Авторы: Толкачева Наталья Ивановна, Капранова Ольга Михайловна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" г.Орла
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей
дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:
Ознакомление
педагогов
с
методикой,
обеспечивающей
эффективное
запоминание текста.
Задачи:
-дать
понятие мнемотехники,
раскрыть
актуальность,
познакомить
с
особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании
текста.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.
Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий.
Практическая
значимость: данный мастер-класс
может
быть
интересен
воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
-
получение
педагогами
представления
о
методике
заучивания
текстов
с использованием мнемотаблиц;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы
с мнемотаблицами при заучивании текста.
Ход мастер-класса
Вводная часть. Приветствие.
Тема мастер - класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи
дошкольников». Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать
возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые
мы используем в своей работе с детьми.
Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода
к
собственной
деятельности,
использование
новейших
форм,
методов
и
технологий воспитания, развития и обучения детей. Дошкольный возраст самый
благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что
является
важным
условием развития
ребёнка.
Монологическая
речь
психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые
звенья,
логическую
последовательность повествования,
делают ошибки в
построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и
облегчить этот процесс, мы в своей работе используем приём мнемотехники.
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали,
что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан. Для запоминания падежей
русского языка -Иван
Родил Девчонку, Велел Тащить
Пелёнку» —
(именительный, родительный,
дательный,
винительный,
творительный,
предложный).В
геометрии
—
Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).
Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е.
связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный
предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только
научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и
весь «секрет»!
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше
запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите
ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение информации.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или
словосочетание
придумывается
картинка,
таким
образом,
весь
текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным
планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность,
последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу
необходимо
начинать
с
простейших
мнемоквадратов,
последовательно
переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение
предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка -
это
несколько
схематичных
рисунков,
расположенных
линейно.
Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую
заложена
определённая
информация.
В
качестве
символов-заместителей
используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – это дидактический материал по развитию связной речи детей,
используются для:
- обогащения словарного запаса
- обучения составлению рассказов по картине и серии картин, описательных
рассказов, творческих рассказов;
- пересказов художественной литературы
- отгадывания и загадывания загадок
- заучивания стихотворений.
В формировании связной речи особая роль принадлежит пересказу.
Пересказ — более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается
авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и
готовые речевые формы и приемы.
Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить
предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблицы, когда дети видят
всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на
правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к
сказкам. Попробуем отгадать, какая сказка изображена на таблице?
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и
отгадывании загадок.
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети
учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Сейчас вам предлагаю нарисовать мнемотаблицу к загадкам:
«Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает»
«Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице».
Расшифруйте пословицы:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Яблоко от яблони недалеко катится»
«Кто не работает, тот не ест»
Заучивание стихотворений с детьми можно значительно упростить, если
использовать
мнемотаблицы.
Это
помогает
детям
запомнить
логическую
последовательность элементов рассказывания.
А сейчас вашему вниманию
представлена мнемотаблица для заучивания
стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и,
дети,
имея
перед
глазами
такую
карточку-символ,
быстро
запоминают
стихотворения
и
любые
тексты.
Давайте
попробуем
прочитать
данное
стихотворение З.Александровой «Мой мишка».
Этапы работы при заучивании стихотворений:
Выразительное чтение стихотворения.
• Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз
чтение
стихотворения
с
опорой
на
мнемотаблицу.
• Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную
мысль.
• Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для
детей форме.
• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на
мнемотаблицу.
•Дети
рассказывает
стихотворение
с
опорой
на
мнемотаблицу.
• Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Уважаемые педагоги, предлагаем вам закрепить теоретические знания
практическими и
составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения
Т.Волгиной «Подарок маме». Для этого перед вами листы бумаги и карандаши.
Рисуем схематично. Итак, Сорвала я в поле цветик голубой … Что можно
нарисовать
к
этой
строчке?
Следующая
строка
и
т.
д.
Наше
стихотворение «нарисовано»,
мнемотаблица
готова.
(Педагоги
читают
стихотворение без опоры на текст, глядя на свои мнемотаблицы.) Так можно
нарисовать любое стихотворение от самого простого до сложного. Уверена, что
вы согласитесь, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что
закрепляется не только слово, но и образ.
Так же мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных
рассказов. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий
план описательного рассказа. Мнемотаблицы выступают планом-подсказкой, с
помощью которого ребенок может последовательно рассказать о предмете,
определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.
Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить
постепенно и последовательно, обычно в три этапа.
На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание
условных знаков.
На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа.
На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы
самостоятельно.
На примере этой схемы предлагаем вам поиграть. Вы загадываете животное
и, опираясь на схему, нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.
(Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают животных, посуду, фрукты
и овощи.)
Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча. Подводя итог
можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет собой
определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в
качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного
формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные
возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной
деятельности взрослого и ребёнка; даёт возможность детям усваивать сложный
материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда
проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, в совместном
творчестве, высказывали свою точку зрения. А на прощание мы попросим вас
оставить свои впечатления от нашей встречи.
Рефлексиия. «Чемодан, Корзина, Мясорубка».
Предлагается выбрать одну из трех фишек, на одной из которых нарисован
чемодан,
на
второй
–
мусорная
корзина
и
на
третьей
–
мясорубка.
Чемодан – это то, что вы готовы забрать с собой и использовать в своей
деятельности. Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и
что можно отправить в «мусор». Мясорубка – это то, что оказалось интересным,
но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать,
доработать, «докрутить».
Желаем вам успехов и творчества в работе с детьми!