Напоминание

"Влияние особенностей поликультурного региона РТ на развитие традиционного танца в современных условиях"


Автор: Хузина Гузялия Накиповна
Должность: преподаватель народно-сценического танца
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние особенностей поликультурного региона РТ на развитие традиционного танца в современных условиях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние особенностей поликультурного региона РТ на развитие

традиционного танца в современных условиях.

«…нет народа, который произошел от одного корня.

И не надо искать какое-либо древнее племя как

предка ныне существующего этноса

Как бы это ни было легендарно,

соблазнительно и престижно!»

Лев Гумилев.

Имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции,

Республика Татарстан сформировалась на огромной территории под

влиянием

различных

этно-исторических,

этноконфиссиональных,

природноклиматических, социальных условий, различного этноэтнического

окружения

(различных

групп

тюркских,

финно-угорских,

славянских

народов). Татары составляют вторую по численности этническую группу

россиян и являются одной из государствообразующих наций.

Предметом особого внимания становится также изменение

национального состава населения РТ. Этот показатель играет важную роль в

формировании

приоритетов

этнокультурного

развития

субъектов

Республики Татарстан и направлений дальнейшего совершенствования

федеративного обустройства многонациональной, поликонфессиональной и

поликультурной республики. Сегодня трудно представить регион, где бы

ни проживали наши соплеменники. География их расселения сложилась

исторически и во многом отражает основные вехи становления и развития

Республики Татарстан.

Географические, природно-климатические и

социально-экономические особенности регионов, многовековые традиции

межкультурного взаимодействия накладывают определенный отпечаток на

жизнедеятельность татарских общин.

Самобытные культурно-языковые особенности и сегодня сохраняются

и развиваются в кругу семьи, в рамках национально-культурных автономий,

ярко проявляются в дни народных праздников. Однако эти отличия культур

никогда не мешали ощущать себя частью единого целого государства РТ.

Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения.

Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей

жизни народа, его биосоциальной сущности. Являясь особого рода

социальным организмом, нация самостоятельно определяет свое культурное

развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор –

другие культуры в республике, влияющие на это развитие. Отсюда

наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во первых,

как неповторимой, уникальной по форме, и как части разноцветной мозаики

1

региональной культуры, осознающей и проявляющейся в ней. У каждой

национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия,

свои драмы и трагедия, свое видение мира. Свое будущее каждый народ

сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него

гарантом жизни. Каждая национальная культура принадлежит всему

человечеству и обязана самовыразиться перед всем регионом. Республика

Татарстан поликультурна, здесь созданы условия для развития творчества

каждой национальности.

В последнее десятилетие, с созданием довольно активно

функционирующего Всемирного конгресса татар с административным

центром в городе Казань, проводится большая работа по расширению связи

татар, проживающих в Республике, с татарами различных регионов России

и за ее пределами, в том числе в области культуры тюркских, финно-

угорских, славянских народов. Казань – это не только татарский город, это

целый «мир».

При всей богатой и уникальной вариативности культуры, связанной с

особенностями формирования и развития народа, для народа населяющих

регион Республики Татарстан характерными являются доминирование

единого самоназвания – татары и общественного пласта материальной и

духовной культуры. Единство культуры народа особенно ярко проявляется

в языке,

обрядах и обычаях,

декоративно-прикладном искусстве, в

музыкальном и танцевальном искусстве, народном костюме, пище.

Язык его особенности (лексические, фонетические, грамматические)

были заложены еще в древнетюркском, финоугорском и славянском языках

многие элементы которого продолжают бытовать в современном языке [1].

Язык является старописьменным, имеют давнюю непрерывную письменно-

литературную традицию. Таким образом, национальный литературный

язык с понятными всему татарскому народу чертами, не имеющий резких

отличий между собой (Казань, Оренбург, Троицк, Уфа). В ходе развития

татарского литературного языка некоторые традиционные формы были

утрачены, но они сохранились в говорах.

Имея тысячелетнюю историю функционирования среди татар, ислам

сыграл огромную роль в формировании основных направлений социальной,

экономической, политической жизни, духовной и бытовой культуры

татарского народа, определил их основные особенности. Общественное

сознание татарского народа развивалось в тесной связи с традиционными

исламскими

представлениями

и

идеями.

Ислам

и

осознание

своей

принадлежности к «мусульманскому миру» у татар с самого начала

переплетались с формирующимся осознанием своей принадлежности к

определенной этнической общности в рамках конкретных географических

границ[2]. В лоне исламской культуры сформировался и образ жизни татар-

мусульман. Он включал в себя как повседневные нормы поведения, так и

оформление наиболее значимых моментов в жизни человека, в целом всю

культуру народа. Традиционная культура в нашем сознании постепенно

2

приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже

не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение

национального наследия. Именно уважительное отношение к фольклору,

владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них

позволяют нам понять и принять глобальную сущность нации, ее

этнопсихологию и вариативность ее развития.

Высокопрофессиональные работы татарских писателей, поэтов,

художников, композиторов, артистов, архитекторов одинаково значимых

для всех татар, является неотъемлемой частью российской и мировой

культуры, а татарский народ – частью общероссийской нации.

Проводятся Дни национальных культур, где праздники каждого

народа проходят с активным участием жителей многих национальностей на

базе

фольклорных

коллективов.

Они

активные

участники

всех

общегородских праздников и мероприятий. Массовые праздники, которые в

городе приняли небывалые масштабы – это концентрация всех творческих

сил и места проявления творческих способностей. Например, национальный

праздник Сабантуй - остается активно функционирующим явлением

этнической культуры татар[3]. Он становится эффективным механизмом

воспитания, поддержания этничности в современном глобализирующемся

мире, уже затронувшем, преобразившем многие стороны жизни и быта

татар,

механизмом

межпоколейной

передачи

элементов

этнической

культуры. Недаром члены делегаций из регионов России, многие из которых

уже выросли в иноэтнической среде, отмечают, что для них участие в

различных

мероприятиях

не

только

встреча,

знакомство

с

соплеменниками,

но

и

приобретение

опыта

их

проведения.

Это

эффективный механизм объединения культур в рамках района, области и

наконец, Республики Татарстан в целом. Не менее важным является и то,

что это может быть своеобразный способ презентации культуры народа,

живущих на территории Республики Татарстан перед другими народами.

В течение столетий народное творчество народа Республики

Татарстан сложилось в своеобразный синтез оседло-земледельческой и

степной кочевнической культуры. Особая роль в формировании этого

искусства

принадлежит

Казанскому

ханству

государству

с

высокоразвитыми ремесленными традициями, истоки которых связаны с

городскими ремеслами Волжской Булгарии и Золотой Орды[4]. Издревле

татарское

искусство

находилось

под

воздействием

художественных

традиций и эстетических канонов тюрко-исламских цивилизаций Востока и

это ярко отразилось на всех его видах.

Изготовление декоративных тканей, сложных и богато

орнаментированных головных уборов, производство различных видов

обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы

костюма выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету,

материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Большую роль

в

формировании

богатой

вариативности

народной

одежды

играли

3

особенности этнической истории и социально-экономического развития

групп татарского народа, а также природные условия обитания, этническое

окружение и конфессиональная принадлежность. Определенное значение

имела и территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной

историей

народа

в целом. С одной

стороны сказывались

влияния

европейской и русской культуры, с др. стороны консолидации татарского

этноса вокруг казанских татар. Изменение стиля сказалось на основных

элементах костюма, покрое нижней и верхней одежды, головных уборах.

Музыкальная культура является величайшим памятником истории

народа и частью его духовной культуры. С созданием централизованного

государства Волжской Булгарии, принятия ислама как официальной

религии, а также разделение населения по социальному, конфессиональному

признакам определило формирование разных традиций в музыкальной

культуре. В итоге формировалась своя жанровая система, характерный

стиль интонирования. «…Каждое слово языка, каждая его форма, каждое

выражение

есть результат мысли и чувства человека, через которые

отразилась в слове природа страны и история народа.» К.Д.Ушинский[5].

Еще одной особенностью является хореографическое искусство,

как

синтетический вид искусства,

включивший в себя различные виды

искусств: собственно хореографию, музыку, драматургию, живопись имеет

уникальный и неповторимый национальный колорит, присущий каждому

народу, который преломляясь, на протяжении многих столетий, становился

необходимым компонентом хореографического образного мышления новой

эпохи. Хореографическое искусство понятие, исторически развивающееся и

требующее новаторства, поэтому оно обновляется, как обновляется вся

жизнь народа. В центре

искусства

выступает сам человек, как

производящий и осваивающий ее ценности для своего времени. Искусство

народного танца – одно из древнейших. У каждого народа сложились свои

танцевальные традиции, свой хореографический язык и пластическая

выразительность, есть свой, наиболее характерный для него танец. Это

ценнейшее культурное достояние всех народов, которое необходимо

осваивать, любить, ценить и беречь. Не желание понимать же молодежью

народного танца, созданного на протяжении многих веков народом,

происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании,

упущении в культурной работе и почти полного отсутствия пропаганды

народного искусства в целом. Утратить богатства народной культуры -

значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей

страны, но и общему культурному фонду всего человечества.

Немаловажную роль в развитии народной культуры

хореографического искусства играет инновационная функция разных видов,

форм и жанров. Оригинальный хореографический жанр это искусство

пластики и неординарного мышления и именно ей принадлежит ведущая,

основная роль в создании «нового танца», в силу своих изобразительно

выразительных

возможностей

более,

чем

другой

вид

жанра

4

хореографического искусства - чужд натуралистической подробности,

обыденной достоверности и примитивности. [6]

Использование оригинального хореографического жанра в

постановке народного танца связано с открытием новых хореографических

миров

традиционной

культуры,

которые,

являясь

творческим

продолжением

опознанного

и

достигнутого,

расширяют

горизонты

искусства за счет выявления самобытных и сильных сторон, присущих

каждому виду искусства. Новые штрихи, вносимые в искусство народного

танца, обогащают ее, углубляют и развивают. Используя неисчерпаемые

возможности пластики человеческого тела и экспериментальных поисков

великих балетмейстеров на протяжении

многих веков, хореография сегодня

дает прекрасные результаты в области развития

«нового танца» в

профессиональном искусстве танца модерн. В свою очередь современная

жизнь вынуждает вносить и в народный танец новые хореографические

измерения, новые пластические интонации, поэтому каждый хореограф,

хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене

современной

тематики,

но

и

использования

всех

возможностей

современного хореографического мышления. Речь в данном случае идет о

самобытной и инновационной функции оригинального хореографического

жанра

- абстракции,

являющейся механизмом не только творческого

мышления, но и развития культуры народного танца. Первая функция

нацеливает общество на воспитание творческой

личности, мыслящей

движениями, думающей своим телом и способной создать определенные

национальные художественные образы и сформировать в иной сугубо

индивидуальный характер художественно-творческого мышления. В свою

очередь

вторая

функция

обеспечивает

решение

творческих

задач

посредством содержательного перетолкования унаследованных стереотипов

действия в пределах жестких и неизменных формальных схем, которые

необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя образ и

культуру

данного

народа,

наделенной

выразительной

пластикой,

не

утрачивая глубину вековых традиций.

Процесс бурного развития современного танца, достигает такого

уровня, что для успешного продолжения традиционного танца возникает

острая необходимость в появлении нового, оригинального, которая вывела

бы народную хореографию как искусство народного хореографического

творчества в русло современного европейского хода жизни всего мира. И

это

историческая

миссия

зачинания

«нового

направления»

в

хореографической культуре может быть явление еще одной ступени

возрождения народного традиционного танца, качественно сложившиеся в

традициях народа.

В новых условиях начал бурно развиваться Татарстан, параллельно

возрождается

вся

культура.

Этот

процесс

сопровождается

самоутверждением народа, который затронул также и самосознание ряда

этнических групп, имеющие древние корни на территории компактного

5

проживания. Любая развитая нация включает в свой состав элементы

многих культур.

В орбиту сильной культуры неизбежно попадают более или менее

отдаленные народы. Это оказались не только тюркские, но и финские

народы. Высокая культура, развитый язык - не только государственный, но

и литературный, веротерпимость и эффективная финансовая система и т.д.

Для каждой этнической общности, населяющей Республику

Татарстан, помимо статистического характера и переписи населения,

существующие особенности

оказывают непосредственное влияние на

дальнейшую судьбу культуры народа.

Список использованной литературы:

1. Салахутдинов, Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические и

досуговые технологии» // Казань: 2005.

2. Хакимов, Р.С. Габдрахманова, Г.Ф. Татары // Казань: 2010.

3.

Акопян-Шупп, Р. Роль танцевальной практики в хореологии // Голос

художника: проблема синтеза в современной хореографии / Материалы

международной конференции. В.: 1999. с. 3-15.

4.

Балет: энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 2000.

5.

Бурцева, Г. Принципы композиции современного танцевального жанра //

Культурная

традиция

и

современный

танец

в

образоватьельном

хореографическом пространстве сибирского региона: сб. статей. Барнаул:

из-во АлГАКИ, 2006. с.121.

6.

Герасимова, И. Философское понимание танца // Вопросы философии/

1998.№4 с.50-63.

7.

Валукин, Е. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.: 1992.

8.

Захаров, Р. Записки балетмейстера. М.: 2000.

9.

Смирнов, И. работа балетмейстера над хореографическим произведением.

М.: 2001.

6

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика