Автор: Авдонкина Наталья Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №544 Московского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока физики
Тема: График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока по физике:
«График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном
движении.» (§6-7)
Этапы урока:
Этап 1. Организационный момент
(приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку)
- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.
Этап 2. Объяснение нового материала
-
На
прошлом
уроке
мы
говорили
о
скорости
прямолинейного
равноускоренного движения. По какой формуле мы можем найти скорость
при прямолинейном равноускоренном движении?
v
x
=
v
0 x
+
a
x
t
- Верно! Итак, имеется следующая функция:
v
x
=
10
+
2 t
- Назовите пожалуйста, величины, которые входят в эту функцию?
2
м
с
2
−
проекция ускорения
v
x
−
проекция скорости ,которую тело имело к концу промежуткавремени t
10 м
/
с
−
проекцияначальной скорости тела
t
−
время
- Скажите пожалуйста, глядя на эту функцию, мы можем сказать, как
движется тело?
(Тело
движется
прямолинейно
равноускоренно
вдоль
оси
(проекция
начальной скорости положительная); знаки проекций начальной скорости и
ускорения одинаковые, значит, скорость тела увеличивается со временем)
- Правильно! Спасибо! Любую функцию, в том числе и эту, можно
представить в виде графика. Какая это функция?
(линейная)
- Что является графиком линейной функции?
(прямая)
- А как построить прямую?
(…)
(Линейная функция – график прямая, строим по 2 точкам, первое время
берем равное 0; независимая переменная в математике х – у нас t, зависимая
в математике y – у нас
v
x
)
- Верно! Теперь построим график этой функции!
- Мы построили график, по нему можно ответить на много разных вопросов.
Но сегодня мы поговорим о том, как по графику зависимости скорости от
времени найти перемещение тела.
-
Запишите
тему
сегодняшнего
урока
«Перемещение
тела
при
прямолинейном равноускоренном движении».
- Найдите в тетрадях, как по графику зависимости скорости от времени найти
перемещение.
Мы
записывали
с
вами
это
правило,
когда
изучали
равномерное прямолинейное движение.
Проекция вектора перемещения, совершенного телом, численно равна
площади фигуры, заключенной под графиком проекции вектора скорости.
- Верно! Это правило можно обобщить на любые виды движения.
- Какая фигура получилась под графиком, который мы только что построили.
(трапеция)
- Значит, для того, чтобы найти перемещение, нужно найти площадь этой
трапеции. А как вы в математике находите площадь трапеции?
S
=
a
+
b
2
×h
, где
a – верхнее основание трапеции,
b – нижнее основание трапеции,
h – высота трапеции.
- В нашем случае, верхнее основание трапеции – длина отрезка на оси
скоростей, значит a
= 10. Нижнее основание трапеции b
= 20. Высота
трапеции – длина отрезка на оси времени, h = 5. Подставим значения в
формулу для нахождения площади.
S
=
10
+
20
2
×5
=
75 м
S
перемещ .
=
75 м
- А теперь, давайте запишем, как найти перемещение в общем виде. То есть,
выведем формулу для нахождения перемещения. Обратите внимание на
доску.
- Откройте страницу 31 учебника, в упражнении 7, в задании № 3 написана
еще одна формула для нахождения проекции перемещения. Ее мы выводить
не будем, поэтому просто запишите её в тетрадь и выделите.
- Таким образом, мы получили три формулы для расчета проекции вектора
перемещения при равноускоренном движении. Когда и какой формулой
нужно пользоваться при решении задач вы будете решать сами.
- Откройте страницу 31 учебника, упражнение 7,задача № 1. Решение задачи
у доски.
Этап 4. Обсуждение домашнего задания
§6-7 читать;
Страница 269, ЛР № 1, внимательно прочитать;
Страница 27, упражнение 6, № 2, 4;
Страница 31, упражнение 7, № 2.
((Собрать тетради с прошлым ДЗ!!!))