Авторы: Подымова Елена Сергеевна, Коптелова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №135"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Интеллектуальная игра по творчеству С. Есенина».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образованное учреждение
“Детский сад №135”
390028,г.Рязань,ул.Селских строителей ,д.2А.
Т.21-30-22;21-30-35,факс 36-33-25
Sad
135@
.
ryazan
.
ru
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста:
«
Интеллектуальная игра по творчеству С. Есенина
».
Автор:
Коптелова Елена Викторовна, воспитатель высшей квалификационной
категории
Подымова Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Рязань, 2021год
«Интеллектуальная игра по творчеству С. Есенина».
Цель:
организовать познавательную деятельность детей, направленную на
усвоение знаний о личности и творчестве С. А. Есенина
Задачи:
формировать умение детей чувствовать и слышать красоту поэтического
слова;
закрепить знания детей о творчестве С. Есенина;
закрепить навыки выразительно чтения стихов наизусть;
развивать художественно-творческие способности детей;
воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к красоте родного
края через поэзию С. Есенина;
Оборудование:презентация, ноутбук, картинки с изображением животных,
альбомные листы, акварельные краски, кисточки, фотографии С. А. Есенина,
книги со стихами С. А. Есенина.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов С. А. Есенина,
рассматривание иллюстраций с фотографиями из жизни С. А. Есенина и села
Константиново
Ход занятия:
Команды заходят в зал под музыку (С. Есенина) садятся за столы.
Воспитатель: Сегодняшнюю игру мы посвящаем творчеству нашего земляка
С. Есенина.У нас две команды «Умники» и «Умницы». Они готовы поделиться
своими знаниями о творчестве С. Есенина. Чтобы игра состоялась нужно
соблюдать следующие правила:
-нельзя выкрикивать с места
- команды отвечают на вопрос после того, как им дадут слово
- члены команд по очереди бросают кубик с цифрами и выбирают конверт
с заданием (номер конверта соответствует цифре на кубике).
За правильный ответ команда будет получать березовый листочек. В конце
игры каждая команда наклеит собранные листочки на свои березки, а мы все
вместе подсчитаем на какой березке листочков больше, та команда и победила.
Воспитатель: Начнем нашу игру с небольшой разминки.
Итак, первый вопрос команде «Умницы»: Где родился Сергей Есенин? (ответ
команды)
Воспитатель:
Где-то под Рязанью в Константиново,
Где много шума от глубинная
Родился и писал стихи Сергей березовых ветвей,
Родных полей, где даль
Воспитатель: А сейчас вопрос команде «Умники»: Какая река протекает рядом
с селом Константиново? (ответ команды)
Воспитатель: Второй вопрос команде «Умницы»:Какое дерево стоит под
окном дома С. Есенина?
- Рябина
- Береза
- Тополь
Воспитатель:Второй
вопрос
команде
«Умники»:На
что
Есенин
готов
променять рай?
- На Родину
- На булочку
- На корабль
Воспитатель: Кубик бросаем и игру начинаем, задание читаем.
(члены команд по очереди бросают кубик с цифрами и выбирают конверт с
заданием (номер конверта соответствует цифре на кубике)).
Первый конверт «Продолжи строчку»(по 4 строчки для каждой команды)
«Низкий дом ….» (с голубыми ставнями,)
«Не забыть мне тебя…..» ( никогда,)
«Слишком были такими……» (недавними)
«Отзвучавшие в сумрак…….» (года)
«Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку ….» (сна)
«Выткался на озере алый свет ….» (зари)
«И горят снежинки В золотом …..» (огне)
«Распустились кисти Белой ……» (бахромой)
Второй конверт «Домашнее задание»
Воспитатель:Природа Рязанского края очень красивая и живописная, поэтому
С. Есенин изображает еев разное время года, передавая всю её необычность и
красоту.
Сейчас команды прочтут стихи, которые подготовили дома.(дети читают стихи
всей командой по очереди по одной строчке)
Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем стихотворение«Черемуха»
Дети читают заранее выученное стихотворение «Черемуха»
Какое время года описывается в этом стихотворении? (ответы детей)
На экране появляется картинка с изображение весны.
Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Вот уж вечер.
Роса…»
Дети читают выученное заранее стихотворение о лете.
Как вы думаете, вечер, какого времени года описывает автор? Почему вы так
решили? Как выглядит природа в это время года вечером? (ответы детей)
На экране появляется картинка с изображение лета.
Третий конверт «Палитра красок»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое цветопись?
Цветопись- способ передачи цвета, красок окружающего мира языком
художественного произведения. С помощью цветописи писатель может
передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё
художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью
прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в
других частях речи.
Воспитатель: Это можно проследить, например, в стихотворении С.Есенина
«Персидские мотивы»
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурьуходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Его стихи как картины, а он – чудесный художник. Каждый цвет имеет свое
значение.
Синий, голубой, малиновый – цвета Руси, любимой Родины.
Розовый – юность, свежесть, чистота, первая любовь.
Красный – цвет осени, увядания, краткости жизни…
Воспитатель: Перед вами на столах - полоски цветной бумаги, которые станут
для вас подсказкой. Вам нужно вспомнить строки из произведений поэта, в
которых встречаются эти цвета. (по 4 цвета для каждой команды)
Белая береза подмоим окном…(белый)
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь….(голубой)
О, Русь – малиновое поле….(малиновый)
Шелестят зеленые
сережки….(зеленый)
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду….(розовый)
Подымалась красна зорюшка….(красный)
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали…(голубой)
Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.(синий)
Воспитатель:
Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем, проведем
физкультминутку под стих С. А. Есенина
Гляну в поле, гляну в небо,(прикладываем руку ко лбу, и смотрим вдаль)
И в поляхи в небе рай.(разводим руки в стороны, поднимаем вверх)
Снова тонет в копнах хлеба (приседаем, над головой делаем «зонтик»)
Незапаханный мой край.(трут ладошку о ладошку)
Снова в рощах напасённых (изображают деревья)
Неизбывные стада,(изображают корову)
И струится с гор зеленых (изображают гору, встают на носочки)
Златоструйная вода. (опускают медленно руки)
Четвертый конверт «Музыкальный ключ»
Воспитатель: «Родился я с песнями» - сказал поэт. В самом деле, песня была
постоянной его спутницей. Поэтому его стихи очень мелодичны и певучи,
легко ложатся на музыку. Сейчас для каждой команды будет звучать музыка,
вам нужно угадать на какие стихи положена эта музыка.
(звучит музыка к песням по 2 каждой команде)
- Отговорила роща золотая (муз. Пономаренко)
- Над окошком месяц (муз.Попова)
- Лебедушка (муз. Олиферовой)
- Родная моя сторона (муз. Кривовой)
Пятый конверт « Мнемосхемы»
Воспитатель: Каждая команда по порядку раскладывает разрезанные на части
схемы и по ним рассказывают стихотворения.
«Черемуха»
«Белая береза».
Шестой конверт: «Четвертый лишний»
Воспитатель:
Рассмотрите
внимательно
картинки
и
определите,
какое
животное не встречается в стихотворениях С. Еснина.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пришло время украсить ваши березки
листочками.
Воспитатель и участники подсчитываю, на какой березке сколько листьев.
Выбирается команда – победитель.
Всем игрокам вручаются медальки и победившей команде книга.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась
снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво