Автор: Никитченко Александр Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 51 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровый образ жизни учащихся начальных классов как социально-педагогический феномен
Раздел: начальное образование
Здоровый образ жизни учащихся начальных классов
как социально-педагогический феномен
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.
Здоровье является важным фактором работоспособности и гармонического развития
детского организма. Ряд философов (Дж. Локк,
А. Смит, К. Гельвеций, М.В.
Ломоносов, К. Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие),
педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие)
пытались решить проблему формирования здорового образа жизни у детей.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка
заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот
краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и
другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой
степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в
основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое,
никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет
главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о
собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей
безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой
благоразумием».
«Оно
не
допускает
нас
рисковать
нашим
здоровьем,
нашим
благосостоянием, нашим добрым именем». «Одним словом, благоразумие, направленное
для сохранения здоровья считается качеством почтенным».
Великий русский ученый М.В. Ломоносов, в XVIII веке написал обращение «О
сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по
сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны,
представил социально-экономическую программу. Он пишет: «Начало сего полагаю
самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество,
могущество и богатство всего государства». В обращении он поставил цель – улучшение
быта
народа,
его
благосостояния
путем
распространения
культуры,
научных
и
медицинских знаний. М.В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с
позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход,
по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо
знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о
проблемах воспитания юношества позволяют считать М. Ломоносова первым русским
валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.
Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.
С.С. Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и
эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства.
В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья
населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры
он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет
сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья»
отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему
гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий.
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов. В.А.
Сухомлинский, например, утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду
и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
– соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека,
– основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития,
опосредованная базовыми
потребностями,
доминирующими на
различных
этапах
онтогенетического
развития.
Эти
потребности,
во-первых,
являются
пусковым
механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого
процесса;
– физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, –
основу
которого
составляют
морфофизиологические
и
функциональные
резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции;
– психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого
составляет
состояние
общего
душевного
комфорта,
обеспечивающее
адекватную
поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и
социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения;
– нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -
информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система
ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным
здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими
истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
– специфическая (иммунная) и неспецифическая
устойчивость к
действию
повреждающих факторов;
– показатели роста и развития;
– функциональное состояние и резервные возможности организма;
– наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
– уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Необходимо отметить, что под здоровым образом жизни следует понимать
типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые
укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от
политических, экономических и социально-психологических ситуаций, и выражают
ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и
укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно,
насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное
отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая
ценность, дарованная человеку природой.