Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Значение коммуникативных игр в музыкальном развитии дошкольников
Тема: Коммуникативные игры
Раздел: дошкольное образование
Долбешкина Т.Н.
МБДОУ №56
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения
общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных
жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в
детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или
использовать как минутки отдыха после занятий.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального
психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки
его к дальнейшей жизни.
Из обязательного минимального содержания образовательной программы,
реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная
компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных
переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции
вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть
коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные
умения:
сотрудничать;
слушать и слышать;
воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
говорить самому.
НОС К НОСУ
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение
друг к другу.
Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По
команде взрослого, например, «Нос к носу», «Ладошка к ладошке», «Коленка к
коленке», «Ухо к уху» и т.д. они становятся по парам и касаются друг друга
носами... Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Нужно успеть за ограниченное время или пока звучит музыка поздороваться с
как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается
способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например,
пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели
поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у
игроков.
«ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о
ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы
очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям
поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об
игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится
твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие
ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало
фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».
«ПРИВЕТСТВИЕ» («ХЛОПУШКА»).
Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети кладут
на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших
ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде
«хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся
вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя
рук). «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости –
руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».
Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга:
«Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша»
и так далее.
«ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ»
Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает
поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто
любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть
кошка» и так далее).
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен
разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные
пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-
игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если
следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий
с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
В основном это танцы с несложными движениями, включающие элементы
невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.
д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения
даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще
более облегчает их запоминание.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах
и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое
отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные,
радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более
способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым,
нормализации социального климата в детской группе.
«Я ОТ ТЕБЯ УБЕГУ»
Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу
1к. Я от тебя убегу, убегу…. на легком беге меняются местами – 3раза; руки в
кулачки
Спрячусь за деревом закрыть лицо ладонями;
И скажу: «Ку-ку!» выглядывать справа, затем слева
Проигрыш: внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп кругу и
возвращаются к партнеру
2к. Я от тебя уплыву, уплыву…. шагом меняются местами; махи руками
Спрячусь за лодочку присесть, закрыться руками «полочкой»
И скажу: «Ку-ку» встать, развести руки
Проигрыш: внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп кругу и
возвращаются к партнеру
3к. Я от тебя улечу, улечу…. на легком беге меняются местами, взмахи руками
Спрячусь за облачком закрыться «полочкой»
И скажу: «Ку-ку» развести руки
Проигрыш: то же и «твист»
4к. Я от тебя убегу…уплыву….улечу… меняются местами
Я так играю, я с тобой дружу пожать правые руки
Я так играю, я тебя люблю - обняться
Проигрыш: кружатся парой поскоками и «твист», хлопки
«У ТЕБЯ, У МЕНЯ»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
У меня, (Показывают руками на себя.)
У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)
Блестящие глазки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.)
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)
У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)
У меня, у тебя розовые щечки.
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
«ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!»
(муз. Песни «Капель» В.Алексеев)
Вступление и проигрыш: Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу
1 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
2 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят нового друга – пару
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
3 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят нового друга – пару
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
«У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом
горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «посутчаться»)
«Тук-тук дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
«НОВОГОДНИЙ ПАРОВОЗИК»