Авторы: Цыганова Галина Ивановна, Потапова Татьяна Федоровна
Должность: Старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 339 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра
Раздел: дошкольное образование
Консультация
на тему:
«Развитие речи старших дошкольников на основе
фольклорного жанра»
Подготовил
старший воспитатель
Цыганова Г.И.
Потапова Т.Ф.
Музыкальный руководитель
2021 г.
Фольклор — важное средство формирования личности ребенка и развития речи,
средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на
формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание
эстетического восприятия и эстетических чувств.
Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической
лексикой, образными выражениями. Фольклор помогает ребенку изложить свое
отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-
иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к
нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило,
радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как, трудились, о чем мечтали,
рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы
сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к
истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт,
просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства,
переживания.
В дошкольном возрасте к играм и песням прибавляются упражнения ребёнка в
овладении родным языком. Успехи развития ребёнка в языке за этот сравнительно
короткий период жизни до школы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского
языка, ещё задолго до Ушинского писал: «Отечественным языком обладает уже в
некоторой степени даже семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы
всосан вместе с молоком матери; дитя даже не может существовать без него»
1
.
Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего, подражая живому разговорному
языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница
богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих
произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его—пословицы,
загадки, сказки—ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его
язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника — живой
разговорный язык и произведения устного народного творчества — тесно переплетаются
между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одна закономерность: всего сильнее
их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены
в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так оно и происходит, поэтому без
каких-либо специальных упражнений язык ребёнка оказывается хорошо развитым. В
педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что
загадка, сказки способны образовать, язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут
не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка
предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва
эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.
Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в
точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию
жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А. М. Горький
обратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное
переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения
языка детей в связи с разнообразием их деятельности. Например, дети практически могут
усвоить обозначение словом таких действий, как: шить, зашить, пришить, вышить,
нашить, вшить, подшить, перешить, сшить. Дети практически выполняют все эти
разнообразные действия — они и шьют, и сшивают, и пришивают, но для обозначения
пользуются в лучшем случае одним-двумя-тремя словами. Всё дело в том, что пока дети
занимаются шитьём или какой-либо другой работой, их языковое развитие не стоит в поле
зрения воспитателей, они не использует деятельность детей для развития их языка. Упу-
скается самый драгоценный момент—ведь тогда, когда ребёнок выполняет ту или иную
работу, ему легче всего усвоить слово, её обозначающее.
В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям;
они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок,
отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-
бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц,
травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел,
засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и
поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными
образами, с явлениями родной природы.
В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной
конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло
ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если
этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет
содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в
языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху».
Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно
в языке взрослых; к месту сказанные воспитательницей при тех или иных обстоятельствах
жизни ребенка, они будут служить свою службу. Нужно только остерегаться
искусственности, что неизбежно произойдет, если употреблять их будут нарочито, лишь
для придания речи «красивости».
У взрослых такой запас обычно создаётся в результате слушания и чтения сказок,
народного эпоса, художественной литературы, под влиянием речи окружающих. Плохо,
если заранее «планировать» употребление пословиц, поговорок. Народные выражения
живы только тогда, когда сказаны ко времени и к месту.
От детей ни в коем случае не следует добиваться, чтобы они пользовались этими
выражениями или, ещё хуже, заучивали их. Хорошо, если дети в речи взрослого
улавливают юмор, понимают и назидание в пословице. Если в детской речи изредка
промелькнёт поговорка или отдельное выражение, взятое из сказки или из речи
воспитателя, это и будет наградой за труды, но нарочито вызывать ребёнка на это не
следует.
Народный язык не знает словесного штампа, трафарета. В языке педагога,
разговаривающего с детьми, он встречается часто. Может быть, одним из главных
вопросов борьбы за чистоту и народность русского языка является освобождение речи
педагога от трафарета и придание ей той живости, свежести, которая связана с её
подлинной народностью. «Договорились с детьми», «В чём дело», «Давайте пойдём на
прогулку» и многие другие избитые, но ежедневно произносимые фразы заполняют речь
воспитателей.
Следует приучать детей употреблять русские слова и прибегать к иностранным
только в случае крайней необходимости. Подобное пожелание нужно целиком отнести и к
речи воспитателей.
В русском фольклоре существует большое разнообразие форм, которые можно
активно использовать в работе с детьми по развитию речи. Особое место занимают
занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Термин
«загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит — думать,
рассуждать; отсюда «гадание» — мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и
«загадка» — слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает
окружающий человека мир. Составить загадку — это значит, обычным мыслям и
предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку —
ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает
довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассо-
циативным поэтическим мышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным,
способным преодолеть нарочито создаваемые загадкой трудности логического характера.
Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Приговорки издавна употребляются для того чтобы эмоционально окрасить зна-
чимость того или иного момента жизни ребёнка. Скучный для детей процесс, например
одевание, сопровождаемый приговоркой, становится более интересным. Сама деятель-
ность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им.
Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте
служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его
умственного и нравственного роста.
Поговорки и пословицы — краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений
над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице
важно их содержание. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Поговорка
— принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только
подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы
могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей
насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда
обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл
становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло»
Сказки и присказки
Всё сказанное в ещё большей мере относится к гениальным произведениям
народного творчества — к сказкам. Русские народные сказки издавна составляют
важнейший элемент народной педагогики.
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная
природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы
хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка,
Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной
для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства.
Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами
говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами,
постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказке
дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики,
и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что
во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из
этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому
значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения,
жизни и интереса».
2
Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка — может быть по-
настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут
слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт
ребёнку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать.
Докучные сказочки и присказки.
«Докучные» сказки хороши своим юмором, таким близким детям. Иногда докучная
сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на
весёлый лад. Постепенно течение сказки уводит ребёнка в другой мир. Запас докучных
сказок должен быть всегда в памяти. Случай подскажет время и место, когда их дать.
Вот удачные «докуки»:
«Жили-были два братца — кулик да журавль. Накопили они стожок сенца,
поставили середи польца. Не сказать ли сказку, опять с конца?»
«Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли
сказочку с начала?»
«Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец».
«Жил-был царь Батута. И вся сказка тута».
В присказке как будто приподнимается занавес, приоткрывается картина.
— «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...», — начинает
рассказчик.
Собирается внимание слушателей. Замолкают разговоры, загораются глазёнки,
последняя тихая возня в поисках удобной позы прекращается.
Итак, фольклор способствует развитию речи, дает образцы русского языка,
обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными
выражениями. Поэтому необходимо использовать этот богатейший материал в работе с
дошкольниками.