Напоминание

"Основные понятия и термины социального педагога"


Автор: Воевода Наталья Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКОУ РО Орловская школа-интернат
Населённый пункт: поселок Орловский, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные понятия и термины социального педагога"
Раздел: среднее образование





Назад




Профилактика и коррекция детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но

некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о

наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя

правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу

теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность В родительской любви

Способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет,

тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям

Следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на

искоренении нежелательного, подавая детям

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка,

родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они

могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за

помощью в случаях, если ребёнок:

изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов,

находящихся на рисунке);

рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к

телу или спрятанными за спину руками);

рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;

чётко прорисовывает зубы и ногти;

рисует оружие;

пожар;

огромные руки, кулаки;

регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту

фигуру не раскрашенной;

а также: если на рисунке много исправлений;

линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику

агрессивного

поведения

ребёнка

должны

проводить

специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого

диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять

зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть

«ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении

данной проблемы.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с

агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».

Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих

детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это

нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится

легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать –

говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен.

Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче

говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным

поведением.

Правильный пример

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте

себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить

сами. Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции,

обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы –

родители.Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не

можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно,

стоит обратиться к психологу.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то

лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать,

что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в

такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных

слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

Всех

родителей,

столкнувшихся

с

агрессивным

поведением

ребёнка

интересует

вопрос:

«Как

правильно

подойти

к

коррекции

такого

поведения?»

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы,

необходимо,

чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а

постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения,

особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её

многообразии:

изотерапия

(можно

использовать

различные

способы

рисования:

кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);

песочная терапия;

глинотерапия;

куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного

или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного

театра);

сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно

предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к

примеру: рыцари, богатыри и др);

танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию

напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации

ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и

релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

комкать и рвать бумагу;

подраться с подушкой или боксёрской грушей;

использовать «мешочек / стаканчик для криков»;

использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;

пинать ногой консервную банку;

втирать пластилин в картон.

Ошибки родителей

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут

влиять следующие факторы:

низкая степень сплочённости семьи;

неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);

разные стили воспитания у родителей;

демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к

матери и др.);

поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;

равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;

применение физических наказаний;

угрозы, «вербальное насилие»;

введение каких-либо ограничений;

полное отсутствие поощрения;

дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;

чрезмерный контроль / отсутствие контроля;

отсутствие эмоционального контакта;

недооценка роли личного примера родителей;

«жизнь ради детей»;

неконтролируемое использование гаджетов.

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте,

что любые эмоции – это нормально!

Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии

(это может быть спортивная секция, подвижные игры).

Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.

Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны,

подчёркивайте достоинства.

Снижайте уровень критики.

Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего

мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными

акцентами, грубые фразы в разговоре).

Старайтесь общаться из позиции «на равных».

Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о

недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).

Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций

могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь.

Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно

сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они

должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно

только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Что же нужно делать с агрессивным поведением?

1. Реагируйте быстро. Если ребёнок поступает неправильно, лучше сразу ему

сказать об этом. Главное, что необходимо донести до ребёнка – это связь

между его поведением и последствиями. Как бы вы не были рассержены

сами, старайтесь не кричать на ребёнка, не шлёпать его и не ругать за

непослушание. Такие меры не заставят ребёнка изменить своему поведение,

зато

вы

наглядно

покажете,

что

физическая

и

вербальная

агрессия

допустимы, если человек злится. В избежание этого, лучше покажите ему

хороший пример – возьмите себя в руки и спокойно отведите его в сторону и

поговорите «на равных».

2. Награждайте за хорошее поведение. Чаще хвалите его за хорошие

поступки. Скажите, что вы им гордитесь, причём объясните за что именно.

3. Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если

вы ведёте себя предсказуемо (например, «Ты снова толкнул Наташу, так что

посиди на скамейке ещё раз») – ваш ребёнок быстро к этому привыкнет и в

итоге осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя радости. Это

станет для него первым шагом на пути к самоконтролю.

4. Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если, например, в порыве своей

агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен помочь привести

всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это

будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен

осознать, что за свои проступки нужно извиняться.

5. Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут

вызвать

мультфильмы со

злыми

героями,

игрушки,

а

также

сказки-

страшилки, фильмы ужасов. С детства учите справедливости, доброте и

пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными

персонажами.

В заключение хотелось бы сказать, дети - это наше отражение.

Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните

воспитание с себя. Прививайте любовь к животным, например объясните,

что кошка и собака друг человека, и ни при каких обстоятельствах их нельзя

обижать. Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь

его увлечениями, играйте вместе, в коллективе других детей.

Избавиться от агрессивного поведения помогут такие методы, как игры с

водой, рисование, лепка разных фигурок из пластилина, сказкотерапия.

Помните! При любой агрессии, необходимо соблюдать спокойствие. Крики и

наказания, лишь усугубляют возникшую ситуацию. Постарайтесь в первую

очередь успокоить ребёнка и только потом провести воспитательную беседу.



В раздел образования




Яндекс.Метрика