Автор: Кондракова Наталья Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№68 "Теремок"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Проектная деятельность как один из современных подходов развития познавательной активности дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность
как один из современных подходов развития познавательной
активности дошкольников
(Опыт работы)
Развить способности – значит вооружить ребёнка
способом деятельности, дать ему в руки ключ,
принцип выполнения работы, создать условия для
выявления и расцвета его одарённости.
Н.Волков.
Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка,
которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
детей,
в
результате
которого
они
овладевают
некоторой
суммой
представлений, знаний и умений, практически их применяют.
Темы проектов могут быть самыми различными: семья, животный и
растительный мир, транспорт, космос. Определяется тема педагогом с учётом
учебных задач или может быть предложена самими детьми.
Педагоги организуют проектную деятельность с детьми уже с младшего
дошкольного возраста. Основной упор делается на сенсорные ощущения
малышей. Например, формируются представления о внешнем виде птиц;
способах их передвижения и питания.
В работе с детьми среднего возраста - формируются представления об
образе жизни птиц (на земле, в воздухе, на воде); устанавливаются связи
между
изменением
погодных
условий
и
перелётом
птиц;
изучается
поведение, способы размножения.
Со старшими детьми планируются более сложные задачи, которые
реализуются
через
исследовательскую
деятельность.
Планируется
содержание, формы, методы работы по проекту:
•
Наблюдение в естественной среде: наблюдение за птицами на территории
учреждения, города (экскурсии в парк и по улицам);
•
Обследование и многоплановое изучение объекта;
•
Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций;
•
Прослушивание музыкальных произведений;
•
Обыгрывание
заданной
темы:
во
время
утренней
гимнастики
и
психогимнастики, пальчиковой гимнастики; во время игровой деятельности
и театрализованной; во время прогулок.
•
Продуктивные виды деятельности.
Работа над реализацией проекта осуществляется поэтапно.
Первый этап включает:
- выбор темы проекта,
- постановка цели проекта,
- прогнозирование результата,
- сроки реализации проекта.
Задача педагога на этом этапе - заинтересовать воспитанников работой
над реализацией проекта.
На втором этапе:
- планируются программные задачи и содержание работы по реализации
проекта,
- идёт подбор и изготовление необходимого материала.
Третий этап включает работу по реализации проекта.
Педагоги организуют образовательный процесс таким образом, чтобы
обеспечить условия для развития детей в разных видах деятельности, с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
На четвёртом этапе
подводятся итоги работы по достижению
поставленной цели и оформляются результаты.
Каждый
проект
при
завершении
имеет
свой
продукт,
который
оформляется в виде: модели, книги, газеты, выставки работ, спектакля. На
презентацию
приглашаются
гости,
родители. В торжественной обстановке
подводятся
итоги,
демонстрируются
продукты
деятельности
участников
проекта,
проводятся
награждения.
Родители могут получить рекомендации
по дальнейшей работе с детьми дома.
На этапе разработки содержания игр-занятий, прогулок, наблюдений,
экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно
тщательно продумывать и организовать в ДОУ среду таким образом, чтобы
она являлась «фоном» к эвристической поисковой деятельности.
Например, начиная работать над проектом «Живое дерево», воспитатели
и
специалисты
отработали
прохождение
всех
его
основных
этапов:
определили цели, задачи и сроки реализации проекта; подготовили материал
для основных методов исследования. В качестве объекта было выбрано
дерево, объект, который находится рядом с человеком и на примере которого
можно наблюдать ярко выраженные сезонные изменения.
В группах с детьми проводились беседы о деревьях. Педагоги
организовали экскурсии: по территории детского сада, в лесопарк, в сквер.
Во время экскурсий рассматривали деревья, читали о них стихи, обращались
к ним, как к друзьям (прижимались щекой, обнимали их, играли). Каждая
подгруппа детей выбрала «своё» дерево. Дали им имена, наблюдали за ними,
ухаживали, делали зимой кормушки, чтобы к деревьям прилетали птицы. В
дневнике отмечали результаты своих наблюдений, делали гербарии из
листьев.
На музыкальных занятиях слушали аудиозаписи: произведения о
растительном мире, звуки леса, шелест кроны деревьев. По шелесту
определяли настроение деревьев.
Во время изобразительной деятельности дети делали зарисовки дерева,
как по заданию педагога, так и по собственному замыслу. Оформляли
выставки, рассматривали работы друг друга.
На занятиях познавательного цикла сочиняли рассказы или сказки о
деревьях. В подготовительной к школе группе сделали рекламный ролик на
тему: «Деревья наши друзья», делились опытом своего общения с деревом.
В свободное время и дома с родителями дети читали художественную
литературу о деревьях, оформляли свои дневники, изготавливали поделки.
По окончании проекта был организован праздник «День дерева». В этот
день дети поздравляли своё дерево, ухаживали за ним, убирали вокруг мусор,
водили вокруг него хороводы, играли в подвижные игры.
В результате работы над проектом у детей: расширились представления
о деревьях; возрос познавательный интерес к растительному миру нашей
планеты; окрепло чувство любви к родной природе.
Проектная
деятельность
имеет
большое
значение
для
развития
познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей
знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных
видах
деятельности.
Общее
дело
развивает
коммуникативные
и
нравственные качества.
В результате проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
формируются
исследовательские
навыки;
развиваются
познавательная
активность,
самостоятельность,
творчество,
умение
планировать
как
самостоятельную работу, так и в коллективе. Все эти качества способствуют
в дальнейшем обучению детей в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с
приоритетом интеллектуального развития детей / Н.В. Микляева, Ю.В.
2.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П.
Никитин. – 3-е изд. доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
3.
Рылеева Е.В. Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков
сотрудничества у детей 4-6 лет / Е.В. Рылеева. - М.: Айрис-Пресс, 2003.
– 160 с.
4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие
/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5.
Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по обновам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /
Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
– 136 с.
6.
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Методическое пособие./Составитель: И.С. Христюк. – Чита: ЧИПКРО,
2007. - 113с.