Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ "Новатор"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективное изучение музыкальной литературы в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад
«Эффективное изучение музыкальной литературы в учреждениях
дополнительного образования».
Автор: педагог дополнительного образования, концертмейстер
Лазарева Людмила Евгеньевна.
Музыкальная литература является тем предметом, который направлен на
развитие
(и
даже
пробуждение)
в
обучающемся
тонких
оттенков
эмоциональных переживаний, на воспитание способности чутко реагировать
на разные образные состояния.
В организации изучения музыкальных произведений ведущим является
погружение
школьников
в
художественный
мир
сочинения,
действие
которого
направлено
на
развитие
эстетического
отношения
к
шедеврам
музыкального
искусства
и,
как
следствие,
на
воспитание
музыкой,
преодоление формализма, вербализации учебно-воспитательного процесса.
Погружение учащихся в художественный мир музыкального произведения
реализуется через систему педагогических принципов.
1.
Действие
принципов
интонационности
и
целостности
направлено
на
организацию
процесса
постижения
произведения
как
законченного
авторского замысла.
2.
Реализация принципов активно-деятельного постижения, эмоционально-
ценностного подхода, опосредованного воздействия музыки обеспечивает
эффективность присвоения ребенком духовно-нравственных ценностей,
воплощенных в сочинении.
3.
Принципы цикличности (сериальности) и единства урочной и внеурочной
деятельности нацеливают на выстраивание цикла уроков по определенной
логике
и
на
интеграцию
разных
форм
музыкально-творческой
деятельности
учащихся,
подчиняющейся
единым
образовательно-
воспитательным задачам.
Следование
этим
принципам
создает
предпосылки
оптимизации
музыкально-
педагогического
процесса
как
многоуровневой
системы
освоения обучающимися музыкального произведения.
При работе с музыкальными произведениями любых жанров, раскрытие
сквозной идеи произведения осуществляется через пятиуровневую систему
занятий:
вводно-вступительных
уроков-проблем
экспозиционных
разработочных
заключительных занятий.
1.
Вводный урок – это своеобразный музыкально-педагогический
эпиграф к циклу уроков по произведению. На таком занятии сталкиваются
наиболее
важные
(с
точки
зрения
педагогической
задачи)
смысловые
кульминации произведения.
2.
Поэтапное
освоение
шедевра
происходит
на
втором
уровне.
Содержательное наполнение каждого урока, лично-коллективно-деятельное
общение
его
участников
позволяют,
с
одной
стороны,
погрузиться
в
атмосферу эпохи создания произведения, а с другой стороны, фиксировать в
сознании детей наиболее значительные музыкально выраженные мысли и
идеи. Создаются условия для формирования у обучающихся обобщенного,
целостного
звукового
образа
произведения,
который
закрепляется
и
углубляется при каждом последующем соприкосновении с этим шедевром.
3.
Третий
уровень
–
уроки
обобщения.
Они,
с
одной
стороны,
позволяют учащимся воспринять идею сочинения. С другой стороны, знание
музыки шедевра дает возможность осмысления школьниками более общих,
музыкально-эстетических
вопросов:
системы
музыкальных
образов,
музыкальной драматургии, жанровых истоков и др.
4.
Четвертый уровень – внеклассные занятия, которые предполагают
организацию клуба любителей музыки, научно-исследовательской работы.
Этот уровень способствует углублению, расширению и обогащению знания
самой музыки и знаний о музыке.
5.
Пятый
уровень
–
посещение
концерта
(спектакля)
или
прослушивание (просмотр) произведения. Принцип цикличности позволяет
последовательно
и
целенаправленно
погружать
учащихся
в
музыку,
раскрывать ее.
Таким
образом,
последовательное
освоение
помогает
постепенно
«вжиться» каждому ребенку в музыкальную историю, круг образов, героев,
интонаций.
Эффективность
данного
метода
изучения
выражается
в
том,
что
школьники способны освоить произведение как целостное явление, понять
его драматургические линии, исполнять наиболее значимые фрагменты на
уровне своих возрастных и физиологических возможностей.
Изучение музыкальных произведений приобщает детей к достижениям
мировой музыкальной культуры, развивает у них эстетическое отношение к
шедеврам музыкального искусства.
Система
принципов
освоения
музыкального
пр о извед е ния
интегрируется
в
базовом
принципе
погружения
в
художественный
мир
произведения, обеспечивая эффективность воспитания самой музыкой.
Педагогическая инициатива современного преподавателя музыкальной
литературы, понимаемой именно как гуманитарный предмет, должна быть
направлена осознание необходимости общения с произведением искусства.
Обучающихся и самого педагога как саморазвивающуюся личность должно
волновать, что поведает музыкальное произведение об окружающем мире и
человеке в нем.
Нельзя научить любить всю музыку, да это и не нужно. Дети должны
научиться делать в звучащем мире свой осознанный выбор, согласуя его с
собственной системой музыкальных ценностей.