Напоминание

"Волшебная страна математики"


Автор: Барчук Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР д/с № 376
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Реализованный проект по формированию элементарных математических представлений
Тема: "Волшебная страна математики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 376 «Дельфинёнок» 630099,

г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 101, 383/2238476

Проект

по формированию элементарных

математических представлений

«Волшебная страна Математика».

Автор проекта:

Барчук Светлана Николаевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

2021 г.

2

Содержание

Пояснительная записка ........................................................................................ 3

Актуальность проекта .......................................................................................... 4

Цель, задачи проекта ............................................................................................. 5

Новизна проекта ................................................................................................... 6

Основные принципы реализации проекта .......................................................... 6

Практическая значимость .................................................................................... 6

Планируемые результаты проекта ...................................................................... 7

Ресурсы проекта .................................................................................................... 7

Паспорт проекта .................................................................................................... 8

Работа с родителями… ......................................................................................... 8

Работа с педагогами… .......................................................................................... 8

Реализация проекта ............................................................................................... 9

Мониторинг достижений планируемых результатов проекта .............................10

Перспектива распространённости проекта ........................................................ 12

Литература ........................................................................................................... 13

Приложения ......................................................................................................... 14

3

Пояснительная записка

Современный

окружающий

ребенка

мир

носит

постоянно

изменяющийся,

динамический характер. Система образования должна способствовать тому,

чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы

ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня

существует

большое

количество

образовательных

программ

для

детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает

их требованиям и интересам.

Уделяя

внимание

развитию

сенсорных,

познавательных,

математических

и

других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на

второй

план.

В

арсенале

воспитателей,

не

так

много

методического

и

практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием

определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я

сделала

свой

проект,

который

позволит

раскрыть

новые

возможности

дошкольников.

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим

миром

является

интегрированной.

Интеграция

способствует

повышению

мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной

научной

картины

мира

и

рассмотрению

явления

с

нескольких

сторон,

способствует

развитию

речи,

формированию

умения

сравнивать,

обобщать,

делать выводы, расширяет кругозор.

Развивать

у

детей

общие

умственные

и

математические

способности,

заинтересовать

их

предметом

математики,

развлекать,

что

не

является,

безусловно, основным.

Любая

математическая

задача

на

смекалку,

для

какого

возраста

она

не

предназначалась,

несет

в

себе

умственную

нагрузку,

которая

чаще

всего

замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи

и т.д.

Умственная

задача:

составить

фигуру,

видоизменить,

найти

путь

решения,

отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие

смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной

деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность

математическому

материалу

придают

игровые

элементы,

содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то

шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из

4

двух

палочек

сложить

на

столе

квадрат?»

-

необычность

его

постановки

заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие

занимательного

материала

-

игр,

задач,

головоломок,

дает

основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь

разнообразный

материал,

созданный

математиками,

методистами

и

нами

педагогами.

Классифицировать

его

можно

по

разным

признакам:

по

содержанию

и

значению,

характеру

мыслительных

операций,

а

также

по

признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Актуальность проекта

Известно

что

с

самого

рождения

ребенок

является

первооткрывателем,

исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце

и

дождь,

страх

и

радость.

Всем

хорошо

известно,

что

пятилетних

детей

называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте

очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие

его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В нашем дошкольном учреждении,

наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, используются

методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое мышление,

моделирование

проблемных

ситуаций,

экспериментирование,

опытно-

исследовательская

деятельность

и

т.

д.)

.

Однако

такой

подход

носит

фрагментарный,

эпизодический

характер:

логические

задания

практикуются

лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим,

развитию речи или конструкторских заданий.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используем

комплексные

тематические занятия, на которых на

основе

эмоционального

воздействия

на

ребенка

осуществляется

взаимосвязь

одного

из

разделов

программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей

работе мы широко используем разнообразные формы проведения подобных

занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.

Однако

взаимосвязь

между

разделами

программы

не

дает

такой

результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и

их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в

друга.

Поэтому

назрела

необходимость

во

внедрении

проектного

метода

обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

5

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого

мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

Проектная

работа

способствует

развитию

компетентностей,

которые

будут

востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в

социальной жизни человека.

К их числу относятся:

1.

Умение решать проблемы

2.

Умение работать в команде

3.

Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии

4.

Умение критически относиться к проблемам

5.

Умение ставить цели и определять задачи

Проблема:

неумение

детьми

применять

математические

знания

в

нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнять её

до конца.

Цель, задачи проекта

Цель проекта: развивать интерес у детей к предмету математики, на основе

познавательной активности, творчества и любознательности, способствовать

формированию и развитию у старших дошкольников простейшей логической

структуры мышления и математических представлений.

Задачи проекта:

*развивать

интерес

к

решению

познавательных,

творческих

задач,

к

разнообразной интеллектуальной деятельности;

*развивать

образное

и

логическое

мышление,

умение

воспринимать

и

отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д;

*развивать

способности

к

установлению

математических

связей,

закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий,

знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др;

*развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы,

развитие творческого воображения, памяти;

*вызвать стремление к творческому процессу познания;

6

*формировать

заинтересованность

родителей

в

достижениях

своих

детей

в

совместной с ними деятельности.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в применении, систематизированного плана по

внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В

основу,

которого

положен

принцип

постоянного

наращивания

трудности

в

играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения

одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль

педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не

только в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой

деятельности

детей,

что

позволят

формировать

элементы

логического

мышления

и

развивать

интеллектуальные

способности

детей.

Не

нарушая

законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая

индивидуальные

особенности

детей,

мероприятия

проектной

деятельности

делают обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Основные принципы реализации проекта

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и

индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки

математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям

воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в

единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели

доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность(создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить

задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на

выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого

результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность

проявления творчества, изменение правил).

Практическая значимость

Создание

в

группе

насыщенной,

трансформируемой,

вариативной,

доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п.3.3. ФГОС

ДО).

7

Повышение качества образовательного процесса через организацию

образовательной деятельности и совместной деятельности детей, педагогов и

родителей.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Создание методической копилки.

Улучшения в группе условий для обобщения материала.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Планируемые результаты

*

положительная

динамика

мониторинга

по

ФЭМП

у

детей

старшего

дошкольного возраста;

*

формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение,

классификация, обобщение);

*

применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной

деятельности, проявлений творческой инициативы;

*

осознание

родителями

важности

формирования

элементарных

математических представлений у детей с помощью занимательного материала,

расширение знаний родителей о занимательном материале;

*

развитие

у

детей

интереса

к

математике,

стремления

к

преодолению

трудностей.

Ресурсы проекта

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и

результативность осуществления образовательного процесса, являются условия

реализации проекта.

Нормативно-правовые:

-

Федеральный

закон

от

29.12.2012

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;

-

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

от 17.10.13 №1155;

-

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации

режима

работы

в

дошкольных

организациях

«Санитарно-

эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.1.3049-13»,

утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача

РФ от 15 мая 2013г. № 26;

-Устав

МДОАУ

«Детский

сад№35

«Светлячок»

с

приоритетным

осуществлением физического развития воспитанников»;

-Образовательная программа дошкольного образования муниципального

дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №35

8

«Светлячок»

общеразвивающего

вида

с

приоритетным

осуществлением

физического развития воспитанников.

Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует

больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для

распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное

изготовление

материала

и

оборудования

из

подручного

материала.

Также

используется

музыкальный

центр

для

музыкального

сопровождения

мероприятий.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: один месяц.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Образовательные

области:

познавательное

развитие,

художественно

эстетическое развитие.

Работа с родителями

*Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с

детьми.

*Анкетирование

родителей

по

организации

работы

по

развитию

математических способностей детей

*Консультация для родителей «Учим математику дома» (Приложение 6).

*Памятки по формированию элементарных математических понятий.

*

Познакомить

родителей

с

эффективными

методами

обучения

детей

и

подготовке их учебной деятельности.

Работа с педагогами

*Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива

*Доклад на педагогическом совете на тему: «Интегрированные занятия –

комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества»

*Обобщить опыт работы по теме проекта.

*Доклад и презентация на ГМО на тему: «Предметно-развивающая среда как

средство познавательного развития дошкольников». (Приложение 5)

9

Реализация проекта

Реализация

проекта

проходила

в

три

этапа

содержательно

целевой,

операционально – деятельностный и оценочно – регулятивный этапы.

1

этап – содержательно – целевой.

Задачи

Мероприятия

Повышение

профессиональной

компетентности

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор диагностического материала.

Ознакомление с передовым опытом.

Педагогическое

просвещение

родителей

Разработку современных подходов взаимодействия

воспитателя и родителей.

Поиск эффективных форм и методов мотивации

родителей на сотрудничество.

Консультация

Создание условий

для организации

работы

Подбор необходимого материала и оборудования.

Разработка перспективного плана,

содержания, картотек игр.

Подборка настольно – печатных игр и фольклорного

материала: загадки, пословицы, скороговорки

математического содержания.

Мониторинг

состояния

проблемы

на начальном этапе

Педагогическое обследование детей.

Информационная

работа

Размещение информации о реализации проекта в

уголке для родителей и педагогов.

2

этап – операционально – деятельностный.

Понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 неделя – «Число, количество, величина» (Приложение 1)

Д\и «Расколдуй

«Дорисуй и

Д\и

«Найди

Д\и

«Считай

«Числовой

изображение»

раскрась»

лишнее»

дальше»

фриз»

Д\и

«Что

Сюжетно-

общего»

ролевая

игра

«Магазин»

Разучивание физминуток, считалок, чтение сказок.

2 неделя – «Геометрические формы». (Приложение 2)

Д\и

«Рисуем

Д\и

«Геометричес

Фриз

«Геометрическ

бусы»

«Роботы»

кое домино»

«Волшебные

ий фриз»

Д\и«Продолжи

Д\и«Больш

Д\и

«Какой

линии»

закономерност

ие

и

домик

Исследователь

10

ь»

маленькие

фигуры»

лишний»

ская

деятельность

«Волшебное

превращение

линии»

Игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера.

3

неделя

«Пространственная

ориентировка

и

ориентирование

во

времени». (Приложение 3)

Д\и

«Лабиринт»

Д\и«Обведи

дорожки»

Д\и

«Куда

покатился

мяч?»

Загадки

про

дни недели

Настольная

игра «Время»

Графический

диктант

Штриховка

Д\и

«Поменяй

признак»

Д\и

«Найди

одинаковые

игрушки»

Разучиваем запоминалки.

4 неделя – «Занимательная математика». (Приложение 4)

«Математическ

ие задачки»

«Задачки

шутки»

КВН

Чтение сказки

«Умная

неделя»

«Математичес

кие

посиделки».

Оформление

математическо

го уголка.

3

этап – оценочно – регулятивный.

Задачи

Мероприятия

Мониторинг

проекта

Педагогическое обследование

детей. Анкетирование родителей .

Анализ данных.

Представление

итогов

реализуемого

проекта.

Информационно-методические

рекомендации.

Определение

перспективы

проекта.

Внедрение новых методических разработок в

педагогическую работу.

Мониторинг достижений планируемых результатов проекта.

Важным

условием

успешного

усвоения

материала

является

контрольно-

аналитическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности

педагогического воздействия.

Сбор информации основан на использовании следующих методик:

*систематические наблюдения за деятельностью детей;

*организация специальной игровой деятельности;

11

*получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;

*анализ продуктов детской деятельности;

*анализ процесса деятельности;

*индивидуальная работа с детьми;

Количество детей принявших участие в мониторинге 23 человека – 100%

Начальный мониторинг

Итоговый мониторинг

Высокий уровень – 8%(2 чел)

Высокий уровень – 23%(5 чел)

Средний уровень – 37% (9 чел)

Средний уровень – 58%(13 чел)

Низкий уровень – 55%(12 чел)

Низкий уровень – 19% (5 чел)

В ходе реализации проекта дети приобрели новые знания о сущности метода

проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились

выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы,

разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли,

осуществлять работу по предоставлению результата своей деятельности).

Результатом

проведенной

работы

стало

повышение

уровня

развития

математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в

новой,

нестандартной

ситуации;

продуктивно

взаимодействовать

с

членами

группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему

решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку

зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Результатом

внедрений

технологии

проектирования

стало

то,

что

уровень

познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятий с огоньком

в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив

несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую

12

деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих

открытиях.

Перспектива распространения проекта

Целенаправленное использование системы дидактических игр, развивающих

упражнений,

направленных

на

развитие

познавательных

возможностей

и

способностей расширяет тематический кругозор дошкольников, способствует

математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в

дальнейших закономерностях окружающей их действительности и активнее

использовать математические знания в повседневной жизни.

13

Список используемых источников

1.

Гаврина

С.Е,

Кутявина

Н.Л,

Топоркова

И.Г,

Щербинина

С.В,

«Логика».

Пособие для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития, 2008г.

2.

Козлова

В.А,

«Математика

для

дошкольников».

Книга

для

детей

и

воспитателей. Москва «Школа-Пресс», 1999г.

3.

Колесникова Е.В, Математика для дошкольников 6-7 лет: Сценарии занятий

по развитию математических представлений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.

Помораева И.

А, Позина В. А, Занятия по формированию элементарных

математических

представлений

в

подготовительной

группе

детского

сада:

Планы занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2015

5.

Шорыгина

Т.А,

«Беседы

о

пространстве

и

времени».

Методические

рекомендации. ТЦ «Сфера» 2009

14

Приложение 1.

1

неделя – «Число, количество, величина».

«Расколдуй изображение».

Программное

содержание

учить

находить

изображение

цифр

в

«заколдованном рисунке.

15

«Дорисуй и раскрась».

Программное содержание – учить соотношение: часть – целое.

«Найди лишнее».

Программное содержание – закрепить умение сравнивать группы предметов.

16

«Что общего»

Программное

содержание

учить

детей

умению

составлять

равенства,

неравенства.

«Считай дальше».

Программное содержание – закреплять умение считать до 10 и обратно.

«Числовой фриз».

Программное

содержание

развитие

творческих

способностей,

через

исполнение цифр в разных шрифтах, разного размера и цвета.

17

18

Приложение 2.

2

неделя – «Геометрические формы».

«Рисуем бусы».

Программное содержание – называть цвета и показывать соответствующий

карандаш.

«Продолжи закономерность».

Программное

содержание

-

учить детей дорисовывать фигуры, развивать

изобразительные навыки, образное мышление.

«Роботы».

Программное содержание – закрепить знания геометрических фигур.

«Большие и маленькие фигуры».

Программное

содержание

-

учить называть все геометрические фигуры,

соединять фигуры с подходящей ей маленькой.

19

«Геометрическое домино».

Программное

содержание

развивать

логическое

мышление

с

помощью

геометрических фигур.

«Какой домик лишний».

Программное содержание – закрепить представления о многоугольниках.

Фриз «Волшебные линии».

Программное содержание -

закрепить знания разнообразных линий в жизни

природы и окружающей действительности.

Исследовательская деятельность «Волшебное превращение линии».

Программное содержание:

Знакомство с линией как изобразительным средством.

Учить видеть красоту линий в окружающей действительности и в работах

художников, скульпторов, графиков.

Развивать мелкую моторику, точность движений, фантазию, стремление

творчески подходить к решению задачи, мышление, память.

Воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху товарищей,

аккуратность, старательность в работе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: исследование, отрезок, луч, линия.

20

МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:

Исследование,

информационно-коммуникативный метод,

эксперимент,

наблюдение,

использование пиктограмм,

рассуждение,

анализ, синтез,

деловая игра.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание графических репродукций, работ художников, вышивок и

кружев, декоративно-прикладных работ

Чтение книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружева».

Рисование паутины для паука.

Наблюдение в природе, в окружающем мире нахождение линии.

Изучение словарей, энциклопедий и художественной детской литературы,

содержащих информацию о линии.

Конкурс рисунков «Кто больше использует разнообразных линий».

Сделать из пластилина прямую, ломаную и кривую линии.

Предложить обвести ломаные линии – красным карандашом, кривые –

коричневым, прямые – зелёным.

Пусть нарисуют с помощью линейки прямые и ломаные линии.

Наблюдение: воспитатель накладывает шерстяную нитку на липучку.

Игры:

«Ниткопись»

выкладывание

ниток

по

контуру

какого-либо

изображения(цветок, рыбка, домик, машина, геом. Фигуры, цифры, буквы и

т.д.), из ниточек нескольких цветов – сюжетные картины.Листы бархатной

бумаги на каждого ребёнка, клубочки ниток. Дети, слегка прижимая нить

пальцем, укладывают её по краю вырезанной фигуры или трафарету. Трафарет

прикрепляют к бархатной бумаге или цветному картону с помощью скрепки.

«Превращаемся в линии».

Нужно быть внимательными, помогать тем, кто встанет неправильно, иначе

линия не получится. Дети встают в ряд, взяв друг друга за руки, получится

прямая

линия.

Воспитатель,

не

глядя,

показывает

различные

линии,

дети

перестраиваются и говорят, в какую линию они превратились (ломаная, прямая,

кривая, замкнутая, спираль и т.д.).

Как вариант дети выполняют эти задания с верёвочкой 30-40 см. У детей по 2

верёвочки, которые они располагают перед собой на столе так, чтобы:

Они не касались друг друга.

Пересекались в одной (2,3 и т.д.) точке.

Образовали ломаную линию.

21

Образовали замкнутую линию.

Образовали 2 или несколько замкнутых линий.

Линию в форме спирали.

Дуга.

«Тропинки»

В прозрачных файлах листы бумаги с нарисованной линией, любой формы –

«тропинки», маркер. В верхнем углу изображена цифра (от 1 до 9).

Задание:

провести

по

файлу

маркером

линию

любой

формы-«тропинки»,

которая пересечётся с уже имеющейся. При этом должно получиться заданное

число пересечения точек – «перекрёстков».

«Созвездия»

Делаются

карточки

с

изображением

звёзд.

Около

каждой

звезды

цифра

в

определённой

последовательности.

Задание:

линией

соединить

звёзды

в

заданной

последовательности.

Результат:

должно

получиться

какое-либо

созвездие (ковш, стрелец, лев и т.д.).

«Смотай клубок».

Воспитатель даёт детям верёвочки и предлагает смотать их в клубок. Вывод:

длинная верёвка не запутывается, если смотать их в клубок. Кроме того,

в

таком виде их легче хранить: занимают мало места.

«Кудряшки-завитушки»

Среди

берёзок

стройных

зелёная

опушка.

В густой траве пасутся кудряшки-завитушки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Листы бархатной бумаги с шерстяными цветными ниточками,

фломастеры или гелиевые ручки,

катушка ниток, ножницы,

блокноты для фиксации информации и карандаши,

микрофоны, диктофоны, фотоаппараты,

географические карты в файловой папке,

листы для проверки знаний,

карточки-картинки с «темами» будущих исследований,

ватман для газеты.

22

Подготовка к исследованию, материалы:

карточки с символическим изображением методов исследования:

«Связаться со специалистами».

«Посмотреть

по

телевизору».

«Получить

информацию

у

компьютера»

«Понаблюдать»

«Спросить у другого человека».

«Провести эксперимент»

«Посмотреть в книгах»

«Подумать

самостоятельно»

Ход исследования

Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: Сегодня мы с вами являемся специальными корреспондентами

газеты

детского

сада

№35

«Светлячок»

под

красивым

названием

«Юный

исследователь». Давайте подготовим материал о линии в нашу газету. Линия –

главный атрибут в сборе информации, но мы её ещё и будем

исследовать.

Чтобы подготовить сообщение в газету нам необходимо собрать материал, всю

доступную информацию по данной теме, обработать её и отдать в

печать.

Линия помогает нам заносить информацию на бумагу, ей мы рисуем схемы

пиктограммы, готовим сообщение.

Итак, мои маленькие специальные корреспонденты, что мы можем сделать и

какими способами узнать что-то новое о линии?

Дети:

Подумать самостоятельно

Посмотреть в книгах

Спросить у другого человека

Понаблюдать

Провести эксперимент

Связаться со специалистами

Получить информацию у компьютера.

Посмотреть по телевизору.

Воспитатель:

Таким

образом,

у

нас

получилась

схема

исследования.

Посмотрите, что у нас получилось? ( Выставляя карточки на магнитную доску

обратить внимание на появление линии из карточек).

СБОР МАТЕРИАЛА:

23

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют

методы исследования. Собирая материал и все полученные новые, сведения вы

заносите в свои блокнотики, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли

составить доклад. Мы с вами проводили уже много исследований. Что мы

исследовали?

Дети: Воду, воздух, магнит, мыло, выращивали овёс в разной среде и почве.

Воспитатель: В руках у вас блокноты и ручки. Поставьте ручку на листочек,

получилась точка. Не отрывая ручки от листочка, ведём её плавно вправо, как

волну, а теперь вверх и вниз, как высокие горы. Что у нас получилось? Что мы

только что изобразили? /ответы детей/.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

Воспитатель:

Вот

первый

этап

нашего

исследования

подумать

самостоятельно.

Мы

его

уже

прошли.

Вывод:

линии

бывают

длинные,

короткие, прямые, кривые. Посмотрите на ваши записи: рисуя

различные

линии ручкой, у нас появился рисунок.

Мы провели часть исследования и переходим к следующему этапу. Каким он

будет?

Дети: Мы можем спросить у другого человека, связаться со специалистами.

Деловая игра «Специальный корреспондент».

Дети обращаются за помощью, собирают информацию, фиксируют её.

Воспитатель:

Спросить мы сегодня можем у любого взрослого, но не забывайте, нам нужны

только новые данные, которые мы ещё не знаем. Вы их сразу фиксируйте.

Дети подходят с микрофонами к гостям:

Скажите, пожалуйста, что такое линия?

Скажите, пожалуйста, какие бывают линии?

А вы не подскажете, для чего она нужна?

Скажите, пожалуйста, а где мы можем встретить линию?

Какие неграфические линии вы знаете?

Зафиксируйте ребята полученную информацию, чтобы не забыть.

А сейчас мы с вами позвоним специалисту

«Здравствуйте,

Людмила

Александровна.

К

вам

обратились

за

помощью

воспитанники детского сада №35 «Светлячок». Мы проводим исследование по

теме «Линия». Что бы вы могли нам об этом рассказать?

Специалист: Линия – это черта на плоскости любой поверхности, или в

пространстве (прямая линия, кривая, тонкая, жирная и т.д.)

Линия – это черта определяющая направление, предел, уровень чего-нибудь

(линия горизонта, береговая линия, полёта снаряда, линия прицела).

24

Линия – это расположение чего-нибудь в один ряд(линия укрепления,

передовая линия, построить дома в одну линию).

Линия – это путь сообщения (железнодорожного, воздушного, водного),

направление каких-нибудь передач (телеграфная, высоковольтная).

Спасибо

вам

за

интересную

информацию.

Вы

нам

очень

помогли.

До

свидания».

Воспитатель: Записали нужную информацию.

На следующем этапе нашего исследования мы должны изучить специальную

литературу, прочитать информацию из книг. Я предлагаю вам обратиться к

энциклопедии

для

дошкольников

«Что

такое.

Кто

такой»,

где

мы

найдём

материал

о

линии.

Я

зачитаю

отрывок,

а

вы

зарисуйте

полученную

информацию.

Во

время

чтения

дети

узнают,

что

окружность

тоже

линия,

для

её

проведения используется циркуль, что свойство всякого луча проведённого

через центр спирали Архимеда делится на равные части

– её можно увидеть

на грампластинке (показать) образованную звуковыми бороздками.

Сейчас вы присядете за столы и самостоятельно из книжек-малышек выберете

нужную для вас информацию и зафиксируете в своих блокнотах новые идеи,

полученные знания.

И переходим к следующему этапу эксперименту.

Протянем катушку ниток через всю комнату по полу и пройдёмся по ней друг

за другом. Как долго мы сможем идти по ней? (Пока не закончится нитка).

Убеждаемся, что прямую линию можно продолжить в обе стороны сколько

угодно, до бесконечности. Воспитатель берёт ножницы и показывает, что

получиться, если разрезать нитку с двух сторон. Что у нас получилось? Что

мы сделали с ниткой? (Мы её отрезали, и получился отрезок. Поместим

отрезок на магнитную доску и ограничим его концы).Что будет, если нить

разрезать с одного конца? (Игра «Солнышко»: дети берут в руки верёвочку

одну на двоих за концы. Задание: сделать нити так, чтобы они пересеклись в

одной точке.) Что же у нас получилось? Что отходит из

середины?

Какие

линии

отходят

от

середины?

Как

назвать,

одним

словом?

(Линии

можно

продолжить

только

в

одну

сторону,

они

все

выходят

из

одной

точки

и

называются лучами).

Вывод: часть прямой, ограниченной с двух сторон, называется отрезком,

а

часть прямой, ограниченной с одной стороны – лучом.

Воспитатель: сейчас мы присядем за рабочие столы, на которых у вас лежат

карточки с образцами линий и верёвочки. Выполните задание.

Игра «Превращение линии».

Карточки:

25

А теперь попробуйте пофантазировать с ниточками самостоятельно и сделать

свой рисунок. Задание «Ниткопись». Дети на бархатной бумаге ниточками

разных цветов выкладывают рисунок.

Переходим к следующему этапу исследования наблюдению.

Игра «Тропинки». У детей топографические или географические карты в

файловых папках. Возьмите в руки фломастеры и обведите линии рек, гор,

дорог, кому что нравится, соблюдая толщину, рельефность, изгибы.

Так как собранной информации нам достаточно для написания статьи мы своё

исследование приостановим, но если вы хотите узнать ещё подробнее о линии,

то можно эту информацию почерпнуть из научных телевизионных

передач

дома

или

попросить

родителей

добыть

эту

информацию

в

работе

с

компьютером,

достать

из

Интернета.

Но

сразу

оговоримся,

что

телевизор

смотрим не более получаса.

Обобщение информации.

Сейчас мы попробуем обобщить всю информацию, все собранные сведения, в

одно целое, то есть нашу статью.

Дети

приклеивают

свои

листочки

на

приготовленную

газету

«Юный

исследователь» с названием статьи «Волшебное превращение линии».

Воспитатель: Посмотрите на свои зарисовки, записи и расскажите, что мы

узнали

о

линии

нового,

интересного,

что

сможем

рассказать

другим

по

результатам проведённого исследования.

Примерные ответы детей:

Линия – геометрическое понятие: это черта, узкая полоска, может быть

прямой линией, ломанной – из нескольких отрезков, кривой – волна, дуга,

26

замкнутая – окружность. А ещё могут быть вертикальные, горизонтальные,

наклонные.

Две прямые линии выходящие из одной точки образуют угол.

Они

могут

быть

параллельные

рельсы

поезда,

расстояние

на

всём

протяжении

одинаковое;

перпендикулярные

семафор,

когда

запрещает

движение – две прямые пересекающиеся под прямым углом.

Через одну точку можно провести бесконечное число прямых линий, через

две

точки

можно

провести

только

одну

прямую

линию

отрезок,

точки

называются началом и концом отрезка.

Ломаная линия похожа на молнию и у неё всегда острые уголки; кривая

линия, как змея, извивается, как ей хочется.

Если начало линии совпадает с концом, она называется замкнутой.

Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны точкой; у луча есть

начало, но нет конца.

Линии бывают разными:

1.

Толстыми и тонкими

2.

Прямыми и кривыми

3.

Зигзаг и волна

4.

Спираль и завиток

5.

Сплошными и прерывистыми

Реальная или мыслимая черта, определяющая направление, уровень, предел

чего-нибудь (линия экватора, береговая линия, линия горизонта).

Железнодорожный

путь,

трамвайный

путь,

провода

электропередачи,

телефона – неграфические линии.

В

переносном

значении:

образ

действий,

направление

мыслей,

взглядов

(линия поведения, основная линия развития, вести или гнуть свою линию –

упорно добиваться своего – разговорное).

В переносном значении: область какой-нибудь деятельности (работать по

профессиональной линии).

Старая русская мера долины, равная 1/10 дюйма (дюйм – 2,54см).

Бывают линии движения – картографический способ изображения (морские

течения, реки, дороги).

Последовательный ряд предков или потомков, от одного предка происходит

ряд

поколений,

наследников

(родственники

по

прямой,

боковой

линии,

родня по женской линии).

Кабельные

линии:

линия тока, электропередачи – сооружение, состоящее из проводов и

вспомогательного устройства, предназначенное для передачи электрической

энергии.

линия связи – сотни каналов, по каждому из которых происходит обмен

информации от отправителя к получателю, распространение сигналов от

передатчика

к

приёмнику.

27

линия

радиосвязи

сочетание

передающей

и

приёмной

антенн

радиостанции и среды, в которой распространяются радиоволны.

Линия обороны – укреплённая полоса.

Передовая линия – линия боёв во время военных действий.

Пойти по линии наименьшего сопротивления – действовать самым простым

способом, лёгким путём, уклоняться от трудностей.

Линия руки – ладонные.

Линейная милиция.

Линейная линия – функция изменения в математике.

Завершение работы.

Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей

значимости

и

сложности

с

работой

настоящих

учёных

и

выполнили

поставленную задачу, собрали материал для статьи.

Линию недаром можно назвать Её Величеством, т.к. она даёт контур всем

вещам

и

предметам

на

бумаге.

Если

бы

её

не

было,

художник

мог

бы

нарисовать только размытые пятна.

Теперь, когда вы познакомились с Её Величеством Линией, вы должны узнать

об Основных Формах, из которых состоят все предметы на свете.

Не забудьте рассказать своим сёстрам, братьям, родителям всё, что вы узнали

сегодня, а вот эти карточки помогут вам проверить свои знания, они послужат

вам подсказкой. Но чтобы рассказать обо всём другим детям нам необходимо

все полученные данные объединить в альбом с рисунками и фотографиями по

всем положениям нашей статьи и когда альбом будет готов, мы пойдём и

расскажем детям других групп о линии.

28

«Геометрический фриз»

Программное содержание – создание абстрактного геометрического панно по

соответствующему классу геометрических фигур.

29

Приложение 3.

3

неделя

«Пространственная

ориентировка

и

ориентирование

во

времени».

«Лабиринт».

Программное содержание – развивать зрительную ориентировку.

«Обведи дорожки»

Программное содержание – закрепить пространственные отношения: впереди –

сзади.

«Куда покатился мяч?»

Программное

содержание

формировать

устойчивые

представления

о

величине

(большой-маленький),

количестве

(один-много),

расположении

в

пространстве (верх-низ), цветах (красный, синий).

30

Загадки про дни недели

Программное содержание – учить отгадывать загадки.

Графический диктант

Программное

содержание

формирование

глазомера,

зрительной

памяти;

развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия,

зрительно-двигательной

координации,

произвольности,

ритмичности

и

точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.

Штриховка

Программное

содержание

сопоставлять

результаты

зрительного

и

осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

«Поменяй признак»

Программное

содержание

учить

детей

пространственным

отношениям:

внутри – снаружи.

«Найди одинаковые игрушки»

Программное

содержание

учить

пространственные

отношения:

справа

слева.

31

Приложение 4.

4

неделя – «Занимательная математика».

КВН

Программное

содержание

учить

детей

решать

арифметические

примеры,

задачи.

Упражнять

в

навыках

количественного

счёта

в

пределах

10,

в

ориентировке на плоскости листа. Закреплять знания о последовательности

месяцев

года,

времён

года.

Развитие

логического

мышления,

смекалки,

внимания. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование:2мольберта, мел, счётные палочки, головоломки «Танграм «-2

комплекта, простые карандаши, белые листы бумаги.

Ход развлечения.

Вед. Ребята, сегодня у нас математический КВН.

КВН-это игра весёлых и находчивых. Мы поиграем и посмотрим: чья команда

быстрее и правильнее выполнит задания. В конце игры посчитаем баллы и

определим

победителя.

А

жюри

в

нашей

игре

будут

ваши

родители.

(Представляем членов жюри.) Сейчас 2 команды, которые мы назвали «Умники

« и «Знатоки « приветствуют друг друга.

Команда «Умники « – приветствие

Мы дружим с математикой

И любим мы считать

Мы умники и в знаниях

Не можем отставать.

Команда «Знатоки « – приветствие

Мы команда знатоков

И знаем всё на свете

Задавайте нам вопросы

Мы на них ответим.

Вед. Ребята, нашу игру мы начинаем с разминки. В ней побеждает та команда,

которая даст больше правильных ответов.

32

Вопросы первой команде:

1.

Назовите первый месяц зимы.

2.

Назовите последний месяц года.

3.

Сколько дней в неделе?

4.

Сколько времён года, назовите их?

5.

Назови соседей цифры 5.

6.

На дереве сидели воробьи. После того, как к ним ещё прилетели 2,их стало 4.

Сколько воробьёв сидело на дереве?

Вопросы второй команде:

1.

Назовите последний месяц зимы?

2.

Назовите первый месяц года?

3.

Сколько месяцев в году?

4.

Котята пили молочко из блюдечка. После того, как к ним подошёл ещё 1, их

стало 5.Сколько котят пили молоко?

5.

Назовите дни недели?

6.

Назовите соседей числа 8 (7 и 9)

Вед. Ребята, разминка прошла хорошо, вы показали отличные знания. А теперь

посчитаем баллы. Слово жюри. После разминки впереди команда…

А мы продолжаем нашу игру. Ребята, вы уже отметили, что КВН – это игра

весёлых и находчивых. Поэтому я предлагаю вам весёлые задания на смекалку.

1.

Сколько хвостов у двух ослов?

2.

Сколько ушей у двух мышей?

3.

Сколько ног у двух кошек? ( нисколько, у кошки лапы )

4.

Сколько лап у курицы?

5.

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у

бабушки внуков? (одна внучка Маша)

6.

Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому)

7.

В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в

зоопарке?

33

8.

На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на

берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)

Вед.

Ребята,

вы

хорошо

справились

с

заданиями. Молодцы!

И наша

игра

продолжается. Ребята, к нам в гости прилетела учёная ворона. Она тоже хочет

поучаствовать в нашей игре. (Ворона здоровается с детьми и предлагает им

свои задания)

Ворона: Ребята, я прилетела к вам из леса. В своём лесу я знаю каждый уголок.

Я знаю, где живут мои подружки белки, мои друзья – зайцы и где

спит в

берлоге медведь. Ребята, вы тоже сможете это узнать. Если вы правильно

выполните мои задания, то у вас получится карта нашего леса.

(перед детьми лежат листы бумаги.)

Нарисуйте в правом верхнем углу 3 квадрата, здесь живут белки. В левом

нижнем углу нарисуйте 5 треугольников, там живут зайцы. В левом верхнем

углу нарисуйте большой круг-это берлога медведя. В правом нижнем углу

нарисуйте

4

прямоугольника

там

живёт

семья

ёжика,

а

в

центре

листа

нарисуйте овал-это лесное озеро. Теперь, ребята, вы не заблудитесь в нашем

лесу.

Вед. Спасибо тебе учёная ворона за участие в нашей игре.

Ворона: Ну, а мне пора домой, до свиданья, ребята.

Вед. Ребята, ворона улетела в лес, давайте и мы немного разомнёмся.

(Танец маленьких утят)

Вед. Ребята, теперь самый главный конкурс,-конкурс капитанов.

1.

У каждого по 5 счётных палочек. Капитану команды «Умники « собрать из

них 2

прямоугольника, а

капитану команды «Знатоки

« собрать из них

2

треугольника.

2.

Второй конкурс «Танграм «.

Выложите из головоломки «Танграм « любую фигуру по образцу (предложить

каждому карточку с образцами).

Жюри подводит итоги конкурса капитанов.

Вед. Ребята, мы продолжаем нашу игру. И следующее задание называется

«Пустое

окошко

«.

Нужно

выбрать

по

два

человека

от

каждой

команды.

Побеждает тот, кто справится быстрее.

34

На доске написаны примеры:

3 + = 4 7 + = 8

5 - =3 6 - =5

5 + 1 = 5 + 2 =

5 + 2 = 8 + 1 =

Жюри подводит итоги конкурса.

Вед. Ребята, а теперь игра «Назови число «. Я вам буду называть число, а

команда «Умники « будет давать ответ, но на 1 больше, чем это число, а

команда «Знатоки « на 1 меньше.

Вед. Сегодня, ребята, вы хорошо решали, считали, думали, вы все молодцы. А

теперь слово жюри.

Выступает представитель жюри, который поздравляет детей и вручает обеим

командам медали.

Чтение сказки «Умная неделя»

35

«Математические посиделки».

Программное содержание – закрепить знания детьми количественного счета, в

стихотворной форме; упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине

,используя

образец;

развивать

геометрическую

зоркость

при

составлении

36

дорожки из разных форм; воспитывать интерес к занимательной математике,

повеселить и позабавить детей.

Воспитатель: Зимний день короток. Насчитаю 40 елок, то на лавке посижу, то в

окошко погляжу. Позову-ка я ребят, к себе на посиделки. Будут песни, будут

пляски.

-

Веселые

игры,

да

математические

загадки.

Эй,

подружки-подружки,

веселушки-хохотушки!

Эй,

ребята

молодцы,

озорные

удальцы!

Приходите

поплясать, да свой ум показать.

Входят

мальчики

и

девочки

под

музыку.

Гости

дорогие

усаживайтесь

поудобнее.

Девочки и мальчики вы поиграть хотите? А считать вы умеете?

1 задание «Веселый счет»

Воспитатель:

Собрались мы поиграть

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три

Начинаешь ты.

Воспитатель приглашает детей, которые читают математические загадки:

На плетень взлетел петух

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? «3»

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

У стены стоят кадушки

37

В каждой по одной Лягушке.

Если было б 5 кадушек,

Сколько было б в них лягушек? «5»

Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких,

Вот еще лежит один.

Ну и белки! Вот хозяйка!

Ты орешки сосчитайка-ка «6»

Воспитатель: Хорошо вы считаете. Молодцы!

Задание для родителей:

-

А не засиделись ли наши мамы?

-

Вспомните пословицы и поговорки, где говорится о числах:

Примерные варианты:

обещанного три года ждут;

семь бед – один ответ;

семеро одного не ждут;

семь раз отмерь, один отрежь;

один в поле не воин;

один за всех и все за одного;

один старый друг лучше новых двух;

два сапога пара;

семь пятниц на недели.

Задание 2. «Дни недели»

На этой неделе на праздник к нам птички прилетели. Вспомните дни недели.

Слушайте внимательно.

4.

В гости в первый день недели

38

К нам синица прилетели.

2.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири

3.

А вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

4.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

5.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

6.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

7.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний,

Путешественник – скворец…

А песенка скворца была такова.

Воспитатель: Дети давайте еще раз все вместе повторим дни недели. Покажите

стрелочкой первую птичку. Вспомните, в какой день она прилетела и т.д.

(Для показа приглашается ребенок.)

3 занятие «Геометрические фигуры» (Воспитатель:

Ай ду-ду, ду-ду ,ду-ду

Потерял мужик дуду.

Шарик, шарик, не нашел,

Взял заплакал и пошел.

-

Пошел он дети по дорожке. А дорожка не простая, из геометрических фигур.

Воспитатель выносит образцы расположения элементов на дорожке

-

Вот для вас образец дорожки на мольберте. Рассмотрите его.

-

Какая первая фигура?

39

-

Как она называется?

-

Запомнили образец?

-

Я его уберу, а вы на память должны воспроизвести дорожку.

-

Сложили дорожку, прошли по ней и нашли дудочку.

Воспитатель:

Эта дудочка-дуда

Развеселая была,

Развеселая была

Веселила меня

В хоровод завела

Ай люли, люли

В хоровод завела.

Девочкам раздаются ленточки разной длины. Под музыку заводят хоровод.

В хороводе девочка читает потешку:

Мы девицы расписные

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Воспитатель: Далеко ли собрались?

Девочка: Собрались на ярмарку. На посиделки, да ленточки потеряли.

4 задание «Найди ленточку»

Воспитатель: Вот ваши ленточки.

-

Найдите ленточку такой же длины как у вас.

-

Как вы нашли свою ленточку? (Приложили одну, ленточку на другую).

Воспитатель: Ленточки нашли, дудочку нашли. Давайте в дудочку заиграем.

Вдруг она волшебная.

-

Давайте поиграем на дудочке.

40

Звучит музыка, вбегают 2 петрушки. Воспитатели, переодетые в костюмы.

Петрушки:

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, добры молодцы

И красны девицы.

Петрушка 1:

Не хотите ли поиграть,

Свою удаль показать?

Воспитатель:

Отчего ж не поиграть?

Все мы играм рады.

А будут ли награды?

Петрушка 2:

А наградой будет смех –

Дружный и веселый.

Детям предлагается 5 задание «Найди отличия у Петрушек».

Петрушка:

Теперь, мама подойди,

В сумку руку опусти!

Что, лежит там покажи

И загадку расскажи.

(Для участия приглашают маму-зрителя, которая достает из сумки Петрушки

открытку с загадкой)

Мама:

Он плясун, он певун,

Он веселый говорун

Он забавная игрушка,

41

А зовут его… (петрушка)

Петрушки:

Молодцы у нас ребята!

Для потехи, для игры

Разноцветные шары!

Петрушка: А на память о нас мы вам подарим наш портрет, только он не

веселый, не яркий.

Домашние задание: Петрушки раздают детям карточки – раскраски, которые

они раскрашивают после развлечения.

Воспитатель:

Расставаться нам пора,

Вспоминайте нас всегда

До свидания друзья!

42

Приложение 5.

Доклад на тему:

Воспитатель МКДОУ ЦРР д/с № 376:

Барчук С.Н.

Новосибирск

2021 г

43

«ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы –

развитие

каждого

ребенка.

Познавательно-речевое

направление

может

рассматриваться

как

основа

для

полноценного

развития

личности

каждого

малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской

деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях,

при

планировании

и

обсуждении

рисунка,

наблюдении

на

прогулке,

при

обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его

приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Предметно-развивающая

среда

это

система

материальных

объектов

деятельности

ребенка,

функционального

моделирующая

содержание

его

духовного

и

физического

развития.

Обогащенная

среда

это

единство

социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности

ребенка.

Хорошая

речь

важнейшее

условие

всестороннего

полноценного

развития

детей.

Чем

богаче

и

правильнее

у

ребенка

речь,

тем

легче

ему

высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками

и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому

необходимо

заботиться

о

своевременном

формировании

речи

детей,

о

ее

чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,

которыми

считаются

любые

отклонения

от

общепринятых

форм

русского

языка.

Любое

нарушение

речи

в

той

или

иной

степени

может

отразиться

на

деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать

свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми

звуков

и

слов

в

период

обучения

грамоте,

так

как

письменная

речь

формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к

неуспеваемости.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1.

Развитие

мыслительной

деятельности

(овладение

мыслительными

операциями, познавательными процессами и способностями).

2.

Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по

осмыслению своего опыта.

3.

Сенсорное развитие.

44

4.

Формирования способности к активной умственной деятельности.

5.

Знакомство с родным языком.

6.

Становление речи. Задача логопедов – определение причин и характера

речевых

нарушений,

их

классификация,

разработка

эффективных

способов

предупреждения и коррекции. Развивая артикуляционную моторику, укрепляя

мышцы лица, формируем правильное произношение звуков.

Решаемые задачи:

1.

Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.

2.

Расширение и активизация словарного запаса детей.

3.

Развитие

выразительности

речи,

с

использованием

вербальных

и

невербальных средств.

В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения

встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для

полноценного познавательно-речевого развития детей.

Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей

предусматривает:

обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

целенаправленную

работу

воспитателей

и

узких

специалистов

над

речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение

профессионального

роста

педагогов

в

вопросах

речевого

развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию

речи детей;

изучение состояния устной речи детей;

участие родителей в речевом воспитании детей.

Роль

предметно-развивающей

среды

в

познавательно-речевом

развитии

ребенка. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития

детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной

среды в ДОУ. В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е.

И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую

очередь

о

том,

чтобы

дети

в

группе

могли

удовлетворить

свои

важные

жизненные

потребности

в

движении,

познании,

общении

со

взрослыми

и

сверстниками.

Группы

должны

быть

оснащены

современным

игровым

и

дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный

45

материал,

обеспечивающий

более

высокий

уровень

познавательно-речевого

развития детей.

Предметно-развивающая

среда

это

система

материальных

объектов

деятельности

ребенка,

функционально

моделирующая

содержание

его

духовного

и

физического

развития.

Обогащенная

среда

это

единство

социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности

ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего

развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня

активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться

следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.

1.

Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,

способствующего

установлению

оптимального

контакта

с

детьми,

который

реализуется через уголок «уединения».

2.

Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей

и

взрослых

путем

участия

в

создании

своего

предметного

окружения,

осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж»,

«спортивный».

3.

Принцип

«стабильности

динамичности»,

ориентирующий

на

создание

условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со

«вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно

последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».

4.

Принцип

«комплексирования

и

гибкого

зонирования»,

реализующий

возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий

детям

свободно

заниматься

одновременно

разным

видам

деятельности,

не

мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин»,

«больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку

чувство

психологической

защищенности,

помогает

развитию

личности,

способностей,

овладению

способами

деятельности.

Для

создания

условий

познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным

документом,

в

нашей

группе

мы

соблюдаем

следующие

принципы:

информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и

оборудования

для

активизации

воспитанников

во

взаимодействии

с

предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена

зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена эмблемой,

46

которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Рядом с

зоной

«Книжный

уголок»

расположена

зона

«Изодеятельности»,

которая

способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с

книгой в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную

роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона

настольных игр, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых

игр

расширяют

возможности

детей

взаимодействовать

в

различных

видах

детской деятельности, основной их которых является игра. – вариативность,

которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения,

в нашем случае, приоритетным художественно-эстетическим направлением в

развитии

дошкольников,

региональными

особенностями,

культурными

традициями.

В

соответствии

с

приоритетным

направлением

деятельности

дошкольного

учреждения, педагоги уделяют большое внимание эстетическому оформлению

помещений

приемной

и

группы,

привлекая

к

этой

деятельности

детей

и

родителей.

Регулярно

в

приемной

группы

оформляются

выставки

с

творческими

семейными

работами

воспитанников,

в

которых

отражается

тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в

оформлении

группы,

в

игровых

и

иллюстративных

материалах,

которые

способствуют

развитию

познавательно-речевых

навыков

дошкольников.–

полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих

воспитательно-образовательного

процесса

и

возможность

разнообразного

использования различных составляющих предметно- развивающей среды.

Данный

принцип

реализуется

благодаря

комплексно-

тематическому

планированию

и

интеграции

образовательных

областей.

Предметно-

развивающая

среда

преобразуется

в

соответствии

с

темой

недели

оформляются

уголки,

детям

предоставляется

игровой

материал,

который

послужит

развитию

и

закреплению

определенных

познавательно-речевых

способностей.

педагогическая

целесообразность,

которая

позволяет

предусмотреть

необходимость

и

достаточность

наполнения

предметно-

развивающей

среды,

а

также

обеспечить

самовыражение

воспитанников,

индивидуальную

комфортность

и

эмоциональное

благополучие

каждого

ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем,

чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых

материалов.

Вместо

этого

вдумчивое

наполнение

игровых

зон

позволяет

повысить эффективность их использования и получить более качественный

результат. –

трансформируемость,

обеспечивающая возможность

изменений

предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый

план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-

развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет

47

рационального

размещения

столов,

использования

мольбертов.

Если

воспитатель

планирует

индивидуальную

работу,

закрепление

навыков

организованности,

то

столы

стоят

рядами.

Если

планируется

совместная

деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в

виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов:

во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем

использовать переносные легкие ширмы и домик- перегородку для разделения

пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и

предоставит возможность развить коммуникативные умения. Таким образом,

соблюдение принципов организации предметно- развивающей среды группы

способствует

развитию

познавательно-речевых

навыков

детей.

Важно,

что

предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к

изменению,

корректировке

и

развитию.

Иначе

говоря,

среда

не

только

развивающая, но и развивающаяся.

Практика

подсказывает:

полностью

заменять

предметную

среду

в

группе

сложно.

Но

все-таки

при

любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

Только

тогда

среда

способствует

формированию

познавательной,

речевой,

двигательной и творческой активности.

Цель:

создание

условий,

обеспечивающих

механизм

компенсации

речевого

недоразвития у детей; развитие свободной, творческой, активной личности,

оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной

программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и учителя – логопеда.

Задачи:

1.

Осуществлять работу по развитию речи детей согласно комплексно –

тематического планирования.

2.

Осуществлять индивидуальную коррекционно – развивающую работу с

детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3.

Спланировать работу с семьей.

4.

Организовать

предметно

развивающую

среду

для

развития

коммуникативной деятельности в разных режимных моментах.

Более

подробно

мы

остановимся

на

последней

задаче.

Доказано,

что

на

развитие

ребенка

дошкольного

возраста

большое

влияние

оказывает

окружающая

его

среда,

в

которой

он

находится

большую

часть

времени

пребывания

в

детском

саду,

во

время

НОД

и

после.

Среда

стимулирует

развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в

48

активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для

успешной работы в освоении содержания образовательной области

«Коммуникация» мне как воспитателю необходимы такие пособия, которые

объединяли бы все задания, упражнения, игры, картинный материал в единую

систему.

И очень

хотелось,

чтобы эта система обеспечивала не пассивное

восприятие

и

утомительные

тренировки,

а

активное

участие

ребенка.

Совместно

с

учителем

логопедом

решили

обогатить

предметно

развивающую

среду,

а

именно,

создать

речевой

центр.

Содержательное

насыщение

центра

определили

не

случайно,

а

в

строгом

соответствии

с

программой, физиологическими и психолого- педагогическими особенностями

формирования речи детей. Для развития лексико-грамматической стороны речи

приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов,

словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует

развитию

речи,

расширению

представлений

об

окружающем

мире,

пространственной

ориентации,

наблюдательности

и

воображения.

Самостоятельно

были

изготовлены

схемы

для

составления

описательных

рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов.

Для

коррекции

звукопроизношения

имеется

картинный

материал

для

артикуляционных

гимнастик,

зеркало

для

индивидуальной

работы

рабочие

альбомы

с

артикуляционными

упражнениями

и

соответствующим

занимательным

картинным

материалом,

альбомы

со

сказками

для

артикуляционной

гимнастики,

альбомы

с

чистоговорками

на

свистящие,

шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же находятся

игрушки

на

развитие

физиологического

дыхания,

материал

на

поддувание

(листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики, перышки, мыльные

пузыри,

воздушные

шары,

ветряки,

легкие

кораблики,

трубочки

разных

диаметров,

лабиринты

и

др).

Для

развития

мелкой

моторики

имеются:

маленькие

мячи

(пластиковые,

резиновые,

вязаные,

«ежики»),

ребристые

карандаши, грецкие орехи (массаж), пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики,

конструкторы,

лего,

пазлы,

различные

шнуровки,

пристегивание,

картотека

пальчиковых

игр.

Для

подготовки

к

обучению

грамоте

оформлен

центр

с

магнитной

доской,

комплектом

цветных

магнитов,

указкой,

учебными

планшетами:

«Характеристика

звука»

и

«Друзья-Звуковички»

магнитная

азбука, слоговые часы. Методическое, дидактическое сопровождение включает

следующие

разделы:

справочная

и

методическая

литература,

учебно-

методические

планы

по

разделам

коррекции

и

развития

речи,

пособия

по

дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса. Насыщая

групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети

в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в общении

с взрослыми и сверстниками. При проектировании воспитательно –

49

образовательного процесса, в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями детей, для успешной реализации целей и задач образовательной

области

«Коммуникация»

старались

обеспечить

интегративный

подход

и

к

организации развивающих центров активности детей.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется

актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных

ФГОС, но и центров. При проведении промежуточной диагностики отмечается

положительная

динамика

в

освоении

детьми

содержания

образовательной

области

«Коммуникация».

Таким

образом,

правильно

организованная

предметно-развивающая

среда

в

речевом

центре

создает

возможности

для

преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять

свои

способности

не

только

в

непосредственно

образовательной

деятельности,

но

и

в

свободной

деятельности,

стимулирует

развитие

самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и

уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.

50

Приложение 6.

51

52

53

54



В раздел образования




Яндекс.Метрика