Автор: Хузина Гузялия Накиповна
Должность: преподаватель народно-сценического танца
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние особенностей поликультурного региона РТ на развитие традиционного танца в современных условиях"
Раздел: дополнительное образование
Влияние особенностей поликультурного региона РТ на развитие
традиционного танца в современных условиях.
«…нет народа, который произошел от одного корня.
И не надо искать какое-либо древнее племя как
предка ныне существующего этноса
Как бы это ни было легендарно,
соблазнительно и престижно!»
Лев Гумилев.
Имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции,
Республика Татарстан сформировалась на огромной территории под
влиянием
различных
этно-исторических,
этноконфиссиональных,
природноклиматических, социальных условий, различного этноэтнического
окружения
(различных
групп
тюркских,
финно-угорских,
славянских
народов). Татары составляют вторую по численности этническую группу
россиян и являются одной из государствообразующих наций.
Предметом особого внимания становится также изменение
национального состава населения РТ. Этот показатель играет важную роль в
формировании
приоритетов
этнокультурного
развития
субъектов
Республики Татарстан и направлений дальнейшего совершенствования
федеративного обустройства многонациональной, поликонфессиональной и
поликультурной республики. Сегодня трудно представить регион, где бы
ни проживали наши соплеменники. География их расселения сложилась
исторически и во многом отражает основные вехи становления и развития
Республики Татарстан.
Географические, природно-климатические и
социально-экономические особенности регионов, многовековые традиции
межкультурного взаимодействия накладывают определенный отпечаток на
жизнедеятельность татарских общин.
Самобытные культурно-языковые особенности и сегодня сохраняются
и развиваются в кругу семьи, в рамках национально-культурных автономий,
ярко проявляются в дни народных праздников. Однако эти отличия культур
никогда не мешали ощущать себя частью единого целого государства РТ.
Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения.
Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей
жизни народа, его биосоциальной сущности. Являясь особого рода
социальным организмом, нация самостоятельно определяет свое культурное
развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор –
другие культуры в республике, влияющие на это развитие. Отсюда
наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во первых,
как неповторимой, уникальной по форме, и как части разноцветной мозаики
1
региональной культуры, осознающей и проявляющейся в ней. У каждой
национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия,
свои драмы и трагедия, свое видение мира. Свое будущее каждый народ
сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него
гарантом жизни. Каждая национальная культура принадлежит всему
человечеству и обязана самовыразиться перед всем регионом. Республика
Татарстан поликультурна, здесь созданы условия для развития творчества
каждой национальности.
В последнее десятилетие, с созданием довольно активно
функционирующего Всемирного конгресса татар с административным
центром в городе Казань, проводится большая работа по расширению связи
татар, проживающих в Республике, с татарами различных регионов России
и за ее пределами, в том числе в области культуры тюркских, финно-
угорских, славянских народов. Казань – это не только татарский город, это
целый «мир».
При всей богатой и уникальной вариативности культуры, связанной с
особенностями формирования и развития народа, для народа населяющих
регион Республики Татарстан характерными являются доминирование
единого самоназвания – татары и общественного пласта материальной и
духовной культуры. Единство культуры народа особенно ярко проявляется
в языке,
обрядах и обычаях,
декоративно-прикладном искусстве, в
музыкальном и танцевальном искусстве, народном костюме, пище.
Язык его особенности (лексические, фонетические, грамматические)
были заложены еще в древнетюркском, финоугорском и славянском языках
многие элементы которого продолжают бытовать в современном языке [1].
Язык является старописьменным, имеют давнюю непрерывную письменно-
литературную традицию. Таким образом, национальный литературный
язык с понятными всему татарскому народу чертами, не имеющий резких
отличий между собой (Казань, Оренбург, Троицк, Уфа). В ходе развития
татарского литературного языка некоторые традиционные формы были
утрачены, но они сохранились в говорах.
Имея тысячелетнюю историю функционирования среди татар, ислам
сыграл огромную роль в формировании основных направлений социальной,
экономической, политической жизни, духовной и бытовой культуры
татарского народа, определил их основные особенности. Общественное
сознание татарского народа развивалось в тесной связи с традиционными
исламскими
представлениями
и
идеями.
Ислам
и
осознание
своей
принадлежности к «мусульманскому миру» у татар с самого начала
переплетались с формирующимся осознанием своей принадлежности к
определенной этнической общности в рамках конкретных географических
границ[2]. В лоне исламской культуры сформировался и образ жизни татар-
мусульман. Он включал в себя как повседневные нормы поведения, так и
оформление наиболее значимых моментов в жизни человека, в целом всю
культуру народа. Традиционная культура в нашем сознании постепенно
2
приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже
не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение
национального наследия. Именно уважительное отношение к фольклору,
владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них
позволяют нам понять и принять глобальную сущность нации, ее
этнопсихологию и вариативность ее развития.
Высокопрофессиональные работы татарских писателей, поэтов,
художников, композиторов, артистов, архитекторов одинаково значимых
для всех татар, является неотъемлемой частью российской и мировой
культуры, а татарский народ – частью общероссийской нации.
Проводятся Дни национальных культур, где праздники каждого
народа проходят с активным участием жителей многих национальностей на
базе
фольклорных
коллективов.
Они
активные
участники
всех
общегородских праздников и мероприятий. Массовые праздники, которые в
городе приняли небывалые масштабы – это концентрация всех творческих
сил и места проявления творческих способностей. Например, национальный
праздник Сабантуй - остается активно функционирующим явлением
этнической культуры татар[3]. Он становится эффективным механизмом
воспитания, поддержания этничности в современном глобализирующемся
мире, уже затронувшем, преобразившем многие стороны жизни и быта
татар,
механизмом
межпоколейной
передачи
элементов
этнической
культуры. Недаром члены делегаций из регионов России, многие из которых
уже выросли в иноэтнической среде, отмечают, что для них участие в
различных
мероприятиях
–
не
только
встреча,
знакомство
с
соплеменниками,
но
и
приобретение
опыта
их
проведения.
Это
эффективный механизм объединения культур в рамках района, области и
наконец, Республики Татарстан в целом. Не менее важным является и то,
что это может быть своеобразный способ презентации культуры народа,
живущих на территории Республики Татарстан перед другими народами.
В течение столетий народное творчество народа Республики
Татарстан сложилось в своеобразный синтез оседло-земледельческой и
степной кочевнической культуры. Особая роль в формировании этого
искусства
принадлежит
Казанскому
ханству
–
государству
с
высокоразвитыми ремесленными традициями, истоки которых связаны с
городскими ремеслами Волжской Булгарии и Золотой Орды[4]. Издревле
татарское
искусство
находилось
под
воздействием
художественных
традиций и эстетических канонов тюрко-исламских цивилизаций Востока и
это ярко отразилось на всех его видах.
Изготовление декоративных тканей, сложных и богато
орнаментированных головных уборов, производство различных видов
обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы
костюма выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету,
материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Большую роль
в
формировании
богатой
вариативности
народной
одежды
играли
3
особенности этнической истории и социально-экономического развития
групп татарского народа, а также природные условия обитания, этническое
окружение и конфессиональная принадлежность. Определенное значение
имела и территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной
историей
народа
в целом. С одной
стороны сказывались
влияния
европейской и русской культуры, с др. стороны консолидации татарского
этноса вокруг казанских татар. Изменение стиля сказалось на основных
элементах костюма, покрое нижней и верхней одежды, головных уборах.
Музыкальная культура является величайшим памятником истории
народа и частью его духовной культуры. С созданием централизованного
государства Волжской Булгарии, принятия ислама как официальной
религии, а также разделение населения по социальному, конфессиональному
признакам определило формирование разных традиций в музыкальной
культуре. В итоге формировалась своя жанровая система, характерный
стиль интонирования. «…Каждое слово языка, каждая его форма, каждое
выражение
есть результат мысли и чувства человека, через которые
отразилась в слове природа страны и история народа.» К.Д.Ушинский[5].
Еще одной особенностью является хореографическое искусство,
как
синтетический вид искусства,
включивший в себя различные виды
искусств: собственно хореографию, музыку, драматургию, живопись имеет
уникальный и неповторимый национальный колорит, присущий каждому
народу, который преломляясь, на протяжении многих столетий, становился
необходимым компонентом хореографического образного мышления новой
эпохи. Хореографическое искусство понятие, исторически развивающееся и
требующее новаторства, поэтому оно обновляется, как обновляется вся
жизнь народа. В центре
искусства
выступает сам человек, как
производящий и осваивающий ее ценности для своего времени. Искусство
народного танца – одно из древнейших. У каждого народа сложились свои
танцевальные традиции, свой хореографический язык и пластическая
выразительность, есть свой, наиболее характерный для него танец. Это
ценнейшее культурное достояние всех народов, которое необходимо
осваивать, любить, ценить и беречь. Не желание понимать же молодежью
народного танца, созданного на протяжении многих веков народом,
происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании,
упущении в культурной работе и почти полного отсутствия пропаганды
народного искусства в целом. Утратить богатства народной культуры -
значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей
страны, но и общему культурному фонду всего человечества.
Немаловажную роль в развитии народной культуры
хореографического искусства играет инновационная функция разных видов,
форм и жанров. Оригинальный хореографический жанр это искусство
пластики и неординарного мышления и именно ей принадлежит ведущая,
основная роль в создании «нового танца», в силу своих изобразительно
выразительных
возможностей
более,
чем
другой
вид
жанра
4
хореографического искусства - чужд натуралистической подробности,
обыденной достоверности и примитивности. [6]
Использование оригинального хореографического жанра в
постановке народного танца связано с открытием новых хореографических
миров
традиционной
культуры,
которые,
являясь
творческим
продолжением
опознанного
и
достигнутого,
расширяют
горизонты
искусства за счет выявления самобытных и сильных сторон, присущих
каждому виду искусства. Новые штрихи, вносимые в искусство народного
танца, обогащают ее, углубляют и развивают. Используя неисчерпаемые
возможности пластики человеческого тела и экспериментальных поисков
великих балетмейстеров на протяжении
многих веков, хореография сегодня
дает прекрасные результаты в области развития
«нового танца» в
профессиональном искусстве танца модерн. В свою очередь современная
жизнь вынуждает вносить и в народный танец новые хореографические
измерения, новые пластические интонации, поэтому каждый хореограф,
хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене
современной
тематики,
но
и
использования
всех
возможностей
современного хореографического мышления. Речь в данном случае идет о
самобытной и инновационной функции оригинального хореографического
жанра
- абстракции,
являющейся механизмом не только творческого
мышления, но и развития культуры народного танца. Первая функция
нацеливает общество на воспитание творческой
личности, мыслящей
движениями, думающей своим телом и способной создать определенные
национальные художественные образы и сформировать в иной сугубо
индивидуальный характер художественно-творческого мышления. В свою
очередь
вторая
функция
обеспечивает
решение
творческих
задач
посредством содержательного перетолкования унаследованных стереотипов
действия в пределах жестких и неизменных формальных схем, которые
необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя образ и
культуру
данного
народа,
наделенной
выразительной
пластикой,
не
утрачивая глубину вековых традиций.
Процесс бурного развития современного танца, достигает такого
уровня, что для успешного продолжения традиционного танца возникает
острая необходимость в появлении нового, оригинального, которая вывела
бы народную хореографию как искусство народного хореографического
творчества в русло современного европейского хода жизни всего мира. И
это
историческая
миссия
зачинания
«нового
направления»
в
хореографической культуре может быть явление еще одной ступени
возрождения народного традиционного танца, качественно сложившиеся в
традициях народа.
В новых условиях начал бурно развиваться Татарстан, параллельно
возрождается
вся
культура.
Этот
процесс
сопровождается
самоутверждением народа, который затронул также и самосознание ряда
этнических групп, имеющие древние корни на территории компактного
5
проживания. Любая развитая нация включает в свой состав элементы
многих культур.
В орбиту сильной культуры неизбежно попадают более или менее
отдаленные народы. Это оказались не только тюркские, но и финские
народы. Высокая культура, развитый язык - не только государственный, но
и литературный, веротерпимость и эффективная финансовая система и т.д.
Для каждой этнической общности, населяющей Республику
Татарстан, помимо статистического характера и переписи населения,
существующие особенности
оказывают непосредственное влияние на
дальнейшую судьбу культуры народа.
Список использованной литературы:
1. Салахутдинов, Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические и
досуговые технологии» // Казань: 2005.
2. Хакимов, Р.С. Габдрахманова, Г.Ф. Татары // Казань: 2010.
3.
Акопян-Шупп, Р. Роль танцевальной практики в хореологии // Голос
художника: проблема синтеза в современной хореографии / Материалы
международной конференции. В.: 1999. с. 3-15.
4.
Балет: энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 2000.
5.
Бурцева, Г. Принципы композиции современного танцевального жанра //
Культурная
традиция
и
современный
танец
в
образоватьельном
хореографическом пространстве сибирского региона: сб. статей. Барнаул:
из-во АлГАКИ, 2006. с.121.
6.
Герасимова, И. Философское понимание танца // Вопросы философии/
1998.№4 с.50-63.
7.
Валукин, Е. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.: 1992.
8.
Захаров, Р. Записки балетмейстера. М.: 2000.
9.
Смирнов, И. работа балетмейстера над хореографическим произведением.
М.: 2001.
6
7