Напоминание

Программа развития ученического коллектива в малокомплектной сельской школе "Учимся жить вместе"


Автор: Евстафьева Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Ходарская СОШ им. И. Н. Ульянова Шумерлинского района Чувашской Республики"
Населённый пункт: село Ходары Шумерлинского района ЧР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа развития ученического коллектива в малокомплектной сельской школе "Учимся жить вместе"
Раздел: начальное образование





Назад




Организационно-методическая разработка

Программа развития ученического коллектива

в малокомплектной сельской школе

"Учимся жить вместе"

Введение

Основные идеи успешности процесса воспитания.

Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен

привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За

этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.

В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры

жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой,

нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.

Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю

необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов

духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и

законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с

твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия,

не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому

себе.

В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут

строиться на добровольности учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный

воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать

"воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на

интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем

главным ролям реальной жизни-гражданина, работника, семьянина.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная

учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в

группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого

необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать

развитию личности.

Данная программа имеет несколько составляющих: интеллектуальную, творческую,

деятельностную. Они выходят на развитие личности, учитывая такие возрастные особенности,

как любознательность, эмоциональность, стремление к смене деятельности и многое другое.

Ценность данной программы в разнообразии её содержания и адаптивности применения.

Каждый учитель в соответствии со своими интересами, уровнем педагогических знаний,

запросами детей и родителей может развернуть, дополнить или сжать содержательную базу и

временной период, адаптировать их для своего конкретного класса, определить приоритетные

виды деятельности.

Основная часть

Каждый человек, который так или иначе причастен к детскому коллективу, ответственен

за будущее того или иного ребёнка. А поэтому я считаю, что в учебно-воспитательной работе

учителя самое главное:

-чтобы ребёнок не терял веры в свои силы; - не стеснялся сомневаться;

- не чувствовал, что у него что-то не получается; - отстаивал своё мнение,

-чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; -чтобы думал, анализировал, доказывал,

спорил.

Для достижения всех этих целей, надо формировать у учащихся такие черты характера, как

трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели. В

развитии ребенка надо выделить две стороны: 1) развитие ума, воли, чувства школьника, 2)

наблюдательность, быстрая ориентировка в ситуации.

Я считаю, что самым важным, самым главным в учебно-воспитательном процессе являются

два «кита»: самостоятельность и коллективизм. Именно на этих двух «китах» я строю свой учебно-

воспитательный процесс. Самостоятельность учащихся и чувство коллективизма - это две цели, к

которым

мы

стремимся

с

воспитанниками

при

организации

классного

ученического

самоуправления.

Чему служит ученическое самоуправление класса? Все учащиеся, выполняющие систематически

общественные поручения, отличаются повышенным интересом к учению,

инициативой и

активным участием в жизни коллектива, самостоятельностью,

сознательностью. Чтобы

научить

детей

сотрудничать,

я

решаю

несколько

задач:

1)создаю

у

детей

мотивацию

взаимодействия, направленность на совместную работу; 2) обучаю детей правилам, которые

помогут им правильно взаимодействовать; 3) обеспечиваю детям опыт совместной деятельности.

Решая эти задачи, я систематически организовываю коллективную деятельность детей. Чтобы

дети не поссорились, не получили стойкого отвращения друг к другу и к совместной работе,

организация их взаимодействия должна осуществляться по определенным правилам.

Наиболее эффективны для развития навыков сотрудничества так называемые малые группы. В

них каждый ребенок будет включен в работу, поступки и взаимоотношения всех членов группы

будут на виду. Деятельность, которую дети осуществляют в группе, должна быть творческой.

Именно

такой

вид

деятельности

создает

благоприятные

условия

для

обучения

детей

взаимодействию и сотрудничеству.

В ходе работы ученического самоуправления сами учащиеся становятся помощниками

классного руководителя в воспитательной работе, в чем и заключается сотрудничество между

учителем и учащимися. В самоуправлении каждый учащийся одновременно является и

руководителем,

и

исполнителем,

от

классного

руководителя

требуется

оптимальное

педагогическое руководство. Учитываются и поощряются любые попытки проявить инициативу и

творчество. Ученическое самоуправление должно быть игрой, которая должна служить

воспитанию детей. Игра- это «мостик», который способствует учителю формировать в ребенке

необходимые черты характера. Поэтому в своей работе я использую нетрадиционные формы

проведения воспитательных мероприятий: утренники, экскурсии и походы, викторины и

конкурсы. Использование компьютерной поддержки тоже повышает интерес детей к мероприятиям.

Главный принцип в моей работе лишь любящий взрослый - центр существования ребенка.

Я стараюсь дать каждому ученику частицу своей теплоты и доброты, чтобы он мог почувствовать

себя любимым. Свою задачу вижу в том, чтобы создать условия, при которых каждый ученик

получает возможность развивать свое умение учиться. Для этого я постоянно ищу новые формы и

методы организации деятельности детей.

Пояснительная записка

Программа «Учимся жить вместе» включает в себя четыре этапа обучения и воспитания

младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.

Цель каждого этапа - сделать мир вокруг лучше, добрее;

- помочь всем, кто нуждается в помощи;

- самим многое узнать и научиться многому новому.

Воспитание детей осуществляется на «полянках развития», каждая из которых несет на себе

определенную задачу и является ступенькой в развитии творчества детей.

Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего

года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях вручаются

благодарственные письма.

У участников этой программы есть гимн, флаг желтого цвета. Все участники имеют права и

обязанности.

Права участников:

-выбирать дело себе по душе;

-участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;

-высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;

-самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;

-использовать КТД для воплощения своих идей;

-обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности участников:

-прилежно учиться, познавать окружающий мир;

-воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;

-уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;

-помогать младшим, передавать им свои знания;

-любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь.

Главный принцип этой программы - забота об улучшении окружающего мира, о далеких и

близких друзьях. Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее,

светлее и радостнее вокруг.

Полянки развития

Полянки

развития

Задачи

Мероприятия

Учебная

Воспитать устойчивую мотивацию к учебной деятельности; пробуждать

интерес к знаниям; формировать целостное отношение к учебе.

учебные викторины конкурсы,

классные часы, олимпиады.

Природа -мудрый

учитель

Формировать у учащихся природосообразное поведение: включать ребенка

во взаимодействие с природой через систему социальнозначимых

отношений «Я и природа - одно целое».

Экологические викторины, «Помоги

пернатым, экскурсии в природу,

посадка деревьев.

Умелые

ручки

Формировать начальные и навыки трудовой деятельности; развивать

творчество, воображение, умения управлять процессам творчества

(фантазирования).

Трудовые акции, выставки работ,

работа на УОУ.

Спорт и

здоровье

Обеспечить право ребенка на разностороннее развитие и укрепление

здоровья; воспитание потребности занятий спортом, здорового образа жизни.

Недели спорта, классные часы о

спорте, здоровом образе жизни,

марафоны соревнования

Доброта

Формировать нравственное поведение в социуме, создать условия для

сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными

принципами, воспитывать желание и потребности нести добро людям.

Шефство над младшими братьями и

сестренками, старыми людьми, акция

«добрых дел».

Почемучки

Создать условия для учебной деятельности детей; воспитать потребность в

открытии новых знаний; в самостоятельном выборе средств их открытия.

Формировать устойчивый интерес к процессу познания и самопознания.

Экскурсии в музей, к памятникам

архитектуры, искусства, посещения

библиотеки, конкурсы и т.д.

Работа с

родителями

Помочь родителям в закладывании основы счастья в будущее своего

ребенка. Заинтересовать родителей школьной жизнью, привлечь их к

внеклассной работе. Налаживание тесного контакта с родителями, чтобы

положительно влиять на развитие ребенка

Индивидуальные беседы, собрания,

консультации, вечера, праздники,

конкурсы, походы,

Учебная

Природа-

мудрый

учитель

Умелые

ручки

Здоровье

и спорт

Доброта

Почемучки

Работа с

родителями

День Знаний

Праздник

Экскурсия

«Золотая

осень»

Праздник

«Урожая»

Твое

здоровье- что

это? беседа

Диагностика

учащихся

Праздник числа

Ребенок пошел в

школу

Правила

дорожного

движения

Сбор

природных

материалов

Поделки из

природного

материал

Медосмотр

Операция «Пернатые

друзья»

Посвящение в

читатели

Учебные

принадлежности

школьника

Правила

поведения в

школе Беседа

Оформление

уголка

природы

Смотр «Наши

поделки»

Праздник

Мойдодыра

Операция «Уют»

Возле елки хоровод

Утренник

Педагогический

такт в отношениях с

детьми

Хорошо

учиться в школе

Праздник

Экскурсия

«Зимний лес»

Изготовление

подарков к 23

февр.

Мы-

пешеходы

Беседа

Конкурс «Сильные,

смелые ...»

Конкурс чтецов

стихов о зиме

Экологическая

проблема. Мыть

руки чаще.

Правила

поведения в

общественных

местах

«Краски зимы»

Выставка

рисунков

Изготовление

подарков к 8

марта

Нужна ли

сменная

обувь?

Беседа

Помогаем старшим,

младшим Беседа

Хорошо

ли

мы

читаем,

пишем

и

считаем

Конкурс-

смотр

Методы убеждения

при воспитании

Учение -наш

главный труд

Уход за

комнатными

растениями

Выставка работ

Учащихся.

Итоги года

Уход за

руками и

ногами

Труд людей весной

Экскурсия в поле

Смотр «Лучшие

тетради»

Поощрения и

наказания при

воспитании

Примерный перечень мероприятий

1 год работы.

2

год работы .

Учебная

Природа

мудрый

учитель

Умелые

ручки

Здоровье и

спорт

Доброта

Почемучки

Работа с

родителями

Праздник «День

знаний»

Осеняя

экскурсия

на

луг

Сбор

природного

материала

Здоровье и

учебная

нагрузка

«Ты да, я да, мы с

тобой» Праздник

Конкурс « В мире

слов»

Ребенок со здоровой

психикой

Как организо

вать рабочее

место?Беседа

Школьник-

друг

природы

Беседа

Обработка

природных

материалов

«В гостях у

Мойдодыра»

Праздник

Чтобы радость

дарить, надо быть...

Конкурс

Викторина «В мире

чисел»

Экология и

питание

Праздник

первой оценки

Конкурс

чтецов стихов

о зиме

Изготовление

елочных

украшений

Здоровье и

питание

Беседа

Легко ли быть

настоящим другом?

Диспут

Чем пахнут

ремесла? Экскурсия

на работу родителей

Смотр «Лучшие

тетради»

Экскурсия

«Чудеса зимы»

Изготовление

подарков к 23

февр.

Беседа «Я и

телевизор»

Мы гордимся вами.

Встреча с ветеранами

Праздник

«Возле

елки новый год»

Праздник

пунктуационных

знаков

Уход за

комнатными

растениями

Изготовление

открыток

к

8

марта

Поход

«Я с горочки

катаюсь»

«Папа, мама, я -

счастливая семья»

Праздник

КВН

«А ну-ка,

мальчики»

Предупреждение

инфекционных

заболеваний

Организация

УСК

Конкурс

рисунков

на

тему «Весна

Конструировани

е из бумаги

Медосмотр

Беседа

«Вежливые

слова»

Жизнь птиц и

зверей. КВН

Проверка

состояния

учебных принад

лежностей

Весенняя

экскурсия

на

луг

Посильный труд

на УОУ

Разучивание

упражнений

утренней

гимнастики

«Первомай»

Беседа

Знатные люди

Шумерлинского

района

Педагогический

такт в отношениях

с детьми

День

победы.

Экскурсия

к

памятнику

Весенняя

экскурсия в

лес

Воздух и

вода -наши

лучшие

друзья

Встреча с

ветеранами ВОв

3 год работы.

Учебная

Природа

мудрый

учитель

Умелые

ручки

Здоровье и

спорт

Доброта

Почемучки

Работа с

родителями

День

Знаний

Праздник

Экскурсия

«Золотой лес»

Сбор природных

материалов

«Твое

здоровье»

Беседа

Операция

«Посади дерево»

«От зерна до булки»

Экскурсия на ток

Как помочь ребенку

после лета

Организация

УСК

Праздник

«Осени»

Обработка и

хранение

прир. материала

День

подвижных

игр

«Человек

среди

людей» Беседа

Экскурсия на

работу родителей

«Рабочие руки»

Дружить с

грамматикой.

Праздник

Охранять

природу -

любить Родину

Изготовление

елочных

украшений

«Здоровье в

твоих руках»

Беседа

Классный час

«Бабушки и внуки»

Читательская

конференция

«Сказки о добре и..»

Утренник

«Возле ёлки

хоровод»

Операция

«Пернатые

друзья»

Операция

«Вышли

книги

из больницы»

Мы на

горочке

катались

История

чувашского

национального

костюма

Экскурсия в

школьный музей-

мемориал

Влияние домашних

животных на детей

Конкурс чтецов

рисунков и на

тему «Зима»

Выставка

«Дары осени»

Изготовление

подарков к 8

марта

Чистота и

здоровье

Беседа «О добре и

чуткости»

Праздник «Бравые

мальчишки»

Аллергия и

цветущие растения

Правила для

учащихся»

Беседа

«Встречаем

Весну»

Праздник

Изготовление

скворечников

«Режиму мы

друзья»

Беседа

«Стремись делать

добро» Акция

Конкурс «А ну-ка,

девочки»

День

Победы

Экскурсия

к

памятнику

Экскурсия

«Богатства

весеннего

леса»

Помощь

старшим и

пожилым

«Мы –команда одного

корабля» Праздник

Праздник

«Окончание

учебного года»

«Папа, мама, я-

счастливая

семья»

Праздник

4 год работы

Учебная

Природа

мудрый

учитель

Умелые

ручки

Здоровье и

спорт

Доброта

Почемучки

Работа с

родителями

День знаний

Праздник

Экскурсия

«Дары

осеннего леса»

Работа на УОУ

Следишь ли

за осанкой?

Беседа

Помощь старшим при

уборке овощей

Праздник

«Золотая осень»

Психологический

климат в семье

Организация

УСК

Оформление

«Уголка

природы»

Сбор природных

материалов

Путешествие

в

страну

аккуратности

«Права и обязанности

ребенка» Беседа

Экскурсия в музей

космонавтики

Методы убеждения

при воспитании

Единые

педагогические

требования

Составление

альбомов из

засушенных

листьев

Обработка,

хранение

природного

материала

«Улыбка -

залог успеха

Беседа

Если рядом друг

Диспут

«Книга - лучший

друг» Праздник

Счастлив тот – кто

счастлив дома

По страницам

любимых книг

КВН

Утренник «Лес

- наше

богатство»

Поделки из

природного

материала

Беседа

«Наши

олимпийцы

«Научись

управлять

собой» Беседа

«Прощание с

начальной школой»

Праздник

Поощрения и

наказания при

воспитании

Заключение

Педагог - первый защитник детей, а часто и единственный, ближе других стоящий к ребенку и

лучше других знающий его; автор и архитектор своего класса.

От педагога зависит - сможет ли ребенок прожить школьную жизнь содержательно и красиво,

соберется ли у него перед выпуском из школы «банк счастливых воспоминаний». Поэтому я работаю

под девизом:

Глубокие и прочные знания всем учащимся.

Главный принцип в моей работе: лишь любящий взрослый - центр существования ребенка.

Главные инструменты: любовь, доброта, доверие, терпение.

Задачи, над которыми я работаю целенаправленно:

-Дать учащимся прочные и глубокие знания;

-Вызвать у ребенка интерес к знаниям;

- Научить его вырабатывать собственное мнение;

- Воспитывать у детей самостоятельность, честность, милосердие, доброжелательность к

родным и близким, любовь к своей родине;

- Содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока.

Подтверждением результативности воспитательной работы являются результаты участия

в мероприятиях. Количество активных участников в мероприятиях различного уровня год от

года растёт:



В раздел образования




Яндекс.Метрика