Автор: Лутошкина Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1" Карасукского района Новосибирской области
Населённый пункт: Новосибирская область, г.Карасук
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Игровой метод на уроках фортепиано в младших классах детских школ искусств, как средство успешного обучения игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Карасукского района Новосибирской области
«Игровой метод на уроках фортепиано в младших классах
детских школ искусств, как средство успешного обучения игре
на фортепиано»
Автор:
Лутошкина Т.В.,
преподаватель первой
квалификационной
категории по классу
фортепиано
Карасук, 2021
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………...
3
1.
Использование игрового метода в работе с начинающими………
4
2.
Игры,
направленные
на
организацию
пианистического
аппарата............................................................................................
8
3.
Работа
по
развитию
метроритмического
чувства,
изучение
клавиатуры..………………………………………………………….
19
4.
Подбор по слуху. Нотная грамота……..…………………………..
26
5.
Заключение…………………………………………………………...
43
Список литературы………………………………………………...............
45
3
Введение
В
наше
время
существуют
и
имеют
право
на
существование
различные педагогические направления и школы.
Для нас наиболее близки фрагменты любых методик, где главной
задачей
становится
помощь
ребенку
в
овладении
инструментом
независимо от его природных данных, которые помогают ощутить радость
творчества,
пробудить
интерес
к
игре
на
фортепиано
через
широкое
использование игровых методов.
Ребенок
по
своим
психологическим
особенностям
не
может
трудиться
как
взрослый
человек
(работать
на
будущее,
на
далекие
результаты). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре,
которая помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным,
раскрывает особенности детей, активизирует их творческие наклонности.
С еѐ помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса,
то
есть
любая
музыкальная
деятельность,
приобретает
эмоционально-
образное
содержание. Важно
так
«выстроить»
игру,
чтобы
в
ее
ходе
ребенок сам ставил перед собой задачу и по возможности самостоятельно
их решал.
В
каждом конкретном случае при освоении
тех
или иных
исполнительских
приемов
следует
наводящими
вопросами
подводить
ребенка к пониманию того, что он хочет сделать и какими способом он
может
этого
добиться.
На
Уроке
необходимо
создавать
радостную,
приятную
атмосферу,
обеспечивающую
ребенку
психологическую
комфортность, уверенность в своих силах, где нет учителя и ученика, а
есть равные партнеры.
4
1.
Использование игрового метода в работе с начинающими
Игровая деятельность, сопровождающая первое знакомство ребенка
с
классическим
музыкальным
инструментом
фортепиано,
является
естественным продолжением игр, посредством которых он в первые годы
своей жизни постигает мир. Именно через игру развиваются внимание и
восприимчивость ребенка, его движения, речь, эмоции, его отношения с
окружающими.
Игра
формирует
и
развивает
различные
моторные
функции
малыша. Это происходит уже в самый первый период его жизни, когда
мы
напеваем
ему, показываем
первые игрушки, покачиваем в
ритме
веселых песенок и детских стишков. Уже в первый год жизни ритм
становится
ценным
воспитательным
средством.
Ритмизация
слов,
сопровождаемая
движением,
вызывает
у
детей
приятное
настроение,
успокаивает их.
В
воспитательной
программе
детских
ясель
музыкальному
развитию отводится важная роль. В соединении с первыми играми
музыкальные
занятия
доставляют
детям
большую
радость
и
удовлетворения
и
благотворно
влияют
на
игровую
деятельность,
в
которой
осуществляется
желание
ребенка
что-то
совершить,
его
стремление к подражанию, проявляются фантазии и первые попытки
словесного
и
музыкального
творчества.
В
играх,
сопровождаемых
пением
или
без
текстовой
музыкой,
дети
знакомятся
с
основными
средствами
музыкальной
выразительности
(с
качеством
звука,
с
ритмической и агогической стороной музыки) и начинают понимать,
что можно выразить при помощи этих средств.
Всѐ это служит естественной основой для музыкальных занятий на
фортепиано
с
детьми
в
младшем
школьном
возрасте.
Началом
инструментального
обучения
являются
детские
игры,
и
работать
с
детьми
в
этот
период
означает
для
преподавателя
играть
с
ними,
5
проявляя при этом тот энтузиазм и ту радость, что и сами дети. Для
учителя и ребенка эти игры с использованием инструмента в равной
степени, как работа, так и развлечение. Они преследуют определенную
педагогическую
цель,
известную
только
преподавателю;
он
шаг
за
шагом
следит
за
формированием
чувственных
и
интеллектуальных
качеств
ученика
слуховой
восприимчивости,
моторики,
памяти,
представлений, мышления, эмоционального настроя, - не говоря уже о
развитии специфических навыков, необходимых для музицирования на
фортепиано.
В играх у инструмента дети легким и приятным для них способом
осваивают
контакт
с
клавишами,
включаются
в
живую
и
интеллектуальную музыкальную работу. Они учатся непосредственно
играть,
исходя
обычно
из
естественных
побуждений
и
из
чистого
любопытства.
Если
педагог
хочет
сделать
занятия
продолжением
детских игр, необходимо следить за тем, чтобы ребенок участвовал в
них с максимальной активностью, спонтанностью, чтобы он получал
возможность для изобретательской деятельности и сам умел открывать
для себя то, что уже известно преподавателю. При этом нужно не
забывать,
что
ребенок,
прежде
чем
изобретать,
имитирует.
Из
подражания
формируется
запас
музыкальных
представлений
и
развивается фантазия ребенка. От педагога зависит, чтобы на уроках
малыш
постоянно
находился
в
атмосфере
интенсивной
ритмичной,
мелодичной и гармоничной жизни.
Для ребенка естественен путь от переживания к познанию. Он
приобретает слуховой и двигательный опыт прежде, чем в состоянии
осознать применяемые им технические элементы. Это значит, что на
уроках речь вначале может идти скорее о разностороннем эстетическом
и музыкальном восприятии, чем о специализированном фортепианном
обучении.
Игры
при
этом
содействуют
тому,
чтобы
дети
могли
6
непосредственно применять на уроках весь накопленный ими к этому
времени багаж, все свои способности (относительно развитые или пока
ещѐ совсем не развитые), чтобы учитель мог чутко и индивидуально
руководить их развитием, направлять детские стихийные проявления,
приводя их в определѐнный и понятный ребенку порядок.
В методическом плане в работе преследуются две основные
цели: а) развитие мелодических и ритмических представлений,
музыкальной памяти, элементарных творческих способностей и
чувства музыкального формообразования;
б) усвоение основных инструментальных навыков, получаемых
детьми в последовательно проводимых играх у фортепиано в сочетании
с детскими стишками, песенками, маленькими пьесками и движениями.
Для
осуществления этих
целей
преподаватель должен владеть
богатым запасом методическим средств (которые следует постоянно
пополнять и совершенствовать):
1)
ритмическое и мелодическое «эхо» и «диалоги»;
2)
детские стишки с речитацией на одном или нескольких звуках;
З) песни в объеме трех, четырех, а затем и более звуков;
4) тексты стишков, песен и небольшие фортепианные пьески для
работы
над
выразительностью
и
техническими
проблемами
фортепианной игры;
5) детские игры, загадки, сказки;
6)
двигательные
и
расслабляющие
упражнения
для
«минутки
отдыха».
С методической точки зрения распределение этих элементов в
последовательности уроков могут решаться разнообразными способами,
но
всегда
с
обязательным
учетом
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка. Чем больше преподаватель умеет «вслушиваться в
ученика», чем больше фантазии и творчества вкладывает он в свою
7
работу, тем
естественнее
его
контакт с
ребенком, тем
эффективнее
воспитательное воздействие,
Начиная
занятия
с
детьми,
прежде
всего
надо
стараться
не
отпугнуть их
чем-то
слишком
серьезным, что
может
показаться
им
утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации
со всем, что им привычно и приятно. «Больше сказки, больше фантазии!
Не уставая, будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с
музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, ‖колдовать‖ вокруг
музыки» - писала А. Д. Артоболевская (3, с.9).
8
2.
Игры, направленные на организацию пианистического
аппарата
Известно, что рояль — это особый, очень сложный инструмент уже
на
первом
этапе
обучения.
Сидя
за
инструментом,
одновременно
приходится
выполнять
очень
много
задач
зрительных,
слуховых,
двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. В значительной мере
решению проблем, связанных с организацией пианистических движений,
могут
помочь
игры,
направленные
на
развитие
крупных
рычагов
движений
рук,
крупных
мышц
плечевого
пояса
и
спины.
В
них
воспитывается
легкость,
полетность
движений,
целостность
пианистического аппарата. Опишем некоторые из них:
«Шалтай — Болтай»
Шалтай - Болтай висел на стене,
Шалтай — Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Шалтая — Болтая не может поднять.
Ноги на ширине плеч, наклониться вперед и расслабить руки.
Ребенок должен почувствовать тяжесть своих рук, почувствовать как
пол «притягивает» его руки. Необходимо следить, за головой шеей они
расслаблены.
Педагог
слегка
покачивает
руки
ребенка,
которые
по
инерции
раскачиваются
в
такт
стихотворению.
Цель
этой
игры
расслабление плечевого пояса, освобождение, задача для ребенка —
почувствовать вес (тяжесть) собственных рук.
«Легкие и тяжелые пальчики»
Руки
согнуты
в
локте
и
подняты
вверх,
легко
пошевелить
пальчиками («легкие» пальчики), наклонится вперед, расслабить руки,
голова опущена вниз, руки по инерции останавливаются («тяжелые»
9
пальчики).
В
этой
игре
очень
хорошо
чувствуется
вес
в
кончиках
пальцев.
«Баба сеяла горох»
Баба сеяла горох
- Руками «сеем горох»
Прыг скок, прыг- скок.
- Прыжки на месте.
Обвалился потолок,
- Наклон вперед.
Прыг-скок, прыг-скок.
- Прыжки на месте.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
- Большие шаги.
Села, поела,
- Приседаем.
И опять пошла.
- Большие шаги.
Встала Баба на носок,
- Нога ставиться на носок.
А потом - на пятку.
- Нога - на пятку.
Стала «русского» плясать,
И пошла в присядку.
-
Произвольные
танцевальные
движения.
В игре вырабатывается свобода аппарата, целостность движений.
Эту же игру можно использовать на инструменте:
Баба шла, шла, шла
- (сидя «шагаем» руками),
Пирожок нашла
- (руки опустить),
Села
- (положить руки на инструмент),
Поела
- (кулачки на инструмент),
И опять пошла
- (большие движения руками),
Встала Баба на носок
- (3-й палец),
А потом - на пятку
- (1-й палец),
Стала «русского» плясать,
И пошла вприсядку!
10
«Солнышко»
Солнышко! Солнышко!
- «Обращение к солнышку». Руки поднимаются
вверх. Спинка прямая.
Погуляем у речки!
-
Руки
вытянутые
перед
собой,
ладони
повернуты
вниз.
Размашистые,
свободные
движения рук от плеча в пространстве.
Солнышко! Солнышко!
- «Обращение к солнышку».
Раскидай колечки!
- Руки прямые, вытянуты вперед. 2,3,4,5 пальцы
поочередно
прикасаются
к
первому,
образуя
колечки.
Руки
свободно
движутся
в
пространстве, как бы «раскидывая колечки» на
каждую четверть.
Мы колечки соберѐм,
- Левая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Правая «собирает и кладѐт колечки» в ладошку.
«Собирает» со стороны, делая мах в сторону на
правую 1-ю четверть.
Золочѐночки возьмем,
- Тоже самое, но руки меняются ролями.
Покатаем,
- Круговые, потирающие движения ладошки об
ладошку.
Поиграем
- Шлепки по коленям.
И тебе назад вернѐм!
- «Обращение к солнышку».
Данная игра направлена сочетание крупных, свободных движений
рук и точных прикосновений кончиков пальцев.
«Ходики»
Ходики, вы ходики,
- Учитель берет за руки ребенка, покачивает в
стороны.
11
Как это вы ходите?
Зашептали стрелки,
- Взявшись за руки,
- Мы кружимся, как белки
- Кружатся.
- А мы гири на цепи,
Как потянут, то терпи!
- Учитель тянет руки вниз.
То вверх ,
- Руки поднять вверх.
То вниз
- Руки опустить вниз.
Опустились, поднялись
- То же самое.
-А я маятник, я маюсь,
Я и день и ночь качаюсь.
Тик-так, тик-так, тик-так.
- Встать ровно, опустить руки вниз, как плети
качать руками взад-вперед, как маятник.
Ребенок может делать упражнение сам.
«Сенечкино семечко»
В
этой
игре
присутствует
важный
элемент
«вырастания»
-
выпрямления всего тела. Выполняется стоя.
Из кармана Сенечки
-
В
ритме
четвертей
похлопывать
по
воображаемым карманам.
Выпрыгнуло
- 1 и 2 пальцы обеих рук сложить в колечки,
коротко дотронутся на 1-й слог до «карманов».
Семечко
- Дотронутся до пола. Присесть. Руки положить
на пол.
12
В землю рухнуло, упало.
-
Головку
наклонять,
одновременно
постепенно обхватывая ее руками.
Там до темных дней
Проспало, (темп замедлить),
- Глаза закрыть.
Только семечко проснулось
- Головка поднимается, глаза открываются.
Сразу к солнцу потянулось.
- Встаѐм, головку вытягиваем вверх.
Стебель над землѐй высок
- Хорого выпямляем спинку.
Сверху вниз глядит цветок:
- Посмотреть на пол.
- Здравствуй, Сеня-Сенечка!
- Поворачивать головкой в разные стороны.
Хочешь вкусных семечек?
Следующие
упражнения
помогут
ребенку
правильно
сидеть
за
инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными,
делая опору на ноги. Главное — чтобы эти упражнения воспринимались
ребенком как игра. На занятиях с детьми лучше использовать фразы
«Давай поиграем в «куклу», а не слово «упражнение». Педагог должен
стараться
не
делать
замечания
непосредственно ребенку:
«Ты
плохо
сидишь,
неправильно».
Лучше
сказать:
«Так
медвежонок
сидит,
а
Леночка у нас как сидит?». На такие замечания ребенок не обидится, так
как оно обращено к медвежонку, и с удовольствием покажет своѐ умение
красиво сидеть.
Упражнение 1 имеет два названия: «Новая и сломанная кукла»
(для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Первое время
выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть как кукла на
витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд).
Упражнение
2.
Исходная
позиция
«новая
кукла».
Покачать
туловищем
с
прямой,
напряженной
спиной
вперед
и
назад.
Затем
13
расслабиться — кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики изображают
мягкого и толстенького медвежонка.) Эти же упражнения проделать, сидя
на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки
свободно лежат на коленях.
Упражнение
3.
Выполнить
упражнение
2,
усложнив
его
движениями рук,
а
именно: руками свободно размахивать, имитируя
полет большой, красивой, нежной птицы. Выделить слова: «нежной»,
чтобы движения рук были плавными; «красивой» - добиться изящества в
движениях; «большой» большая амплитуда движений. На три секунды
расслабиться, как «медвежонок», (посмеяться над тем, как медвежонок
неуклюже медвежонок сидел бы за инструментом),
Упражнение 4. «Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит, подняв
руки
(все
тело
до
кончиков
пальцев
напряжено),
завод
кончился,
постепенно падают, «выключаются пальцы рук, кисти, руки, туловище, и
ребенок наклоняется и качается расслабленными руками.
Упражнение
5.
Преподаватель
играет
пьесу
П.
Чайковского
«Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях,
Первая фраза - подснежник «растет» - правая рука плавно поднимается и
опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная,
как цветок подснежника. Нужно объяснить ребенку, что ладошку не
следует показывать, так как подснежник не распускается как ромашка,
его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза поднимаются обе
руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.
Упражнение
6.
«Пароход»
(для
мальчиков).
Упражнение
выполняется сидя на стуле, с хорошей опорой в ногах.
Ванна — море.
- Описываем руками большую ванну вокруг себя.
Я пароход.
- Руки вытянуты вперед, кончики пальцев соединить.
Полный назад!
- Как можно дальше откинутся назад.
14
Полный вперед!
- и как можно дальше подать туловище вперед.
Право руля!
Лево руля!
- Наклоны вправо и влево.
Мчусь
я
по
морю,
Ногами бурля.
- Отрывать ноги от пола, высоко поднимая колени.
Я бы доплыть
До Австралии мог,
- Покачивание назад и вперѐд.
Но у Петровых
- Ладони положить к щекам.
Протек потолок!
- Говорить последние две строки медленно.
Приведем несколько упражнений
- игр на организацию
руки:
1.
Поднять руку, как в упражнении «Подснежник» и, расслабив,
бросить на колени.
2.
То
же,
но
кисть собрана и пальцы поджаты
(расслабленный
кулачок).
3. То же, но рука падает на подушечки пальцев.
4.
То же, но рука падает на третий палец, сначала на колени, потом
на
стол
или
крышку
инструмента,
затем
на
клавишу.
Упражнение
выполняется поочередно всеми пальцами поочередно всеми пальцами.
Для
начала
1
и
5
пальцы
«падают»
одновременно.
Добившись
устойчивости кисти, предлагается сыграть каждым пальцем отдельно.
5.
«Мячик» или
«Отдай мне
руку». Рука
ребенка должна быть
полностью расслаблена, что бы преподаватель мог подбрасывать и ловить
еѐ, как мячик. Упражнения выполняются сначала сидя за столом, через 2-
3 дня за инструментом.
15
Необязательно
выполнять
строго
все
игровые
движения.
Выбирается
то
упражнение,
которое
соответствует
данному
периоду
развития ребѐнка. Некоторые игры сходны по характеру задач. Можно
выбрать
те
из
них,
которые
педагог
находит
интересными
и
целесообразными. Если у ребѐнка игра вызовет интерес, то еѐ можно
повторять на нескольких уроках.
Фортепиано обладает множеством достоинств, но создание палитры
разнообразных красок и достижение певучести требует от исполнителя
большого мастерства. В значительной мере разрешению этих задач может
помочь
развитие
тонкости,
точности
и
разнообразия
прикосновения
чутких кончиков пальцев, а также работа над координацией движений
крупных рычагов руки. Упражнения-игры на развитие данных качеств
помещены
в
работе
И.Э.
Сафаровой
«Игры
для
организации
пианистических
движений».
Автор
пишет:
«Эти
упражнения
могут
понадобиться
и
в
период
работы
за
инструментом
в
случае
возникновения
пианистических,
двигательных
трудностей,
для
разрешения тех или иных технических и художественных задач». (25, с.
5)
«Вьюги»
Упражнение
выполняется
без
специальной
подготовки,
имитационным
способом,
со
сменой
темпа,
движения,
динамики,
интонации и тембра голоса. В движении могут участвовать все части
тела: пальцы, руки, ноги, туловище, голова и даже рот.
Вьюги, вьюги, вьюги, вью
-
Круговые
движения
указательного
пальца
правой руки вокруг указательного пальца левой
руки
Колотушки колочу,
-
Постукивающие
движения
выполняют:
подушечки указательных пальцев,
16
Приколачиваю,
- первые суставчики этих же пальцев,
Заколачиваю
- вторые суставы.
«Одевание пальчиков»
Небольшой,
лѐгкий
массаж
пальчиков
может
дать
возможность
хорошо почувствовать и послушать каждый пальчик.
Перед тобой — пятѐрка братьев,
-
Поднимаем
правую
руку
от
локтя
вертикально. Пальчики растопырены, но не
напряжены.
Дома все они без платьев,
-
Пальцы
левой
руки
поочередно
поглаживают пальцы правой от основания
к кончику «раздевающие» движения.
А на улице зато
- Можно пошевелить пальчиками.
Нужно каждому пальто.
-
«Одевающие»
движения
от
кончиков
пальцев к их основаниям.
«Спокойные и бодрые пальчики»
Пальцы одной руки поочерѐдно наклоняют пальцы другой, начиная
с мизинца.
Первый вариант упражнения на успокоение пальчиков, действие
заканчивается тихо и спокойно, предназначен для шумных детей.
Второй
вариант,
напротив,
постепенно
активизирует
пальцы.
Заканчивается действие бодро, ярко.
Этот пальчик хочет спать,
- Чуть-чуть согнуть мизинчик.
Этот пальчик лѐг в кровать,
-
Уложить
безымянный
закруглѐнный
палец
кончиком в ладошку.
Этот пальчик чуть вздремнул,
-
Закруглѐнный
средний
палец
немного
покачать, нажимая на его ноготок.
17
Этот пальчик уж уснул,
-
Уложить
указательный
палец
так
же,
как
безымянный.
Этот
крепко-крепко
спит.
Никто больше не шумит.
Вместо слов «никто больше не шумит» нужно говорить следующий текст:
Тише, тише, не шумите,
- Левая рука накрывает
Пальчики не разбудите,
- сложенные в кулачок пальцы правой руки
и поглаживает их.
Утро новое придѐт,
- Левая рука постепенно поднимается вверх.
Солнце красное взойдѐт.
- Теперь еѐ пальцы — «лучики СОЛНЦА».
Будут птички щебетать,
-
Произвольные
активные
движения
пальцев левой руки. Левая рука спускается и
принимает положение правой.
Будут пальчики вставать!
- Пальцы обеих рук активно, ритмично,
Раз, два, три, четыре, пять!
- Одновременно поднимаются из ладошек.
Ребѐнку, впервые пришедшему на урок, не терпится поиграть на
инструменте и испытать волшебный миг возникновения под пальцами
звучания. А. Артоболевская пишет: «В своей педагогической работе я
стараюсь
как
можно
скорее
предоставить
детям
возможность
самим
исполнять простенькие пьески, несущие в себе привлекательный для их
восприятия
музыкальный
образ…
Уже
на
первом
этапе
необходимо
привлекать внимание ребѐнка не только к тому, какие ноты он берѐт, но и
как он их берѐт, как они под его руками звучат («разговаривают»)»(3, с.
7)
18
Хотя
бы
в
нескольких
словах
нужно
рассказать
маленькому
ученику
о
чувствительности
фортепиано,
показать
ему
механизм
извлечения звука.
Ребѐнок должен сам
увидеть, понять,
что
звук
зависит
от
того,
как
опустить
играющий
палец
на
клавишу.
Маленького
начинающего
пианиста надо смело знакомить с «секретами» рояля. Следует показать,
что
при
нажиме
клавиши
звучат
сразу
три
струны,
которые к
этой
клавише
относятся
и
настроены
одинаково
(в
унисон).
Молоточек
ударяет по струнам, заставляет их вибрировать и тем самым — звучать.
Ударив, молоточек убегает на своѐ место. Если не отпускать клавишу, а
слегка
еѐ
придерживать,
струны
будут звучать
до
тех
пор,
пока
не
перестанут вибрировать (ребѐнок должен дослушать до конца, сколько
времени они так звучат). Но если раньше отпустить палец от клавиши —
на
струны
упадѐт
мягкая,
обтянутая
войлоком
подушечка
(демпфер-
глушитель) и остановит колебание струн, тогда они сразу умолкают.
Ребѐнку нужно дать возможность исследовать рояль, сразу же включить
его в действо: постучать по струнам, погладить их, провести расчѐской,
карандашом и т.д. Для того, чтобы ребѐнок лучше понял, что прикасаться
к
клавишам
надо
кончиком
пальца,
вертикально
опуская
его
на
подушечку,
можно
поиграть
в
игру
—
«поцелуй
с
карандашиком»:
кончиками
(«носиками»)
пальцы
по
очереди
«здороваются»
с
карандашом.
Необходимо,
чтобы
на
конце
карандаша
была
мягкая
резиночка.
Можно
исполнить
несколько
небольших
пьесок
на
инструменте, сохраняя ощущение чуткого кончика пальца.
19
3.
Работа по развитию метроритмического чувства, изучение
клавиатуры
Активная работа по развитию метроритмического чувства ребѐнка
начинается
уже
с
первых
занятий.
На
3-4-м
уроке
можно
показать
ученику запись и начать выполнять с ним серию упражнений. Цель этих
игр
-
выработать
чувство
внутренней
ритмической
пульсации,
познакомить
с
ритмическими
фигурами,
подготовить
ребѐнка
к
исполнению пьес различного характера.
Как солдат маршировал
Коля в коридоре.
Песню пел и отбивал
Каждым шагом доли.
Доли сильно прозвучали.
Снизу Коле постучали.
Звук короткий, звук протяжный.
Ритм понять ребятам важно.
Учитель играет песенку «Сел комарик на дубочек»
- Все ли звуки тянутся одинаково?
Далее с ребѐнком можно поиграть в игру «Ритмическое эхо». На
разных звуках учитель играет мелодические попевки, можно со словами,
состоящими из 2-х, 3-х, 4-х слогов, а ученик, как эхо, подражает ему:
Пѐ-сик ма-моч-ка жа-во- ро- нок
Учитель
играет
марш
(С.
Прокофьева).
Ребѐнок
двигается
по
классу,
хлопает
в
ладоши,
ощущает
пульс
музыки.
Учитель
просит
20
ребѐнка танцевать или маршировать, при этом играет польку или марш,
ускоряя, замедляя или неожиданно останавливая музыку. У ученика под
такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит
педагога сыграть ровно. Теперь можно побеседовать с ребѐнком на тему
—
темп
и
пульс
музыки.
«Если
человек
пожилой,
ходит
медленно
(играется соответствующая музыка), то как у него бьѐтся сердце, какой у
него пульс? Если один человек идѐт спокойно, а другой бежит, как стучит
у них пульс: в одном темпе или по-разному? Музыка живая и у неѐ есть
сердце и пульс, как у человека. Предлагается игра: «Я буду музыкой, а
ты моим пульсом».
Ребѐнок
стучит
«пульс»
различных
музыкальных
отрывков,
которые
играет
педагог.
Теперь
приступаем
к
записи.
«Пульс»
записывается
вертикальными чѐрточками, а спокойный средний шаг — четвертью.
Левая рука — пульс
Правая рука - ритм
Усвоить понятие «ритм» и «пульс» поможет игра «Семья».
Мама гуляет с малышом, идѐт спокойными большими шагами, а
малышу, чтобы не отставать от мамы приходится делать в два раза
больше шагов.
Записываем шаги малыша:
Произнося ритм, используем слоговую поддержку:
Ти-ти
та —
Теперь простучим, чередуя шаги мамы и малыша:
21
Мама и малыш гуляют вместе, одной рукой простучим шаги мамы,
другой — малыша:
Малыш и мама меняются местами.
А вот пришѐл с работы папа и тоже решил прогуляться со своей
семьѐй. Но у папы шаги очень большие. Чтобы все успели, он идѐт очень
медленно, так медленно, что пульс успевает ударить два раза:
Стучим двумя руками, придумываем и записываем, кто идѐт, кто
догоняет, кто с кем гуляет.
Играем на двух клавишах музыку шагов. Все устали и остановились
— целая нота.
Лучше понять и усвоить
ребѐнку может помочь сказка
«Лисичка со скалочкой».
Шла
лисичка
по
дорожке,
нашла
скалочку.
Подняла
и
пошла
дальше.
Пришла в деревню и стучится в избу:
-
Стук-стук-стук!
-
Кто там?
-
Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-
У нас и без тебя тесно.
Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку,
скалочку - под печку.
Еѐ пустили. Рано поутру лисичка встала, сожгла сою скалочку, а
потом и спрашивает:
- Где же моя скалочка? Давайте мне за неѐ курочку.
Пришла она в другую деревню:
22
-
Стук-стук-стук!
-
Кто там?
- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-
У нас и без тебя тесно.
-
Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку,
курочку - под печку.
Еѐ
пустили.
Рано
утром
лисичка
потихоньку
встала,
схватила
курочку, съела, а потом и говорит:
-
Где же моя курочка? Давайте мне за неѐ гусочку!
Ничего
не
поделаешь,
пришлось
хозяину
отдать
ей
за
курочку гусочку.
Ребѐнок должен найти по
рисунку две нужные клавиши;
и
изобразить,
как
идѐт
лиса.
Учитель играет и поѐт лисью песню.
А теперь продолжение сказки.
Пришла она под вечер в третью деревню:
-
Стук-стук-стук!
З а т е м
у
ч
и
т
е
л
ь
и
уч е ни к
и г р а ю т
23
- Кто там?
- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-
У нас и без тебя тесно.
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку,
гусочку - под печку.
Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела и
говорит:
- А где же моя гусочка?
- Давайте мне за неѐ девочку!
А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую
собаку и отдал лисе.
-
Бери, лиса, девочку!
Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:
-
Девочка, пой песни!
Тут собака выскочила из мешка и давай лисицу трепать!
Для
интенсивного
развития
чувства
ритма
могут
быть
использованы следующие иллюстрации:
Два ко — та, два ко — та, во—семь ла — пок два хво- ста
Произнести ритмично текст, хлопая ровно в ладоши. Определить
длительности нот.
24
С
не
жок, сне — жок, по — кры — вай лу — жок.
Произнести
текст.
Где
нужно,
из
четвертей
сделать
восьмые.
Сыграть на одной клавише. Для совместного музицирования с педагогом
можно
дать
ребѐнку
следующее
задание:
проговорить
ритм
ритмослогами, а затем сыграть на той клавише, которая показана на
рисунке:
Учитель и ученик играют вместе.
Изучение клавиатуры лучше начинать, зрительно ориентируясь на
чѐрные
клавиши.
В
этом
поможет
игра
«Дом».
Вся
клавиатура
это
большой, многоэтажный дом. Две рядом стоящие чѐрные клавиши -
окошечко, три — балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот.
Ноты «ре» (D) — смотрят в окошечки, а на балконе стоят «соль» и «ля»
(б, А). Ребѐнок играет все «окошечки» (ноты «ре») 3-м пальцем, затем 2-м
и 3-м -
«соль» и «ля» на всей клавиатуре, перенося руки по радуге:
«Ой, ты, радуга-дуга...
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла
Словно коромысло».
«До» и «ми» стоят рядом с окошком (играются третьими пальцами
обеих рук, затем 1 и З, З и 5 каждой рукой); «фа» и «си» прижались к
25
балкону (можно сыграть, изображая сигнал сирены скорой помощи или
пожарной машины, когда она едет на вызов и после вызова). Так, с
первого прикосновения к клавишам начинается работа над звуком.
Пусть
нота
«до»
первой
октавы
разделит
клавиатуру
на
две
территории, для правой руки и для левой. Но руки должны приходить
друг
к
другу
в
гости,
то
есть
играть
крест-накрест,
что
поможет
освободить локти.
Ребѐнок
не
должен
играть
только
для
того,
чтобы
правильно
поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать
игру, например, ноты весѐлые и хотят петь, или загрустили и поют нежно
и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит
делать замечания ребѐнку в более мягкой форме (не говорить: «Что ты
так громко играешь, барабанишь!» а заметить: «Что-то у тебя сегодня
ноты
раскричались,
расшумелись»).
Тем
самым
внимание
ребѐнка
концентрируется не на нѐм самом, а на извлекаемых им звуках. Самое
главное,
чтобы
с
первого
занятия
ребѐнок
искал
в
звуках
образ,
настроение и с этим чувством работал над заданием. Первая решаемая
учеником задача
определиться в своем художественном замысле, как бы
услышать желаемое звучание. Вторая — проанализировать, подумать, что
для этого надо сделать, какими должны быть движения рук.
26
4.
Подбор по слуху. Нотная грамота
Подбор по слуху следует начинать с первых же уроков. Сначала
ребѐнок
играет
с
помощью
учителя,
«берѐт
с
рук»,
а
затем
сам
вспоминает и подбирает по слуху. Можно написать ребѐнку подсказки, с
какой ноты начинается песенка и какие звуки можно брать левой рукой.
Сразу же можно использовать буквенное обозначение звуков (А, F, С),
дети легко их запоминают. Подбор «подходящей» ноты будет начальным
этапом
развития
гармонического
слуха
ученика,
одновременно
он
запомнит буквенное обозначение нот и аккордов. Для этой цели подходят
песенки «Едет, едет паровоз», «Зайка» из сборника Т.И. Смирновой
С
помощью
данных
мелодий
очень
удобно
работать
над
выразительностью исполнения. Нужно определить в беседе с ребѐнком,
какая это песенка по характеру, какое настроение надо в ней передать.
Настроение, а, следовательно, темп, динамику, фактуру аккомпанемента
одной и той же вокальной пьески можно менять. Например, в песенке
«Едет, едет паровоз» нужно решить с маленьким музыкантом, какие звери
будут кататься на паровозе и как они будут петь эту песенку. Ребѐнок
сыграет еѐ несколько раз и каждый раз с интересом, так как это уже игра.
Ученик сам будет определять темп, штрихи и динамику (медведи едут —
медленно, нон легато и громко; зайцы-трусишки — быстрее и тише, но
осторожно; белочки — быстро, весело, стаккато).
«Зайка»
I вариант — поѐт зайчик, жалуется; играем тихо, медленно, легато.
II вариант — исполняем резко, осуждая хозяйку.
Так,
в
увлекательной
игровой
форме,
будет
развиваться
координация
движений,
слуховая
и
зрительная
память,
появятся
элементарные навыки подбора по слуху.
К
изучению
нотной
грамоты
можно
подходить
множеством
способов. Важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть
27
ребѐнка сложностью, чтобы он
воспринял его
как интересную игру-
задачу: «Прежде чем зайти в свою квартиру, мы должны открыть дверь.
— А чем твои родители обычно открывают дверь?.. Правильно, ключами.
А у ноток, также как и у тебя есть свой дом — нотный стан. Линеек на
нотном стане всего пять. Линейка, которая расположена в самом низу,
первая. Затем повыше — вторая и т.д. Чтобы туда войти, нам тоже
потребуются ключи:
Скрипичный - для высоких звуков
и басовый - для низких
В дом вошли мы необычный:
Пять линеек! Вот так дом!
Дверь открыл нам ключ скрипичный-
Он хозяин в доме том:
«Перед вами нотный стан.
Ну-ка, ноты, по местам!»
Нота СОЛЬ
«Я, — сказала нота Соль,
Ключ кивнул: «Она со мной.
Важнее всех в семейке!
Мы соседи, верно!
Ключ скрипичный (вот в чѐм соль!)
На линейке мы второй,
На этой же линейке!»
Но задаваться скверно!»
В окруженье белых нот
Проплывает бегемот.
Но не может бегемот соль найти
средь этих нот.
Помоги же бегемоту – чѐрной
сделай эту ноту.
28
Нота ЛЯ
Ля вступила в разговор:
«Я люблю весѐлый хор! Над
линейкою второй
Так могу запеть я,
Что звенит над головой
Вся линейка третья!»
Нота ФА
Нота Фа ворчала:
«Фу, как места мало.
Дали
домик
подвесной!
Взгляните-ка, ребята,
Я между первой и второй
Линейками зажата».
Эти
чѐрные
ноты
двигались
быстрее,
потому
что
они
были
четвертями. Дракон не мог за ними угнаться. А Фа была медленной
нотой: когда остальные ноты делали два шага, она могла сделать только
один. Помоги ноте Фа убежать от дракона, сделай еѐ четвертью.
Нота МИ
Вот и первая линейка.
Угадать, дружок, сумей-ка,
Кто устроился на ней
И поѐт, как соловей.
С давних пор между людьми
Эту ноту кличут Ми.
29
Нота РЕ
Кто пониже, кто повыше
Нота Ре живѐт под крышей.
Под линейкой первою
Уютно ей, наверное.
Задание для ребѐнка:
Сочинить песенку на звуках Ре, Ми, Фа, Соль, Ля. Слова:
Хрустит за окошком морозный денѐк.
Стоит на окошке цветок-огонѐк.
Выписать мелодию четвертными нотами.
На линейке третьей — Си.
Голосок у Си красив
И высок на славу.
Вот и вся семѐрка нот —
Первая октава!
Т.И.
Смирнова
предлагает
свой
метод
изучения
нот,
который
способствует приобретению навыка быстрого чтения с листа. «С первого
же урока дети знакомятся с записью нот сразу же на десяти линейках и
первой
дополнительной,
связующей,
на
которой
пишется
нота
«до»
первой октавы». (28, с. 26) По мнению автора, научить графическому
восприятию нотной записи (а значит, быстрому чтению с листа) поможет
Но т а
Д
О
Но т а
С
И
30
следующее упражнение, которое называется «Бусы». Следует записать
ноты от «до» вверх подряд. Ребѐнок играет, смотря на запись (названия
нот при этом не произносятся). Аналогично записываются и играются
ноты
вниз
от
«до».
Зрительно
запись
напоминает
нитку
бусинок.
Необходимо
закрепить
понятия
«движение
вверх»,
«движение
вниз»,
«повторяющаяся нота» («повторяшки»). Следует объяснить ребѐнку, что
когда записываются все ноты подряд, то одна нота «сидит» на линеечке,
значит,
это
одна
и
та
же
клавиша,
один
и
тот
же
несколько
раз
повторяющийся звук. На уроке желательно вместе с ребѐнком записать
несколько «бус» на всех десяти линейках. Ребѐнок советует, куда вести
ноты: вверх, вниз или постоять на месте; затем играет их.
При
повороте
движения
хорошо
«постоять
на
месте»,
чтобы
ребѐнок
успел
сориентироваться.
Нужно
помочь
ему,
показывая
карандашом, чтобы он не потерял ноту или строчку. Далее переходим к
несложным мелодиям.
Первую начальную ноту можно подписать русскими буквами и
латинским обозначением: «до» - «С», «фа» - «F». Когда ребѐнок уже
знает клавиатуру и легко играет ноты подряд с названием клавиш, ему
ставят следующую задачу: играть песни или пьесы и петь их с названием
нот, отталкиваясь от знания клавиатуры. На каждом последующем уроке
выбирать одну, две опорные нотки и ребѐнок зрительно запомнит, где
пишется «ля», «соль», «до». На втором уроке следует записать два ряда
нот:
первый
ряд
—
ноты
на
линейках,
второй
ноты
между
линеек
(«пропускашки»).
Необходимо
объяснить
ребѐнку,
что
они
играются
31
через клавишу. Сначала поиграть ноты по записи и без названий; потом
ребѐнок должен запомнить их «имена» по клавиатуре.
Чтобы закрепить уже полученные знания, а также, чтобы помочь
малышам
усвоить
новые
понятия,
А.
Артоболевская
предлагает
использовать игру «Музыкальное лото».
Игра состоит из 12-ти больших карт (с шестью квадратами каждая)
из 72 фишек-квадратиков (размером 1/6 карты) с теми же изображениями,
что и на картах. К примеру, на шести квадратах одной из карт (а также на
соответствующих фишках) записываем ноты на линейках в скрипичном
ключе. Соответственно записываем ноты в басовом ключе. Несколько
карт используем для изучения нот на добавочных линейках в скрипичном
и басовом ключах, несколько карт — для изучения длительностей нот,
пауз,
интервалов,
различных
ритмических
фигур,
знаков
альтерации,
динамики и т.д. Педагог по своему усмотрению может нарисовать и
вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них
различные обозначения в зависимости от объѐма изучаемого материала и
количества играющих.
Играющие
усаживаются
возле
инструмента, каждому раздаются
карты. Ведущий (педагог) поднимает и показывает один из лежащих в
перетасованном
виде
квадратиков.
Тот,
у
кого
на
карте
имеется
соответствующее
изображение,
должен
назвать
ноту,
показать
еѐ
на
клавиатуре
и
проинтонировать
голосом.
А
если
это
ритмическое
изображение — объяснить его значение, сыграть или прохлопать руками.
И
так
далее.
При
правильном
ответе
ученик
закрывает
фишкой
соответствующий знак на своей карте, а ведущий показывает очередной
квадратик и задаѐт следующий вопрос. Если кто-то из учеников не знает
или отвечает неправильно, педагог объясняет этот знак, но квадратик
кладѐт обратно — ход теряется, и приходится ждать, пока этот вопрос
будет
задан
снова.
Стремление
не
пропустить
ход,
закрыть
все
32
имеющиеся на картах изображения активизирует внимание детей. Когда
начертание нот становится для ребѐнка хорошо знакомым «обиталищем
друзей», тогда естественно вырабатывается связь: вижу — слышу —
знаю, где брать ноту на клавиатуре. Эта связь прочно остаѐтся в сознании
ребѐнка.
Перед
тем,
как
перейти
к
освоению
основных
приѐмов
звукоизвлечения учитель предлагает поиграть — нарисовать на листе
прямую линию. Равномерно, без толчков и остановок ребѐнок ведѐт по
ней пальцем и одновременно пропевает гласную «о» всѐ время на одной
высоте: одинаково, не прерывая пения до конца линии:
и т.д.
О—о—о—о—о—о—о—о—о—о
Теперь
педагог
просит
нарисовать
пунктирную
(прерывистую)
линию.
Равномерно ученик ведѐт
по
ней
пальцем
и
тоже
пропевает
гласную «о», делая перерывы в звучании. Во время паузы палец также
равномерно движется по листу:
пауза
пауза
пауза и т.д.
0-0
0-0
0-0
А
теперь
ребѐнок
рисует
линию,
состоящую
из
точек.
Быстро
дотрагиваясь пальцем до каждой из них, отрывисто и активно пропевает
«О! О! О!» и т.д.
- Не правда ли, гласную «О» ты пел всѐ время по-разному?
Первый
способ
пения
(протяжно,
слитно)
в
музыке
именуется
словом «легато», а второй способ (отдельно, не связно) «нон легато», а
третий (отрывисто) — «стаккато».
Для освоения приѐма нон легато можно сделать упражнение-игру,
которое формирует свободные движения запястья:
«Рука дышит». Кисть ставится им на второй, третий и четвѐртый
пальцы одновременно, или только на третий палец. Учитель предлагает
33
«подышать рукой»: движение запястья вверх (очень высокое положение)
- это вдох, вниз - выдох. Это упражнение может выполняться на столе, а
затем на клавиатуре. «Вдох» запястьем следует сделать над клавиатурой
(пассивное положение), «выдох» же
на
клавише
(активное движение
лѐгкого
вдавливания).
Исполнять
это
упражнение
следует
всеми
пальцами поочерѐдно и поначалу каждой рукой отдельно. Навык следует
закрепить в ряде пьес, постоянно обращая внимание на правильность
игры на выдохе
Затем можно приступить к более сложным упражнениям-играм,
развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину
взятия звука, глубокое легато.
Упр. 1 (вертикальное). Ребѐнок поочерѐдно поднимает и опускает
руки. Можно сравнить с движением двух лифтов в доме. Усложнять
упражнение следует в таком порядке: руки опускаются на расслабленные
кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5, и, наконец, на каждый палец
отдельно.
Упр.2.
«Марширующие
гномы».
Пальцы
«шагают»,
как
гномы
ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 5, 1 и 5,4 и 3. Ребѐнка
можно увлечь историей о забавных гномах, которые шагают ножками,
сидя на стульчиках. Предложить ребѐнку тоже так попробовать. Следует
обратить внимание на движение его тела: ноги шагают, колени согнуты, а
сидит спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику будет понятно, что
кисть остаѐтся в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые
пальцы.
Упр.3 (горизонтальное). «Машинка».
I вариант. Ребѐнок водит маленькую игрушечную машинку то
влево, то вправо (передний ход, задний ход). Нужно следить, чтобы
впереди шѐл кистевой сустав и вѐл за собой пальцы, держащие игрушку.
34
II вариант. Разделить стол на две части (дорога для левой руки,
дорога для правой). До линии машинку следует вести левой рукой, затем
плавно перехватить правой и вести по второй половине стола, выполнить
возвратное движение и т.п.
Упр.4 «Паучок» или «Краб». «Шагают» все пальцы. Преподаватель,
а дома мама, даѐт команду, какими пальцами «шагать». Причѐм следует
называть
разные
пальцы
для
левой
и
правой
руки.
Например,
одновременно «шагают» в левой руке 5 и 1, в правой руке 2 и 4 пальцы,
или в левой руке З и 1 и в правой З и 5. Так ребѐнок быстро запомнит
номера пальцев.
Упр.5
поможет
научиться
не
подсчитывать
номер
пальца,
а
чувствовать его. Ребѐнок кладѐт две руки и закрывает глаза. Педагог
дотрагивается до какого-либо пальца, и ребѐнок называет его номер.
Упр.6
«Паучки
пошли
в
поход».
Рассказать,
как
паучок
несѐт
тяжѐлый рюкзак и пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно
отдаѐт рюкзак второму паучку. Так они и ходят, передавая друг другу
тяжесть. Ребѐнок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.
Упр.7 «Вешалка». Ребѐнок ставит пальцы на стол, но с таким
ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать
локтями. Пусть дома мама покажет, как висит в шкафу вешалка; еѐ
можно раскачивать, но она не падает, так как держится за крючок.
Сравнить: вешалка — рука, а пальцы — крючок.
Понять, что такое лига и какой приѐм исполнения связан с ней
ребѐнку поможет стихотворение:
Если бы слова писали
Мы пре — рыв — но (по слогам)
По сло — гам бы мы читали,
А
не
слитно
(Ясно
вам?)
Слитность слова — знак письма,
35
Схожа ЛИГА с ним весьма.
Лига связывает ноты.
Если встретишь вдруг еѐ ты,
Рукою плавно двигай,
Сообразно с лигой.
Вот две ноты связаны
Лигою короткой.
Вы играть обязаны
Плавно эти нотки.
Отыщите, малыши,
Нужные две клавиши.
Первой - подари силѐнок,
Вторую жми потише:
Это всѐ-таки котѐнок,
А не кот на крыше.
Приѐм
звукоизвлечения
«стаккато»
осваивается
в
игровой
ситуации, именуемой игрой в «Кузнечика». Она может быть построена
следующим образом:
«Вообрази, что два твоих пальца (2-й и 4-й или 1-й и 3-й) — ножки
кузнечика. Вообразил? Оттолкнись этими ножками от каких-либо двух
клавиш (они зазвучали!) и подскочи вверх — на крышку фортепиано или
вниз — на колени. Потренируйся в таких прыжках-скачках кузнечика
сначала правой рукой, а потом левой.
Но наш кузнечик — особенный кузнечик: то ли он волшебный, то
ли он дрессированный. Он прыгает на своих ножках не только вперѐд и
назад, но и по клавишам, вправо и влево по клавиатуре. Отскочит наш
кузнечик
от
каких-либо
двух
клавиш
(зазвучит
до-ми,
или
ре-фа),
прыгнет через одну, две
или
три октавы
на
те
же
клавиши
(и они
зазвучат) и приговаривает:
36
Прыг-скок
На листок
А потом
На цветок.
А потом
На сучок.
Прыг, скок.
На слабой доле отскакивает, а на сильной — садится, приземляется.
Почти все дети видели кузнечика, наблюдали за его высокими
прыжками: сильный толчок длинных задних ножек — и кузнечик высоко
в воздухе. Из песенки, которую знают почти все дети, известно, что за
кузнечиком охотится лягушка. Исходя из характера движений кузнечика
и лягушки, придѐтся добавить, что лягушка от лени так растолстела, что
разучилась прыгать. Она хочет полакомиться кузнечиком и неуклюже
подбирается к нему (ведь детям известно, что лягушки хорошо прыгают).
А наш кузнечик не боится лягушки-толстушки, подпускает еѐ близко, а
потом толчок ножками и он, высоко взлетая, далеко прыгает. Лягушка
повторяет попытки, но кузнечик — начеку.
Методика
выполнения
движения
толчка
состоит
из
двух
фаз.
Первая фаза - подготовка, чтобы оттолкнуться, необходимо приблизится
к
предмету,
от
которого
следует
отталкиваться.
Если
упражнение
исполняется на инструменте, то достаточно прикоснуться к поверхности
клавиши
-
до
дна
клавиатуры
остаѐтся
расстояние,
достаточное
для
толчка.
Кисть
принимает
несколько
заниженное
положение
-
приготовились к толчку. Затем палец резким движением отталкивается от
дна
клавиши,
а
запястье
одновременно
резко
поднимается
вверх,
выполняя роль рессоры. Рука взлетает и перемещается вправо и влево.
«Приземление
кузнечика»
осуществляется
«на
выдохе».
Упражнение
выполняется сначала третьим пальцем, затем всеми другими по очереди.
37
Есть в игре приѐм — Стаккато.
Кто слыхал о нѐм, ребята?
Отличишь его на слух:
Так зерно клюѐт петух.
Всѐ понятно: у стаккато
Звук отрывистый, друзья.
Всѐ ж стаккато не стуккато
Бить по клавишам нельзя.
Для усвоения приѐма «стаккато» предлагается поиграть пьески.
Новый теоретический материал следует объяснять постепенно и
только в том случае, если без него нельзя обойтись. Например, в нотной
записи появились диез и бемоль, пауза и т.д. Ребѐнку можно объяснить,
похож на лесенку, а бемоль — на мягкий стул, нота села на него и стала
ниже. Или можно рассказать ребѐнку сказочки:
«Про диезы и бемоли»
В царстве звуков жили-были маленькие человечки. Одних называли
Диезами, других
Бемолями. Диезы были худенькие,
низкого роста и
очень любопытные: они любили за всеми подсматривать. А так как в
городе
было
много
высоких
заборов,
диезы
всюду
таскали
с
собой
приставные лесенки, по которым взбирались они вверх. А бемоли были
толстые и ленивые. Они любили плотно и вкусно поесть, а затем и
поспать.
У
них были большие
отвислые
животики. И
эти
животики
тянули их всѐ время вниз. Хотя характеры у диезов и бемолей были
разные,
они
дружили.
Иногда
по
указанию
королевы
Альтерации
подменяли друг друга, и тогда звуки, перед которыми они стояли, меняли
свои нотные имена: например, До-диез превращался в Ре-бемоль, а Си-
бемоль становится Ля-диезом. Вот такие чудеса происходили в этом
замечательном царстве звуков и нот!
38
Каждой длительности соответствует своя пауза.
«Сказка про сильные и слабые доли»
В одном маленьком городе жили доли-человечки. Все они были
весѐлые и дружили между собой. Только одни были сильные, а другие
слабые. Жили они в домиках-тактах по два, три и четыре человечка,
иногда даже по пять или шесть.
В каждом домике - только одна доля была сильной, остальные были
слабыми.
Сильная
доля
всегда
была
первой
-
всѐ
решала;
еѐ
так
и
прозвали: Раз. Слабые доли следовали за нею, их назвали Два, Три,
Четыре и т. д. Все сильные доли охраняли город и стояли у городской
черты. У долей человечков была королева Ритмическая пульсация. Доли
любили и слушались еѐ.
Дирижѐру Кляузу
Звукам пауза нужна,
Написали ноты:
Как паруснику парус.
«Нам мешают паузы!
И не может быть одна
Не дают работать!»
Музыка без пауз!"
Дирижѐр ответил так:
Если нота замолчит,
«Ноты! Всѐ ж имейте такт!
Значит, пауза «звучит»!
В о т
39
Зная,
что
функции
игры
в
учебном
процессе
разнообразны:
обучающая,
развлекательная, коммуникативная,
психотехническая,
развивающая,
воспитательная,
педагог
не
должен
забывать
о
релаксационном
значении
игр,
которые
способствуют
снятию
эмоционального,
мышечного
напряжения,
вызванного
нагрузкой
на
нервную
систему
при
интенсивном
обучении.
Именно
в
момент
переутомления ребенка могут быть использованы игры, помогающие ему
передохнуть,
снять
чувство
напряженности,
почувствовать
состояния
свободы во всем аппарате.
Игра 1.
Шел козел по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу,
Давай коза попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем.
И снова начинаем.
Игра 2. ”Мишка”
Шел мишка к броду
- ходьба на месте
Бу-у-л-тых в воду
- сесть на стул.
Уж он мок, мок, мок
- руки, как плети двигаются назад и вперед.
Уж он кис, кис, кис
- расслабленное туловище ‖падает‖ и лежит на
коленях,
голова
и
руки
также
полностью
расслаблены,
Вымок, выкис
- чуть-чуть пошевелиться в таком положении.
Вылез, высох
- выпрямить спину, потрясти головой.
40
Стал на колоду
- встать.
Бу- у-лтых в воду
- Игра начинается сначала, но в более
Игра З. ”Капуста”
Проводится
в
качестве
подготовительного
или
разминочного
упражнения, снимает мышечные напряжения во всѐм теле, его можно
использовать как паузу между сложными упражнениями.
Мы капусту рубим, рубим
- Ребром ладони простукиваем ноги, руки
и корпус.
Мы морковку трем, трем
- растираем или массируем также руки,
ноги, корпус.
Мы капусту солим, солим
- потрясти свободными кистями
Мы капусту жмем, жмем
- сжимаем кисти рук, колени.
Игра 4. ”Согревалка”
Мы шагаем топ-топ-топ,
А руками хлоп-хлоп-хлоп,
Головою круть-круть,
Постучали в грудь-грудь.
Пяточками топ-топ-топ,
По коленкам шлѐп-шлѐп-шлѐп.
Мы конфетку ам-ам-ам,
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
Хлопнем мы в ладошки
И покажем ножки.
41
А на улице мороз,
Заморозил детский нос.
Заморозил ушки,
Щѐчки словно плюшки.
Игра 5. ”Я по комнате хожу”.
Дети могут придумывать движения самостоятельно.
Вариант игры.
Я по комнате хожу,
- Ходьба по комнате.
Я порядок нахожу.
- Движения такие, как будто бы руки кладут
предметы на разные по высоте и по длине полочки.
Тряпкой полочки протру,
-
Представить
очень
длинную
полочку
и
‖протереть
на
неѐ
пыль―
крупными
движениями слева на право.
Уберу всѐ быстро,
- Любые решительные движения рук.
Будет в доме чисто.
- Развести руки в стороны.
Игра 6. ”Облака”.
В этой игре можно придумывать различные движения целостной
рукой, чуть согнутые в локте с чувством мышечного движения во всем
теле. Важно обратить внимание на то, чтобы не провисала кисть и хорошо
ощущалось движение лопатки.
Вариант игры.
Облака, облака
- Движения рук по кругу
Кучевые бока
- Руки согнуть в локте, активное, крупное движение
или
по
линии
восьмерки
или
по
произвольным
линиям.
В
этом
случае
активизируется
движение
крупных мышц плеча и спины.
42
Облака
- Руки вытянуты, крупное круговое движение,
Кудрявые,
- мелкие круговые движение,
Целые,
- очень большое круговое движение,
Дырявые.
- имитация «протыкания дырок в облаке».
В лѐгкой непринужденной атмосфере, в процессе занятии, проходящих в виде
увлекательных игр, дети учатся координировать свои движения,
организовывать их ритмически. Маленькие музыканты гармонизуют,
настраивают тот сложный инструмент (всѐ тело целиком – от кончиков
пальцев ног, через спину, плечевой пояс - к кончикам пальцев рук),
который служит им при непосредственном контакте с фортепиано. В
игровой форме они усваивают необходимые теоретические знания. Очень
важно, чтобы у ребенка не было зажатости, страха, что упражнения
сложны, недоступны. Поэтому игры нужно подбирать так, чтобы была
уверенность в том, что дети смогут повторить или сами придумать
движение. Иногда можно сказать: «Эта игра очень трудная, еѐ могут
освоить лишь старшие дети», - хотя мы знаем, что дети могут вполне
справиться с ней. Какой радостью загораются глаза ребенка, когда ему
вдруг удается успешно выполнить движения. Путем подобных приѐмов
мы организуем чувство успеха, которое поможет ребенку усваивать новый
учебный материал, осваивать более сложные приемы игры на
инструменте.
43
5. Заключение
Процесс
учения
всегда
сопряжен
с
трудностями,
и
было
бы
педагогической ошибкой полностью пытаться устранить их из занятий.
Более того, суть развития именно в преодолении трудностей. И ребенок
интуитивно ищет, а не избегает их. Так он поступает и в игре. Не надо
думать,
что
играя,
малыш
не
переживает
затруднений,
вызывающих
напряжений его физических и умственных способностей. Может быть,
игры
и
прельщают
его
тем,
что
в
них
заложено
непостижимое
многообразие
ситуаций,
требующих
от
него
активного
проявления
индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.
Буквально
к
каждому
ребенку,
независимо
от
степени
его
одаренности (и даже в том случае, если у него не обнаруживается вначале
заметной
тяги
к
музыке),
можно
найти
соответствующий
подход,
«подобрать ключи» для вхождения в страну музыки. Секрет того, что
принято
называть
умением
заниматься
с
детьми,
заключается
в
способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их
возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них
любовь к музыке.
Человеку должно быть доступно не только чтение литературных
произведений,
но
и
слушание
шедевров
музыкального
искусства,
их
понимание. Музыка, быть может, как не одно другое искусство, помогает
сделать
человека
добрее,
облагораживает
его
жизнь,
Еѐ
язык
интернационален, и не нуждается в переводе; в то же время он способен
передать
самые
тонкие,
самые
глубокие
чувства,
которые
подчас
невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается
там, где кончается слово.
Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки -
главнейшая
задача
педагога.
Очень
важно,
и
это,
пожалуй, наиболее
трудно - вводить занятия музыкой естественным путем, нисколько не
44
отрывая
ребенка
от
привычной
жизни,
и
тем
более
не
вытесняя
из
детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым.
Игровая атмосфера в классе, игры за фортепиано помогут открыть
маленькому музыканту загадочную страну музыки, помочь полюбить еѐ,
не насилуя естества ребенка.
45
Список литературы
1.
Альтерман С. 40 уроков начального обучения музыки детей 4-6 лет.
Санкт-Петербург, 2009.
2.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 2005.
3.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1986.
4.
Бабкина
Н.В.
Использование
развивающих
игр
и
упражнений
в
учебном процессе // Начальная школа, 1998, № 4.
5.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Ленинград, 1979.
6.
Баренбойм Л.А., Перунова Н. Путь к музицированию. Школа игры на
фортепиано. Ленинград, 1981.
7.
Большая советская энциклопедия. М., 1972.
8.
Боровик Т. Медведь и ягодка. Минск, 2006.
9.
Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для
студентов педагогических институтов. М., 1984.
10.
Игра
в
педагогическом
процессе.
Межвузовский
сборник
научных трудов. Новосибирск, 1989,
11.
Крафт М.А. Промолчать не смогу. Новосибирск, 2000.
12.
Литовко Ю.Л. Я буду пианистом. Санкт-Петербург, 2001. 15
13.
Михайлова
М.А.
Развитие
музыкальных
способностей
детей,
Ярославль, 1997.
14.
Музыкальное искусство и культура: наблюдения,
анализ,
рекомендации. Новосибирск, 1997.
15.
Москаленко
О.А.
Методика
организации
пианистического
аппарата в первые два года обучения. Новосибирск, 1999.
16.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
17.
Обухова Л.О. Детская психология, М., 1995.
18.
Паккова
О.,
Гвоздева
О.
Воспитание
музыкального
мышления
одаренных детей. Новосибирск, 1994.
19.
Педагогика под ред. Пидкасистого П.И. М., 1998.
46
20.
Петрушинский В.В. Игры, обучение, досуг, М., 1994.
21.
Ретюнских Л. Т. Игра как она есть, или онтология игры. Липецк, 1997.
22.
Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
23.
Ребенок за роялем. Педагоги - пианисты социалистических стран
о фортепианной методике. М., 1981.
24.
Садохина В.В. Роль процесса релаксации на уроках
индивидуальной музыки формировании двигательных
навыков//Начальная школа, 1997, №2.
25.
Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений.
Екатеринбург, 1994.
26.
Сборник пьес для фортепиано. Ростов-на Дону, 2010.
27.
Симонова В.И. Непоседам. Фортепианный сборник для детей.
Новосибирск, 1998.
28.
Смирнова Т.И. Фортепиано интенсивный курс. Часть 1. М., 1994.
29.
Методические рекомендации. М, 1994
30.
Спиваковская А.С. Игра- это серьезно. М., 1981.
31.
Туркина Е.В. Котенок на клавишах. Часть 1. Санкт-Петербург, 2006.
32.
Туркина Е.В. Котенок на клавишах. Часть 2. Санкт-Петербург, 2007.
33.
Филонов Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного
подхода в процессе воспитания школьников. М., 1983.
34.
Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. М., 1993,
35.
Шакирова И. Музыка в сказке. М., 2000.
36.
Шмаков С.А. Игра учащихся - феномен культуры //Новая школа, М.,
1994.
37.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999,
38.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству, М., 1997.