Напоминание

Логопедическое сопровождение обучающихся в воспитательном процессе


Автор: Гаврияшева Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1" МО "Островский район"
Населённый пункт: г. Остров
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение обучающихся в воспитательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Логопедическое сопровождение обучающихся в воспитательном

процессе

В психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в

образовательной организации входит оказание логопедической помощи

детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и

испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ. Одна

из задач Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года -

повышение

эффективности

воспитательной

деятельности

в

системе

образования. Одним из приоритетов является воспитание языковой культуры

детей.

Одно из главных направлений педагогической работы в начальных

классах — развитие речи учащихся. От его уровня зависит качество

дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Речевому развитию детей способствуют логопедические занятия.

Существует

контингент

детей,

имеющих

пониженную

способность

анализировать

явления

языка,

бедность

словаря

и

синтаксических

конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизмов, которые

затрудняют овладение ими правильной речью, что влечет за собой общую

неуспеваемость

в

школе.

Этим

детям

в

первую

очередь

оказана

логопедическая помощь.

В логопедические занятия необходимо постоянно включать элементы

повышения культуры речи: исправление ошибок учащихся и их анализ,

ознакомление с нормой и этикетом, исследование образцов и подражание им,

обучение выразительной, образной речи.

Понятие "воспитание" употребляется в широком и в узком смысле. В

широком смысле рассматривается как общественное явление, воздействие

общества на личность, практически отождествляется с социализацией. В

узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность

педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях

педагогического процесса.

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это

систематическое взаимодействие учителя-логопеда с детьми-логопатами. На

каждом логопедическом занятии помимо темы и цели занятия ставятся

определенные

задачи:

коррекционно-обучающие,

коррекционно-

развивающие,

включающие

развитие

мыслительных

процессов

и

коррекционно-воспитательные.

В воспитывающий аспект входит:

- выработка компетенций обдумывать свои действия, осуществлять решения

в соответствии с заданными правилами;

- умение проверять результат своих действий, умение аргументировать свою

позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую

партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля;

- формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры,

путешествия, сказочного момента совместного положительного результата;

- формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта;

- формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Воспитательные задачи предполагают взращивание в рамках

проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого

общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным,

уважение к труду, дисциплину на занятии и другое). Когда поставлена цель

и определены задачи, необходимо подобрать игры, упражнения и задания,

способствующие

решению

поставленных

задач.

Вначале

составляется

программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы

детей), а

потом текст конспекта занятия. Следующий шаг – подбор

материала, который

потребуется

для

проведения

выбранных

игр,

упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач.

Занятие начинается с первой части

и может включать в себя:

организационный момент; сюрпризный или заинтересовывающий момент;

разворачивание сюжета занятия;

сообщение цели занятия.

Цель данной

части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в

предстоящей

деятельности,

активизировать

познавательный

интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг

друга игр и заданий, которые связаны одним сюжетом или целью.

Длительность

ее

определяется

соответственно

возрастной

группе.

Необходимо, чтобы перед каждым занятием учитель-логопед формировал

перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем

город). Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену

видов деятельности по степени активности и по участвующим анализаторам.

По мере утомления детей проводятся физкультминутки, которые связаны с

темой или сюжетом занятия. Одним из требований к занятию является

степень

активности

детей.

Больше

делают,

думают,

догадываются,

рассуждают, говорят дети, а не взрослый. Учитель - логопед создает условия,

чтобы ребенок почти все смог сделать сам. Общая цель основной части -

решить задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать

запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть включает в себя: обобщение - вспоминание того что делали,

чем занимались, что больше всего понравилось, какое задание было самым

трудным, что запомнилось, что удивило. Учитель-логопед обобщает ответы

детей. Обобщая, дает оценку деятельности детей в виде анализа, то есть не

просто «молодец», а почему. При этом не только хвалим, но и указываем на

некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

Создание благоприятного эмоционального состояния, вызывающего

желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет

носит устойчивый познавательный интерес и воспитательный аспект. Таким

образом,

на

протяжении

логопедического

занятия

мы

решаем

воспитательные задачи.

Воспитание - важный момент логопедической работы, способствующий

социализации и формированию принимаемой обществом системы ценностей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика