Напоминание

"Развитие межличностных отношений младших школьников в условиях малокомплектной школы"


Автор: Татьяна Александровна Шитова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Залазна
Населённый пункт: с. Залазна Омутнинского района Кировской области
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Развитие межличностных отношений младших школьников в условиях малокомплектной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие межличностных отношений младших

школьников во внеурочной деятельности

в условиях малокомплектной школы.

учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Залазна

Шитова Татьяна Александровна

АННАТАЦИЯ

Интеграционные процессы проходящие в современном обществе, бурный рост

науки и техники являются причинами актуальности проблемы сотрудничества, общения

между людьми, развития отношения между ними. Основным условием развития

межличностных отношений является общение. Это важный фактор формирования

личности, один из главных видов деятельности человека.

Над данной темой работа велась на протяжении нескольких лет в процессе

внеурочной

деятельности,

на

уроках

виде

физкультминуток)

в

условиях

малокомплектной

школы.

Считаю,

что

в

условиях

такой

школы

развитие

межличностных отношений занимает огромное место в воспитательном процессе. В

классах обучались дети разных возрастов (7-10 лет) и разного социального статуса. Среди

детей были учащиеся, которые не желали общаться со сверстниками, были дети из

неблагополучных семей (злоупотребляли алкоголем). Поэтому проблема общения встала

очень остро.

Данный опыт можно применять в любой школе при создании разновозрастных

коллективов

ВВЕДЕНИЕ

Общение имеет огромное значение в развитии личности. При общении с другими

людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает

умениями и навыками. Общение- всегда взаимодействие людей, при котором они познают

друг друга; взаимоотношения, при котором между ними устанавливается определенное

взаимоотношения.

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в отношениях

детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи. Начинает

формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка.

На этой основе у них начинает определяться направленность личности. Происходит

довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только

учителями, но и сверстниками. Появляются новые чувства и потребности. Школьники

начинают жить многообразной совместной жизнью, наполненной общими интересами,

стремлениями, радостями и печалями. Важнейшая специфическая черта межличностных

отношений – эмоциональная основа. Эмоциональное состояние в коллективе обладает

функцией сплочения, объединения людей. А чувства младших школьников развиваются

прежде всего внутри школьной жизни.

Развитие межличностных отношений происходит в процессе взаимодействия со

взрослыми, со своими сверстниками. Но среди детей есть учащиеся, которые не желают

общаться со сверстниками. В классе они чувствуют себя дискомфортно, желают

отделиться от коллектива или изменить свое положение в нем. Неприятие таких детей в

коллективе можно объяснить их неблагополучием в семье. Родители таких детей

злоупотребляют алкоголем, поэтому в школу он часто ходят неопрятные, немытые,

неряшливо одетые. Сверстники с такими детьми общаются неохотно. Поэтому они

чувствуют

себя

отверженными,

ненужными

в

коллективе

и

стараются

как-то

изолироваться, проявляя негативное отношение к классу. Защищая себя, они стараются

огрызаться, проявляют какую-либо агрессию или замыкаются в себе, предпочитают

одиночество.

Цель данной разработки – определить педагогические условия, способствующие

развитию межличностных отношений младших школьников малокомплектной школы во

внеурочной деятельности.

Первым шагом по развитию межличностных отношений младших школьников

был фольклор. Это различные игры, загадки, шутки, частушки. Многие можно проводить

в виде физкультминуток на уроке. Затем были выдвинуты новые задачи и соответственно

изменилось содержание. Были введены семейные праздники, тематические праздники,

родительские собрания с новым наполнением содержания.

Тем самым обновилась организация процесса. Необходимо было выстроить,

продумать роль каждого ребенка. Чтобы активизировать уровень развития возрастных

особенностей.

I.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТННЫХ

ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Класс или другое более или менее постоянное объединение людей всегда представляет

собой какое-то целое, малую группу в социально-психологическом смысле слова. Что же

сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Какова внутренняя

психологическая причина того, что люди вступают между собой в личностный

эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой между людьми является

потребность в общении.

Потребность в общении- одна из основных социальных потребностей. Она

возникает и ясно проявляется уже впервые месяцы жизни ребенка. С возрастом

потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию.

Дети начинают ее осознавать. При этом особо строго проявляется потребность в общении

со сверстниками, потребность в детском коллективе. С того момента как ребенок попадает

в группу сверстников, индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне

взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со

сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Общение- это всегда взаимодействия людей, при котором они познают друг друга,

вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается

определенное взаимообращение. На пути личностного развития ребенка в современном,

чреватом человеческими конфликтами обществе, могут возникнуть серьезные опасности.

Одной из таких опасностей является агрессивность. Повышенная агрессивность

детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов,

но и для общества в целом. Агрессивный ребенок чаще всего видит себя и отношение к

себе. Другие дети выступают для него как обстоятельство его жизни, которые либо

мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются

нанести ему вред. Поэтому для таких людей недоступно сочувствие, сопереживание или

содействие.

Работу с такими детьми необходимо направить на безопасный выход

агрессии, на развитие коммуникативных навыков, на формирование способностей видеть

и понимать других.

Переход ребенка к школьному обучению часто с повышением уровня

тревожности малыша. Нередко у него проявляется такое качество как застенчивость. Быть

застенчивым- бояться общения. Застенчивый ребенок воспринимает себя слабым,

неумелым, неспособным. Жалким. Он хочет общаться, но не знает как это сделать, а

может быть не умеет использовать свои навыки. Наверное, надо дать возможность

ребенку проявить себя в том, что у него получается лучше. Это придает малышу

уверенность в себе, и, возможно он станет более свободным в общении с людьми.

В межличностных отношениях ребенка с другими людьми- со взрослыми и со

сверстниками – возникает и развивается сложная гамма чувств. В непосредственном

общении со взрослыми, в играх и соревнованиях со сверстниками развиваются качества

ребенка, так или иначе поворачивающие его к другим людям. Это прежде всего

выражается в способности к сопереживанию. Сопереживание включает в себя и

сострадание (жалость, отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью

другого).

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся

им на персонажей сказок, рассказов. При слушании, а затем при инсценировании сказок,

ребенок превращается из пассивного слушателя в активного участника событий.

Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление чувств. Обычно лица и

позы детей очень ярко выражают их эмоциональное состояние. Неумение сдерживать

свои чувства объясняет также возникновение у детей аффективных состояний, их

склонность к кратковременным бурным вспышкам радости и печали. Для младших

школьников характерна легкая заразительность эмоциональными переживаниями других

людей. Хорошо известны факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех

остальных учащихся класса, когда последние могут и не знать причины смеха.

Возникновение чувств у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в

которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий, или яркие

жизненные представления и переживания – все вызывает у детей этого возраста

соответствующие чувства.

II.

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Одним из средств развития межличностных отношений может послужить особая

область народного творчества, называемая фольклором. Фольклор – своеобразная

кладовая народа. В ней хранятся образцы творчества

взрослых и то, что создано

выдумкой детей. Фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он

включает в себя музыку, игровые и плясовые песни, загадки, хороводные игры,

фольклорные праздники и др. Изучая фольклор можно многое понять в психологии детей

того или иного возраста.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он

представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых

жанров, русскими народными песнями, частушками. В произведениях, перешедших к

детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Это виды

творчества открывают широкий простор для импровизации и выдумки. Все свободное

время дети играют. Игра – это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование,

стремление каждого участника выйти победителем.

Типичный жанр детского творчества – это хоровод. Функция хоровода

многозначна. Хоровод – своеобразная школа общения, выходящая за пределы семьи,

школа

пребывания

на

людях.

Кроме

хороводов

детям

предлагаются

народные

инсценировки как сценки из народной жизни.

В игре ребенок привыкает к тому, что только сообща можно создать что-то

стройное и совершенное. На каждом шагу он убеждается в том, что одному так много и

разнообразно не придумать бы в игре, да и не выполнить тоже так, как это удается сделать

всем коллективом. Если кто-нибудь нарушает общий порядок в игре или ничего не

вносит, то игра теряет смысл. Дети убеждаются в том, что всем вместе можно сделать

чуть ли не целый театр.

Одним из жанров народного творчества является фольклорный праздник. Более

эффективным оказывается действие, в которых дети являются

непременными его

участниками. Во время праздника каждый становится исполнителем и зрителем

одновременно. Никто не сидит и не смотрит, как выступают другие. Все поют в общем

круге или ведут игры, или образуют движение в хороводе. В том, что каждый учащийся

вовлечен в пение, игру, танец заключается значение праздника как коллективного

действия.

Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадываться о несказанном,

уметь воспринимать услышанное. Как важно внушить ребенку, что он кому-то нужен,

что он личность. Одиночество дома, одиночество в классе приводит детей к нервному

расстройству. Как научить их полноценному общению? Прежде всего, в приобщении

детей к культуре общения должна присутствовать игра, новизна, стимул.

Дети очень любят мероприятия с включением элементов фольклора. Это различные

игры, загадки, шутки, частушки. Многие игры можно проводить на уроках в виде

физкультминуток, а не только во внеурочной деятельности. Эта область народного

творчества наиболее доступна детям, тем болеем живущим в сельской местности.

Элементы фольклора используются почти во всех внеклассных мероприятиях. Это

раскрепощает детей, дает им возможность в игровой форме взаимодействовать друг с

другом, договариваться, прислушиваться друг к другу. Даже дети, наиболее склонные к

одиночеству,

постепенно

заряжаются

атмосферой

непринужденности.

Практика

показывает,

что

активное

освоение

детьми

элементов

фольклора

подталкивает

школьников к общению со сверстниками, к эмоциональному контакту.

Одним из таких мероприятий является «Масленица широкая». Дети активно

принимают участие во всех русских народных играх (перетягивание каната, «стенка на

стенку»), хороводных играх («Шла коза по лесу», «Я сижу, горю, пылаю» и др).

Хороводные игры могут проводиться на переменках, классных часах. Такие игры

вызывают обычно у детей большой эмоциональный интерес. Они часто проводят игры

сами, без учителя. Иногда ведущими становятся малообщительные дети. Так как игра

требует каких-то определенных движений, то участники должны соприкасаться друг с

другом (встать в пары, кружиться и т.д.). Малообщительным детям сделать это нелегко.

Но правилам игры надо подчиняться. В таких ситуациях школьники оказываются в таких

условиях, когда психологические барьеры преодолеваются легко о естественно. Дети с

удовольствием принимают участие в игре, забывая от том, что они не такие как вск (по их

мнению).

Таким образом, освоение младшими школьниками элементов фольклора

способствует развитию их коммуникативных умений и межличностных отношений в

коллективе в целом.

III.

ИННОВАЦИОННЫЕ

ФОРМЫ

РАБОТЫ

ПО

РАЗВИТИЮ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Для

развития

межличностных

отношений

и

включения

таких

детей

в

эти

взаимоотношения необходима целенаправленная работа. Существуют различные формы

работы по развитию межличностных отношений. Для достижения поставленных целей

дети были не только слушателями, но и непосредственно участниками. Формы

проведения занятий разнообразны. Это тематические праздники, игры-путешествия,

семейные праздники, родительские собрания совместно с детьми.

Тематические праздники

Тематические праздники- это тоже одна из новых форм работы по развитию

межличностных отношений младших школьников. Традиционно в классе проводятся

такие праздники как «Веселый праздник сентября» и «Наша школьная планета».

«Веселый праздник сентября». Это мероприятие проходит обычно в форме игры-

путешествия, где детям нужно преодолеть различные трудности, чтобы попасть в страну

Знаний. Они отгадывают загадки, работают в парах, инсценируют русские народные

сказки. А для этого необходимо общение и взаимодействие между детьми.

Тяжело приходится первоклашкам. Они впервые переступили порог школы,

волнуются, стесняются. Дети пришли в новый коллектив и не знают что их ждет. И хотя

они не принимают активного участия, но в глазах загораются веселые искорки, появляется

желание общаться, участвовать в жизни класса.

«Наша школьная планета». Это мероприятие посвящено окончанию недели младшего

школьника. Дети отражают свою жизнь в частушках, песнях, сценках. С большим

энтузиазмом они исполняют частушки. Не отказываются их исполнять и застенчивые

дети, хотя особого желания не проявляют. Но после выступления в их глазах светится

радость.

Формы работы с родителями

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении нем может

носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы

родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и

школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать,

сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе

искать пути и способы их решения.

Новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на

детях, усиливают чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет

чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям

нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития

у детей

способности к

сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном

этапе- организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач

учителя- создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть

достигнуто только при деятельности родителей и детей. которая может быть реализована

в различных формах.

Развитие межличностных отношений происходит в процессе взаимодействия со взрослым,

сверстниками. Поэтому все мероприятия направлены на раскрытие этих взаимодействий

между самими детьми, между детьми и родителями. Между родителями и школой.

Традицией в коллективе стало проведение таких семейных праздников:

«У старости мудрое лицо» (к Дню пожилых людей)

«Я люблю маму милую свою»( к Дню матери»)

«Мой папа самый лучший»(к 23 февраля)

«Мама- солнышко мое» ( к 8 марта)

Эти мероприятия проходят каждый год. К ним дети готовятся с большой охотой. Они

поют, танцуют, ставят сценки. Заранее готовят своими руками подарки для своих родных,

проявляя

свою

фантазию.

В

такие

мероприятия

входят

элементы

фольклора,

импровизация. Танцы. Дети готовят сценки, продумывают вместе костюмы. Родители на

таких мероприятиях не являются просто слушателями или зрителями. Они принимают

активное участие в конкурсах, инсценировках, танцуют вместе с детьми.

Иногда на такие мероприятия приходят родители из неблагополучных семей, которые

злоупотребляют алкоголем. Они не всегда знают чем занимается их ребенок. Наблюдая в

такие минуты за ребенком, на душе становится радостно. Он сразу начинает «сиять»,

забывая о своем положении в классе. Пришла мама. Она увидит как он поет, участвует в

сценках. Ребенок сразу раскрепощается, легко идет на контакт. А с каким удовольствием

он подарит маме подарок, сделанный своими руками!

Каждый год проходят родительские собрания совместно с детьми. Это тоже способствует

развитию межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков. В процессе

таких собраний формируется уважительное отношение детей к своим родителям,

родителей к своим детям, развивается чувство доброты и взаимопонимания в семьях

учащихся. К таким собраниям родители и дети готовятся заранее, подбирают пословицы,

поговорки, загадки. Семьям дается домашнее задание: инсценировка стихотворения,

сказки, песни. Родители вместе с детьми рассказывают о своей семье, о своих увлечениях.

Это раскрепощает детей, дает эмоциональный настрой, способствует формированию

отношений между детьми и родителями, между родителями и школой. Во время таких

встреч нередко устанавливаются доброжелательные отношения между скандальными

семьями. Малообщительные дети чувствуют себя нужными в коллективе, осознают свою

Большинство родителей принимают активное участие в жизни классе.

Чаепитие

Одним из методов формирования умения общаться, взаимодействовать друг с другом

стало чаепитие. Чаепитие является традицией коллектива уже на протяжении нескольких

лет. Оно проводится почти на всех

внеклассных мероприятиях. Дети устраивают

чаепитие в классе на свои дни рождения. Ребята сами накрывают стол с различными

сладостями, которые заранее приготовили дома или купили. Свои сладости приносят и

малообщительные дети. И то, что остальные приняли их угощения, придает им

уверенность в себе. Они начинают верить в свои силы, осознают, что в коллективе они не

чужие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важную роль в развитии межличностных отношений младших школьников

малокомплектной школы

во внеурочной деятельности имеет эмоциональная основа

общения. Именно внеклассные мероприятия – богатая «плодородная» почва для

реализации поставленных целей.

Участие во внеклассных мероприятиях раскрепощает детей и дает им возможность в

игровой форме развивать умения взаимодействовать друг с другом. Практика показала,

что активное участие детей в мероприятиях, соединяющих в себе музыку, движение, игру,

драматизацию естественным образом подталкивает школьника к эмоциональному

контакту.

Организованные и проведенные в процессе внеклассной деятельности различные

циклы занятий (тематические праздники, семейные праздники, праздники с включением

элементов фольклора и др.) способствовали развитию межличностных отношений

младших школьников малокомплектной школы.

В коллективе ребята стали чувствовать себя более комфортно. Они чаще общаются,

играют, катаются на лыжах, ходят в гости друг к другу. Учитывая, что работа в данном

направлении ведется не первый год, считаю, что это неплохой результат. Дети стали более

раскрепощенные. Атмосфера в классе доброжелательная. Ребята не чувствуют разделение

по классам. Они считают одним коллективом.

Но проблемы еще существуют. Каждый год в коллектив вливаются новые учащиеся,

поэтому работа над данной темой продолжается.



В раздел образования




Яндекс.Метрика