Напоминание

«Организация проектной деятельности в ДОУ по ознакомлению детей с народными промыслами»


Автор: Аникина Марина Витольдовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 20 "Веснушки"
Населённый пункт: Г.О. Подольск,п.Железнодорожный
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: «Организация проектной деятельности в ДОУ по ознакомлению детей с народными промыслами»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы на тему:

«Организация проектной деятельности

в ДОУ по ознакомлению детей с

народными промыслами»

Воспитатель

МДОУ

детского сада №

20 «Веснушки»

Аникина М.В.

25.02.2021

г.

Проблема развития детского творчества в настоящее время

,

,

является одной из наиболее актуальных как в теоретическом

так и в

практическом отношениях

:

ведь речь идет о важнейшем условии

формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых

.

этапах её становления

,

-

В наше время происходит переосмысление культурного духовно

нравственного самосознания

народа

,

,

это время политических

.

социальных перемен И сейчас очень остро встал вопрос о

.

,

патриотическом воспитании детей К сожалению были утеряны многие

.

ценности по воспитанию любви и уважения к своей Родине

Народные

игры

,

,

забавы и игрушки были заменены компьютерными играми с

,

.

экранов телевизоров исчезли добрые веселые мультфильмы

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся

мире? Наша задача – пробудить творческую активность детей, развивать

воображение, фантазию, желание включиться в творческую деятельность. Только

в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей.

Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и

практическую деятельность детей

Процесс познания и усвоения

начинается с дошкольного возраста

и впитывает культуру своего

народа

,

через колыбельные песни

,

,

-

,

,

,

,

частушки потешки игры забавы загадки пословицы поговорки

,

-

.

сказки произведения декоративно прикладного искусства Только в

этом случае

народное

,

искусство этот незамутненный источник

,

.

прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными,

самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в

окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Как этого добиться?

Что надо делать? Я попробую поделиться с вами и расскажу, какую работу в

этом направлении проводили мы с детьми в своей группе на примере проекта

«Народные промыслы России».

Атмосфера нашей группы насыщена разнообразными игровыми центрами,

побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии,

чтобы каждый ребёнок, в соответствии со своими склонностями и интересами

приобрёл опыт успешной творческой деятельности.

В этом учебном году в нашей подготовительной группе 35 детей. В начале

учебного года, наблюдая за развитием их творческих способностей в

самостоятельной и в образовательной деятельности, мы увидели, что с высоким

уровнем развития творческих способностей детей нет, 70% детей со средним

уровнем, а 30% - с низким уровнем развития творческих способностей. По

результатам наблюдений нами было решено усилить работу в данном

направлении, поставив перед собой определенные задачи.

Хочу отметить, что задача воспитателя – это не подготовка будущих

мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам

народного искусства, в результате чего дети, усвоив некоторые навыки, могут

составить узор и почувствовать радость от красоты народного творчества. Мы

стремимся создавать условия для активации творческого мышления детей.

Главными задачами в ознакомлении детей с народным декоративно –

прикладным искусством являются:

- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к

русскому народному декоративно – прикладному искусству, понимание

его особенностей.

- Формирование умений различать стили наиболее известных видов

декоративной росписи (хохломской, городецкой, жостовской). Освоение

детьми характерных элементов, колорита, композиции.

-Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных

предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

- Воспитание созидательной активности, эстетических чувств и

художественного вкуса.

-Формирование художественных и интеллектуальных способностей

.

Тип проекта: информационно-творческий.

Длительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители подготовительной группы.

Цель проекта:

-Формирование представления детей о народных художественных

промыслах (Хохлома, Гжель, Городец, Матрешки, Жостово).

-Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных

ремесел.

-Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.

-Развитие творческой личности.

Исходя из этой цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

Для детей: формировать у детей интерес к истории создания народных

промыслов; развивать интерес к изобразительной деятельности, художественному

творчеству; обогащать представление детей о народной декоративной росписи .

Для педагогов: повышение профессиональной компетенции и педагогического

мастерства в процессе реализации проекта.

Для родителей: включить родителей в активное сотрудничество с педагогами и

детьми группы

Продукт проекта:

Для детей: альбом «Народные промыслы», картотека дидактических и народных

игр для детей старшего дошкольного возраста».

Для педагогов: открытый показ организованной образовательной деятельности

для воспитателей детского сада, подготовка материала для проведения

консультаций для родителей «Формирование ребенка как личности в процессе

ознакомления с народными промыслами», «Художественно-эстетическое

воспитание детей в семье».

Для родителей: участие в создании альбома «Народные промыслы России».

Разрабатывая проект, мы изучили: программу воспитания в д/с «От рождения

до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2011г., методические пособия: «Занятия по изобразительной деятельности в

детском саду» под редакцией Т. С. Комаровой, «Знакомство с особенностями

декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр» Дошкольное

воспитание 2014 №6, «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» В.В.Гаврилова,

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А.Князева,

«Радость творчества» О.А.Соломенникова.

Проект реализовали в три этапа.

1-ый подготовительный этап.

На первом подготовительном этапе провели диагностику выявления уровня

знаний детей о народных промыслах. Для успешного решения поставленных

задач мы пополнили соответствующую предметно-развивающую среду. В группе

оформили тематический уголок, где выставили

иллюстрированный

материал по теме

: «

Искусство

народных промыслов России

»;

наглядный

материал по теме «Элементы декоративной росписи». Оформили дидактические

игры: «Узнай по описанию», «Подбери узор к платью барыни», «Продолжи узор».

Организовали

выставку рисунков и поделок

«

Изделия

народных

умельцев

»;

уголок театрализованной деятельности, изготовили реквизиты для

разыгрывания сценок: элементы костюмов, маски. Родители откликнулись на

нашу просьбу, проявили интерес и с желанием помогли нам пополнить

творческую копилку группы.

Для развития творческого воображения, фантазии детей в группе есть уголок

ИЗО творчества, где в большом количестве имеются материалы для воплощения

творческих идей: кисточки разных размеров, палитра, гуашевые краски, восковые

мелки, цветные карандаши, цветная бумага, для лепки имеется пластилин. Дети с

огромным желанием утром, или во 2-й половине дня рисуют животных, людей,

птиц, и. д. Мы предлагаем детям самостоятельно выбирать тему для творческой

деятельности, давая возможность проявить фантазию.

2-ой основной деятельный этап.

Всю воспитательно-образовательную работу с детьми строили комплексно.

Интеграция детской деятельности имеет большое значение для повышения

эффективности воспитания и образования детей, способствует формированию у

них обобщенных представлений, знаний и умений, развитию мышления и

коммуникативных навыков, а также побуждает их к активному познанию

окружающей действительности.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом

мы используем следующие формы работы:

- организация выставок совместного творчества детей и родителей

- беседы по ознакомлению с искусством;

- ООД по декоративному рисованию, лепке и аппликации;

- проведение праздников и досугов.

Эффективность работы становится выше при участии и помощи

родителей. Мы рекомендуем им вместе с детьми посещать выставки

народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки,

рассматривать книги и иллюстрации.

При посещении выставок дети получают дополнительные сведения об

истории народных промыслов, используемых мастерами материалах, учатся

выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные

сочетания, колорит, композицию). При этом задача –

научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они

затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого

произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения,

который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к

пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и

средств выразительности.

Во 2-й половине дня читаем детям рассказы о возникновении промыслов, сказки,

стихотворения :

«

Незатейливый узор

»

.

,

Н Радченко

«

Узоры гжели

».

.

.

Е А Никоновой

,

«

Взял мастер в руки кисть

»

.

,

Н Савченко

«

Семеновские матрешки

»

.

.

Е А Никоновой

,

сказки

«

»

Небесная лазурь Гжели

.

,

М Бобровой

«

»

Каменный цветок

.

П Бажова

,

Разучивали стихотворения

предлагали детям рассказать содержание этих

сказок по иллюстрациям, читать наизусть отрывки, которые дети знают и с

удовольствием читают их перед сверстниками.

При чтении сказки

«

»

Небесная лазурь Гжели

.

М Бобровой

закрепляли знания

по классификации элементов росписи (гжель), проводили беседы о бережном

отношении к изделиям народных умельцев.

В своей работе используем словесные, наглядные, игровые методы. В

образовательной области «Познание» проводили беседы на тему «Русская

народная игрушка», «Народные ремесла и промыслы», «Традиционные народные

промыслы и ремесла Подмосковья».

Опираясь на содержание стихотворения Н. Савченко «Взял мастер в руки

кисть»

мы старались расширять представления детей о разнообразии элементов

орнамента: растительные элементы, геометрические элементы. Совершенствовали

умение украшать бумажные силуэты элементами росписей в соответствии с

формой предмета; умение выполнять узор с помощью кисти и печатки-тычка.

Вместе с детьми посетили музей «Русская изба», где ребята с большим интересом

рассматривали предметы русского быта

.

На занятиях по художественному творчеству дети украшали готовые

шаблоны элементами декоративной росписи ( Гжель, Дымка, Городец, Жостово ) ,

закрепляли технику рисования, умение создавать декоративные композиции и

технические навыки художественного рисования. Учились рисовать, соблюдая

пропорции и характерные особенности. Лепили дымковских барышень, украшали

жостовские подносы, городецкие доски и шкатулки передавая их характерные

особенности.

Во время аппликации дети

учились составлять узоры на шаблонах из

элементов

народной

,

росписи создавать декоративные композиции

по мотивам

народных изделий

.

Для повышения интереса детей во время организованной образовательной

деятельности мы используем сюрпризные моменты. Дети с радостью встречают

сказочных персонажей, пришедших к ним за помощью. Например, помогают им

украсить наряд дымковской барышне для встречи гостей или помогают

сказочным героям продолжить начатый узор дымковской росписи. Эти игровые

персонажи помогают придать творческому процессу эмоциональную окраску,

привлекают внимание, помогают заинтересовать детей, быть раскрепощёнными в

общении, свободно вступать в диалог. В процессе такой работы дети

приобщаются к сказочным образам, созданным народными умельцами,

развивается их игровая деятельность.

Творческому развитию наших детей способствует театрально – игровая

деятельность, где закрепляются ранее полученные знания, развивается и

активизируется речь ребёнка, художественный вкус. При разыгрывании

маленьких отрывков из стихотворения Е.А.Никоновой «Семеновские матрешки»,

дети стараются передать характер героев, используя выразительные средства

(мимику, жесты, интонацию). Мы побуждаем детей к проявлению

самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Формируем

умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в

ролевое взаимодействие с другими персонажами. И дети с удовольствием

используют атрибутику: маски, шапочки, элементы одежды, предметы

необходимые для сюжета.

Увлекательно и эффективно проходит развитие творческого потенциала в

подвижных и дидактических играх. Именно в игре дети приобретает опыт

общения, развивают монологическую и диалогическую речь. Дети с

удовольствием играют в русские народные игры: «Гуси-Лебеди», «У Миланьи, у

старушки», «Каравай», «У медведя во бору», «Плетень», «Горелки» ,«Колечко»,

«Два Мороза». Также дети с интересом играют в настольные дидактические игры

«Платье для барышни, «Подбери тень», «Найди пару», «Составь букет»,

«Разрезные картинки», «Русские узоры», лото «Хохлома».

Играя в дидактическую игру «Продолжи узор», дети научились по

иллюстрациям узнавать элементы декоративной росписи, в игре «Узнай по

описанию », дети могли по описанию предмета определить, к какому народному

промыслу он относится.

В своей группе мы постоянно ведём работу с родителями:

в уголок для родителей поместили материал для консультаций

«Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»

«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления

с народными играми»

оформили ширму «

Русские народные игры

»

проводим конкурсы совместных рисунков и поделок детей и

родителей, привлекаем к участию в создании дидактических игр.

Проводим индивидуальные беседы и консультации по возникшим

вопросам.

Совместное

творчество

с

родителями,

бабушками,

дедушками,

старшими братьями и сёстрами дают сильный толчок к развитию

эмоций, в результате чего рождаются удивительные конкурсные

работы.

3-й заключительный этап.

На заключительном этапе мы планируем провести досуг совместно с

музыкальным руководителем, где можно будет увидеть и проанализировать

творческое развитие детей.

В результате проектной деятельности у детей появилось желание еще больше

узнать

о

творчестве

русских

мастеров

и

жизни

русского народа.

Дети

самостоятельно стали различать элементы известных видов декоративного

творчества,

научились

создавать

выразительные

узоры

на

бумаге.

В

самостоятельной деятельности проявляют творчество, воображение, стараются

внести в свой рисунок нотку необычности, оригинальности.

Какими

бы

ни

были

виды,

формы,

способы

развития

творческих

способностей ребенка главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и

результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны

взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело.

Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.



В раздел образования




Яндекс.Метрика