Напоминание

"Эффективное изучение музыкальной литературы в учреждении дополнительного образования"


Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ "Новатор"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективное изучение музыкальной литературы в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

«Эффективное изучение музыкальной литературы в учреждениях

дополнительного образования».

Автор: педагог дополнительного образования, концертмейстер

Лазарева Людмила Евгеньевна.

Музыкальная литература является тем предметом, который направлен на

развитие

даже

пробуждение)

в

обучающемся

тонких

оттенков

эмоциональных переживаний, на воспитание способности чутко реагировать

на разные образные состояния.

В организации изучения музыкальных произведений ведущим является

погружение

школьников

в

художественный

мир

сочинения,

действие

которого

направлено

на

развитие

эстетического

отношения

к

шедеврам

музыкального

искусства

и,

как

следствие,

на

воспитание

музыкой,

преодоление формализма, вербализации учебно-воспитательного процесса.

Погружение учащихся в художественный мир музыкального произведения

реализуется через систему педагогических принципов.

1.

Действие

принципов

интонационности

и

целостности

направлено

на

организацию

процесса

постижения

произведения

как

законченного

авторского замысла.

2.

Реализация принципов активно-деятельного постижения, эмоционально-

ценностного подхода, опосредованного воздействия музыки обеспечивает

эффективность присвоения ребенком духовно-нравственных ценностей,

воплощенных в сочинении.

3.

Принципы цикличности (сериальности) и единства урочной и внеурочной

деятельности нацеливают на выстраивание цикла уроков по определенной

логике

и

на

интеграцию

разных

форм

музыкально-творческой

деятельности

учащихся,

подчиняющейся

единым

образовательно-

воспитательным задачам.

Следование

этим

принципам

создает

предпосылки

оптимизации

музыкально-

педагогического

процесса

как

многоуровневой

системы

освоения обучающимися музыкального произведения.

При работе с музыкальными произведениями любых жанров, раскрытие

сквозной идеи произведения осуществляется через пятиуровневую систему

занятий:

вводно-вступительных

уроков-проблем

экспозиционных

разработочных

заключительных занятий.

1.

Вводный урок – это своеобразный музыкально-педагогический

эпиграф к циклу уроков по произведению. На таком занятии сталкиваются

наиболее

важные

точки

зрения

педагогической

задачи)

смысловые

кульминации произведения.

2.

Поэтапное

освоение

шедевра

происходит

на

втором

уровне.

Содержательное наполнение каждого урока, лично-коллективно-деятельное

общение

его

участников

позволяют,

с

одной

стороны,

погрузиться

в

атмосферу эпохи создания произведения, а с другой стороны, фиксировать в

сознании детей наиболее значительные музыкально выраженные мысли и

идеи. Создаются условия для формирования у обучающихся обобщенного,

целостного

звукового

образа

произведения,

который

закрепляется

и

углубляется при каждом последующем соприкосновении с этим шедевром.

3.

Третий

уровень

уроки

обобщения.

Они,

с

одной

стороны,

позволяют учащимся воспринять идею сочинения. С другой стороны, знание

музыки шедевра дает возможность осмысления школьниками более общих,

музыкально-эстетических

вопросов:

системы

музыкальных

образов,

музыкальной драматургии, жанровых истоков и др.

4.

Четвертый уровень – внеклассные занятия, которые предполагают

организацию клуба любителей музыки, научно-исследовательской работы.

Этот уровень способствует углублению, расширению и обогащению знания

самой музыки и знаний о музыке.

5.

Пятый

уровень

посещение

концерта

(спектакля)

или

прослушивание (просмотр) произведения. Принцип цикличности позволяет

последовательно

и

целенаправленно

погружать

учащихся

в

музыку,

раскрывать ее.

Таким

образом,

последовательное

освоение

помогает

постепенно

«вжиться» каждому ребенку в музыкальную историю, круг образов, героев,

интонаций.

Эффективность

данного

метода

изучения

выражается

в

том,

что

школьники способны освоить произведение как целостное явление, понять

его драматургические линии, исполнять наиболее значимые фрагменты на

уровне своих возрастных и физиологических возможностей.

Изучение музыкальных произведений приобщает детей к достижениям

мировой музыкальной культуры, развивает у них эстетическое отношение к

шедеврам музыкального искусства.

Система

принципов

освоения

музыкального

пр о извед е ния

интегрируется

в

базовом

принципе

погружения

в

художественный

мир

произведения, обеспечивая эффективность воспитания самой музыкой.

Педагогическая инициатива современного преподавателя музыкальной

литературы, понимаемой именно как гуманитарный предмет, должна быть

направлена осознание необходимости общения с произведением искусства.

Обучающихся и самого педагога как саморазвивающуюся личность должно

волновать, что поведает музыкальное произведение об окружающем мире и

человеке в нем.

Нельзя научить любить всю музыку, да это и не нужно. Дети должны

научиться делать в звучащем мире свой осознанный выбор, согласуя его с

собственной системой музыкальных ценностей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика