Напоминание

«Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство реализации компетентностного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе»


Автор: Журавлева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№71 г. Пензы
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: «Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство реализации компетентностного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




«Проектно-исследовательская деятельность краеведческой

направленности как средство реализации компетентностного подхода на

уроках литературного чтения в начальной школе»

Современному

обществу

нужны

граждане

деятельные,

знающие,

инициативные,

стремящиеся к миру, прогрессу и способные применять в повседневной жизни те знания,

которые получили в школе.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является

осуществление компетентностного подхода в обучении. Этот подход в образовании влияет на

выбор методов обучения.

Необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде

всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность детей. С позиций

компетентностного

подхода

основным

непосредственным

результатом

образовательной

деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Важное место при формировании компетенций у школьников занимает проектно -

исследовательская

деятельность,

которая

способствует

развитию

индивидуальности

обучающихся и их творческой самореализации, познавательной активности, способности

самостоятельно

решать

нестандартные

задачи,

ориентироваться

в

информационном

пространстве. Дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично

показать достигнутый результат. Использование проектно - исследовательского метода

позволяет оживить традиционный учебный процесс.

Вовлечение младших школьников в проектную деятельность необходимо. В этом возрасте

закладываются личностные качества, формируются отношения в коллективе. Кроме того

формируется система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и

навыков;

развиваются

психические

процессы;

воспитывается

коммуникативность,

инициативность, предприимчивость. Они учатся работать самостоятельно, пользоваться

разными источниками для нахождения информации, получать и применять знания по

различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы.

Задача учителя – создать условия для организации исследовательской деятельности

младшего школьника, а ему отводится роль организатора. Только совместная с учителем

деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность

освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции.

Включая детей в проект, учитель формирует следующие умения: определение цели

деятельности, планирование ее, выполнение действий и операций, выделение принципов

отбора методик, соотнесение результата деятельности и ее цели, контролирование своих

действий, выполнение мыслительных операций, проведение наблюдений, умение создавать

простые модели и продукты своей деятельности. При этом дети учатся сравнивать, задавать

вопросы, мыслить, прислушиваться к чужому мнению, делать выводы. Метод позволяет

ученикам из слушателей становиться активными участниками процесса обучения.

Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного

метода. В своей работе этот метод я применяю при создании различных проектов: «Сказки

Пушкина А.С.», «Моя сказка», « Стихи о весне», «Литературный журнал» и многие другие.

1

Остановлюсь на одном из них, при создании которого мы использовали краеведческий

материал. Проблема изучения краеведческого материала в современной школе актуальна.

Обращаясь к нему, мы воспитываем у младших школьников любознательность, воображение,

гордость за свою малую родину, постигаем её тайны.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину - значить

беречь и охранять ее, изучать ее историю и культуру. Наш родной край – Пензенская область.

Каждый из нас, живущий здесь, должен хорошо знать его историю, жизнь людей,

прославивших наш край.

Знакомство с творчеством Лермонтова М.Ю. и Куприна А.И., чьи имена тесно связаны с

пензенской землей и близки каждому русскому человеку, на уроках литературного чтения в

третьем классе, побудило детей узнать и о других писателях и поэтах нашего края. Так дети

включились в работу над проектом « Литературное наследие Пензенского края». Ученики

класса разделились на творческие группы, и каждая подбирала и изучала материал о жизни и

творчестве одного автора. Ценно то, что каждый ребёнок внёс посильный вклад в работу.

Нас заинтересовали такие имена как: Лермонтов М.Ю., Куприн А.И., Смирнова М.П.,

Анисимова А.П.

Начиная проект, мы определили цели работы над ним:

- узнать как можно больше о своих знаменитых земляках и их творчестве;

- пробуждать и развивать у школьников чувство любви к родному краю;

- сделать изучение краеведческого материала интересным, творческим.

Задачи:

- научить способам поиска информации;

- способствовать формированию ключевых компетенций;

- проявить творчество мышления;

- вызвать интерес к проектной деятельности.

Были выделены следующие этапы работы над проектом:

- формулировка цели и задач;

- выдвижение гипотезы;

- составление плана работы;

- выбор методов исследования;

- поиск информации;

- выводы;

- оформление проекта;

- защита проекта.

Методы исследования:

- подбор, изучение, анализ, обработка материала по заданной теме;

- посещение мест в городе Пензе, связанных с известными земляками;

- анкетирование учащихся.

Ожидаемый результат:

-учащиеся изучат жизнь и творчество своих знаменитых земляков;

-выпустят буклет с кроссвордами, в которые войдут имена людей, живущих и

прославивших наш край;

- создадут презентации.

Дети включились в работу: посещали библиотеки, отбирали литературу, изучали

биографию и творчество писателей, анализировали, обобщали, делали выводы.

2

В Пензе сохранилось много историко-мемориальных памятников, которые составили

Пензе репутацию одного из интереснейших городов России. Эти памятники хранят

воспоминания о прошлых событиях и прикосновенность к общественно-значимым именам.

Всем классом мы ездили на экскурсии к памятным местам. Знакомство с такими памятниками

помогло лучше почувствовать историко-культурное наследие Пензы и, конечно, помогло детям

в работе над проектом. Кроме этого ребята прочитали произведения интересующих нас

авторов, а некоторые из них выучили наизусть.

Каждый ребенок был активным участником проекта, что способствовало развитию

познавательного интереса, повысилась мотивация к учебной деятельности.

Защита проекта была на уроке литературного чтения, где дети получили опыт публичного

выступления и научились кратко и грамотно формулировать мысли.

Результатом работы стали презентации, подготовленные с помощью родителей, и буклет с

кроссвордами, посвященные людям, прославившим наш край и составившим целое созвездие

блистательных имен.

Завершив работу над совместным проектом, дети с интересом изучали материал, который

был представлен в проект участниками других групп. В целом, по моим наблюдениям и

детскому

отношению

к

выполняемой

работе,

данный

проект

нашел

эмоционально-

познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению

целого ряда образовательных и развивающих задач.

Следующим этапом было анкетирование учащихся нашей параллели. Нас интересовало,

знакомы ли ученики других классов с творчеством наших знаменитых земляков. Результат

показал, что знания детей нашего класса выше. Знания, которые получили ученики, надолго

остаются в памяти, а это влияет на качество обучения.

По результатам выполненной работы у детей расширился литературный кругозор,

словарный запас детей. Детьми был получен значительный положительный опыт в создании

проектов, они получили опыт творческой деятельности, представили и проанализировали

полученный результат, а самое главное, приобщились к культуре своей родины. Мы будем

продолжать работу в этом направлении.

Проектно-исследовательская деятельность является эффективным методом обучения и

развития детей. Они становятся более уверенными в своих силах, у них исчезает страх перед

неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – дети учатся учиться.

Итогом этого проекта стало выступление ученика нашего класса на школьной

конференции учащихся, а затем и городской конференции младших школьников с данной

исследовательской работой

Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет

сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение

ими способами деятельности, что способствует формированию и усовершенствованию у

учащихся начальной школы ключевых компетенций. В результате данного проекта у детей

формировались такие компетенции:

коммуникативные - работать в группе, договариваться и приходить к общему решению,

высказывать свою точку зрения, инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и

сверстниками, строить текст выступления, умение представить классу итог проделанной

работы;

информационные – отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке

информации, которую нашли ученики, воспроизводить полученную информацию;

3

учебно-познавательные – само задание уже носит познавательный, творческий характер,

определять границу собственного знания (незнания)

и делать запрос на недостающую

информацию, предлагать способы проверки своих гипотез;

компетентность в решении проблем – определять цель исследования, планировать

последовательность решения проблем, выбирать формы презентации, оценивать успешность

результата.

Безусловно, в начальной школе закладываются лишь основы названных компетенций, но

они необходимы для дальнейшего успешного обучения.

Результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской

деятельности можно создать условия для самореализации учащихся, а значит позволяет

реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет

приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными

источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к

самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового

общения в группе, развивать инициативу учащегося.

Все это способствует развитию творческой личности, так необходимой современному

обществу, человека, умеющего применять универсальные умения, полученные в школе, в

повседневной жизни.

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика