Напоминание

Взгляд на некоторые аспекты современного урока


Автор: Козина Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Боровская СОШ Болотнинского района Новосибирской области
Населённый пункт: п.Бор Болотнинского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Взгляд на некоторые аспекты современного урока
Раздел: среднее образование





Назад




Взгляд на некоторые аспекты современного урока

Козина Людмила Викторовна, учитель русского языка и

литературы МКОУ Боровской СОШ Болотнинского района

Новосибирской области

Урок как форма организации учебной работы существует более 350

лет,

но

и

в

настоящее

время

остается

самой

распространенной

организационной формой образовательного процесса в школе. Понятие

«современный урок» находится в постоянной динамике, и именно сейчас эта

динамика

особенно

заметна.

В

современном

уроке

есть

черты,

обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной

информации, а такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое

обеспечивает образование на системно-деятельностном уровне, позволяет

каждому

проявить

и

познавать

себя.

Упор

должен

делаться

на

взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих

учеников. Школьник становится

живым участником образовательного

процесса. С этой точки зрения, на мой взгляд, условия малочисленной

сельской школы дают каждому ребенку возможность для максимального

проявления

своих

способностей.

Исключается

ситуация

«остаться

незамеченным» в течение урока. Самостоятельная деятельность учащихся

преимущественно организуется в парной форме и группах по три человека.

Парная и групповая формы работы имеют ряд достоинств:

работают все, и работает каждый;

интересно мнение каждого;

все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за

своё продвижение к знаниям;

ребенок

за

урок

может

побывать

в

роли

руководителя

или

консультанта группы.

Малочисленный класс – это идеальный вариант реализации на практике

индивидуального

подхода

как

к

одарённому

ребенку,

так

и

к

испытывающему значительные затруднения в получении информации и

способах деятельности. Учитель же является помощником каждого

ученика в достижении поставленных целей, отказываясь от центральной

роли в учебном процессе.

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС должен быть

направлен на формирование у учащихся метапредметных результатов,

которые представляют собой набор основных ключевых компетентностей:

компетентность в решении задач (проблемная компетентность) -

способность видеть, ставить и решать задачи;

информационная компетентность как способность решать задачи,

возникающие в образовательном и жизненном пространстве;

коммуникативная компетентность как способность ставить и решать

определенные

типы

задач

социального,

организационного

взаимодействия;

учебная

компетентность

как

способность

обучающихся

самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного

продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать

свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые

для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.

Особую роль в формировании компетентностей играют современные

технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивный экран

и др.). К сожалению, в малокомплектной сельской школе нет возможности

оснастить каждый учебный кабинет современной техникой в соответствии с

требованиями, поэтому

учитель при составлении рабочей программы

предусматривает

уроки

с

использованием

ИКТ

в

информационно-

библиотечном центре школы,

а также

в одном из двух полностью

оборудованных техникой кабинетах. Не только ученики должны научиться

договариваться друг с другом, но и

учителя.

Формируя

умения

самостоятельно находить нужную информацию, учитель делает больший

акцент

на учебник, учебные пособия, дополнительную литературу,

словари и справочники. Этот вид деятельности сочетается с домашней

самостоятельной работой

с использованием ресурсов Интернет.

Новая

информация

перерабатывается

учащимися и представляется

в виде

краткого пересказа, плана,

конспекта с вычерчиванием схем, таблиц,

диаграмм и т.п. Так школьники учатся

самостоятельно использовать

полученные знания и приводить в систему старые, создавать на основании

знаний, умений, навыков новое, необычное - учатся творить, изобретать,

исследовать. Возникает

ощущение

постоянного движения вперед, что

стимулирует

учебную

деятельность

учащихся,

убеждает

их

в

ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации,

даёт пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Новые условия организации образовательного процесса предъявляют и

обновлённые (нельзя назвать их совсем новыми) требования к учителю:

не даёт новые знания ученикам в готовом виде;

не повторяет задание два раза;

не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это

сделать самим ученикам;

не повторяет то, что уже сказали ученики;

предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание,

если дети не смогли его выполнить с первого раза.

подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая

единица рассматривается с нескольких сторон.

Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном

направлении, обеспечивал приоритет его деятельности.

Всякое новое всегда встречает на своём пути

определённые

трудностями. Главная трудность в переходе на ФГОС ООО, на мой взгляд,

заключается в изменении стереотипов деятельности. Учителю необходимо

изменить привычный образ мыслей и действий, структуру и стиль своей

работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и

результативной работы каждого ученика на уроке. Кроме того, необходима

большая подготовка для диагностики и оценивания достижений учащихся.

Современный

урок

требует

высокого

социально-нравственного

и

профессионального уровня развития личности учителя, его способности к

самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика