Напоминание

Что такое фонематический слух


Автор: Каштанова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Что такое фонематический слух
Раздел: начальное образование





Назад




Что такое «фонематический слух».

В своей педагогической практике иногда я встречаюсь с незнанием

родителями или педагогами ряда терминов, которые использует логопед.

Кстати, я считаю, что это не плохо. Но в нашей стране пока, к

сожалению, принято разбираться во всём: в юриспруденции и медицине, в

сантехнике и педагогике. Но, согласитесь, хорошо, когда в каждый из

отраслей нас ожидают грамотные специалисты, которые нам всё

объяснят и расскажут. Будем же стремиться к идеальному обществу!

В этой статье я постараюсь объяснить, что такое «фонематический слух».

Это актуально, ибо родители имеют об этом процессе весьма смутное

представление, или же не имеют вообще.

Как правило, слово «слух» ассоциируется с физическим слухом. А между

тем,

выделяют

ещё

2

вида

слуха:

музыкальный

и

(тот

самый)

фонематический.

Физический слух – это просто, правда? Физический слух даёт нам

возможность слышать в физическом смысле: воспринимать звуки, которые

всё время нас окружают: звонок в дверь, шум воды в кране или рёв

прибоя,

мяуканье

кошки,

стук

дождя,

и

многое-многое

другое.

Физический слух может быть снижен или может быть в норме.

Другой слух – музыкальный. Он отвечает за способность улавливать

связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их

не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их

художественное значение. Вот этот – то слух и необходим каждому

музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого.

Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Недаром в

нашем языке существует выражение «медведь на ухо наступил».

Музыкальный слух можно развивать. Насколько – это уже вопрос

способностей каждого человека.

И, наконец, слух фонематический. Или, как его ещё называют, речевой.

Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым

слухом. Он позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки

сказанного, отличать один звук от другого. Если у ребёнка нарушен

речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В

самом деле, как он сможет читать, если нечётко слышит звучащую речь?

Овладевает письмом он также с трудом, так как не знает, или путает, какой

звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется ещё и тем, что

ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его

в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому

если ребёнок в дошкольном возрасте не выговаривал определённые звуки,

путал их, например, с-ш, то велика вероятность того, что в школьном

возрасте у него будут ошибки в этих буквах, так как фонематический слух

не развит, и он не чувствует различий между похожими звуками,

например, таким, как Б и П, З и С, Ж и Ш. Такие звуки очень схожи по

своим характеристикам и отличаются порой всего лишь одной категорией,

в

данном

случае

категорией

глухости-звонкости.

Не

следует

взаимосвязывать

все

эти

виды

слуха.

Можно

обладать

хорошим

музыкальным слухом и очень плохим фонематическим.

Нередко плохой фонематический слух предопределён физиологически, т.е.

ваш ребёнок унаследовал от вас. Но! Это не диагноз. Фонематический

слух можно и нужно развивать. Для родителей сигналом может стать, если

ребёнок в возрасте 3-4-х лет при нормальном слухе как будто порой плохо

слышит, переспрашивает. Иногда приходится слышать родительское

раздражение: «Ты глухой, что ли?». Такой ребёнок перевирает слова

стишков и песен. Например, сын моих знакомых при просмотре

мультфильма о пингвинёнке Ло-ло (там, где пингвинёнок прыгает и

кричит: «Оп-ля! Оп-ля!») утверждал, что пингвинёнок

произносит

«Сопля». Или другой случай. Я со своим сыном гостила в дерене. Как-то

на прогулке мы увидели маленькую девочку лет 6-7-ми. Она пасла коз. Я

обратила внимание на её роскошную длинную косу. «Смотри, -

восхитилась я, - какая у девочки коса!», «У неё их пять», - ответил мне

ребёнок, сосчитав коз.

Итак, не стоит расстраиваться. Если вы узнали, что у вашего ребёнка не

развит фонематический слух, это поправимо. Обратитесь к логопеду. И

будьте внимательны к своим детям.



В раздел образования




Яндекс.Метрика