Напоминание

Критериальное оценивание


Автор: Инга Валерьевна Глущенко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СШ №5
Населённый пункт: ЯНАО, город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Критериальное оценивание
Раздел: начальное образование





Назад




«Критериальное оценивание достижений младших школьников»

1.

Обсуждение пословицы

«Яблоко от яблони недалеко падает».

- Можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?(ответы)

- Наберём корзину яблок. Разложите их так, чтобы каждому яблоку

нашлось своё применение.

1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)

2) мелкие (сварим компот)

3) неказистые, червивые (варенье, сушка)

-Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому

яблоку нашлось применение.

Каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень

важно правильно оценить каждого учащегося.

«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить

Что же в первую очередь интересует учителя:

-Что оценивать?

-Как оценивать знания учащихся?

-Как составлять работы?

Исходя из этого тема

моего мастер-класса «Критериальное оценивание

достижений младших школьников»

Государство ждёт гражданина критически мыслящего, а не просто

исполнителя. Человека, который будет предлагать, который может адекватно

оценивать возникшую ситуацию, который может ставить перед собой цель и

достигать её.

А фундамент этот должен заложить

учитель начальных

классов.

Над вопросом оценивания работали Ш.А. Амонашвили, Т.И. Ильина,

С.Т.Шацкий, И.С.Якиманская, теоретики и практики образовательной

системы

Д.Б.Эльконин

и

В.В.Давыдов.

Вследствие

этого

проблема

оценочной стороны обучения решалась и зачастую продолжает решаться

упрощённо и механически.

Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то,

что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка

продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность

школьников

должна определяться личной динамикой развития и желанием учиться.

Например, он написал диктант, сделав 20 ошибок - «2». В следующий раз он

допустил 10 ошибок. Он улучшил свой результат в 2 раза, а в итоге тоже «2».

В такой ситуации невозможно поддерживать мотивацию ученика, не говоря

уже о том, чтобы её повышать.

Оценивание начинается в 1 классе с того, что ребёнок сам участвует в

выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным

конкретным ситуациям.

В

условиях

критериального

оценивания

происходит

изменение

отношений между учеником и учителем. Это сотрудничество направлено на

развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей

составляющей самообучения.

Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником

границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а так же

осознания проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их

преодоления.

Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания,

является

формирование

действий

контроля

и

оценки

у

учащихся.

Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание

критериев во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания,

взаимного

оценивания,

участия

в

разработке

критериев

оценки

и

рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на партах листы

бумаги. Нарисуйте дом!!!

ЗВУЧИТ ПУГАЧЁВА

Оцените себя, поменяйтесь работой и оцените друг друга.

Как вы думаете, по каким критериям можно было оценить эту работу?

А теперь оцените рисунок по следующим критериям:

1.Фундамент – 1 балл

2.Ступени –1 балл

3.Перила – 1балл

4. Дверь – 1 балл

5. Окно - 1 балл

6. Окно на чердаке – 1 балл

7. Водосточная труба – 1 балл

8. Труба на крыше дома – 1 балл

9. Трава возле дома – 1 балл

10. Использование цвета – 1 балл

Максимальное количество баллов - 10

0-2 балла - «2»

3- балла - «3»

4-5 баллов - «4»

5 – 10 баллов - «5»

Рефлексия

-

Какие

виды

оценивания

были

применены?

(самооценивание,

взаимооценивание, критериальное оценивание)

- В каком случае вам было легче оценить работу?

- Какую оценку вам было легче всего поставить?

Что необходимо для критериального оценивания:

Алгоритм критериального оценивания:

Шаги к успеху: Определение цели работы

Разработка критериев

Оценочная деятельность по инструментарию

Рефлексия оценочной деятельности

Возможность и

умение анализировать

собственную

работу

(Рефлексия)

Знание и понимание

учащимися критериев

оценивания

Знание и

понимание

учащимися

цели обучения

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед

учителями и перед учениками для оценивания успешности своего обучения.

Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а

наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому

себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет

направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания.

Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение

образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в

центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь

направляет.



В раздел образования




Яндекс.Метрика