Автор: Елена Борисовна Беспамятных
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ООШ№5
Населённый пункт: с. Большое Трифоново, Артемовский район, Свердловская обл.
Наименование материала: презентация
Тема: системтизация упражнений по предупреждению и исправлению речевых ошибок учащихся на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Систематизация упражнений по
Систематизация упражнений по
предупреждению и исправлению
предупреждению и исправлению
речевых ошибок учащихся на уроках
речевых ошибок учащихся на уроках
русского языка
русского языка
Составитель:
Составитель:
Беспамятных Елена Борисовна
Беспамятных Елена Борисовна
Должность:
Должность:
учитель начальных классов
учитель начальных классов
Противоречие
Противоречие
необходимость
совершенствования
работы
по
необходимость
совершенствования
работы
по
исправлению
речевых
ошибок
учащихся
и
исправлению
речевых
ошибок
учащихся
и
недостаточность
методических
приёмов
по
недостаточность
методических
приёмов
по
воспитанию
произносительной
культуры
младших
воспитанию
произносительной
культуры
младших
школьников на уроках русского языка
школьников на уроках русского языка
Проблема
Проблема
недостаточность
методического
обеспечения
по
недостаточность
методического
обеспечения
по
исправлению речевых ошибок на уроках русского
исправлению речевых ошибок на уроках русского
языка
языка
цель
совершенствование
работы
по
систематизации
упражнений
для
предупреждения и исправления орфоэпических и акцентологических ошибок
учащихся на уроках русского языка
задачи
задачи
изучить
теоретическую,
методическую,
справочную
литературу
по
методической теме
проанализировать причины появления произносительных ошибок в речи
учащихся
создать
комплекс
упражнений,
направленных
на
предупреждение
и
устранение типичных орфоэпических и акцентологических речевых ошибок
младших школьников
разработать
и
создать
дидактическое
пособие
–
набор
наглядных
демонстрационных карт «Говори и пиши правильно!»
провести
мониторинг
эффективности
применения
упражнений
по
предупреждению и исправлению речевых ошибок в начальных классах
Цель анализа
выявить эффективность применения
упражнений, направленных на предупреждение
и исправление речевых ошибок школьников
Объект анализа
речевые ошибки младших школьников
(орфоэпические и акцентологические)
Предмет анализа
методические приёмы и упражнения по
воспитанию произносительной культуры
учащихся
Причины появления
Причины появления
произносительных ошибок в речи
произносительных ошибок в речи
учащихся
учащихся
влияние речи окружающих
влияние речи окружающих
сложность механизма порождения речи
сложность механизма порождения речи
недостаточное развитие оперативной памяти детей
недостаточное развитие оперативной памяти детей
несоблюдение языковых норм
несоблюдение языковых норм
диалекты
диалекты
наличие в нашем языке большого количества
наличие в нашем языке большого количества
иностранных (заимствованных слов)
иностранных (заимствованных слов)
Типы орфоэпических ошибок
Типы орфоэпических ошибок
младших школьников
младших школьников
орфоэпические ошибки, вызываемые
орфоэпические ошибки, вызываемые
влиянием написания слова
влиянием написания слова
орфоэпические ошибки просторечного
орфоэпические ошибки просторечного
характера
характера
орфоэпические ошибки диалектного
орфоэпические ошибки диалектного
происхождения
происхождения
подготовительный этап
задачи
задачи
добиваться
от
детей
правильного
произношения предъявляемого слова
развивать навыки работы со словом и умение
применять их в устной и письменной речи
развивать навыки самоконтроля, накапливать
активный словарный запас
воспитывать у учащихся стремления говорить
правильно, соблюдая орфоэпические нормы
формировать
потребность
обращаться
к
орфоэпическому словарю
ЗВИНИ
́
ТЬ
ЗВОНИ
́
Т
ЗВОНЯ
́
Т
СКУ
́
ЧНЫЙ [ШН]
ПОМО
́
ПОМО
́
ЩН
ЩН
ИК[ШН’]
ИК[ШН’]
ДАЛЕКО
́
ознакомительный этап
ознакомительный этап
Задача
Задача
вооружить учащихся необходимыми
теоретическими знаниями и практическими
умениями по формированию произносительной
культуры
по
́
нял по
́
няли
по
́
нял по
́
няли
тренировочно – закрепительный
тренировочно – закрепительный
этап
этап
задача
задача
закрепление произносительных и акцентологических
закрепление произносительных и акцентологических
норм
норм
учетно-контрольный этап
учетно-контрольный этап
задача
задача
проверить сформированность умений учащихся в
проверить сформированность умений учащихся в
овладении литературным произношением
овладении литературным произношением
итогово-аналитический этап
итогово-аналитический этап
задача
задача
проанализировать
эффективность
применения
проанализировать
эффективность
применения
упражнений
по
воспитанию
произносительной
упражнений
по
воспитанию
произносительной
культуры учащихся по русскому языку
культуры учащихся по русскому языку
Степень эффективности применения упражнений по
Степень эффективности применения упражнений по
предупреждению и исправлению речевых ошибок
предупреждению и исправлению речевых ошибок
учащихся
учащихся
2 класс 2007 – 08 уч. год
2 класс 2007 – 08 уч. год
с применением
с применением
без применения
без применения
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
I четверть
IIчетверть
III четверть
IV четверть
3 класс 2008 – 09 уч.год
3 класс 2008 – 09 уч.год
4
4
класс 2009 – 10 уч.год
класс 2009 – 10 уч.год
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
I четверть
IIчетверть
III четверть
IV четверть
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
I четверть
IIчетверть
III четверть
IV четверть
Степень обученности учащихся по усвоению
Степень обученности учащихся по усвоению
орфоэпических норм
орфоэпических норм
Цель
Цель
отслеживание динамики траектории продвижения
отслеживание динамики траектории продвижения
сформированности умений учащихся в соблюдении
сформированности умений учащихся в соблюдении
произносительных норм
произносительных норм
36
38
40
42
44
46
48
2 класс
3 класс
4 класс
I полугодие
IIполугодие
Качество знаний учащихся
Качество знаний учащихся
Цель
Цель
определить уровень качества усвоенных знаний, выявить
определить уровень качества усвоенных знаний, выявить
динамику процесса обучения правильному произношению
динамику процесса обучения правильному произношению
слов
с
применением
системы
упражнений
по
слов
с
применением
системы
упражнений
по
предупреждению и исправлению речевых ошибок учащихся
предупреждению и исправлению речевых ошибок учащихся
0
10
20
30
40
50
60
70
80
2 класс
3 класс
4 класс
Перспективы деятельности на
Перспективы деятельности на
межаттестационный период
межаттестационный период
Задачи
Задачи
формирование фонематического слуха
формирование фонематического слуха
обучение школьников анализу и синтезу слова
обучение школьников анализу и синтезу слова
обогащение детского словаря
обогащение детского словаря
развитие мышления
развитие мышления
формирование умений самостоятельной творческой работы
формирование умений самостоятельной творческой работы
спасибо за внимание
спасибо за внимание