Автор: Журавлева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№71 г. Пензы
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: «Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство реализации компетентностного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе»
Раздел: начальное образование
«Проектно-исследовательская деятельность краеведческой
направленности как средство реализации компетентностного подхода на
уроках литературного чтения в начальной школе»
Современному
обществу
нужны
граждане
деятельные,
знающие,
инициативные,
стремящиеся к миру, прогрессу и способные применять в повседневной жизни те знания,
которые получили в школе.
Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является
осуществление компетентностного подхода в обучении. Этот подход в образовании влияет на
выбор методов обучения.
Необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде
всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность детей. С позиций
компетентностного
подхода
основным
непосредственным
результатом
образовательной
деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Важное место при формировании компетенций у школьников занимает проектно -
исследовательская
деятельность,
которая
способствует
развитию
индивидуальности
обучающихся и их творческой самореализации, познавательной активности, способности
самостоятельно
решать
нестандартные
задачи,
ориентироваться
в
информационном
пространстве. Дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично
показать достигнутый результат. Использование проектно - исследовательского метода
позволяет оживить традиционный учебный процесс.
Вовлечение младших школьников в проектную деятельность необходимо. В этом возрасте
закладываются личностные качества, формируются отношения в коллективе. Кроме того
формируется система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и
навыков;
развиваются
психические
процессы;
воспитывается
коммуникативность,
инициативность, предприимчивость. Они учатся работать самостоятельно, пользоваться
разными источниками для нахождения информации, получать и применять знания по
различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы.
Задача учителя – создать условия для организации исследовательской деятельности
младшего школьника, а ему отводится роль организатора. Только совместная с учителем
деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность
освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции.
Включая детей в проект, учитель формирует следующие умения: определение цели
деятельности, планирование ее, выполнение действий и операций, выделение принципов
отбора методик, соотнесение результата деятельности и ее цели, контролирование своих
действий, выполнение мыслительных операций, проведение наблюдений, умение создавать
простые модели и продукты своей деятельности. При этом дети учатся сравнивать, задавать
вопросы, мыслить, прислушиваться к чужому мнению, делать выводы. Метод позволяет
ученикам из слушателей становиться активными участниками процесса обучения.
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного
метода. В своей работе этот метод я применяю при создании различных проектов: «Сказки
Пушкина А.С.», «Моя сказка», « Стихи о весне», «Литературный журнал» и многие другие.
1
Остановлюсь на одном из них, при создании которого мы использовали краеведческий
материал. Проблема изучения краеведческого материала в современной школе актуальна.
Обращаясь к нему, мы воспитываем у младших школьников любознательность, воображение,
гордость за свою малую родину, постигаем её тайны.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину - значить
беречь и охранять ее, изучать ее историю и культуру. Наш родной край – Пензенская область.
Каждый из нас, живущий здесь, должен хорошо знать его историю, жизнь людей,
прославивших наш край.
Знакомство с творчеством Лермонтова М.Ю. и Куприна А.И., чьи имена тесно связаны с
пензенской землей и близки каждому русскому человеку, на уроках литературного чтения в
третьем классе, побудило детей узнать и о других писателях и поэтах нашего края. Так дети
включились в работу над проектом « Литературное наследие Пензенского края». Ученики
класса разделились на творческие группы, и каждая подбирала и изучала материал о жизни и
творчестве одного автора. Ценно то, что каждый ребёнок внёс посильный вклад в работу.
Нас заинтересовали такие имена как: Лермонтов М.Ю., Куприн А.И., Смирнова М.П.,
Анисимова А.П.
Начиная проект, мы определили цели работы над ним:
- узнать как можно больше о своих знаменитых земляках и их творчестве;
- пробуждать и развивать у школьников чувство любви к родному краю;
- сделать изучение краеведческого материала интересным, творческим.
Задачи:
- научить способам поиска информации;
- способствовать формированию ключевых компетенций;
- проявить творчество мышления;
- вызвать интерес к проектной деятельности.
Были выделены следующие этапы работы над проектом:
- формулировка цели и задач;
- выдвижение гипотезы;
- составление плана работы;
- выбор методов исследования;
- поиск информации;
- выводы;
- оформление проекта;
- защита проекта.
Методы исследования:
- подбор, изучение, анализ, обработка материала по заданной теме;
- посещение мест в городе Пензе, связанных с известными земляками;
- анкетирование учащихся.
Ожидаемый результат:
-учащиеся изучат жизнь и творчество своих знаменитых земляков;
-выпустят буклет с кроссвордами, в которые войдут имена людей, живущих и
прославивших наш край;
- создадут презентации.
Дети включились в работу: посещали библиотеки, отбирали литературу, изучали
биографию и творчество писателей, анализировали, обобщали, делали выводы.
2
В Пензе сохранилось много историко-мемориальных памятников, которые составили
Пензе репутацию одного из интереснейших городов России. Эти памятники хранят
воспоминания о прошлых событиях и прикосновенность к общественно-значимым именам.
Всем классом мы ездили на экскурсии к памятным местам. Знакомство с такими памятниками
помогло лучше почувствовать историко-культурное наследие Пензы и, конечно, помогло детям
в работе над проектом. Кроме этого ребята прочитали произведения интересующих нас
авторов, а некоторые из них выучили наизусть.
Каждый ребенок был активным участником проекта, что способствовало развитию
познавательного интереса, повысилась мотивация к учебной деятельности.
Защита проекта была на уроке литературного чтения, где дети получили опыт публичного
выступления и научились кратко и грамотно формулировать мысли.
Результатом работы стали презентации, подготовленные с помощью родителей, и буклет с
кроссвордами, посвященные людям, прославившим наш край и составившим целое созвездие
блистательных имен.
Завершив работу над совместным проектом, дети с интересом изучали материал, который
был представлен в проект участниками других групп. В целом, по моим наблюдениям и
детскому
отношению
к
выполняемой
работе,
данный
проект
нашел
эмоционально-
познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению
целого ряда образовательных и развивающих задач.
Следующим этапом было анкетирование учащихся нашей параллели. Нас интересовало,
знакомы ли ученики других классов с творчеством наших знаменитых земляков. Результат
показал, что знания детей нашего класса выше. Знания, которые получили ученики, надолго
остаются в памяти, а это влияет на качество обучения.
По результатам выполненной работы у детей расширился литературный кругозор,
словарный запас детей. Детьми был получен значительный положительный опыт в создании
проектов, они получили опыт творческой деятельности, представили и проанализировали
полученный результат, а самое главное, приобщились к культуре своей родины. Мы будем
продолжать работу в этом направлении.
Проектно-исследовательская деятельность является эффективным методом обучения и
развития детей. Они становятся более уверенными в своих силах, у них исчезает страх перед
неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – дети учатся учиться.
Итогом этого проекта стало выступление ученика нашего класса на школьной
конференции учащихся, а затем и городской конференции младших школьников с данной
исследовательской работой
Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет
сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение
ими способами деятельности, что способствует формированию и усовершенствованию у
учащихся начальной школы ключевых компетенций. В результате данного проекта у детей
формировались такие компетенции:
коммуникативные - работать в группе, договариваться и приходить к общему решению,
высказывать свою точку зрения, инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и
сверстниками, строить текст выступления, умение представить классу итог проделанной
работы;
информационные – отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке
информации, которую нашли ученики, воспроизводить полученную информацию;
3
учебно-познавательные – само задание уже носит познавательный, творческий характер,
определять границу собственного знания (незнания)
и делать запрос на недостающую
информацию, предлагать способы проверки своих гипотез;
компетентность в решении проблем – определять цель исследования, планировать
последовательность решения проблем, выбирать формы презентации, оценивать успешность
результата.
Безусловно, в начальной школе закладываются лишь основы названных компетенций, но
они необходимы для дальнейшего успешного обучения.
Результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской
деятельности можно создать условия для самореализации учащихся, а значит позволяет
реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет
приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными
источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к
самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового
общения в группе, развивать инициативу учащегося.
Все это способствует развитию творческой личности, так необходимой современному
обществу, человека, умеющего применять универсальные умения, полученные в школе, в
повседневной жизни.
4