Напоминание

Духовно-нравственное воспитание кадет на уроках изобразительного искусства


Автор: Степанова Анна Владимировна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание кадет на уроках изобразительного искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание кадет на уроках изобразительного искусства.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в от-

ношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на

критериях добра и зла, лжи и истины.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности

направлено на формирования её:

- нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственно-

сти, патриотизма;

- нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

- нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению

самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявле-

ния духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Таким образом, можно сделать ввод, что

духовно-нравственное воспитание это

совокупность культурных ценностей (отвага, самопожертвование, любовь к ближне-

му, к природе, к Родине).

Наш современный мир – это мир новых технологий, инноваций, открытий. В

стране идет образовательный бум, предлагаются различные теории, апробируются но-

вые системы воспитательного процесса. Налицо прогресс. Но проблема воспитания

остается одной из самых важных проблем. Общество испытывает духовно- нравствен-

ный кризис.

Многие из исследований, известных издавна, говорят о том, что задача духовного

и нравственного воспитания всегда являлась значимой при воспитании любого гра-

жданина. Русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Иванович Даль писал:

«Человек с духовно-нравственными качествами - это человек добропорядочный, до-

бродетельный, пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины». Нрав-

ственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев Николаевич Тол-

стой. Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной

является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра. Выдаю-

щийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский

говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить уме-

нию чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает.

В законе «Об образовании» на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих

ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно- нравственной лично-

сти». Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего

мира, заботиться о ее приумножении, преданные дому, семье, стране. Нравственность

должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с

определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И

в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, раз-

вить основы нравственности.

Цель духовно - нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства

– помочь кадету понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы

нравственности.

Главная задача для меня как преподавателя изобразительного искусства: сфор-

мировать у кадет эстетический вкус и этические нормы через общение с искусством.

Внеурочные занятия и уроки изобразительного искусства, способствуют разви-

тию правильного видения мира внешнего – вещественного – посредством общения с

живой природой, знакомства с произведениями искусства, историей и литературой.

Прежде всего, это изучение русской культуры и национальных традиций своего наро-

да. Искусство очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведе-

ния, оно открывает путь к освоению обширного, многовекового людского опыта для

формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних критериев нрав-

ственного и безнравственного (Б.М.Неменский). И с этой точки зрения трудно

переоценить значение «воспитания через искусство».

В художественных произведениях: живописи, графики, скульптуре, можно выде-

лить следующие аспекты духовно-нравственного воспитания :

• Культурно-исторический (примеры отечественной истории)

• Нравственно-этический (отношения с другими людьми и миром)

• Этнокультурный (на основе традиций).

Для понимания искусства надо знать историю. И тут можно проследить тесную

связь уроков изобразительного искусства и истории, литературы. «Человек и обще-

ство» - вечная тема искусства. Изучение произведений искусства и жизни общества

подкрепляется практической работой школьников. Каждый урок изобразительного ис-

кусства может быть пронизан духовно – патриотическим воспитанием, уважение к ис-

тории, культуре, человеческим ценностям. Конечно, много зависит от преподавателя.

Как он преподаст, преподнесет урок. Какие сделает акценты, обращая внимания обу-

чающихся на те ценности, которые укрепят нашу страну, нашу Родину. В таком слу-

чае, сам преподаватель должен быть патриотам своей Родины. Чтобы пробуждать чув-

ства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро. Во-первых, это высо-

кая эмоциональность. Во-вторых, необходимо творческое воображение. В-третьих,

точность и яркость образов, возникающих при восприятии литературных персонажей

и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти,

обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого

образного мышления, воображения, фантазии. «Часто один мощный художественный

образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни». Искусство тре-

бует умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила худо-

жественного образа требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое

художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить

догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, пережива-

нию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Обучение детей изобразительному искусству через краеведение – актуально и

значимо. Потому что народ, родина, родня, родители имеют один корень. А значит, и

становление личности следует начинать с изучения своих корней. Только хорошо зная

культуру своего народа, поймёшь её место в культуре страны и мировой культуре в

целом. Работа с детьми направлена на развитие культурного, духовно-нравственного и

патриотического воспитания школьников. содействие возрождению, сохранению и

развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духов-

ным ценностям. Для реализации вышеуказанных целей мною применяются следую-

щие методы обучения:

1. Метод исследования на уроках изобразительного искусства

Метод исследования позволяет всесторонне проанализировать поставленные цели

и задачи, создать целостную модель художественного воспитания учащихся на уроках

изобразительного искусства. Для достижения цели необходимы:

- развитие умения различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей;

- формирование гибкости в поисках решений и выдвижения идей;

- создание благоприятных условий для усвоения знаний, умений и навыков;

- развитие способностей детей к творчеству и самовыражению через приобщение к

изобразительному искусству.

Приведу примеры тем уроков и примеры заданий, благодаря которым и решается

задача культурно-нравственного и духовного воспитания.

Урок в 7 классе. Тема «Историческая живопись». На данном уроке помимо озна-

комления со страницами русской истории через произведения русских художников: В.

Сурикова, Н Ге, И. Репина и др., проводится беседа о роли личности в истории. На

данном уроке дается задание: нарисовать композицию на тему русской истории, в цен-

тре которой выделяется главная историческая личность. Урок в 6 классе. Тема «Рус-

ская пейзажная живопись». Основная цель: воспитание патриотизма, любви к большой

и малой родине ведется знакомство с мастерами пейзажной живописи Левитаном,

Шишкиным, Саврасовым. Соотнесение их творчества со стихами русских поэтов

Пушкина, Тютчева, Фета. Практическое задание – иллюстрация фрагментов их стихо-

творений. Урок в 6 классе. Тема «Образ человека – главная тема искусства».

Основная духовно-нравственная тема – гармонизация личности. В борьбе за свободу,

справедливость все народы видят проявление духовной красоты, воспевают своих ге-

роев. Урок подводит к мысли духовно-нравственных качеств по отношению к внеш-

ним признакам красоты. Задание – Портретный жанр. Образ русского воина

2. Метод использования дидактической игры в процессе обучения

изобразительному искусству.

Важнейшая роль игры заключается в становлении, формировании личности как

средства духовно-нравственного и эстетического развития ребенка в процессе обуче-

ния. Игра на уроках изобразительного искусства – это форма освоения урока, техноло-

гия художественной деятельности, а в конечном итоге – поиск своих интересных твор-

ческих решений, приобретение новых личностных качеств.

Игры на занятиях изобразительным искусством, позволяют поддерживать посто-

янный интерес учеников к достижению результата, успешности применения получае-

мых знаний. Все это ведет к тому, что у детей начинает активно складываться учебная

мотивация. (Например, игра в художников и зрителей; игра-путешествие, заочные экс-

курсии и т.д.)

3. Использование метода проекта на уроках и во внеурочное время

Данный метод способствует развитию наблюдательности и стремлению находить

объяснения своим наблюдениям, формирует умение задавать вопросы и находить на

них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, прово-

дя эксперименты и исследования. Кроме того, алгоритм работы над проектом помога-

ет учащимся в планировании своей деятельности и приучает детей к четкому порядку.

Не все порой удается в работе, но считаю, каким человеком в будущем станет ка-

дет, в большей степени зависит от того, каким был его педагог. Как говорил К. Д.

Ушинский: «Цель воспитания — это гармонически развитый человек, который нахо-

дит свое счастье в служении Родине, живет интересами народа, обретает счастье в тру-

де, любви к людям». Чтобы изменять других, их надо любить.



В раздел образования




Яндекс.Метрика