Напоминание

Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками с ТНР


Автор: Фомина Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 26 компенсирующего вида "
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии «Дидактический синквейн» в

логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому

речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу

коррекционной

деятельности.

В

логопедической

практике

накоплено

достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции

речевых

нарушений

у

дошкольников.

Сегодняшний

день

отличается

активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно

успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми,

имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо

максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы

и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы:

совершенствованию

мыслительных

и

познавательных

способностей,

развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А

это

значит,

опора

на

личностно-ориентированный,

деятельностный,

комплексный

и

дифференцированный

подходы,

что

соответствует

требованиям

ФГОС

ДО

и

запросам

современного

информационного

общества.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи

нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в

качественном плане. Бедный словарь. Дети используют в активной речи

общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляется в

неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи

слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях,

которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после

пройденного

курса

коррекции

и

развития

речи

детей

с

хорошими

диагностическими

показателями,

имеются

трудности,

связанные

со

скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого

высказывания,

им

требуется

больше

времени

на

обдумывание

и

формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления,

обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее

важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного

высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.

Эта технология не требует особых условий для использования и органично

вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у

дошкольников с общим недоразвитием речи. Составление дидактического

синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора

умения находить в информационном материале наиболее существенные

элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности

очень востребованы в современной жизни.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк»,

пятистрочная строфа стихотворения. В дидактическом синквейне самое

главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в

каждой строке.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в

следующем:

составление

синквейна

проводится

в

рамках

прохождения

определенной лексической темы.

синквейн в коррекционной работе с детьми с онр совершенствует

словарную работу.

учит определять грамматическую основу предложений. развивает

языковое

чутье,

формируется

фразовая

речь,

ассоциативное

мышление.

синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать

идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

уточнение, расширение, активизация словаря;

знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово,

обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак

предмета»;

дети

учатся:

подбирать

к

существительному

прилагательные,

подбирать к существительному глаголы;

дети знакомятся с понятием: предложение.

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками решает главную

задачу — обучением емкому мышлению. Дети учатся мыслить кратко и

красочно.

После

подобного

обучения

они

легко

выделяют

главные

характеристики предмета.

Алгоритм составления

В детском саду с дошкольниками занимаются разные педагоги.

Логопед может учить дошкольников правильно составлять синквейны. Для

этого ему нужно придерживаться простого алгоритма.

Синквейн всегда состоит из пяти строк. Первая — это одно слово,

которое является примером. Вторая — два прилагательных, которые

описывают предмет. Третья— три глагола или деепричастия. Четвертая —

небольшое словосочетания, которое выражает отношение автора. Пятая —

одно слово, которое является ассоциацией.

В детском саду дети активно занимаются весь день. Поэтому каждое

занятие должно быть насыщено разными играми, которые помогают

достигать нужных целей.

Синквейн в логопедии для дошкольников применяется для коррекции

ОНР. Для начала детям предлагают потренироваться в составлении. Для

этого специалист показывает картинку, например, яблока и спрашивает: «Что

это?».

Следующее упражнение — к яблоку нужно подобрать два признака. Не

стоит ограничивать креатив детей. Например, можно остановиться на

«красное» и «наливное», а можно сказать «кислое» и «полезное». Дальше

сложнее: необходимо назвать три действия, которое делает фрукт.

Подойдут:

«висит»,

«зреет»,

«растет».

Потом

детей

просят

сформулировать личное отношение к яблоку. Например: «Я люблю красные

яблоки». Последний этап — слово, которое четко характеризует предмет —

фрукт.

Еще один вариант работы — это когда на занятиях в детском саду

детям дают готовый синквейн. Они должны найти в нем ошибки.

Пример текста:

«Волк.

Серый, маленький.

Бегает, кусает, воет.

Я боюсь волка.

Домашнее животное.»

Синквейн благоприятно влияет не только на речевое развитие, но и на

мыслительное. Можно давать детям карточки для индивидуальной работы.

Еще один вариант упражнения — заполнение пропусков.

Пример текста:

«_____

Растет, цветет.

Белые лепестки, желтая середина, гадания.

Мне нравится букеты из _____

Цветок.»

В случае затруднений педагог помогает. Все синквейны подбирают в

соответствии с возрастом ребенка.

Синквейн можно использовать для рефлексии. Детям очень нравится

анализировать свою работу на занятии путем составления нерифмованного

стихотворения. Вот пример такого синквейна.

Мы

Умные, смелые, находчивые

Помогали, думали, отвечали

Мы победили злую колдунью.

Герои.

Использование синквейна продуктивно при закреплении таких понятий

как «слово-предмет», «слово-действие», «слово –признак», «предложение».

Также на своих занятиях использую синквейн для развития связной

речи. В работе использую следующие приемы:

Составление

короткого

рассказа

по

готовому

синквейну

использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); Составление

синквейна по прослушанному рассказу. Составление неполного синквейна,

синквейна-загадки. Например, дан синквейн без указания темы (первой

строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить. При

составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо

составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно

показывать образец. Если у ребенка возникают затруднения, то можно

помочь наводящими вопросами

Эффективность и значимость синквейна заключается в следующем

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может

реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по

пройденному материалу.

Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и

фронтальной логопедической работе, на занятиях воспитателя, а также,при

выполнении домашних заданий с помощью родителей.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии,

анализа и синтеза полученной информации.

Использование техники синквейн в логопедической практике

позволяет

гармонично

сочетать

в

работе

элементы

трех

основных

образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-

ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с

особыми образовательными потребностями.

Список литературы:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.

пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д;

изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд.

Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей.

— М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников

Журнал «Логопед», №5 (2005).

7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал

«Первое сентября», №4 (2006).



В раздел образования




Яндекс.Метрика