Напоминание

Общеразвивающая программа по предмету "скрипка"


Автор: Абдукаликова Юлия Александровна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: Детская музыкальная школа №4
Населённый пункт: г.Нижнекамск, РТ
Наименование материала: учебная программа
Тема: Общеразвивающая программа по предмету "скрипка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по предметной области

Музыкальный инструмент (скрипка)

по учебному предмету

"специальность"

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

-Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

-Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(СКРИПКА)»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в

области

искусств»,

утвержденных

приказом

Министерства

культуры

Российской

Федерации,

а

также

с

учетом

многолетнего

педагогического

опыта

в

области

исполнительства

на

струнно-смычковых

инструментах

музыкальных инструментах в детских музыкальных школах.

Разнообразный скрипичный репертуар включает музыку разных стилей

и эпох, в том числе, классическую, народную.

Не все учащиеся, обучающиеся в музыкальной школе, в силу различных

обстоятельств

(не

очень

крепкое

здоровье,

недостаточно

яркие

данные),

могут

в

полной

мере

освоить

программу.

У

этих

учащихся

процесс

технического

и

музыкального

развития

идет

медленнее.

Разучивание

музыкальных произведений занимает большее количество времени. Но эти

учащиеся желают обучаться в музыкальной школе.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и

направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)»

составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В

целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной

нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в

форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе

той

или

иной

формы

завершения

обучения

образовательная

организация

вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При

реализации

программы

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(скрипка)»

со

сроком

обучения

4

года,

продолжительность

учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель

в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Самостоятельна

я работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная

учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

560

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент

(скрипка)» при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часа. Из них: 280

часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование

индивидуальных

и

мелкогрупповых

(от

2-х

человек)

з а ня т ий.

Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю

по ст роить

проце сс

обучения

в

соответ ствии

с

п р и н ц и п а м и

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих

способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями

о

скрипичном

исполнительстве,

формирование

практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к

самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Цели:

1.Обучение детей игре на скрипке, развитие их музыкальных способностей.

2.Создание условий для самореализации личности.

Задачи учебного предмета

Развитие у ученика музыкальных способностей (музыкальный слух,

ритм, память, художественно- образное мышление и т. д.)

Применение этих навыков в практической деятельности.

Развитие навыков самостоятельной работы над произведением.

Воспитание духовно-обогащенной личности.

формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной дея-

тельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего

самостоятельного

общения

с

музыкой,

музыкального

самообразования

и

самовоспитания;

воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисципли-

ны;

воспитание стремления к практическому использованию знаний и

умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных

направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,

становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических

форм музицирования на скрипке, в том числе, подбора по слуху.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом

для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Знакомство с инструментом. Постановка корпуса

и

рук.

Приемы

звукоизвлечения

-смычком

и

пиццикато. Пьесы различного характера.

16

2 четверть

Изучение штриха –деташе, легато. Изучение нот в

1 позиции. Упражнения по К.Родионову (1ч.).Пье-

сы.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Работа

над

чистотой

интонации.

Мажорные

однооктавные гаммы G,D. Арпеджио T53. Штрихи

и их чередование

. Этюды..

22

4 четверть

Работ а

над

правильным

и с п ол н е н и е м

ритмического

рисунка,

выразительных

средств.

Пьесы различного характера, стиля, жанра.

16

2 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Продолжается

работа

над

постановкой

рук.

Штрихи

деташе,

легато,

мартле.

Термины.

Упражнения для рук на различные виды техники.

(Родионов К.- 1 ч)

16

2 четверть

Пьесы различных эпох и стилей (классическая

музыка, обработки народных мелодий). Чтение с

листа.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Гаммы и арпеджио – F,B,

T53 и его обращения.

Этюды.

Термины.

Знакомство

с

двойными

нотами, флажолетами.

22

4 четверть

Пьесы (зарубежная и русская классика, обработки

народных

мелодий,

кантилена).

Навыки

вибрации. Знакомство с настройкой инструмента.

16

3 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Работа

над

интонацией,

ритмом,

уверенным

звукоизвлечением.

Усвоение

2,

3

позиции.

Упражнения

для

беглости

пальцев

(Г.Шрадик),

трель, вибрация. Этюды.

16

2 четверть

Пьесы (крупная форма), навыки игры в ансамбле.

Работа над совершенствованием исполнительско-

го уровня.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Мажорные гаммы C, G с переходом в 3 позицию.

Минорные

гаммы

(мелодиче ский

в и д ) .

Арпеджио. Штрихи. Этюды на различные виды

техники.

22

4 четверть

Разнохарактерные пьесы, произведение крупной

формы.

16

4 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

1 четверть

Отрабатывается

навык

чтения

нот

с

листа

и

само стоятельного

разбора

му зы ка льны х

произведений. Развитие межпредметных связей,

активное

применение

теоретических

знаний

на

занятиях по инструменту.

16

2 четверть

Большое

внимание

уделяется

грамотному,

обоснованному

и

качественному

применению

таких навыков как: нюансировка, фразировка, а

т а к ж е

р а с п р е д е л е н и ю

с м ы ч к а ,

к а к

художественного приёма. Активно используются

такие формы работы, как ансамбль с педагогом,

16

музыкальные диалоги.

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

3 четверть

Гаммы

в

различных

штриховых

вариантах.

Возможны гаммы в двойных нотах. Повторение

ранее пройденных гамм. Работа над штрихами.

22

4 четверть

Работа

над

выпускной

программой,

качеством

з в у к а ,

т о ч н ы м

и н т о н и р о в а н и е м ,

выразительностью произведений.

16

Годовые требования

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

возможностей и интересов учащихся.

1 год обучения

Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных

терминов). Усвоение названий частей скрипки. Постановка корпуса и рук,

освоение и развитие первоначальных

навыков игры на скрипке. Работа с

основными способами звукоизвлечения на скрипке - arco, pizz. Несложные

упражнения

для

левой

руки.

Работа

над

сменой

струн,

сменой

смычка.

Гаммы в одну октаву (арпеджио). Освоение штрихов: detache, legato.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10- 12

музыкальных произведений различного характера, стиля, жанра. Этюды.

Рекомендуемые упражнения и этюды

К.Родионов. Упражнения, этюды.

Гаммы (однооктавные)

Примерные исполнительские программы

I степень трудности

Вариант 1 вариант

1. Бекман Елочка

2. Моцарт В.А. Аллегретто

Вариант 2 вариант

1.Люлли Ж. Песенка

2. Магиденко М. Петушок

3 вариант

1.Гайдн Й. Песенка

2.Гречанинов А. Колыбельная

II степень трудности

1 вариант

1.Русская народная песня: «Во сыром бору тропина»

2.Комаровский А. Кукушечка

2 вариант

1.Гедике А. Заинька

2.Филлипенко А. Цыплятки

3 вариант

1. Бах И. С. Песня

2. Потоловский Н. Охотник

По окончании

первого года

обучения сформированы следующие

знания, умения, навыки. Учащийся:

- знает строение инструмента,

- умеет правильно держать инструмент,

- соблюдает постановку исполнительского аппарата,

-знание нотной грамоты, применение динамики,

-освоение штрихов – деташе, легато;

- играет небольшие пьесы,

-чтение нот с листа.

2 год обучения

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее

приёмов

игры,

штрихов.

Задачи

педагога:

объяснение,

показ

отдельных

деталей

и

иллюстрирование

пьес,

критерии

оценок,

контроль

над

самостоятельной

работой

приобретают

качественно

иной

характер

и

должны

быть

более

критично

направлены

на

достижение

учеником

свободной и осмысленной игры. Надо развивать в обучающемся творческую

инициативу, активно привлекать его во все этапы обучения (проставление

аппликатуры, динамики, поиск приёма, штрихи, создание художественного

образа).

Работа,

направленная

на

развитие

мелкой

техники.

Работа

над

развитием музыкально – образного мышления, творческого воображения. В

пьесах – миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, ровного

звукоизвлечения, чистоты интонации. Подготовительная работа по усвоению

навыков вибрации.

Ведение

смычка

одновременно

по

двум

струнам.

Включение

в

программу произведений зарубежной, классической, современной музыки,

обработки народных мелодий, кантилена.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-12

различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые упражнения и этюды

Шрадик Г. Упражнения №1-10 (на одной струне)

Родионов К. Упражнения (1 ч.)

Этюды.

Гаммы (однооктавные, двухоктавные, арпеджио).

Примерные исполнительские программы

I степень трудности

1 вариант

1.Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

2.Калинников В. «Журавль»

2 вариант

1.Красев М. Веселые гуси

2.Е.Еникеев. Время времечко

3 вариант

1.Обр.Ш.Монасыпова. Аниса

2.Глюк К. Веселый хоровод

II степень трудности

1 вариант

1. Русская народная песня: «У ворот, у ворот»

2. Шуберт Ф. Экосез

2.вариант

1.Бетховен Л. Прекрасный цветок

2. Рамо Ж. Ригодон

3 вариант

1.Бетховен Л. Три народных танца

2.Бакланова Н. Романс

По окончании второго обучения учащийся:

-контроль над чистым интонированием,

- играет разнохарактерные мелодии,

- знаком с вибрацией,

- знает основные музыкальные термины,

- контроль над свободой исполнительного аппарата,

-может исполнять гаммы штрихами (деташе, мартле, легато),

-развитие мелкой техники

-игра в ансамбле (с педагогом).

3 год обучения

Продолжение

работы

над

постановочно-двигательными

навыками,

звукоизвлечением,

ритмом,

чистотой

интонирования.

Формирование

слухового

контроля

к

качеству

звукоизвлечения.

Динамика

звучания.

Знакомство с грифом,

1-3 позиций. Ознакомление с простейшими видами

двойных нот (в основном с применением открытых струн). Для хорошо

подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки

произведения крупной формы (концерты, вариации). Исполнение этюдов и

пьес

с

более

сложными

ритмическими

рисунками

и

штрихами,

умение

сыграть гамму, с арпеджио, чередованием штрихов. В течение учебного года

педагог

должен

проработать

с

учеником

10-12

различных

произведений,

включая ансамбли и этюды.

Рекомендуемые упражнения и этюды

Шрадик Г. Упражнения №1-10, №1-5 (на двух струнах)

Григорян А. Гаммы и арпеджио

Избранные этюды (1 ч.)

Примерные исполнительские программы

I степень трудности

1 вариант

1.Хачатурян А. Андантино

2. Корелли А. Гавот

3.Бетховен Л. Сонатина до минор

2 вариант

1. Шостакович Д. Шарманка

2. Старинная французская песенка (обр. Ж. Векерлена)

3.Ридинг О. Концерт си минор

3 вариант

1. Моцарт В. Багатель (обр. Г. Муффата)

2. Глинка М. Жаворонок

3. Комаровский А. Вариации на тему украинской народной песни

«Вышли в поле косари».

II степень трудности

1 вариант

1. Чайковский П. Игра в лошадки

2. Караев К. Задумчивость

3. Ридинг О. Концерт Соль мажор

2 вариант

1. Стоянов В. Юмореска

2. Чайковский П. Сладкая греза

3. Бакланова Н. Вариации Соль мажор

3 вариант

1. Г. Мари. Ария в старинном стиле

2. Чайковский П. Колыбельная в бурю

3. Бакланова Н. Сонатина

По окончании третьего года обучения учащийся:

-слуховой контроль над качеством звука, точным интонированием,

-умение самостоятельно работать над пьесами,

- исполняет гаммы различными штрихами,

- освоение 2, 3 позиций,

- использует разные приемы игры (флажолеты, мелизмы…)

- учит и исполняет крупную форму

4 год обучения

Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Активное

применение таких навыков, как нюансировка, фразировка в произведениях.

Исполнение

произведений

требует

от

учащегося

развивать

навык

выступления

на

сцене,

воспитывать

физическую

выносливость,

уметь

справляться со сценическим волнением, для этого необходима концертно-

исполнительская практика ( например на концертах школы).

Работа в ансамбле. В заключительный год обучения отрабатываются и

совершенствуются технические и художественные навыки.

Учащийся должен предоставить выпускную программу в максимально

готовом, качественном виде.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником выпускную

программу.

Примерные исполнительские программы на выпускной зачет

I степень трудности

1 вариант

1.Э.Бакиров. Быстрый танец

2.М.Глинка. Простодушие

3.О.Ридинг. Концерт Соль мажор

2 вариант

1.П.Чайковский. Мазурка

2.Н.Жиганов. Мелодия

3.Н.Бакланова. Вариации

II степень трудности

1 вариант

1. Н.Бом. Непрерывное движение

2.П.Чайковский. Осенняя песня

3.А.Комаровский. Концерт №2

2 вариант

1. Д.Файзи. Воспоминание

2.И.Гайдн. Рондо (в венгерском стиле)

3.А.Вивальди. Концерт (Соль мажор)

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

-

владеет

основными

приемами

звукоизвлечения,

умеет

правильно

использовать их на практике,

-

умеет

исполнять

произведение

в

характере,

соответствующем

данному

стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

и

итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный

урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях

культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных

видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например,

промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один

раз в год. При проведении итоговой аттестации может применяться форма

экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы

и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к

занятиям музыкой;

-

наличие

исполнительской

культуры,

развитие

музыкального

мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве.

-

степень

продвижения

учащегося,

успешность

личностных

достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний

срок

реализации

программы

учебного

предмета

позволяет:

перейти

на

обучение

по

предпрофессиональной

программе,

продолжить

самостоятельные

занятия,

музицировать

для

себя

и

друзей,

участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей

требует

особого

отношения

к

занятиям

и

индивидуального

подхода

к

ученикам.

Занятия

в

классе

должны

сопровождаться

внеклассной

работой

-

посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных

записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Необходимо

выбирать

высокохудожественные

произведения,

разнообразные

по

форме

и

содержанию.

Необходимо

познакомить

учащегося

с

историей

скрипки,

рассказать о выдающихся скрипичных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,

что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени

завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях

класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены

или

упрощены

соответственно

уровню

музыкального

и

технического

развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана

учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений

классической

и

народной

музыки,

опыт

игры

в

ансамбле.

Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки

в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических

умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы

работы

над

качеством

звука

зависят

от

индивидуальных

способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального

слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

1.Альбом пьес Юный скрипач, вып. 1, 2. Сост. Ю. Фортунатов

2.Альбом

скрипача,

классическая

и

современная

музыка

(для

скрипки

и

фортепиано), вып.1. Сост.К.Фортунатов

3. Григорян А. Гаммы и арпеджио

4.Григорян А. Начальная школа игры на скрипке

5.К.Родионов Начальные уроки игры на скрипке, вып.1,2.

6.Пьесы.П.Чайковский.

Переложение

для

скрипки

и

фортепиано.

Изд.

«Музыка» Москва, 1978.

7.Сборники «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ»

(под.ред. К. Мостраса)

8. Сборник этюдов и виртуозных пьес. Семь пьес (ред. Т. Захарьиной)

9.Сборник избранных этюдов. Выпуск 1-й. / Сост. М.Гарлицкий, К.Родионов,

К.-Фортунатов. – М., 1974

10.Хрестоматия для скрипки. Концерты, вып.1.2.

11.Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1, 2 (сост. М. Гарлицкий,

К.Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов)

12.Шальман С. Я буду скрипачом. – М., 1989

13.Шрадик Г. Упражнения для скрипки

14..Юный

скрипач,

часть

2.

Сост.Ш.Монасыпов.

Изд.Казань.Татарское

книжное издательство, 1978.

15.Якубовская В. Вверх по ступенькам.- Л., «Музыка», 1981

Методическая литература:

1.Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей

под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981

2. Гинзбург Л. Работа над музыкальным произведением. Методические

очерки. – М., 1981

3. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -

Москва, 2007

4. Яньшинов А. Техника смычка. Руководство для выработки штрих - М.,

1963

5. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983



В раздел образования




Яндекс.Метрика