Авторы: Попова Тамара Васильевна, Тамара Васильевна Попова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ№3" г. Всеволожска
Населённый пункт: г. Всеволожск Ленинградской области
Наименование материала: урок русского языка
Тема: Безударное окончание -и-е у существительных
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
УМК: «Перспектива»
Класс: 4
Тип урока по ведущей цели – открытие новых знаний.
Тема: Правописание безударных окончаний И-Е у имён существительных.
Цель урока:
- отрабатывать последовательность действий (составить алгоритм) при написании безударных падежных окончаний имён
существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и,
- развивать умение проверять правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
- совершенствовать правильное написание слов с изученными орфограммами;
- развивать мышление и творческие способности учащихся.
Познавательные умения:
- развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать выводы, умозаключения,
развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
формировать навык исследовательской деятельности учащихся;
развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;
- соотносить учебное действие с алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
1
- согласовывать позиции партнера и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формулировка
УУД
1.Организационный
момент
Какое у вас настроение?
(Ответы детей)
У. – Я вижу ваши умные, добрые глаза, ваше желание узнать
новое. Думаю, мы подарим друг другу много приятных
мгновений. Я верю в вас. Пусть ваше хорошее настроение
сохранится до конца занятия.
Приветствуют
учителя, проверяют
готовность к уроку
2.Подготовительный
этап. Постановка
проблемы.
1)Словарный диктант: билет, вокзал, газета, заря, железо,
инженер, кастрюля, желать, портрет.
-Какое слово лишнее и почему? (желать-глагол)
-По какому признаку можно объединить остальные слова?
(имена сущ.)
-Какую большую тему изучаем? (Имя существительное.)
На прошлом уроке мы повторили тему «Имя
существительное», выполнили тест все хорошо, поэтому
сразу переходим к теме урока.
2)Слайд 1
Дети пишут
словарные слова в
тетради, комментируя
.
Отвечают на вопросы.
2
Прочитайте предложения:
-Воробьи слетели с ветк…
-Воробьи сидят на ветк…
-Как вы думаете, какая орфограмма пропущена?
-Сформулируйте тему урока ( (Безударное окончание имён
сущ.)
Слайд №2
-Чему будем учиться? (определять, когда в окончании им.
сущ. пишется -и, а когда -е.)
-Что должны создать?
Формулируют тему и
цель урока.
3. Актуализация
знаний учащихся
1) Слайд 3
-Посмотрите на таблицу. Что надо знать и уметь, чтобы
правильно написать безударное окончание у им. сущ.( надо
уметь определять склонение и падеж у им. сущ.)
Анализируют данную
таблицу, определяют
круг знаний и умений.
Познавательные:
- определять круг
своего незнания,
планировать свою
3
-
Проверяем
умение определять склонение. Кто забыл ,
смотрит на памятку на слайде. Заодно -выполняем
физкультминутку.
Слайд №4
-
У слабых учеников
есть
Памятка-Склонение
имён сущ.
Определяют
склонение и
выполняют
физкультминутку.
работу по
изучению
незнакомого
материала;
Коммуникативные:
- отстаивать свою
точку зрения,
соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать
свою точку зрения
с помощью фактов.
-сознавать
важность и
необходимость
правильного
письма.
4
Я буду называть имена существительные.
Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы
хлопаете в ладоши;
-если имя существительное относится ко 2-му склонению, то
приседаете;
-если имя существительное относится к 3-му склонению, то
прыгаете на месте.
Слова для физкультминутки:
Лошадка (1), берег (2),
молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь
(3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед (2), осень
(3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).
-Что ещё надо повторить?( На какие вопросы отвечают
данные падежи: Р.п.-кого? чего? Д.п.- кому? чему? П.п.- о
ком? О чём?)
Слайд№5
Слабые учащиеся
дополняют таблицу
падежными
вопросами
Слабые учащиеся
заполняют таблицу:
вписывают падежные
вопросы.
5
4. Поиск решения
проблемы.
1).Что вы предлагаете составить, чтобы безошибочно писать
окончание и-е у сущ.? (алгоритм)
-С чего начинаем?
1.Думаю, писать и или е.
2.Определяю склонение(ставлю в нач. форму)
3. Определяю падеж.
4.Смотрю в таблицу и пишу окончание.
Слайд №6
Постепенно алгоритм
появляется на слайде.
У каждого задание на
карточке,
проговаривают вслух
и вставляют
окончание.
Познавательные:
- анализировать,
сравнивать
различные
объекты, явления,
факты
Коммуникативные:
- участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения.
6
Самостоятельная работа
учащихся
Проверим, как это у нас работает.
2)
- подошёл к опушк…
-глаза у лошад…
-на речк…
- в подъезд…
- лист тетрад…
3)Ребята, давайте снова обратимся к таблице.
Проанализируйте её . (слайд №5)Что вы
заметили? ( у сущ. 3 скл. во всех падежах окончание -и, у
сущ. 2скл.-е)
-Значит, можно сократить алгоритм. Где? (2пункт: если 3скл.
-не сомневаюсь-и, если 2скл.- не сомневаюсь -е, 1скл.-
определю падеж и вспомню правило).
1.Записать словосочетания , вставить окончания, определяя
склонение и падеж где необходимо.
Катались на машин…
Шли по площад…
Плыли по речк…
Написал в тетрад…
Кружились в воздух…
До ветк.. сирен…
-Кто ошибся?
Пишут
самостоятельно,
Проверка
коллективная. При
проверке повторяют
алгоритм.
7
Физкультминутка
Слайд№7
-Закончите фразу, вписав в стихотворение нужное
окончание.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….(е)
А в родительном (и)
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…(е)
А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Дети встают, читают
текст на слайде,
выполняют движения,
Учитель показывает
движения.
8
Всегда я пишу
Окончание …(и)
4.Ребята, вы все неплохо справились, работая по алгоритму.
Я предлагаю вам самим открыть 2-ой способ проверки
написания окончания и-е у сущ.
-А когда мы не сомневаемся в написании гласной в
окончании?
(Когда оно ударное.)
СЛАЙД№8
-Поставьте ударения в во 2 группу слов . Определите
склонение.
-Чем отличается 1 группа от 2 группы слов? ( в 1 окончание
ударное, во 2 безударное)
-А чем они похожи? (на каждой строке сущ. одного
склонения и в одном падеже))
Используя 1 группу слов мы можем найти ответ на наш
вопрос.
(Одинаковое склонение , значит 2 группа будет иметь
такое же окончание что и первая с ударным окончанием)
Нам помогут слова того же склонения, но с ударным
окончанием…
Посмотрите на существительные, какие окончания
напишете?
9
Я называю это слова ключи:
_назовите слово ключ для сущ. 1-го скл. (рука)
- для2-го склонения-( плечо)
-для 3-го склонения –(грудь).
Слайд№9
10
6. Упражнение в
применении
полученных знаний
1)А сейчас проверим как вы запомнили слова-помощники. Я
называю существительные с безударным окончанием, а вы
слово- помощник. А вы знаете у каждого склонения свой
помощник да?
На постели, возле тополя, к сирени, от ветки, к ветке, на
площадке, по головке, на ладони, над тучей, о писателе, для
осени, по Волге, на моркови, к мыши, снегом, на вершине, к
дяде, в деревне, от площади
2)Проверка действия ключа на других словах
Опираясь на знания алгоритма, проведём орфографическую
минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на
вопросы коротко – имена существительные с предлогами.
Работаем по алгоритму и записываем в тетрадь
Ставим ударение, подчёркиваем , объясняем, используя
слова-ключи:
Где восходит солнце?-На востоке, 2скл., на плече- е.
Где заходит солнце? – На западе, 2скл., на плече- е.
На каком дереве весной висят серёжки?- На берёзе, 1 скл., на
руке- е.
На каких кустах сиреневые цветы?- На сирени, 3скл., на
груди-и
Слабые учащиеся
вписывают в таблицу
слова-ключи.
Слабым уч-ся дала
карточки со словами -
ключами. Они их
показывают.
Познавательные:
-анализировать,
сравнивать
различные
объекты, явления,
факты
Регулятивные:
-самостоятельно
формулировать
задание:
определять его
цель, планировать
алгоритм его
выполнения
Коммуникативные:
- отстаивать свою
точку зрения,
соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать
свою точку зрения
с помощью фактов.
Обобщение
Обобщим :
-Какая была цель нашего урока? (Составить алгоритмы,
запомнить их и применять при написании безударных
Коммуникативные:
- участвовать в
диалоге; слушать и
11
окончаний имён существительных).
Рассмотрите внимательно таблицу.
Слайд №10
-Применяя алгоритм, правильно вставьте окончание
на скамейк.., у речк…, у синичк.., в неб.., о жизн.., из
морков…
(на скамейке- думаю, писать и или е. Определяю склонение -
скамейка-1-ое, определяю падеж-на чём?-П.п., пишу -е)
(в небе-думаю, писать и или е, определяю склонение -небо-
2скл, подставляю слово-ключ плечо-в плече, пишу е
1 ученик проверяет по
1-му алгоритму,
следующий – по
второму.
понимать других
Проверочный тест
(даётся в 3-х
вариантах)
Перед вами таблица-опора, надеюсь , что вы все умеете ею
пользоваться. Каждый работает самостоятельно. У первых
выполнивших проверяю я, затем в проверку включаются
помощники. Кто испытывает затруднение, поднимает руку.
Задание 1 группе: Спиши,вставляя окончание.Проверяй
гласные в безударных окончаниях существительных,
используя алгоритм: в посылк..,, без медал…, на поезд…,
вокруг опушк…, от радост…, о лет…, по улиц…
Работают
самостоятельно,
пользуясь таблицей-
опорой.
Познавательные:
- анализировать,
сравнивать,
группировать
различные
объекты, явления,
факты;
- самостоятельно
делать выводы
12
Задание2 группе: Спиши, раскрывая скобки. Проверь
гласные в безударных окончаниях существительных,
используя алгоритм.
Написать письмо (бабушка, подруга,); подойти к
(остановка, сирень); играть на (балалайка, баян, гармонь);
думать о (сестра, жизнь, друг); уехать из (деревня), к
нашей (радость)
Задание 3 группе: Спиши, раскрывая скобки. Проверь
гласные в безударных окончаниях существительных,
используя алгоритм.
Кто где живет
Гнездо иволг.. спрятано под буйной масс.. зелен.. . Оно
похоже на гамак и крепко привязано к развилк.. ветк.. .
Легко узнать гнездо сорок.. . Массивный шар висит в густой
чащ.. колючего кустарник.., на ветк.. ёлк.., сосн.. .Дрозд вьёт
гнездо то в середин.. пенька, то в развилк.. толстых
стволов, а иногда на земле.
Регулятивные:
определять
самостоятельно
критерии
оценивания, давать
самооценку
Коммуникативные:
- участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других
7. Рефлексия
Над чем работали на уроке?
Как пишутся ударные и безударные окончания
существительных одного склонения? ( одинаково)
Добились ли поставленной цели?
Какое задание у вас вызвало интерес?
- Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при
написании
безударных и-е в окончаниях им. сущ.?
Познавательные:
- анализировать,
сравнивать
различные
объекты, явления,
факты
Регулятивные:
определять
самостоятельно
критерии
13
оценивания,
давать самооценку
8. Подведение
итогов урока
Спасибо за урок. Я видела ваше старание и желание освоить
новое знание. Большое спасибо ребятам-помощникам.
9. Домашнее
задание
Прочитать и использовать алгоритм на стр.24-25,
выполняя упр.39
Использование педагогических технологий:
Проблемно-диалогическое обучение.
Технология проектной деятельности.
Здоровьесберегающие.
Укрупнение дидактических единиц.
Технология результативного обучения.
Оборудование:
Проектор, презентация к уроку
Сигнальные карточки у учащихся
Таблицы -опоры у слабых учащихся, которые постепенно заполняются.
Приложения к уроку:
1.Презентация.
2. Таблицы у учащихся, которые постепенно заполняются.
3.Сигнальные карточки у учащихся. (1скл. 2 скл. 3скл. Рука, плечо. Грудь)
Падежи
вопросы
1склонение
М. и Ж. р- а, -я
2 склонение
М.р.-с нулевым
Ср. р.- о, -е
3склонение
Ж.р.-с мягким знаком
на конце
Родительный
-и, ы
-
-и
дательный
-е
-
-и
предложный
-е
е
-и
14
Падежи
вопросы
1склонение
М. и Ж. р- а, -я
2 склонение
М.р.-с нулевым
Ср. р.- о, -е
3склонение
Ж.р.-с мягким знаком
на конце
Родительный
Кого? чего?
-и,ы
-
-и
дательный
Кому? чему?
-е
-
-и
предложный
О ком? О чём?
-е
-е
-и
Падежи
вопросы
1склонение
М. и Ж. р- а, -я
2 склонение
М.р.-с нулевым
Ср. р.- о, -е
3склонение
Ж.р.-с мягким знаком
на конце
Родительный
Кого? чего?
-и,ы
-
-и
дательный
Кому? чему?
-е
-
-и
предложный
О ком? О чём?
-е
-е
-и
Слова-ключи
рука
плечо
грудь
15