Автор: Козина Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Боровская СОШ Болотнинского района Новосибирской области
Населённый пункт: п.Бор Болотнинского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Взгляд на некоторые аспекты современного урока
Раздел: среднее образование
Взгляд на некоторые аспекты современного урока
Козина Людмила Викторовна, учитель русского языка и
литературы МКОУ Боровской СОШ Болотнинского района
Новосибирской области
Урок как форма организации учебной работы существует более 350
лет,
но
и
в
настоящее
время
остается
самой
распространенной
организационной формой образовательного процесса в школе. Понятие
«современный урок» находится в постоянной динамике, и именно сейчас эта
динамика
особенно
заметна.
В
современном
уроке
есть
черты,
обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной
информации, а такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое
обеспечивает образование на системно-деятельностном уровне, позволяет
каждому
проявить
и
познавать
себя.
Упор
должен
делаться
на
взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих
учеников. Школьник становится
живым участником образовательного
процесса. С этой точки зрения, на мой взгляд, условия малочисленной
сельской школы дают каждому ребенку возможность для максимального
проявления
своих
способностей.
Исключается
ситуация
«остаться
незамеченным» в течение урока. Самостоятельная деятельность учащихся
преимущественно организуется в парной форме и группах по три человека.
Парная и групповая формы работы имеют ряд достоинств:
работают все, и работает каждый;
интересно мнение каждого;
все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за
своё продвижение к знаниям;
ребенок
за
урок
может
побывать
в
роли
руководителя
или
консультанта группы.
Малочисленный класс – это идеальный вариант реализации на практике
индивидуального
подхода
как
к
одарённому
ребенку,
так
и
к
испытывающему значительные затруднения в получении информации и
способах деятельности. Учитель же является помощником каждого
ученика в достижении поставленных целей, отказываясь от центральной
роли в учебном процессе.
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС должен быть
направлен на формирование у учащихся метапредметных результатов,
которые представляют собой набор основных ключевых компетентностей:
компетентность в решении задач (проблемная компетентность) -
способность видеть, ставить и решать задачи;
информационная компетентность как способность решать задачи,
возникающие в образовательном и жизненном пространстве;
коммуникативная компетентность как способность ставить и решать
определенные
типы
задач
социального,
организационного
взаимодействия;
учебная
компетентность
как
способность
обучающихся
самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного
продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать
свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые
для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.
Особую роль в формировании компетентностей играют современные
технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивный экран
и др.). К сожалению, в малокомплектной сельской школе нет возможности
оснастить каждый учебный кабинет современной техникой в соответствии с
требованиями, поэтому
учитель при составлении рабочей программы
предусматривает
уроки
с
использованием
ИКТ
в
информационно-
библиотечном центре школы,
а также
в одном из двух полностью
оборудованных техникой кабинетах. Не только ученики должны научиться
договариваться друг с другом, но и
учителя.
Формируя
умения
самостоятельно находить нужную информацию, учитель делает больший
акцент
на учебник, учебные пособия, дополнительную литературу,
словари и справочники. Этот вид деятельности сочетается с домашней
самостоятельной работой
с использованием ресурсов Интернет.
Новая
информация
перерабатывается
учащимися и представляется
в виде
краткого пересказа, плана,
конспекта с вычерчиванием схем, таблиц,
диаграмм и т.п. Так школьники учатся
самостоятельно использовать
полученные знания и приводить в систему старые, создавать на основании
знаний, умений, навыков новое, необычное - учатся творить, изобретать,
исследовать. Возникает
ощущение
постоянного движения вперед, что
стимулирует
учебную
деятельность
учащихся,
убеждает
их
в
ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации,
даёт пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Новые условия организации образовательного процесса предъявляют и
обновлённые (нельзя назвать их совсем новыми) требования к учителю:
не даёт новые знания ученикам в готовом виде;
не повторяет задание два раза;
не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это
сделать самим ученикам;
не повторяет то, что уже сказали ученики;
предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание,
если дети не смогли его выполнить с первого раза.
подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая
единица рассматривается с нескольких сторон.
Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном
направлении, обеспечивал приоритет его деятельности.
Всякое новое всегда встречает на своём пути
определённые
трудностями. Главная трудность в переходе на ФГОС ООО, на мой взгляд,
заключается в изменении стереотипов деятельности. Учителю необходимо
изменить привычный образ мыслей и действий, структуру и стиль своей
работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и
результативной работы каждого ученика на уроке. Кроме того, необходима
большая подготовка для диагностики и оценивания достижений учащихся.
Современный
урок
требует
высокого
социально-нравственного
и
профессионального уровня развития личности учителя, его способности к
самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.