Автор: Евсюкова Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР д/с № 376
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Реализованный проект по оригами
Тема: "Волшебная бумага"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 376 «Дельфинёнок»
630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101
РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Волшебная бумага»
Автор-составитель:
Евсюкова О.П
Новосибирск 2020
Пояснительная записка
Работая с детьми с нарушением зрения, я отметила, что нарушения
пространственных представлений наблюдаются у 100% детей, поэтому у
данной категории детей возникают трудности в обучении грамоте,
понимании причинно-следственных отношений, ориентировке в
пространстве, выполнении графических работ, овладении математическими
операциями, различными видами мышления. Детям с патологией зрения
трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом,
определять его положение в пространстве, размер и форму, узнавать один и
тот же предмет в разных позициях. Из-за отсутствия координирующей
функции «рука-глаз» нарушается точность дифференцированных движений
пальцев рук, что оказывает отрицательное влияние на характер
манипулятивных, а затем и предметных действий детей.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является
его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности
ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная
деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей
эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также
творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития
детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная
пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по
этому направлению, которые проводит воспитатель группы.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по
ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой
позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить
навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы. А также способствует
развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на
развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать
различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый
доступный и уникальный способ работы с бумагой. По опросам родителей
(анкетирование) стало понятно, что они тоже заинтересованы, чтобы их дети
занимались у меня в кружке и овладели навыками работы с бумагой.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко
применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном
конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим
создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в
играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день
рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная
программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение
детьми приемов работы с бумагой.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать
со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить
навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы. Работа мелкой моторики
подготавливает почву для последующего формирования речи.
Основной принцип работы - «от простого к сложному», поэтому развивать
мелкую моторику рук у детей начала с развития движений пальчиков рук, с
закреплением названий пальчиков .Самая главная задача заключалась в том,
чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание делать фигурки
Оригами.
. Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных
связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его
личностными качествами характера и поведения, а также со своеобразием
специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной
патологии. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения
предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе
ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает
уверенность в себе и общительность.
Новизна кружка: Изучая ряд методических пособий и литературы по
организации и проведению работы в кружка, выявлено, что работа ведётся в
узком направлении: либо это НОД по рисованию, либо по ручному труду,
наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного
материала, либо НОД – оригами. Программа “Волшебная бумага” –
комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги,
которые направлены на развитие у дошкольников творчества,
определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок
создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой
замысел, находя средства для его воплощения.
Цель программы: создание условий для формирования всесторонне
интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на
интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и
творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности,
совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды
изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
1. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев
2. Развивать пространственное воображение.
3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
4. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
5. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии
детей.
Обучающие:
1. Формировать умения следовать устным инструкциям;
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Обучать различным приемам работы с бумагой.
5. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина.
6. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
7. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
2. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
3. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Коррекционные:
1.Коррекция зрения, зрительного восприятия.
2.Развитие цвето-восприятия и сенсорного развития.
3.Развитие общей и мелкой моторики.
Принципы программы:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,
образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы
дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей
желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению
результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения
дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с
педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство,
соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с
детьми.
Методы работы по программе «Волшебная бумага»:
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
Формы работы кружка «Волшебная бумага» в детском саду:
1. Индивидуальная работа с детьми.
2. Работа с родителями.
-Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих
наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми
на кружке.
-Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний,
бесед, консультаций.
-Фотовыставки.
3.Работа с воспитателями.
-Консультации для воспитателей по работе с детьми в технике оригами.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей:
Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры -
моделирование композиций.
Речевое развитие: стихи и рассказы о природе.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций,
воспитание дружеских взаимоотношений; развитие умения поддерживать
беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Физическое развитие: физкультминутки.
Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; прослушивание музыкальных
произведений;воспитывать желание участвовать в совместной трудовой
деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Организация занятий кружка:
Программа разработана для детей 3-5 лет с частичной потерей зрения.
Срок реализации: 1 год.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня с октября
по май. Посещают кружок 10 человек.
Продолжительность занятий:20 минут.
Материал к программе сформирован на основе методических разработок
авторов С.Ю. Афонькина «Оригами и аппликация», Д.Н.Колдуновола
«Аппликация с детьми 3-5 лет» и С. Соколовой « Школа Оригами»
Материалы и оборудование:
1Цветная бумага
2Белая бумага
3Цветной картон
4Белый картон
5Клей
6Фломастеры
7Клеёнка
8Ножницы
9Ноутбук
10Картинки по теме
11Игрушки по теме
Диагностические задания по результатам освоения программы кружка
оригами
«Волшебная бумага» используя диагностику Романенко Валентины
Кондратьевны.
Работа начинается с выявления уровня сформированности сенсорных
эталонов, развития мелкой моторики рук, у детей дошкольного возраста на
начальном этапе и заканчивается оценкой на заключительном этапе.
Сроки проведения педагогической диагностики:
Сентябрь-октябрь; Апрель Мониторинг исследует следующие показатели:
- развитие мелкой моторики рук; - умение складывать бумагу по инструкции
педагога; - ориентировка на листе бумаги; - внимание и усидчивость.
Умение следовать устным инструкциям:
Высокий уровень - делает самостоятельно,
Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень - не может сделать.
Педагогическая диагностика по результатам обследования 10 детей
кружка «Волшебная бумага» в начале учебного года.
В октябре месяце провела мониторинг 10 воспитанников кружка «Волшебная
бумага».
Обследовано 10 детей, из них – развитие мелкой моторики рук: средний
уровень -3 человека-30 %
низкий уровень -7 человек-70 % ;
Оценка результатов: По всем показателям определяются два уровня
выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости
от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания.
– Высокий уровень – предполагает выполнение всех заданий. – Средний
уровень ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. – Низкий
уровень – невыполнение задания с помощью взрослого.
Педагогическая диагностика по результатам обследования 10 детей
кружка «Волшебная бумага» в конце учебного года.
В апреле месяце провела мониторинг 10 воспитанников кружка «Волшебная
бумага».
Обследовано 10 детей, из них – развитие мелкой моторики рук: высокий
уровень-3 человека- 30 %, средний уровень -6 человека-60 % низкий уровень
-1 человек-10 % ;
Вывод: по результатам мониторинга:
- Развивать у детей моторику рук; - Научить складывать бумагу по
инструкции педагога; - Ориентировка на листе бумаги; - Развивать у детей
внимание, усидчивость; - Воспитывать любовь к труду; - Развивать
любознательность и творчество.
Педагогическая диагностика по результатам обследования 10 детей
кружка «Волшебная бумага» в начале учебного года.
Педагогическая диагностика по результатам обследования детей кружка
«Волшебная бумага» в конце учебного года.
Ожидаемые результаты
В результате обучения дети должны:
-ориентироваться на листе бумаги;
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- складывать лист бумаги пополам;
- складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных
угла;
- знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами
треугольник, воздушный змей, стакан, книжка;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.
Календарно-тематический план занятий кружка «Волшебная бумага»
Квадраты из бумаги.
2
2
Цветы из двух крестиков.
Научить детей склеивать цветок из двух крестиков.
Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.
3
3
Гирлянда из полосок
Научить детей склеивать полоски разных цветов, соединяя начало с концом.
Полоски цветной бумаги, клей.
4
4
Солнышко. Коллективная работа.
Научить склеивать полоски, складывая их пополам, создавать коллективную
композицию.
Полоски бумаги разного цвета и желтые кружочки.
Ноябрь
«Игры с бумагой»
1
5
Такая разная бумага. Скрутите…
Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. Развивать
мелкую моторику рук.
Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик.
2
6
Сверните…
Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки.
Цветные листы бумаги, клей, ножницы.
3
7
Скатайте…
Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек.
Цветные листы бумаги, клей, ножницы, пирамидка, кубики.
4
8
Сложите…
Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. Развивать
мелкую моторику рук.
Цветные листы бумаги, клей, нитки.
Декабрь «Рваная бумага»
1
9
Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони.
Познакомить с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага»
Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони, ножницы, клей.
2
10
Пингвин.
Учить делать аппликацию из кусочков рваной бумаги, не выходя за контур.
Цветная бумага различного цвета, заготовка пингвина на альбомном листе,
клей, кисточки, карандаши, салфетки
3
11
Елочка.
Продолжать учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки и приклеивать
кусочки бумаги, не выходя за контур.
Цветная бумага зелёного цвета, заготовка на альбомном листе, клей,
кисточки, карандаши, салфетки
4
12
Снеговик.
Учить делать аппликацию снеговика из ватных дисков.
Ватные диски, цветная бумага, альбомный лист, клей, ножницы.
Январь «Мордочки животных»
3
13
Мордочка собачки.
Учить складывать из базовой формы «треугольник» мордочку собачки
техникой оригами.
Цветные квадраты из бумаги, фломастеры.
4
14
Котёнок.
Учить складывать из базовой формы «треугольник» мордочку котёнка
техникой оригами.
Цветные квадраты из бумаги, фломастеры.
5
15
Лисичка-сестричка.
Учить складывать из базовой формы «треугольник» лисичку техникой
оригами.
Цветные квадраты из бумаги, фломастеры.
Февраль «Мятая бумага»
1
16
Снеговик.
Учить детей, не выходя за контур клеить снеговика способом «Мятая
бумага»
Цветная бумага, заготовки снеговика, игрушка снеговика, клей, ножницы.
2
17
Овечка.
Учить приклеивать комочки мятой бумаги на заготовку.
Цветной картон, заготовки, клей, кисточки, ножницы.
3
18
Радуга.
Продолжать учить приклеивать комочки мятой бумаги на заготовку радуги
на полукруге.
Цветной картон, заготовки, клей, кисточки, ножницы.
4
19
Светофор.
Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного
способа.
Игрушка светофора, машинки, цветная бумага, заготовки светофора, клей,
кисточки, клей.
Март «Объемная аппликация»
1
20
Гусеница.
Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера.
Несколько полосок одинакового размера из цветной бумаги для изготовления
объемных фигур, клей.
2
21
Грибок.
Учить склеивать 3детали между собой по кругу.
Заготовки из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
3
22
Рыбки.
Учить приклеивать кружочки, свернутые пополам к фигурке.
Заготовки из цветной бумаги, клей.
4
23
Цыпленок.
Научить склеивать цыпленка из двух полосок разного размера размера.
Развивать глазомер.
Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей.
Апрель «Закрепление пройденного материала»
1
24
Бабочка.
Познакомить детей с новой базовой формой двойной квадрат. Учить
складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть
углы.
Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением
бабочек.
2
25
Кролики на лугу.
Изготовление кроликов техникой оригами из базовой формы треугольник.
Цветная бумага, клей, кисточки.
3
26
Журавлик.
Закрепить умение детей правильно пользоваться техникой оригами.
Цветная бумага, клей, кисточки.
4
27
Лисичка
Учить складывать из базовой формы «треугольник» фигурку техникой
оригами.
Оранжевая цветная бумага, фломастеры.
Май
1
28
Георгины. Ирисы.
Учить складывать из базовой формы «треугольник» цветы техникой оригами.
Цветная бумага, клей, кисточки.
2
29
«Два весёлых гуся».
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей
гусей, соединять их в определённой последовательности, используя
аппликацию, создавать коллективную композицию.
Цветная бумага, клей, кисточки.
3
30
Цветы.
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой
формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на
треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Цветная бумага, клей, кисточки.
4
31
Лягушата на болоте.
Учить конструировать лягушат путем сложения базовой формы «воздушный
змей»
Цветная бумага, клей, кисточки.
Итого: 31 занятие
Список литературы
1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и
дома. Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.- 176с.
2.Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной
среде – Сергиев Посад, 1995.-245с.
3. Гончар В.В. Игрушки из бумаги. М, ОЛМА Медиа Групп, 2007. -86с.
4.Иванова Л.В.. Цветы оригами. Донецк, Сталкер,2007.-58с.
5. Соколова С.С. Объёмная аппликация. Методическое пособие для
воспитателей ДОУ. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.-188с.
6. Соколова С. Оригами для дошкольников. СПб. Валери,2003.-198с.
7. Соколова С. «Сказки из бумаги». СПб. Валери,2003.-178с.
8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, Академия
развития, 1996.-296с.