Напоминание

Педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Морозова Галина Анатольевна, Галина Анатольевна Морозова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБОУ СОШ с. Бугульчан-детский сад
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Куюргазинский район с.Бугульчан
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические условия формирования экологической культуры

детей старшего дошкольного возраста

Морозова Г.А.

филиал МБОУ СОШ

с.Бугульчан-детский сад

«Россияночка» с. Бугульчан

Муниципального

района

Куюргазинский район

Республики Башкортостан

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

личности

ребенка,

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно на этом

возрастном этапе

ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Ребенок

начинает понимать нормы и правила взаимодействия с природой, у него

вырабатывается

эмоционально-нравственное

отношение

к

окружающему,

развивается активность в решении некоторых экологических проблем, т.е.

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры

1

. Таким

образом, формирование экологической культуры является одним из главных

направлений экологического образования и воспитания в детском саду.

Важными условиями организации работы педагога по формированию

экологической культуры детей дошкольного возраста являются те условия,

которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают

максимально эффективное его осуществление. Таковыми условиями являются:

высокий уровень профессиональной подготовки педагогов;

создание соответствующей эколого-развивающей среды в детском саду и

групповых помещениях;

использование педагогом максимально эффективных методов, приемов,

средств обучения и воспитания.

Экологическая

развивающая

среда

включает

в

себя

следующие

«экологические пространства»: территория детского сада, помещения детского

сада, групповые помещения. Каждое «экологическое пространство» имеет свои

экологические элементы, с помощью которых педагог организует совместные

исследования в повседневной жизни детей, проводит различные эколого-

педагогические мероприятия. Так на территории детского сада могут быть

созданы

следующие

экологические

объекты:

игровые

площадки

для

организации

различных

видов

деятельности,

проведения

экологических

праздников; экологическая тропинка; огород, цветник, сад с различными

видами деревьев, кустарников, растений, овощных культур; ландшафтные

объекты.

Для углубленной познавательно-ознакомительной и экспериментальной

деятельности могут быть использованы помещения детского сада:

- исследовательская лаборатория;

- экологическая комната для проведения занятий, игр, исследований;

-живой уголок;

-экологический музей для ознакомления с отдельными компонентами,

явлениями природы, организации тематических выставок детских работ;

- зимний сад;

-фитобар и др.

Воспитатель должен активно использовать экологическое пространство

группового помещения, составляющие элементы которого служат источником

новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных

проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в

этих

условиях

осуществляется

за

счет

любознательности

детей

и

ее

постоянного стимулирования со стороны педагога. Так, в групповое помещение

можно включить следующие экологические элементы: экспериментальная

мини-лаборатория; библиотека с познавательной, художественной литературой

о природе; коллекции природных объектов, материалов; развивающие и

дидактические игры, карты, календари природы, иллюстративный материал,

макеты и др.; экологический театр.

С помощью методов осуществляется любая деятельность детского сада.

Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной

деятельности

воспитателя

и

детей,

в

ходе

которого

осуществляется

формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание

отношения к окружающему миру

4

. Основные методы познания природы –

наблюдение,

экспериментирование,

моделирование,

составление

классификаций, коллекций. Применение того или иного метода осуществляется

с помощью разнообразных приемов и средств обучения и воспитания.

Крайне

важно,

для

экологического

образования,

рассматривать

окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой

и с окружающей средой

3

. Например, организуя наблюдение, педагог

показывает растение детям и предлагает ответить на вопросы: чем растение

отличается от кустарников? Какие части есть у растения? Какого цвета его

листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с растением (с

природой). Как же нужно изменить характер наблюдения для того, чтобы оно

превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят

на те условия, без которых растение не может прожить, на его связи с

окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: растению нужна почва

— она держит его корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен

воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер и т.п.

Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира

ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего

мира, используется в различных видах организованной и самостоятельной

деятельности дошкольников, строится в форме партнерской деятельности

взрослого с детьми, развертывающейся как исследование предметов и явлений

окружающего мира, доступное и привлекательное для детей

3

.

Для фиксации

в

памяти

детей

результатов

экспериментов,

наблюдений

необходимо

использовать календари погоды, календари природы, дневники наблюдений.

Использование моделей является эффективным способом формирования у

дошкольников

экологических

понятий,

поскольку

дает

возможность

демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Особый

интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает моделирование, когда

на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько

сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Преимущество

данного метода заключается и в том, что он позволяет изучать биологические

закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым

не нанося им вреда. Важная роль отводится изготовлению моделей детьми.

Совместно с педагогом дети создают модели всех естественных биоценозов

(тундры, леса, степи, пустыни, пресноводного и соленого водоема), а также

агроценозов (парка, поля, сада, огорода).

Большой

интерес

у

детей

вызывает

совместная

деятельность

по

составлению классификаций и коллекций. Благодаря умению относить объект

по совокупности ряда признаков к тому или иному классу дает ребенку

возможность лучше познать окружающую природу, выделить в объекте новые

качества, свойства, научиться вычленять признаки различия и сходства. Дети

старшего дошкольного возраста могут принимать участие в составление

классификаций минералов, растений, овощных культур, животных и др.

Высокий

уровень

компетентности,

творческой

активности,

педагогического

мастерства

в

вопросах

экологического

образования

и

воспитания детей – одно из необходимых условий эффективного формирования

экологической

культуры

дошкольников.

Успешность

экологического

воспитания и образования во многом зависит от уровня компетентности

педагога, основанном на теоретических знаниях и практических навыках и

направленном на решение воспитательных и образовательных задач

5

.

Таким образом, педагоги, реализуя разнообразные методы экологического

образования и воспитания, взаимодействуя с семьей, повышая уровень

собственной компетентности, формируют у детей осознанно-правильное

отношение

к

природным

явления

и

объектам,

основы

нравственно-

экологических позиций личности, то есть закладывают начальные элементы

экологической культуры.

Список использованной литературы

1.

Захлебный

А.М.,

Суравегина

И.Т.

Экологическое

образование

дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

2.

Зверев И.Д. Организация экологического образования дошкольников.

М. Просвещение, 2001.

3.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду / Пособие для работников дошкольных

учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.

Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. СПб: 2007.

5.

Молодова Л. А. Нравственно-экологическое воспитание старших

дошкольников. Минск: 2002.



В раздел образования




Яндекс.Метрика