Автор: Джакавова Зульфия Шахсултановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Аист"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка: « Развивающий планшет дидактических игр для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Алгоритмика – это просто»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка: « Развивающий планшет
дидактических игр для развития интеллектуальных
способностей детей старшего дошкольного возраста
«Алгоритмика – это просто»
Воспитатель: Джакавова З.Ш
Алгоритмика… что это такое?
Джакавова Зульфия Шахсултановна.
Алгоритмика - что это такое?
Развитие интеллекта ребенка, формирование мыслительных умений и
способностей, которые легко позволяют осваивать новое- это одна из важнейших
задач в развитии ребенка. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для
успешного обучения детей в школе. Актуальность развития навыков алгоритмики
состоит в том, что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно
представить без компьютера, который является для него самым современным игровым
инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и
играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии. Ребенок не может
гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами.
Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро
проникла в школы и дома.
Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь
грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает,
считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Сегодняшние дети уже
с трёх – четырёхлетнего возраста имеют опыт "пультового" управления бытовыми
приборами - телевизорами, проигрывателями, электронными игрушками. Отсюда
совсем недалеко и до понятия программа. Если пяти-шестилетнему ребёнку дать
новую игрушку с пультом управления, объяснить, как устроена игрушка, какие
кнопки-команды есть на пульте и какую задачу управления игрушкой нужно решить,
то ребёнок окажется способным не только решить задачу методом проб и ошибок, но и
будет способен объяснить ещё до начала решения, какие кнопки на пульте управления
и в какой последовательности нужно нажать, чтобы достигнуть намеченной цели. Это
значит, что "в голове" у ребёнка есть программа - план будущей деятельности. А вот
средств, инструментов выразить этот план в какой-то материальной форме у ребенка,
еще не умеющего читать и писать - нет. Программирование – одно из самых
интересных и полезных занятий в мире. Чтобы написать код, даже самый простой,
необходимо: Понимание: что означают команды в используемом языке.Умение
планировать: нужно придумать план решения задачи .Креативность: способность
придумывать новые идеи и их реализовывать.
Аналитическое мышление: способность логически мыслить, следить за ходом
выполнения плана, находить и исправлять ошибки. Все эти навыки – не специфичны.
Они пригодятся в любой области и сфере. Программирование – отличный способ
замотивировать ребенка учиться, узнавать и осваивать новые концепции. Когда у
ребенка получается решить какую-то задачу с помощью компьютера, его
воодушевление способно сыграть роль искорки, из которой, как известно, может
разгореться пламя. Желание запрограммировать что-то на компьютере мотивирует
ребенка узнать что-то новое, разобраться с тем, что раньше казалось скучным и
трудным. Умение программировать откроет ему огромное количество новых
возможностей.
Сегодня я хочу поделиться с вами несколькими видами алгоритмических игр,
постараемся разобраться в основах алгоритмики.
Вашему вниманию представляю эти игры….. Давайте вместе порассуждаем, в
каких образовательных областях мы можем их применить. Мне кажется во всех
областях можем применят. Я это говорю с уверенностью , так как сама
испробовала в нескольких областях используя алгоритмы проводить занятия,
исследовательскую
деятельность
(опыты,
эксперименты),
Художественно
эстетической … ,для заучивания стихотворения, и кстати обратная связь от
родителей была(используя алгоритмы они учили стихи дома с детьми и высылали
мне видио)
Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?
- развивают логику и мышление, учат легко и успешно решать базовые
жизненные «проблемы» и задачи;
-
формируют
умение
планировать
свою
деятельность
и
прогнозировать
результат;
- способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).
- хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие
решения, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.
Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий
нужно развивать еще до школы поэтапно.
Игра "Координаты"
Развиваем логическое мышление, внимательность.
На игровом поле ребенок разглядывает квадрат с персонажами мультсериала. Сбоку
приклеиваем на липучке любые координаты.
Задача ребенка по этим координатам найти на поле героя, который спрятался под
этими координатами.
Игра « Зрители»
1 игровое поле с пустыми креслами.
25 билетов в театр, 25 животных- театралов на липучках. Задача рассадить зрителей
согласно билетам. Тут знакомимся с понятием ряд и место. Счет в пределах 5.
Игра «Хитрые Лисички»
По образцу рассадить лисичек на игровое поле. Развитие математических способностей
— ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации
детали.
Игра «Стрелочки»
Приклеиваем на липучку в первый квадрат на карточке картинку, находим на игровом
поле и следуем по стрелочкам по игровому полю и второй квадрат на карточке
приклеиваем картинку,к которой пришли на игровом поле. Ориентировка на листе
бумаги похожая игра с графическим диктантом.
Карточки с заданиями, на первый
взгляд, представляют собой беспорядочный набор цифр и клетки,стрелки. Но если
присмотреться, становится понятно, что в них зашифрована красочная картинка
Игра «Секретный код»
Настольная игра «Секретный код» - эта дидактическая игра тренирует концентрацию
внимания. Надо воспроизвести по памяти достаточно сложные и неповторяющиеся
элементы.
Дидактическая игра «Зверюшки на дорожках»
учить детей пользоваться заменителями - уметь соотносить картинки с
определенными значками. Формировать умение варьировать заменители при
выполнении одного и того же задания. Эта игра заставляет детей логически думать,
искать пути решения.
Дидактическая игра «Раскодируй картинку»
Каждый день ребенку-дошкольнику приходится выбирать из множества решений одно
- единственное. Как безопасно обойти лужу или перейти улицу? Каким образом из
десяти кубиков сложить пирамидку, а из кружка сделать цветочек? Не всегда решения
юных исследователей правильны и логичны с точки зрения взрослых. Научить детей
грамотно выстраивать причинно-следственные связи, логически мыслить и рассуждать
для этого нам на помощь приходят такие алгоритмические дидактические игры
Каждый элемент обходится ребенку повышенным вниманием. И для того чтобы
правильно повторить «код» по образцу ребенку надо:
рассмотреть и оценить каждый элемент «кода» и их последовательность;
постараться, верно, воссоздать каждый элемент в последовательности ;
удерживать последовательность в течении длительного времени.
ребенок может соотнести цифры и назначенные им буквы и прочитать
зашифрованные слова.
Эти игры наполняют фундаментальные понятия математики – алгоритмики,
кодирование и декодирование. (процесс восстановления информации из ее
представления в закодированном виде к исходному виду) (Алгоритм — это
последовательность команд). Дети учится анализировать, разбивать глобальные задачи
на небольшие подзадания, понимать и создавать алгоритмы.
Карточки с заданиями, на первый взгляд, представляют собой беспорядочный набор
цифр и клетки, стрелки. Но если присмотреться, становится понятно, что в них
зашифрована красочная картинка. Ребенку необходимо расшифровать код и выложить
на игровом поле из цветных квадратиков получившееся изображение.
Приведу пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в
процессе алгоритмических игр.
Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает
необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь
новыми словами, в процессе алгоритмических игр общается со взрослыми, задаёт
конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в
целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и
пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми
помогает ребенку стать более организованным, дисциплинированным,
целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом,
играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.