Авторы: Соловьёва Светлана Николаевна, Щербакова Людмила Кирилловна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 109
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109 «Букварёнок»
Методическая разработка для педагогов:
« Планирование воспитательно – образовательного процесса в
дошкольном учреждении с учетом ФГОС ДО»
Подготовили:
Старшие воспитатели
Соловьёва С.Н.
Щербакова Л.К.
2021г.
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из
сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. В дошкольном
образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была
заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной
сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников
были введены ФГОС дошкольного образования. Главная цель политики в
сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.
В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор
приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых
форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и
родителей. Три модели организации образовательного процесса в ДОУ:
1. Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ.
Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится
по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою
логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему
всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель
рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной
среды в виде методик. Предметная среда обслуживает занятие - методику и
приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность учебной модели
для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью
профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается
множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание
которых не связано между собой.
2. Комплексно-тематическая модель. В основу организации
образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как
сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме.
Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее
ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции,
приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели
становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем
определяет воспитатель и это придает систематичность всему
образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс
направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем
мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и
творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем
является сложным процессом.
3. Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется
непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных
сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует
пробы и фиксирует ошибки ребенка. Ограничение образовательной среды
только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой
модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и
резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная,
данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при
конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей
дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон
комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая
позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор
предметного материала. Современные требования к планированию
образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного
образования.
Основой образовательного процесса является планирование.
План — это проект педагогической деятельности всех участников
образовательного процесса.
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического
процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность,
управляемость. Психолого-педагогические исследования последних лет
показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько
знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей,
сколько учет их личностных характеристик и возможностей.
Развивающее, личностно ориентированное взаимодействие понимается как
опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей,
темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности
личностных качеств, мотивов и интересов детей;
3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в
достижении цели;
4. сочетания воспитания с самовоспитанием;
5. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном
учреждении – одна из главных функций управления процессом
реализации основной образовательной программы – отражает различные
формы организации деятельности взрослых и детей.
В проектирование деятельности включаются все педагоги детского сада:
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель
логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как
активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров
они вносят предложения содержательного и организационного характера.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является
план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет,
поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Однако существует несколько важных условий, которые необходимо
соблюдать при планировании:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
* выделение целей и задач планирования на определенный период работы,
соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного
образования, по которой организуется воспитательно-образовательный
процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными
направлениями образовательного процесса в ДОУ;
* четкое представление результатов работы, которые должны быть
достигнуты к концу планируемого периода;
* выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться
поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием планирования работы является учет
специфических особенностей возрастной группы, конкретного
педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной
компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по
которому работают два сменных воспитателя.
Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно
быть совместным. Планирование предполагает не только процесс
составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя
педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.
Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип
перспективного и календарного планирования. Как бы ни был оформлен
план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать
определенным требованиям:
* основываться на принципе развивающего образования, целью которого
является развитие каждого ребенка;
* на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
*на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
* обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых
формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
* планируемое содержание и формы организации детей должны
соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам
дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно
учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно
основываться на комплексно - тематическом принципе. В соответствии с
комплексно-тематическим принципом построения образовательного
процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности
не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного
материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и
интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий
будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.
Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и
др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.).
Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к
которым можно готовиться, которых можно ждать.
Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный
принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие
ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию
взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
* Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
* Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
* Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации
совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка,
праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в
соответствии с примерной основной общеобразовательной программой
дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому,
социально-личностному, познавательному, речевому и художественно -
эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие
результаты должны быть достигнуты?
Виды и формы планирования.
В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и
календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды
планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное,
блочное, комплексное.
Новым видом является модульное планирование. Модульное
планирование учитывает особенности работы современного дошкольного
учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:
* перспективно-календарное планирование;
* осуществление преемственности между ДОУ и школой;
* связь со специалистами дошкольного образования и общественными
организациями. К планированию подключается и педагогическая
диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических
усилий, коррекции уровня развития детей.
Принципы планирования:
* комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон
педагогического процесса;
* построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие,
партнерство взрослого с детьми;
*реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.
Приоритетным направлением управления педагогическим процессом
является моделирование и адаптирование примерных образовательных
моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов.
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно
представить следующим образом.
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.
Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами,
повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых",
"Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).
Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу
которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива
(День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков,
Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием
временных интервалов. Тематика, отобранная воспитателем, может быть
распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать
развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной
деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и
планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими
факторами, предложенными Н.А. Коротковой :
первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и
вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные
события, праздники);
второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном
произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный
темообразующий фактор, как и реальные события;
третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем
исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее
неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих
неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”,
“Что с этим делать?”, “Как это действует?”);
четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы,
“заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время
интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой
коммуникации и игрушечная индустрия. Все эти факторы, могут
использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного
образовательного процесса.
Планирование тематической недели должно основываться на
определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо
выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой
конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели.
Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России,
ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе". Далее следует отобрать содержание
образовательного материала согласно образовательной программе.
Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации
программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие
изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы
(выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и
т.д.). Большое значение имеют также вопросы организации проведения и
отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической
недели.
Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть
следующим:
* o выделение из программы и формулирование педагогической цели недели,
задач развития ребенка (детей);
* отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
*выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой
деятельности;
* формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для
каждого ребенка и группы в целом;
* отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в
отдельности;
* практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в
течение тематической недели;
* продумывание и организация процесса обсуждения результатов
проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль
каждого ребенка в его подготовке и проведении;
* фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно-тематического планирования.
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование
является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и
последовательность в реализации программных задач по разным
образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка
задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается
материал. Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена
действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и
имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь,
успевая осмыслить и прочувствовать. Детское сознание прекрасно
удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной
отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие,
к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка
творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает
формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в
образовательных областях.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом,
чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы:
подготовку, проведение, обсуждение итогов.
При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные
переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с
педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии. Данный способ
планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого
уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.
Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области,
отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности
для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически
обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные
и индивидуальные особенности детей.
Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек,
грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления
ребенком положительных эмоциональных впечатлений.