В логопедические занятия необходимо постоянно включать элементы
повышения культуры речи: исправление ошибок учащихся и их анализ,
ознакомление с нормой и этикетом, исследование образцов и подражание им,
обучение выразительной, образной речи.
Понятие "воспитание" употребляется в широком и в узком смысле. В
широком смысле рассматривается как общественное явление, воздействие
общества на личность, практически отождествляется с социализацией. В
узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность
педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях
педагогического процесса.
Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это
систематическое взаимодействие учителя-логопеда с детьми-логопатами. На
каждом логопедическом занятии помимо темы и цели занятия ставятся
определенные
задачи:
коррекционно-обучающие,
коррекционно-
развивающие,
включающие
развитие
мыслительных
процессов
и
коррекционно-воспитательные.
В воспитывающий аспект входит:
- выработка компетенций обдумывать свои действия, осуществлять решения
в соответствии с заданными правилами;
- умение проверять результат своих действий, умение аргументировать свою
позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую
партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля;
- формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры,
путешествия, сказочного момента совместного положительного результата;
- формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта;
- формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.
Воспитательные задачи предполагают взращивание в рамках
проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого
общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным,
уважение к труду, дисциплину на занятии и другое). Когда поставлена цель
и определены задачи, необходимо подобрать игры, упражнения и задания,
способствующие
решению
поставленных
задач.
Вначале
составляется
программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы
детей), а
потом текст конспекта занятия. Следующий шаг – подбор
материала, который
потребуется
для
проведения
выбранных
игр,
упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач.
Занятие начинается с первой части
и может включать в себя:
организационный момент; сюрпризный или заинтересовывающий момент;
разворачивание сюжета занятия;
сообщение цели занятия.
Цель данной
части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в
предстоящей
деятельности,
активизировать
познавательный
интерес, соответствующие эмоциональные проявления.
Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг
друга игр и заданий, которые связаны одним сюжетом или целью.
Длительность
ее
определяется
соответственно
возрастной
группе.
Необходимо, чтобы перед каждым занятием учитель-логопед формировал
перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем
город). Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену
видов деятельности по степени активности и по участвующим анализаторам.
По мере утомления детей проводятся физкультминутки, которые связаны с
темой или сюжетом занятия. Одним из требований к занятию является
степень
активности
детей.
Больше
делают,
думают,
догадываются,
рассуждают, говорят дети, а не взрослый. Учитель - логопед создает условия,
чтобы ребенок почти все смог сделать сам. Общая цель основной части -
решить задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать
запланированную индивидуальную работу с детьми.
Третья часть включает в себя: обобщение - вспоминание того что делали,
чем занимались, что больше всего понравилось, какое задание было самым
трудным, что запомнилось, что удивило. Учитель-логопед обобщает ответы
детей. Обобщая, дает оценку деятельности детей в виде анализа, то есть не
просто «молодец», а почему. При этом не только хвалим, но и указываем на
некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.
Создание благоприятного эмоционального состояния, вызывающего
желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет
носит устойчивый познавательный интерес и воспитательный аспект. Таким
образом,
на
протяжении
логопедического
занятия
мы
решаем
воспитательные задачи.
Воспитание - важный момент логопедической работы, способствующий
социализации и формированию принимаемой обществом системы ценностей.