Напоминание

Методическая разработка: « Развивающий планшет дидактических игр для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Алгоритмика – это просто»


Автор: Джакавова Зульфия Шахсултановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Аист"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка: « Развивающий планшет дидактических игр для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Алгоритмика – это просто»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка: « Развивающий планшет

дидактических игр для развития интеллектуальных

способностей детей старшего дошкольного возраста

«Алгоритмика – это просто»

Воспитатель: Джакавова З.Ш

Алгоритмика… что это такое?

Джакавова Зульфия Шахсултановна.

Алгоритмика - что это такое?

Развитие интеллекта ребенка, формирование мыслительных умений и

способностей, которые легко позволяют осваивать новое- это одна из важнейших

задач в развитии ребенка. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для

успешного обучения детей в школе. Актуальность развития навыков алгоритмики

состоит в том, что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно

представить без компьютера, который является для него самым современным игровым

инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и

играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии. Ребенок не может

гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами.

Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро

проникла в школы и дома.

Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь

грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает,

считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Сегодняшние дети уже

с трёх – четырёхлетнего возраста имеют опыт "пультового" управления бытовыми

приборами - телевизорами, проигрывателями, электронными игрушками. Отсюда

совсем недалеко и до понятия программа. Если пяти-шестилетнему ребёнку дать

новую игрушку с пультом управления, объяснить, как устроена игрушка, какие

кнопки-команды есть на пульте и какую задачу управления игрушкой нужно решить,

то ребёнок окажется способным не только решить задачу методом проб и ошибок, но и

будет способен объяснить ещё до начала решения, какие кнопки на пульте управления

и в какой последовательности нужно нажать, чтобы достигнуть намеченной цели. Это

значит, что "в голове" у ребёнка есть программа - план будущей деятельности. А вот

средств, инструментов выразить этот план в какой-то материальной форме у ребенка,

еще не умеющего читать и писать - нет. Программирование – одно из самых

интересных и полезных занятий в мире. Чтобы написать код, даже самый простой,

необходимо: Понимание: что означают команды в используемом языке.Умение

планировать: нужно придумать план решения задачи .Креативность: способность

придумывать новые идеи и их реализовывать.

Аналитическое мышление: способность логически мыслить, следить за ходом

выполнения плана, находить и исправлять ошибки. Все эти навыки – не специфичны.

Они пригодятся в любой области и сфере. Программирование – отличный способ

замотивировать ребенка учиться, узнавать и осваивать новые концепции. Когда у

ребенка получается решить какую-то задачу с помощью компьютера, его

воодушевление способно сыграть роль искорки, из которой, как известно, может

разгореться пламя. Желание запрограммировать что-то на компьютере мотивирует

ребенка узнать что-то новое, разобраться с тем, что раньше казалось скучным и

трудным. Умение программировать откроет ему огромное количество новых

возможностей.

Сегодня я хочу поделиться с вами несколькими видами алгоритмических игр,

постараемся разобраться в основах алгоритмики.

Вашему вниманию представляю эти игры….. Давайте вместе порассуждаем, в

каких образовательных областях мы можем их применить. Мне кажется во всех

областях можем применят. Я это говорю с уверенностью , так как сама

испробовала в нескольких областях используя алгоритмы проводить занятия,

исследовательскую

деятельность

(опыты,

эксперименты),

Художественно

эстетической … ,для заучивания стихотворения, и кстати обратная связь от

родителей была(используя алгоритмы они учили стихи дома с детьми и высылали

мне видио)

Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?

- развивают логику и мышление, учат легко и успешно решать базовые

жизненные «проблемы» и задачи;

-

формируют

умение

планировать

свою

деятельность

и

прогнозировать

результат;

- способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).

- хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие

решения, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий

нужно развивать еще до школы поэтапно.

Игра "Координаты"

Развиваем логическое мышление, внимательность.

На игровом поле ребенок разглядывает квадрат с персонажами мультсериала. Сбоку

приклеиваем на липучке любые координаты.

Задача ребенка по этим координатам найти на поле героя, который спрятался под

этими координатами.

Игра « Зрители»

1 игровое поле с пустыми креслами.

25 билетов в театр, 25 животных- театралов на липучках. Задача рассадить зрителей

согласно билетам. Тут знакомимся с понятием ряд и место. Счет в пределах 5.

Игра «Хитрые Лисички»

По образцу рассадить лисичек на игровое поле. Развитие математических способностей

— ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации

детали.

Игра «Стрелочки»

Приклеиваем на липучку в первый квадрат на карточке картинку, находим на игровом

поле и следуем по стрелочкам по игровому полю и второй квадрат на карточке

приклеиваем картинку,к которой пришли на игровом поле. Ориентировка на листе

бумаги похожая игра с графическим диктантом.

Карточки с заданиями, на первый

взгляд, представляют собой беспорядочный набор цифр и клетки,стрелки. Но если

присмотреться, становится понятно, что в них зашифрована красочная картинка

Игра «Секретный код»

Настольная игра «Секретный код» - эта дидактическая игра тренирует концентрацию

внимания. Надо воспроизвести по памяти достаточно сложные и неповторяющиеся

элементы.

Дидактическая игра «Зверюшки на дорожках»

учить детей пользоваться заменителями - уметь соотносить картинки с

определенными значками. Формировать умение варьировать заменители при

выполнении одного и того же задания. Эта игра заставляет детей логически думать,

искать пути решения.

Дидактическая игра «Раскодируй картинку»

Каждый день ребенку-дошкольнику приходится выбирать из множества решений одно

- единственное. Как безопасно обойти лужу или перейти улицу? Каким образом из

десяти кубиков сложить пирамидку, а из кружка сделать цветочек? Не всегда решения

юных исследователей правильны и логичны с точки зрения взрослых. Научить детей

грамотно выстраивать причинно-следственные связи, логически мыслить и рассуждать

для этого нам на помощь приходят такие алгоритмические дидактические игры

Каждый элемент обходится ребенку повышенным вниманием. И для того чтобы

правильно повторить «код» по образцу ребенку надо:

рассмотреть и оценить каждый элемент «кода» и их последовательность;

постараться, верно, воссоздать каждый элемент в последовательности ;

удерживать последовательность в течении длительного времени.

ребенок может соотнести цифры и назначенные им буквы и прочитать

зашифрованные слова.

Эти игры наполняют фундаментальные понятия математики – алгоритмики,

кодирование и декодирование. (процесс восстановления информации из ее

представления в закодированном виде к исходному виду) (Алгоритм — это

последовательность команд). Дети учится анализировать, разбивать глобальные задачи

на небольшие подзадания, понимать и создавать алгоритмы.

Карточки с заданиями, на первый взгляд, представляют собой беспорядочный набор

цифр и клетки, стрелки. Но если присмотреться, становится понятно, что в них

зашифрована красочная картинка. Ребенку необходимо расшифровать код и выложить

на игровом поле из цветных квадратиков получившееся изображение.

Приведу пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в

процессе алгоритмических игр.

Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает

необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь

новыми словами, в процессе алгоритмических игр общается со взрослыми, задаёт

конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в

целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и

пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми

помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным,

целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом,

играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика