Напоминание

Планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом ФГОС ДО


Авторы: Соловьёва Светлана Николаевна, Щербакова Людмила Кирилловна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 «Букварёнок»

Методическая разработка для педагогов:

« Планирование воспитательно – образовательного процесса в

дошкольном учреждении с учетом ФГОС ДО»

Подготовили:

Старшие воспитатели

Соловьёва С.Н.

Щербакова Л.К.

2021г.

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из

сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. В дошкольном

образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была

заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной

сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников

были введены ФГОС дошкольного образования. Главная цель политики в

сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор

приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых

форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и

родителей. Три модели организации образовательного процесса в ДОУ:

1. Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ.

Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится

по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою

логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему

всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель

рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной

среды в виде методик. Предметная среда обслуживает занятие - методику и

приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность учебной модели

для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью

профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается

множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание

которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель. В основу организации

образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как

сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме.

Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее

ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции,

приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели

становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем

определяет воспитатель и это придает систематичность всему

образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс

направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем

мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и

творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем

является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется

непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных

сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует

пробы и фиксирует ошибки ребенка. Ограничение образовательной среды

только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой

модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и

резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная,

данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при

конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей

дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон

комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая

позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор

предметного материала. Современные требования к планированию

образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного

образования.

Основой образовательного процесса является планирование.

План — это проект педагогической деятельности всех участников

образовательного процесса.

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического

процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность,

управляемость. Психолого-педагогические исследования последних лет

показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько

знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей,

сколько учет их личностных характеристик и возможностей.

Развивающее, личностно ориентированное взаимодействие понимается как

опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей,

темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности

личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в

достижении цели;

4. сочетания воспитания с самовоспитанием;

5. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном

учреждении – одна из главных функций управления процессом

реализации основной образовательной программы – отражает различные

формы организации деятельности взрослых и детей.

В проектирование деятельности включаются все педагоги детского сада:

музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель

логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как

активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров

они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является

план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет,

поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо

соблюдать при планировании:

объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

* выделение целей и задач планирования на определенный период работы,

соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного

образования, по которой организуется воспитательно-образовательный

процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными

направлениями образовательного процесса в ДОУ;

* четкое представление результатов работы, которые должны быть

достигнуты к концу планируемого периода;

* выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться

поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием планирования работы является учет

специфических особенностей возрастной группы, конкретного

педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной

компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по

которому работают два сменных воспитателя.

Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно

быть совместным. Планирование предполагает не только процесс

составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя

педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип

перспективного и календарного планирования. Как бы ни был оформлен

план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать

определенным требованиям:

* основываться на принципе развивающего образования, целью которого

является развитие каждого ребенка;

* на комплексно-тематическом принципе построения образовательного

процесса;

*на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

* обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых

формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное

отношение к развитию детей дошкольного возраста;

* планируемое содержание и формы организации детей должны

соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам

дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно

учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и

ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно

основываться на комплексно - тематическом принципе. В соответствии с

комплексно-тематическим принципом построения образовательного

процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности

не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного

материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и

интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий

будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.

Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и

др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.).

Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к

которым можно готовиться, которых можно ждать.

Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный

принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие

ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию

взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

* Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

* Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

* Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации

совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка,

праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в

соответствии с примерной основной общеобразовательной программой

дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому,

социально-личностному, познавательному, речевому и художественно -

эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие

результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования.

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и

календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды

планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное,

блочное, комплексное.

Новым видом является модульное планирование. Модульное

планирование учитывает особенности работы современного дошкольного

учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

* перспективно-календарное планирование;

* осуществление преемственности между ДОУ и школой;

* связь со специалистами дошкольного образования и общественными

организациями. К планированию подключается и педагогическая

диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических

усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

* комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон

педагогического процесса;

* построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие,

партнерство взрослого с детьми;

*реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом

является моделирование и адаптирование примерных образовательных

моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов.

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно

представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.

Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами,

повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых",

"Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).

Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу

которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива

(День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков,

Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием

временных интервалов. Тематика, отобранная воспитателем, может быть

распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать

развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной

деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и

планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими

факторами, предложенными Н.А. Коротковой :

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и

вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные

события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном

произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный

темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем

исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее

неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих

неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”,

“Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы,

“заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время

интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой

коммуникации и игрушечная индустрия. Все эти факторы, могут

использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного

образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на

определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо

выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой

конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели.

Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России,

ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье,

обществе, государстве, мире и природе". Далее следует отобрать содержание

образовательного материала согласно образовательной программе.

Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации

программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие

изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы

(выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и

т.д.). Большое значение имеют также вопросы организации проведения и

отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической

недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть

следующим:

* o выделение из программы и формулирование педагогической цели недели,

задач развития ребенка (детей);

* отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

*выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой

деятельности;

* формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для

каждого ребенка и группы в целом;

* отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в

отдельности;

* практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в

течение тематической недели;

* продумывание и организация процесса обсуждения результатов

проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль

каждого ребенка в его подготовке и проведении;

* фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования.

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование

является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и

последовательность в реализации программных задач по разным

образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка

задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается

материал. Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена

действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и

имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь,

успевая осмыслить и прочувствовать. Детское сознание прекрасно

удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной

отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие,

к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка

творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает

формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в

образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом,

чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:

подготовку, проведение, обсуждение итогов.

При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные

переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с

педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии. Данный способ

планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого

уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.

Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области,

отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности

для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически

обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные

и индивидуальные особенности детей.

Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек,

грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления

ребенком положительных эмоциональных впечатлений.



В раздел образования




Яндекс.Метрика