Автор: Каштанова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Что такое фонематический слух
Раздел: начальное образование
Что такое «фонематический слух».
В своей педагогической практике иногда я встречаюсь с незнанием
родителями или педагогами ряда терминов, которые использует логопед.
Кстати, я считаю, что это не плохо. Но в нашей стране пока, к
сожалению, принято разбираться во всём: в юриспруденции и медицине, в
сантехнике и педагогике. Но, согласитесь, хорошо, когда в каждый из
отраслей нас ожидают грамотные специалисты, которые нам всё
объяснят и расскажут. Будем же стремиться к идеальному обществу!
В этой статье я постараюсь объяснить, что такое «фонематический слух».
Это актуально, ибо родители имеют об этом процессе весьма смутное
представление, или же не имеют вообще.
Как правило, слово «слух» ассоциируется с физическим слухом. А между
тем,
выделяют
ещё
2
вида
слуха:
музыкальный
и
(тот
самый)
фонематический.
Физический слух – это просто, правда? Физический слух даёт нам
возможность слышать в физическом смысле: воспринимать звуки, которые
всё время нас окружают: звонок в дверь, шум воды в кране или рёв
прибоя,
мяуканье
кошки,
стук
дождя,
и
многое-многое
другое.
Физический слух может быть снижен или может быть в норме.
Другой слух – музыкальный. Он отвечает за способность улавливать
связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их
не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их
художественное значение. Вот этот – то слух и необходим каждому
музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого.
Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Недаром в
нашем языке существует выражение «медведь на ухо наступил».
Музыкальный слух можно развивать. Насколько – это уже вопрос
способностей каждого человека.
И, наконец, слух фонематический. Или, как его ещё называют, речевой.
Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым
слухом. Он позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки
сказанного, отличать один звук от другого. Если у ребёнка нарушен
речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В
самом деле, как он сможет читать, если нечётко слышит звучащую речь?
Овладевает письмом он также с трудом, так как не знает, или путает, какой
звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется ещё и тем, что
ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его
в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому
если ребёнок в дошкольном возрасте не выговаривал определённые звуки,
путал их, например, с-ш, то велика вероятность того, что в школьном
возрасте у него будут ошибки в этих буквах, так как фонематический слух
не развит, и он не чувствует различий между похожими звуками,
например, таким, как Б и П, З и С, Ж и Ш. Такие звуки очень схожи по
своим характеристикам и отличаются порой всего лишь одной категорией,
в
данном
случае
категорией
глухости-звонкости.
Не
следует
взаимосвязывать
все
эти
виды
слуха.
Можно
обладать
хорошим
музыкальным слухом и очень плохим фонематическим.
Нередко плохой фонематический слух предопределён физиологически, т.е.
ваш ребёнок унаследовал от вас. Но! Это не диагноз. Фонематический
слух можно и нужно развивать. Для родителей сигналом может стать, если
ребёнок в возрасте 3-4-х лет при нормальном слухе как будто порой плохо
слышит, переспрашивает. Иногда приходится слышать родительское
раздражение: «Ты глухой, что ли?». Такой ребёнок перевирает слова
стишков и песен. Например, сын моих знакомых при просмотре
мультфильма о пингвинёнке Ло-ло (там, где пингвинёнок прыгает и
кричит: «Оп-ля! Оп-ля!») утверждал, что пингвинёнок
произносит
«Сопля». Или другой случай. Я со своим сыном гостила в дерене. Как-то
на прогулке мы увидели маленькую девочку лет 6-7-ми. Она пасла коз. Я
обратила внимание на её роскошную длинную косу. «Смотри, -
восхитилась я, - какая у девочки коса!», «У неё их пять», - ответил мне
ребёнок, сосчитав коз.
Итак, не стоит расстраиваться. Если вы узнали, что у вашего ребёнка не
развит фонематический слух, это поправимо. Обратитесь к логопеду. И
будьте внимательны к своим детям.