Автор: Тишкина Ирина Аександровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№68 "Теремок"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: Инновационные технологии
Тема: Проект "Природная тропа - дорога к здоровью"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Природная тропа –дорога к
здоровью»
Паспорт проекта
Вид проекта: спортивно – оздоровительный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели
групп, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность», «Познание».
Проблема:
Анализ состояния здоровья наших воспитанников показал, что при наших
природных условиях; холодная зима и осень, дождливое и холодное лето;
сокращённое время пребывания детей на свежем воздухе, отсюда нехватка
игровой и двигательной деятельности, условий для закаливания.
Экологическая тропа должна стать стартовой площадкой для развития
физических качеств, закаливания, кислородного дыхания дошкольников.
Отсюда возникает проблема, как помочь им реализовать своё право на
здоровье и счастливую жизнь, а экологическая тропа в детском саду станет
важнейшим местом взаимодействия с природой и получением знаний, как
оздоровительных, так и игровых.
Актуальность:
Одной из главных задач детского сада - это здоровье воспитанников. Каждый
родитель хочет, чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегал
не уставая, играл с ребятами во дворе в спортивные и подвижные игры, а
самое главное не болел. Мы учим детей с самого раннего возраста ценить,
беречь и укреплять своё здоровье просим родителей на личном примере
демонстрировать здоровый образ жизни. Всё это можно проводить в
естественных условиях - на экологической тропе. Физическое воспитание и
оздоровительная работа на экологической тропе сегодня актуальна и
позволяет научить детей относиться к своему здоровью бережно и
ненавязчиво, в игровой форме, при этом приобретая знания о родной
природе. Как дети воспринимают экологическую тропу и с помощью игровой
деятельности определяют, что полезно для укрепления их здоровья? Какие
игровые упражнения помогают правильной осанки, а растения на тропе
полезны? При помощи, каких упражнений, можно развивать физические
качества: быстроту, силу, ловкость и обогатить свои двигательные
возможности? Для чего необходима дисциплина и правила в процессе
игровой деятельности на экологической тропе? В ходе проекта все эти
вопросы успешно реализовываются. Дары природы на экологической тропе
должны стать для наших воспитанников укрепляющим фактором здоровья.
Экологическая тропа - это источник сохранения и укрепления здоровья
воспитанников детского сада.
Степень разработанности проблемы: Учебные пособия, существующие на
сегодняшний день, недостаточно широко раскрывают вопрос по
ознакомлению дошкольников с экологической тропой, через спортивно -
оздоровительную работу в доступной для их восприятия форме. Поэтому мы
решили раскрыть проблему более полно с помощью созданного проекта.
Объект проектной деятельности:
Процесс приобщения детей с помощью экологической тропы к физическим
нагрузкам, закаливанию организма и заботе об окружающей среде.
Предмет проектной деятельности:
Инновационные технологии: проектный метод игровых технологий и
условия, созданные для реализации проекта.
Цель проекта:
Создание мотивации в сохранении и укреплении физического и
психического здоровья каждого ребёнка в природных условиях.
Развитие наглядно – действенного мышления; стимулирующего поиска
новых способов решения практических задач на экологической тропе.
Создание на ней условий для полноценной деятельности и укреплению
здоровья детей.
Задачи проекта:
1. Сформировать у младших дошкольников основы здоровьесбережения на
экологической тропе.
2. Развивать здоровьесберегающую деятельность детей на экологической
тропе.
3. Формировать у детей элементарные представления об игровой и
здоровьесберегающей деятельности на экологической тропе.
4. Обогатить знаниями закаливающих, физических, игровых, двигательных
действий в окружающем нас мире.
5. Обогатить словарь, пословицами, поговорками о здоровье, которые
приносит нам природа.
6. Помочь применять эти знания на практике в ходе игровой,
здоровьесберегающей деятельности.
7. Развивать физические качества, оздоровительные, познавательные
способности в практической и исследовательской деятельности.
8. Помочь детям через игровую деятельность развивать, раскрывать
личностное отношение к проблеме, проявлять индивидуальность.
9. Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе
проекта.
10. Вовлечь родителей в реализацию проекта –
творческий,здоровьесберегающий процесс экологической тропы.
Гипотеза:
Если мы в процесс ознакомления детей с экологической тропой детского
сада, с экологической лесной тропой; будем использовать её по назначению с
целью приобщения к здоровому образу жизни с помощью инновационных
технологий, а реализация идеи и замысел проекта будет производиться в
естественных условиях.
Использование художественно – иллюстрированного материала; бесед,
наблюдений, экскурсий приведёт к продуктивной деятельности
воспитанников.
Ресурсы:
Материально – технические:
ТСО
Макет экологической тропы
Карточки значимости точек экологической тропы для здоровья.
Материал для проведения продуктивной и оздоровительной деятельности
Кадровые:
Руководитель проекта воспитатели группы и исполнители проекта -
воспитанники младшего дошкольного возраста.
Информационные:
Информационные стенды иллюстрированная справочная литература о
природе, плакаты.
Принципы образовательного процесса:
1. Интегрированность и преемственность педагогического процесса.
2. Рациональное сочетание разных видов деятельности.
3. Развивающий характер обучения.
4. Дифференцированность подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт
его физических, психологических особенностей, возможностей и интересов.
Методы, которые используются в педагогическом процессе:
Наблюдения.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Целевые прогулки, маршруты.
Разучивание дидактических, подвижных, спортивных игр, эстафет
оздоровительной направленности.
Практическая деятельность детей: участие в спортивных праздниках,
совместной работе, совместных акция
Ожидаемый результат:
• Дети получают элементарные знания о работе организма человека в
природных условиях.
• Приобретут мотивацию в сохранении своего здоровья; получат знания о
здоровом образе жизни; научатся играм, движениям, понятиям «что вредно, а
что полезно для здоровья».
• Выучат упражнения гимнастики, стихи, пословицы и загадки, игры
оздоровительной направленности.
• Приобретут простейшие представления продвижения по экологической
тропе направленные на укрепление их здоровья.
• Смогут демонстрировать свои познания в окружающем мире, через игры,
эстафеты, праздники.
• Должно измениться мнение родителей к данной проблеме.
1 этап подготовительный: (погружение в проект).
Предварительная работа:
1. Изучение точек экологической тропы, детского сада, лесной тропы
2. Разучивание игр, эстафет с элементами оздоровления.
3. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением природных точек.
4. Знакомство с литературными произведениями.
5. Использование валеологических – дидактических игр; сюжетно – ролевых,
театрализованных.
6. Разучивание комплексов дыхательных гимнастик.
Деятельность родителей в реализации проекта:
Помощь педагогам.
Беседы с детьми.
Чтение литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Выполнение домашних заданий совместно с детьми.
Деятельность воспитателя в проекте:
Совместное изучение экологических точек, разучивание игр, эстафет в
интеграции.
Рассматривание игровых ситуаций с помощью, бесед, слайдов,
рисунков, фотографий.
Знакомство с литературными произведениями в заданиях игровой
направленности.
Общая активизация поисковой активности детей с использованием
сюжетно – ролевых игр, оздоровительных игр с элементами
театрализации.
Закрепление разученных комплексов оздоровительных гимнастик,
дидактических игр, в процессе двигательной деятельности детей.
Оказание помощи руководителю в организации и структуре
построения этих игр на экологической тропе с использованием
здоровьесберегающих технологий.
2 этап информационно практика ориентированный: (организация и
осуществление деятельности)
Деятельность руководителя в реализации проекта:
Разработка маршрутов, игр, упражнений игровой, оздоровительной
направленности на экологической тропе.
Организация и проведение бесед с детьми и родителями, подбор
научно – популярной и художественной литературы о здоровом образе
жизни, об экологической тропе и её значении.
Оформление выставок и детских работ.
Разработка домашних заданий в этом направлении для детей и
родителей.
Разработка консультаций и памяток оздоровительной деятельности на
экологической тропе.
Реализация работы по проекту:
Формы организации. Содержание
Цикл игровых занятий на тему: «Экология растений»
Тема: «Что у нас сегодня на экологической тропе?»
Тема: «Чудеса природы!»
Тема: «Загадки и пословицы о здоровом образе жизни».
Тема: «Какие игры и эстафеты помогут в оздоровлении и
закаливании?»
Тема: «Секреты здоровья на маршруте»,
Беседа «Какую пользу приносит экологическая тропа нам!»
Игровые и проблемные ситуации для решения занимательных задач на
экологической тропе. «Мы - друзья леса!»; «Какие растения помогают нам
бороться с болезнями»; «Кто как ведёт себя в лесу»
Игры: с элементами экологического направления (животных, растений,
охрана природы). «Сколько детей у растений»; «Ядовит не ядовит»; «Кто
полезен» (с мячом); «Высота нашей берёзы»; «Урожай»; «Рассада»;
«Вопросы – загадки»
3 этап: заключительный
• Коллективная работа с детьми – изготовление макета экологической тропы.
• Создание картотеки с оздоровительными играми.
• Экологический путешествие «Лесная сказка» - развлечение.
• Совместная акция: «Мы поможем обогатить экологическую тропу»
(строительство оздоровительной дорожки на участке, экологических
модулей)