Автор: Водомесова Наталья Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ г. Владимира "СОШ №36"
Населённый пункт: Владимирская обл, г Владимир
Наименование материала: учебная программа
Тема: Третий час физической подготовки в начальной школе
Раздел: начальное образование
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ТРЕТИЙ ЧАС ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа третьего часа физической культуры составлена на
основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 -11
классов В.И.Лях и А.А.Зданович Москва Просвещение, 2011г.
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При
этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них
оказывают отрицательное влияние. К ним, прежде всего следует отнести:
нарушение
гигиенических
требований
режима
дня,
режима
питания,
неблагоприятные
экологические
факторы,
вредные
привычки,
неблагополучную наследственность.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим
факторам является следование правилам здорового образа жизни, правильно
организованной двигательной активности. Однако необходимо со всей
отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья
возможно только в том случае, когда человек наряду с организованной
двигательною активностью будет систематически выполнять и другие
заповеди сохранения и укрепления здоровья; правильно дышать, правильно
пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься.
За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается. За
последние годы увеличилось число хронически больных детей и количество
детей «группы риска».
Как показали проведённые исследования, наиболее типичны для
школьников нарушения опорно-двигательного аппарата: осанки и стоп,
различные формы сколиоза, органов зрения, а также негармоническое
физическое развитие.
Один из путей выхода из ситуации - разработка инновационных
подходов к воспитанию и использование комплекса оздоровительных
мероприятий (за счет третьего часа физической культуры) - подвижных игр.
Подвижные игры для детей – основной инструмент познания мира и
мощнейший фактор роста.
Движение – естественное состояние любого
ребенка. Ребенок, которому созданы условия для движения, физических
упражнений и игр, более гармонично развиты. Они лучше растут, они
здоровее своих малоподвижных сверстников. При физических нагрузках
усиливается обмен веществ. В игре тренируется ловкость, выносливость,
нарабатывается сила. Нервные окончания получают массу новых импульсов.
Мозг перерабатывает огромное
количество информации. Работают и
взаимодействуют
все
системы
–
зрение,
слух,
осязание.
В
мозгу
формируются точнейшие импульсы, приказывающие совершить нужное
движение.
В игре ребенок формирует и тренирует свои социальные роли. В играх
есть правила, которым надо следовать. Команды, которые обязательны для
всех. Так ребенок учится и подчиняться, и руководить. Работать в команде
или только на себя. Соблюдая правила игры, дети постигают смысл «честно»
– «нечестно». И что очень важно, учатся как побеждать, так и проигрывать.
И изливать свои эмоции не на соперника, а на достижение цели.
Цель данной программы:
создание благоприятных условий для
развития
внимания,
памяти,
ориентации,
раскрытие
потенциальных
возможностей и творческую инициативу ребенка.
Задачи:
– укреплять здоровье учащихся;
– воспитывать необходимые морально-волевые качества;
– формировать организаторские способности;
– содействовать формированию жизненно необходимых навыков и
умений.
Общая характеристика учебного предмета
Программа
предусматривает
задания,
упражнения,
игры
на
формирование
коммуникативных,
двигательных
навыков,
развитие
физических навыков. Это способствует появлению желания общению с
другими
людьми,
занятиями
спортом,
интеллектуальными
видами
деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм
заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить
обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то
алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире –
это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные
игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее
столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов,
таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают
всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию
физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как
быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание,
память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать
форму состязаний, соревнований между командами.
Место учебного предмета в учебном плане
В начальной школе уроки проводятся один раз в неделю в соответствии с
общим расписанием. Продолжительность урока 45 минут. Уроки полностью
построены на игровых обучающих ситуациях с использованием инвентаря и
без него.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
умения:
оценивать
поступки людей, жизненные
ситуации
с
точки
зре
ния
общепринятых
норм
и
ценностей;
оценивать
конкретные поступ
ки
как хорошие
или
плохие;
выражать
свои
эмоции;
понимать
эмоции
других
людей,
сочувствовать,
сопереживать.
Метапредметные результаты:
является
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД).
Регулятивные
УУД:
определять
и
формировать
цель
деятельности
с
помо
щью
учителя;
проговаривать
последовательность
действий
во
время
занятия
;
учиться работать
по
определенному алгоритму
Познавательные
УУД
:
умение
делать
выводы
в
результате
совместной
работы
класса
и
учителя;
Коммуникативные
УУД:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
—
определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка
его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Содержание учебного предмета
1.
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним
приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют
много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными
салками, разные условия и разные правила.
2.
Игры-поиски.
Игры,
направленные
на
развитие
координации,
скорости
движения,
умения
соблюдать
правила.
Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после
работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в
процессе игры активизируются иные центры нервной системы и
отдыхают у томленные центры.
3.
Игры с быстрым нахождением своего места
. В этот
раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и
затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или
новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность,
вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1.
раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
класс.
2.
раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
3.
раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
4.
раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от
простого
к
сложному,
а
детям
-
знакомиться
с
играми,
которые
соответствуют их возрастным способностям. Учебный материал в этих
классах
простой
и
легко
запоминающийся.
Он
позволяет
детям
удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет,
помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с
историей и играми
различных народов, они не только развиваются
физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и
нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать
физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость.
Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели:
познакомить
с
разнообразием
игр
различных
народов,
проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности.
Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту
реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций,
внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и
ответственности
Тематическое планирование 1 класса
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
8
2
Подвижные игры
17
3
Эстафеты
8
итого
33
Тематическое планирование 2 класса
Тематическое планирование 3 класса
Тематическое планирование 4 класс
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
11
2
Подвижные игры
8
3
Эстафеты
8
4
Игры народов России
7
итого
34
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
11
2
Эстафеты
6
3
Игры народов России
17
итого
34
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
19
2
Эстафеты
8
3
Игры народов России
7
итого
34