Авторы: Морозова Галина Анатольевна, Галина Анатольевна Морозова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБОУ СОШ с. Бугульчан-детский сад
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Куюргазинский район с.Бугульчан
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия формирования экологической культуры
детей старшего дошкольного возраста
Морозова Г.А.
филиал МБОУ СОШ
с.Бугульчан-детский сад
«Россияночка» с. Бугульчан
Муниципального
района
Куюргазинский район
Республики Башкортостан
В
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
личности
ребенка,
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно на этом
возрастном этапе
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Ребенок
начинает понимать нормы и правила взаимодействия с природой, у него
вырабатывается
эмоционально-нравственное
отношение
к
окружающему,
развивается активность в решении некоторых экологических проблем, т.е.
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры
1
. Таким
образом, формирование экологической культуры является одним из главных
направлений экологического образования и воспитания в детском саду.
Важными условиями организации работы педагога по формированию
экологической культуры детей дошкольного возраста являются те условия,
которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают
максимально эффективное его осуществление. Таковыми условиями являются:
высокий уровень профессиональной подготовки педагогов;
создание соответствующей эколого-развивающей среды в детском саду и
групповых помещениях;
использование педагогом максимально эффективных методов, приемов,
средств обучения и воспитания.
Экологическая
развивающая
среда
включает
в
себя
следующие
«экологические пространства»: территория детского сада, помещения детского
сада, групповые помещения. Каждое «экологическое пространство» имеет свои
экологические элементы, с помощью которых педагог организует совместные
исследования в повседневной жизни детей, проводит различные эколого-
педагогические мероприятия. Так на территории детского сада могут быть
созданы
следующие
экологические
объекты:
игровые
площадки
для
организации
различных
видов
деятельности,
проведения
экологических
праздников; экологическая тропинка; огород, цветник, сад с различными
видами деревьев, кустарников, растений, овощных культур; ландшафтные
объекты.
Для углубленной познавательно-ознакомительной и экспериментальной
деятельности могут быть использованы помещения детского сада:
- исследовательская лаборатория;
- экологическая комната для проведения занятий, игр, исследований;
-живой уголок;
-экологический музей для ознакомления с отдельными компонентами,
явлениями природы, организации тематических выставок детских работ;
- зимний сад;
-фитобар и др.
Воспитатель должен активно использовать экологическое пространство
группового помещения, составляющие элементы которого служат источником
новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных
проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в
этих
условиях
осуществляется
за
счет
любознательности
детей
и
ее
постоянного стимулирования со стороны педагога. Так, в групповое помещение
можно включить следующие экологические элементы: экспериментальная
мини-лаборатория; библиотека с познавательной, художественной литературой
о природе; коллекции природных объектов, материалов; развивающие и
дидактические игры, карты, календари природы, иллюстративный материал,
макеты и др.; экологический театр.
С помощью методов осуществляется любая деятельность детского сада.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной
деятельности
воспитателя
и
детей,
в
ходе
которого
осуществляется
формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание
отношения к окружающему миру
4
. Основные методы познания природы –
наблюдение,
экспериментирование,
моделирование,
составление
классификаций, коллекций. Применение того или иного метода осуществляется
с помощью разнообразных приемов и средств обучения и воспитания.
Крайне
важно,
для
экологического
образования,
рассматривать
окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой
и с окружающей средой
3
. Например, организуя наблюдение, педагог
показывает растение детям и предлагает ответить на вопросы: чем растение
отличается от кустарников? Какие части есть у растения? Какого цвета его
листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с растением (с
природой). Как же нужно изменить характер наблюдения для того, чтобы оно
превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят
на те условия, без которых растение не может прожить, на его связи с
окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: растению нужна почва
— она держит его корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен
воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер и т.п.
Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира
ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего
мира, используется в различных видах организованной и самостоятельной
деятельности дошкольников, строится в форме партнерской деятельности
взрослого с детьми, развертывающейся как исследование предметов и явлений
окружающего мира, доступное и привлекательное для детей
3
.
Для фиксации
в
памяти
детей
результатов
экспериментов,
наблюдений
необходимо
использовать календари погоды, календари природы, дневники наблюдений.
Использование моделей является эффективным способом формирования у
дошкольников
экологических
понятий,
поскольку
дает
возможность
демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Особый
интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает моделирование, когда
на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько
сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Преимущество
данного метода заключается и в том, что он позволяет изучать биологические
закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым
не нанося им вреда. Важная роль отводится изготовлению моделей детьми.
Совместно с педагогом дети создают модели всех естественных биоценозов
(тундры, леса, степи, пустыни, пресноводного и соленого водоема), а также
агроценозов (парка, поля, сада, огорода).
Большой
интерес
у
детей
вызывает
совместная
деятельность
по
составлению классификаций и коллекций. Благодаря умению относить объект
по совокупности ряда признаков к тому или иному классу дает ребенку
возможность лучше познать окружающую природу, выделить в объекте новые
качества, свойства, научиться вычленять признаки различия и сходства. Дети
старшего дошкольного возраста могут принимать участие в составление
классификаций минералов, растений, овощных культур, животных и др.
Высокий
уровень
компетентности,
творческой
активности,
педагогического
мастерства
в
вопросах
экологического
образования
и
воспитания детей – одно из необходимых условий эффективного формирования
экологической
культуры
дошкольников.
Успешность
экологического
воспитания и образования во многом зависит от уровня компетентности
педагога, основанном на теоретических знаниях и практических навыках и
направленном на решение воспитательных и образовательных задач
5
.
Таким образом, педагоги, реализуя разнообразные методы экологического
образования и воспитания, взаимодействуя с семьей, повышая уровень
собственной компетентности, формируют у детей осознанно-правильное
отношение
к
природным
явления
и
объектам,
основы
нравственно-
экологических позиций личности, то есть закладывают начальные элементы
экологической культуры.
Список использованной литературы
1.
Захлебный
А.М.,
Суравегина
И.Т.
Экологическое
образование
дошкольников. М.: Просвещение, 2008.
2.
Зверев И.Д. Организация экологического образования дошкольников.
М. Просвещение, 2001.
3.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду / Пособие для работников дошкольных
учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.
Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. СПб: 2007.
5.
Молодова Л. А. Нравственно-экологическое воспитание старших
дошкольников. Минск: 2002.