Напоминание

Значение, употребление и правописание некоторых междометий и звукоподражаний


Автор: Черная Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №93
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Значение, употребление и правописание некоторых междометий и звукоподражаний
Раздел: среднее образование





Назад




Значение, употребление и правописание некоторых междометий и

звукоподражаний

(урок русского языка, 9 класс)

Цели урока:

дать представление о междометиях, их групп по значению;

познакомить со звукоподражательными словами;

научить выделять междометия и звукоподражания в тексте;

развивать

навыки

стилистически

правильного

употребления

междометий и звукоподражаний;

воспитывать внимательное отношение к своей

речи, не допуская

подмены полноценных высказываний междометиями

Оборудование:

o

видеопроектор,

видеофильм

«Двенадцать

стульев»,

диктант-

видеопрезентация «Звукоподражания», карточки для самостоятельной

работы, вазон с цветущим комнатным растением.

Ход урока

І. Актуализация знаний.

Учитель

Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами будет необычный урок,

поскольку мы поработаем над необычно и интересной темой. Но для начала

нам нужно повторить то, что мы выучили на прошлом уроке.

Фронтальный опрос

- Какие части речи мы с вами рассматривали на прошлом уроке?

-Самостоятельные или служебные?

-Что такое предлог?

-Что такое союз? Найдите предлог в предложении: «Интересно следить за

игрой света во время дождя». Найдите союз в предложениях: «Водопад был

небольшой, но очень красивый».

2

ІІ. Проблемная ситуация

Учитель:

Перед тем, как начать новую тему, мне хочется вас немного заинтриговать

пантомимой.

Разыгрывается пантомима «Нюхание красивого цветка»:

Увидела цветок, удивилась: «Хм!». Взяла в руки, любуюсь: «Вот это да!».

Понюхала, аромат приятный: «Ах!». Поломался один листочек: «Ой-ой-

ой!». Подняла упавший оторванный цветочек: «Эх!..».

Учитель: Скажите, что вы увидели, что поняли? Сумели ли вы различить

мои мысли, которые я не облекла в привычные слова? А какие именно звуки

вам помогли? Что они передавали? (ещё раз разыгрывается пантомима, но

теперь ученики «отгадывают», какие мысли мог бы передать учитель

обычными словами).

Итак, нам помогли необычные слова. И это слова,

которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, а

стоят особняком и называются

междометия. Их сегодня мы и будем

изучать. Запишите, пожалуйста, число, тему в тетради.

ІІІ. Презентация нового материала

Учитель

Давайте прочитаем и запишем определение: междометия – особая

часть речи, которая не называет, а выражает различные чувства,

эмоции и побуждения, приветствия и прощания. Они не изменяются и

не являются членами предложения.

Вы обратили внимание, что междометия помогают человеку выразить

эмоции, чувства?

Давайте попробуем с вами вспомнить и записать, какие междометия мы

употребляем в жизни, чтобы предать свои чувства и эмоции. Заполните,

пожалуйста, карточку №1.

Упражнение 1. Подбери междометие к эмоции:

1.

Восторг__________

(Ах!)

3

2.

Боль_________

(Ай!)

3.

Недоверие, сомнение___________

(Да?)

4.

Радость____________

(Ура!)

5.

Отвращение____________

(Фу!)

6.

Испуг__________

(Ой!)

7.

Разочарование__________

(Увы!)

8.

Порицание_____________

(Ай-яй-яй!)

9.

Нерешительность__________

(Ну)

10.

Радость от встречи___________

(Ба!)

Учитель

Вы заметили, что вам достаточно трудно было выполнить это

упражнение? Как

вы думаете, почему? Потому что ещё нужно уметь

правильно использовать междометия в речи. Дело в том, что эти слова

употребляются не во всех стилях речи. Как вы думаете, в каких стилях речи

междометия будут употребляться, а в каких – нет? В художественном,

разговорно-бытовом, публицистическом – будут, а в научном и официально-

деловом – только слова-приветствия и прощания. Давайте потренируемся

правильно определять, какие междометия в каких стилях речи можно

использовать.

Упражнение 2. Стилистика междометий

Распределите междометия по стилям речи:

Художественный,

публицистический

Разговорно-

бытовой

Научный

Официально-

деловой

Ужас! Цыц! Точно?

Не может быть!

Тьфу!

Привет! Капец!

Блин! Ага! Ну-ну!

Брысь! Чмоки-

чмоки! Тсс!

Эврика!

Здравствуйте!

Браво! Отнюдь!

Извините! Алло!

До свидания!

4

В колонке «Научный стиль речи» оказалось только одно междометие

«Эврика». Кто знает историю происхождения этого крылатого слова,

созданного Архимедом?

ІУ.Закрепление нового материала

Каждому человеку необходимо очень внимательно следить за своей

речью,

стараться

нечасто

заменять

полноценные

высказывания

междометиями, особенно разговорного или даже ненормативного стиля,

иначе легко можно превратиться в одну героиню, созданную русскими

писателями Ильёй Ильфом и Евгением Петровым в сатирическом романе «12

стульев» (просмотр видео-отрывка «Эллочка-людоедка»). Как выглядит

человек, который кстати и не кстати употребляет междометия? Не узнал ли

кто-нибудь из вас себя в образе Эллочки?

Итак, давайте немного повторим: Какие слова мы называем

междометиями? Какие междометия вам запомнились? Что вы можете

рассказать о стилистике междометий?

У. Презентация нового материала

С междометиями не стоит путать звукоподражательные слова,

поскольку они

не выражают эмоции, не побуждают к действию, а

передают звуки живой и неживой природы. Запишите, пожалуйста, это

определение.

Множество звуков окружают

человека, как же передать это

разнообразие

в

художественной

литературе?

Учёные

говорят,

что

звукоподражания – это первые слова человеческой цивилизации вообще и

каждого человека в частности. Вспомните, как маленькие дети учатся

говорить? Сначала за мамой они повторяют «слова» кошечки, собачки,

курочки. Потом

постепенно начинают

подражать человеческой речи.

Предлагаю ненадолго вспомнить детство и провести небольшой видео-

диктант. Ваша задача – записать словами всё, что вы увидите и услышите.

Упражнение 3: видео-диктант

(видеоприложение).

Итак, что мы услышали?

5

УІ.Закрепление новых знаний

А теперь потренируемся наоборот: я вам буду называть

звукоподражания, а вы определите, что они обозначают.

Упражнение 4. Что означают звукопождражания: хи-хи, хрю-хрю, динь-

динь, ква-ква, шу-шу, гр-р-р…, бац, дрязь, тик-так, с-с-с.., кх-кх.

Так что же такое звукоподражания? Какова их роль?

УІІ. Подведение итогов

Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего запомнилось? Каким

бы междометием вы выразили бы свои эмоции по поводу урока?(метод

«Открытый микрофон»). Спасибо за работу на уроке. Желаю вам всегда

находить для людей добрые слова и стараться не подменять их

звукоподражаниями без крайней необходимости.

УІІІ. Домашнее задание : переписать упражнения с карточек в тетрадь.

Упражнение 1.

Подбери междометие к эмоции:

1.Восторг__________

2.Боль, испуг_________

3.Недоверие, сомнение___________

4.Радость____________

5.Отвращение____________

6.Испуг__________

7.Разочарование__________

8.Призрение_____________

9.Нерешительность__________

10.Радость от встречи___________

Упражнение 2. Стилистика междометий

Распределите междометия по стилям речи:

Здравствуйте! Привет! Ужас! Алло! Капец! Цыц! Отнюдь! Блин! Эврика!

Точно? Ага! Ну-ну! Не может быть! До свидания! Тьфу! Брысь! Шабаш!

Чмоки-чмоки! Тсс! Браво!

Художественный,

публицистический

Разговорно-

бытовой

Научный

Официально-

деловой



В раздел образования




Яндекс.Метрика