Авторы: Глазырина Татьяна Анатольевна, Уфимцева Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 «Солнышко» города Белово
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: методическая разработка по развитию речи
Тема: Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 «Солнышко» города Белово
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми
дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи
Использованы материалы из открытых источников сети интернет.
Составили воспитатели Глазырина
Татьяна Анатольевна
Уфимцева
Наталья Викторовна
Одним
из
направлений
развития
речи
детей
является
разучивание
стихотворений.
Классический способ заучивания стихотворений.
Он состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое
настроение,
соответствующее
стихотворению.
Например,
если
стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в
книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить
слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
Выразительное чтение стиха взрослым.
Далее
взрослый
выразительно
прочитывает
стихотворение
и
делает
небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом
этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
Обсуждение.
Задайте следующие вопросы?
– О чем стихотворение?
– Понравилось ли тебе?
– Что запомнилось из стихотворения?
– Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами
начинается
и
заканчивается
стихотворение?
Как
описывается
лес
в
стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.
Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его
запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете
(подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще
раз читаете и ребенок повторяет.
Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на
строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет
без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала
выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.
Воспроизведение стиха ребенком.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза.
Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные
промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка
рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс
запоминания
информации
и
увеличивающих
объём
памяти
путём
образования искусственных ассоциаций.
Как
любая
работа,
мнемотехника
строится
от
простого
к сложному. Начинается
работа
с
простейших мнемоквадратов. Так
проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его
символическое
обозначение.
Дети
постепенно
понимают,
что
значит
«зашифровать
слово».
Для
3-5
лет
необходимо
давать
цветные
мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные
образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем
дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем
последовательно
переходим
к мнемодорожкам. Потом
переходим
к
поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению
предложений
по
условным
символам.
И
позже
к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и
размера текста, а также от возраста ребёнка.
Мнемотаблицы
–
это
схемы,
в
которые
заложена
определенная
информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные
на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов
в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию
связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении
составлению
рассказов,
пересказов,
отгадывание
загадок,
заучивании
стихов.
Целью
является,
развивать
зрительную
и
речеслуховую
память,
активизировать словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим
детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения,
составлять
четкий
внутренний
план
умственных
действий,
речевого
высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
-
применение
наглядного
моделирования
оказывает
положительное
влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений
увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так
как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и
запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ,
сохранившийся
у
ребёнка
после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на
каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении
стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения
дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения
предметов,
а
символы,
что
значительно
облегчает
детям
поиск
и
запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому
материалу.
Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала
и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на
том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек
в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту
взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все
ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно
запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными
картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на
более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают
ассоциации.
Наглядная
схема
выступает
в качестве
плана
речевого
высказывания.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут
учить его наизусть;
2.
Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли,
словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное
слово),
Ребёнок
придумывает
ассоциациативный
образ
(картинку)
и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем
стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные
психические
процессы
-
память,
внимание,
образное
мышление.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в
нашем случае более простым, интересным, творческим.
«Дикие животные»
У лисы
в лесу глухом
есть нора –
надёжный дом.
^ Под кустами
ёж колючий
нагребает
листьев кучу.
Спит
в берлоге
косолапый,
до весны сосёт
там лапу.
Есть у каждого
свой дом.
^ Всем тепло,
уютно в нём.
«Киска»
Телевизор
вместе с нами
смотрит
наша киска.
Видит
мышку
на экране.
Мышка,
вроде, близко.
Мог бы славным
быть обед.
Только хвать,
а мышки нет!
«Белый мишка»
Белый
мишка
на рыбалку
не спеша
идёт
вразвалку.
Чует
мишка-
рыболов,
что богатый
ждёт улов.
«Подарки осени»
Ходит
осень
в нашем парке.
Дарит
осень
всем подарки.
Бусы красные -
рябине,
фартук розовый
-
осине,
зонтик желтый - тополям,
фрукты
осень
дарит нам.
«Хлеб»
Вот он
хлебушек
душистый,
вот он круглый,
золотистый.
В каждый дом,
на каждый стол
он пожаловал,
пришёл.
^ В нём
здоровье,
сила наша.
В нём чудесное
тепло.
Сколько рук
его растило,
охраняло,
берегло!
Осень
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
А. Барто «Весна идёт»
Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.
Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
«Непоседа Васенька»
Непоседа – Васенька не сидит на месте,
Непоседа – Васенька не сидит на месте.
Непоседа – Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
«Помощники весны»
Лёня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из под ведра:
Этак мне придётся скоро,
Убираться со двора!