Напоминание

Управление процессом системы качеств знаний учащихся


Автор: Гуменюк Татьяна Анатольевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Чижовская средняя школа"
Населённый пункт: Д.Чижовка Рославльский район Смоленская область
Наименование материала: Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся
Тема: Управление процессом системы качеств знаний учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Управление процессом формирования

системы качеств знаний учащихся в школе.

Управление качеством образования – это деятельность руководителей, педагогов, учащихся по

проектированию и достижению спланированных результатов мониторингового изучения качества

образовательного процесса, условия его протекания, промежуточных и итоговых результатов

выявления отклонений от заданной нормы и их причин, принятия адекватных мер

предупреждения и коррекции.

Управление формированием системы качеств знаний учащихся.

Цель: достичь согласованности, упорядоченности взаимных действий всех участников

педагогического процесса с целью формирования у учащихся качеств знаний.

Задачи: 1. Определить комплекс необходимой информации о состоянии, процессе формирования

качеств знаний учащихся. Организовать сбор данных, их обработку, использование.

2. Провести анализ собранной информации.

3. Осуществить планирование на основе анализа педагогической и учебной деятельности.

4. Определить основные организационные формы осуществления управленческой деятельности.

5. Разработать систему контроля за процессом формирования у учащихся качеств знаний с целью

оценки и регулирования деятельности.

Функции: Анализ состояния

Планирование

Организация

Контроль и регулирование

Назначение анализа состояло в изучении тенденций изменений в знаниях учащихся, в

объективной оценке достигнутых результатов и в выработке на этой основе рекомендаций по

совершенствованию деятельности педагогического и ученического коллективов, нацеленной на

формирование качества знаний школьников.

Для этого необходимо собрать информацию об уровнях сформированности системы качеств

знаний учащихся, затруднениях учащихся в обучении, а учителей в работе. Руководителю школы

полученные данные позволили управлять деятельностью каждого учителя по формированию

системы качеств знаний учащихся (приложение)

Помимо того, что необходим анализ, также необходим и поэлементный анализ. Для этого следует

указать элемент знаний, которые должны найти отражение в ответе ученика на то или иное

задание. Использование такого вида анализа обусловлено необходимостью выявить типичные

затруднения учащихся.

Анализ результатов административных самостоятельных работ проводится исходя из их целей.

Если самостоятельная работа предлагалась на уроке изучения и первичного закрепления новых

знаний, то в анализе должны найти отражение следующие моменты:

а) определяют ли учащиеся признаки понятия, закона;

б) устанавливают ли связи между новым понятием и ранее изученными понятиями.

Данные по этим параметрам свидетельствуют о начальном этапе формирования качеств знаний

учащихся.

Анализ ответов учащихся по составленным вопросникам предполагает:

1. определение уровня сформированности действенности знаний учащихся.

Имеются в виду умения учащихся объяснить индивидуальные различия в применении отдельных

правил, законов и т.д.

2. определение уровня сформированности у учащихся прочности знаний, на основе повторного

опроса по разработанным вопросникам;

3. определение

уровня сформированности системности знаний учащихся на основании

разработанных уровней и показателей сформированности данного качества.

При этом в первую очередь обращается внимание на:

а) умение учащихся сравнивать познавательные объекты;

б) умение анализировать явления, процессы;

в) умение обобщать полученные знания;

г) умение выделять главное в учебном материале;

д) умение устанавливать связи между понятиями, законом и понятиями, законом и следствиями.

Для первичного анализа сформированности системы качеств знаний проводится консилиум

следующим образом: классный руководитель называет фамилию ученика и сообщает свое мнение

о том, какие затруднения испытывает учащийся в учебной деятельности. Учителя-предметники

высказывают возможные причины отставания учащегося в учебе. Эти предложения подвергаются

коллективному обсуждению, на основе которого составляется карта затруднений учащегося. В

карте указываются меры индивидуального подхода к школьнику с целью устранения выявленных

причин его отставания.

Прежде чем определить методы сбора информации о процессе формирования системы качеств

знаний учащихся, необходимо отметить, что данный процесс предполагает реализацию

совместной деятельности учителя и учащихся по организации усвоения последних знаний в

совокупности их качеств. Кроме этого, следует иметь в виду, что процесс формирования системы

качеств знаний учащихся предполагает не только организацию усвоения школьниками знаний как

психологического процесса, но и воспитание у учащихся ответственного отношения к овладению

знаниями,

развитию

общих

учебных

мнений,

наличие

которых

определяет

уровень

сформированности и системы качеств знаний.

Основой выявления этих действий является рассмотрение восприятия, осмысления, запоминания,

применения, обобщения и систематизации как видов деятельности. Следовательно, осуществляя

деятельный подход, в каждом звене усвоения можно определить совместные действия учителя и

учащихся, позволяющие эффективно реализовать каждое звено и в целом весь процесс усвоения

учащимися знаний.

(приложение).

Анализ

собранной

информации

позволял

руководителю

школы

выявить

уровни

сформированности у учащихся системы качеств знаний и установить причины обнаруженных

положительных или отрицательных тенденций. Итогом анализа является выделение конкретных

проблем по совершенствованию процесса формирования системы качеств знаний учащихся по

школе в целом, в работе отдельных учителей. Выявляем причины несформированности у всех

учащихся 6-8 классов по предметам естественнонаучного цикла (алгебра, физика, химия,

биология) воспроизводящего уровня системы качеств знаний.

Итоги педагогического анализа состояния дел в школе по вопросу формирования системы качеств

знаний учащихся доводятся до сведения школьного коллектива на педагогическом совете. В

соответствии с целью и задачами осуществляется планирование их решения всеми школьниками и

школьными подсистемами. Формой планирования, позволяющей скоординировать деятельность

участников педагогического процесса, является целевая программа.

После осуществления функции планирования руководитель приступает к реализации целевой

программы, т.е. к организации деятельности школьного коллектива по достижению генеральной

цели. При осуществлении этой функции важно, чтобы формирование системы качеств знаний

школьников стало одним из направлений деятельности администрации, учителей, родительского

комитета, ученических организаций.

Организация – это реализация разработанного рабочего плана. Для каждого члена школьного

коллектива определяется место и роль в достижении поставленной цели, распределяются

функциональные обязанности.

С целью координации деятельности всех подсистем и своевременного устранения недостатков

руководитель школы проводил текущий контроль формирования системы качеств знаний

учащихся на основе технологических карт учителей, в которых определены узловые точки

административного контроля. Для этого разрабатываются административные контрольные и

самостоятельные работы. На основании полученных данных руководитель школы осуществляет

регулирование деятельности каждого учителя, коллектива педагогов в целом.

Контроль–оценка фактического уровня сформированности системы качеств знаний учащихся в

разные интервалы времени.

Виды:

1. Предварительный: сбор информации до начала разработанных мер по

формированию системы качеств знаний, позволяет определить

задачи.

2. Текущий: осуществляется в ходе КЦП.

Мы осуществляли его на основе технологических карт. Технологическая карта составлялась

учителем в форме календарно-тематического планирования.

Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащихся, формирование

и развитие у них специальных и общих учебных умений, навыков на определенном уровне.

(приложение)

Для учащихся (имеются в виду, прежде всего учащиеся с творческим уровнем сформированности

системы

качеств

знаний)

технологическая

карта

явилась

своеобразным

стимулом

к

самообразованию, поскольку позволяет им видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно

организовать познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

На основании технологических карт учащиеся 4-8 классов могут вести тетради самоконтроля, в

которых фиксируется овладение ими знаниями, умениями и самооценка своих результатов.

Разработанные в соответствии с содержанием технологической карты вопросы и задания (по

уровням) для самоконтроля учащихся способствуют повышению ответственности школьников за

результаты своего учебного года.

Таким образом, технологическая карта является основой управления школьников своей

познавательной деятельностью, так как позволяет планировать, организовывать свою учебную

работу, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать полученные результаты.

Технологическая карта учителя – основа управления процессом формирования системы качеств

знаний учащихся руководителем школы.

На основе технологических карт перестраивается внутришкольный контроль: руководитель

школы вместе с учителем могут определить, когда лучше всего посетить учебное занятие, чтобы

получить данные о конечном результате или попросить учителя самого подготовить анализ этих

конечных результатов и со своими предложениями зайти к директору.

Контроль за формированием качеств знаний предполагает:

- контроль администрации школы конечных результатов обучения учащихся;

- контроль учителем конечных результатов обучения учащихся;

- самоконтроль учителем и учащимся результатов собственной деятельности;

- самооценка этих результатов;

- взаимоконтроль учителей и учащихся.

Заключительный

контроль

позволяет

получить

информацию

для

планирования

работы

педколлектива

на

следующем

этапе

управленческого

цикла.

На

основании

данных

внутришкольных

контролей

осуществляется

регулирование

деятельности

учителей

по

формированию качеств знаний.

Педагогический коллектив нашей школы, считает, что существуют параметры, по которым можно

оценивать конечные результаты деятельности школы:

- здоровье;

- обученность школьников;

- уровень их воспитанности;

- готовность к продолжению образования;

- самоопределение учащихся.

Для

высокой

результативности

учебно-воспитательного

процесса

администрации

школы,

учителям необходимо создать условия для обучения и воспитания ребенка в школе. Мы считаем,

что такие условия у нас есть: хорошая материальная база, наличие учебных кабинетов, столовая,

где организовано питание детей, спортзал, мастерские. В школе работают 15 учителей, коллектив

энергичный, творческий, постоянно ищущий. В условиях обновления школы большое значение

придаем демократизации учебно-воспитательного процесса.

При этом ставим цели:

1. Заинтересовать детей учебным предметом.

2. Научить действовать самостоятельно.

3. Возвратить в школу закон активности обучения.

4. Создать условия, при которых воспитание осуществлялось бы с опорой на самовоспитание.

5. Педагогика сотрудничества вместо административной педагогики.

6. Диагностика.

Исходя

из

всего

этого

педагогический

коллектив

рассматривал

проблему

личностно-

ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся с целью изучения

личности каждого ребенка, искоренения негативных принципов единообразия в обучении и

воспитании, обеспечение перехода на новое содержание образования через овладение новыми

технологиями индивидуального обучения и дифференциацию в течение 4-х лет. Индивидуальный

подход осуществляется на основе изучения учащихся и диагностики. Мы считаем, что принцип

индивидуального и дифференцированного подходов должен стать ведущим в организации работы

в классах малой наполняемости. Реализация этого принципа возможна в том случае, если,

поступающая к учителю информация о ходе и результатах усвоения учебного материала во время

беседы, опроса, проверки выполнения различных заданий, будет оперативно использована тут же

на уроке путем включения в план дополнительных объяснений, упражнений, повторений для всех,

для группы, для одного ученика. Интеллектуальные различия учащихся на уроке, в первую

очередь, проявляются в быстроте усвоения хороших знаний, поэтому помощь со стороны учителя

неодинакова,

различается

и

количество

тренировочных

упражнений

и

заданий.

Малая

накопляемость классов требует большей гибкости и подвижности в структуре урока. Жесткая

регламентация неэффективна и нежелательна. Возможные затруднения в учебной деятельности

учащихся можно предвидеть на этапе планирования и предусмотреть необходимые меры по их

ликвидации.

В

качестве

одной

из

таких

мер,

мы

выделяем

на

уроке

время

для

дифференцированных занятий, когда ученики выполняют самостоятельную работу, а учитель

занимается со слабыми, предупреждая, таким образом, отставание. Главное же заключается в том,

чтобы учитель был готов отреагировать на любую учебную ситуацию и мог корректировать план

урока ради того, чтобы каждый ученик освоил программный материал.

Условия малой наполняемости позволяет это делать благодаря тому, что на выполнение разного

рода упражнений и заданий в малом классе расходуется меньше времени. Учителя нашей школы

много работают над обновлением урока, рассматривают учение не как результат, а как процесс.

Главное выявить, где было трудно и почему, те задания и умения, которые нужны, чтобы пойти

дальше, ведущей частью урока считают активную самостоятельную деятельность учащихся. На

уроке мы отходим от стереотипности мышления, учим детей самооценке своей деятельности,

применяем само и взаимоконтроль.

Решая

задачу

развития

творческой

активности

и

самостоятельности

школьника

с

его

способностью при изучении учебного материала, ставить и решать проблемы и вопросы. В

проблемной самостоятельной работе предполагается решение учащимися познавательной задачи

общей или частной, поставленной либо учителем, либо учащимся, в специально отведенное время

без непосредственного участия учителя. Показателем самостоятельности и творческой активности,

учащихся при выполнении проблемных самостоятельных работ является умение ученика находить

способ решения проблемы, осуществлять при этом познавательные действия. Развитие творческой

активности учащихся при выполнении проблемных самостоятельных работ связывают так же с

проведением нетрадиционных уроков: смотр знаний, экскурсия, путешествие, устный журнал,

сказка, которые предусматривают большую самостоятельную и групповую подготовку, анализ

своей деятельности, плюрализм мнений, обобщение и прогнозирование учебного материала.

Дети сами должны развивать свое творчество, свою речь, свою фантазию. И как был разнообразен

этот свой мир, когда учительница литературы Симонова Т.А. предложила им представить

рисунком «светлый мир произведений Грина». Один из учащихся рисует реальный мир серым

цветом, зеленым цветом – мир грез, синим – море ласки и озеро надежды. Чтобы попасть в город

Счастья, нужно преодолеть горы, которые коричневого цвета, а острова мечты радужного цвета

располагаются вне мира реальности. Не перестаешь удивляться, как бесконечна и мудра фантазия

ребенка, и как прекрасно его представление о счастье. Усилия наших педагогов направлены на

поиски новых форм и методов учебных занятий. Их поиск основан на умении слушать голос

каждого своего ребенка, они стремятся овладеть различными формами организации учебной

деятельности учеников. Они стремятся овладеть различными формами организации учебной

деятельности учеников, с учетом целей, содержания обучения, с учетом интересов учащихся и

диагностическим уровнем развития классного коллектива. Мы стараемся придать учебно-

воспитательному процессу гибкость, оперативность, освободить его от шаблона, штампов,

заорганизованности.

В формировании системы качеств знаний учащихся ведущая роль

принадлежит учителю, поэтому так необходима в школе методическая работа. И если говорить о

критериях оценки работы учителя, то мы выделяем следующие:

1. Знание теории;

2. Практическая деятельность;

3. Чувство нового;

4. Работа по развитию мышления;

5. Развитие интереса у учащихся к предмету

6. Результаты обучения;

7. организация внеклассной работы по предмету.

В опыте работы школы методические недели, теорсеминары, заседания круглого стола,

взаимопосещение, психолого-педагогические консилиумы, которые проводятся у нас в конце

каждой недели четверти. На такой консилиум собираются все учителя. Каждый классный

руководитель докладывает состояние успеваемости и качества знаний по предметам, обсуждается

каждый ученик: его учебные возможности, уровень самостоятельности в учебной деятельности,

познавательный интерес, общеучебные умения и навыки, нравственные качества. Это позволяет,

сопоставляя

получаемые

характеристики

по

каждому

ученику,

уровня

обученности

и

воспитанности, а в последующем определить программу педагогической помощи конкретному

ребенку и в целом педагогическую стратегию в отношении всего класса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика