Напоминание

"Формирование профессиональных качеств личности с помощью методов организации деятельности"


Автор: Еграшкина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский техникум питания и торговли"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Формирование профессиональных качеств личности с помощью методов организации деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ульяновский техникум питания и торговли»

Методическая разработка

Методы организации деятельности и

формирование опыта поведения

в рамках реализуемой УД, МДК.

Автор

Еграшкина Татьяна Николаевна

преподаватель общепрофессиональных

дисциплин

ОГБПОУ «Ульяновский

техникум питания и торговли»

г. Ульяновск 2017

Оглавление

Введение …………………………………………………………….................3

Основная часть …………………………………………………………..……4

Заключение …………………………………………………………………..16

Использованная литература …………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока …………………………………………… 18

Введение

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы

направлены на человека как целое. Педагогикой накоплен богатый арсенал методов

обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников

восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в

модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения— это пути

выделения, закрепления и формирования в опыте обучающихся положительных способов,

форм поведения и нравственной мотивации.

Педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих методы

педагогического руководства деятельностью и формирования опыта поведения:

-все

виды

деятельности,

имеющие

общественные

цели,

потенциально

обладают

определенными

развивающими

и

воспитывающими

возможностями.

Каждая

такая

деятельность

содержит

все

необходимые

компоненты

для

усвоения

лишь

ей

соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все

остальные.

Поэтому

в

процессе

воспитания

целесообразно

использовать

комплекс

деятельностей;

-даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на

воспитанника, если она не имеет для него личностного смысла.

-в итоге педагогических воздействий у обучающихся формируется готовность к выбору

цели и способов деятельности. Цель человека является той силой, которая определяет способ

и характер его действий;

Синонимичное название методов организации деятельности — это методы приучения,

методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы).

Основная часть

Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта

поведения — выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта и поведения включает в

себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций,

педагогическое требование.

Приучение—это организация регулярного выполнения обучающимися действий с целью их

превращения в привычные формы поведения. Методика требует объяснять учащимся, что,

как и зачем делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

На уроках использую приучение к одному из важных профессиональных качеств личности

дисциплинированности. Демонстрирую показ образца воспитываемой формы поведения,

созданию положительного отношения к ней. Для выработки привычки требуется время,

торопливость

здесь

не

приводит

к

поставленной

цели.

Метод

приучения

предполагает

контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного

отношения

учителя

к

обучающимся,

выявления

и

анализа

возникающих

трудностей,

обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль

учащихся.

Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед обучающимися задачу

овладения тем или иным способом поведения. Иногда возникает необходимость открыто

поставить

перед

обучающимися

задачу

научиться

вести

себя

определенным

образом,

например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и третий

путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество

личности

(

порядок,

дисциплину

и

т. п.).

Это

стремление

побуждает

обучающихся

овладевать соответствующими привычками.

Одним из испытанных

средств,

приучения

к заданным формам поведения

является

дисциплина, правила поведения на уроке, систематическое выполнение самостоятельной

работы и заданий на дом. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется

динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.

Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение

ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее

личностно значимой. Выполняемая обучающимся деятельность выступает здесь в единстве

ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке. Включение

детей в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в

обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми

практического опыта коллективных отношений.

Упражнение—это

многократное

повторение,

совершенствование

способов

действий

как

устойчивой основы поведения. Упражнение опирается на приучение и реализуется через

поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Средства упражнения —

сохранение

порядка

обучения,

исполнение

познавательных

задач,

исполнение

задач

деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др. Результат упражнения

— устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения

применяются

для

решения

самых

разнообразных

задач

нравственного,

эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности,

культуры поведения на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и

навыков и т. д.

Многие недочеты в работе и поведении учащихся, зачастую являются

следствием

неумелого

использования

метода

упражнений

(приучения)

в

процессе

воспитания.

Организация упражнений по формированию у учащихся личностных качеств, включает в

себя следующие приемы:

♦ постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек

поведения;

♦ разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом

качестве;

♦ практический показ этих способов (действий);

♦ побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов

(действий);

♦ последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию

формируемых навыков поведения (действий);

♦ предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения;

♦ напоминание и контроль за поведением.

Условия

эффективности:

система

упражнений;

доступность

и

посильность;

частота

повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочетание индивидуальных,

групповых и коллективных форм упражнений и т. д.

По

отношению

к

формированию

личности

обучающегося

деятельность

остается

нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее

педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом

сочетаться

различные

методы

и

приемы,

обеспечивающие

побуждение,

приучение

и

упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.

Упражнение

не

имеет

ничего

общего

с

механической

выучкой

и

тренажем

в

духе

поведенческой психологии: стимул-реакция-подкрепление.

Поручение - с помощью этого метода обучающихся приучают к положительным поступкам,

развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные.

Применение поручения воспитывает у детей ответственность, дисциплинированность,

нравственные качества.

Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой

проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

В

зависимости

от

педагогической

цели,

содержания

и

характера

поручения

бывают

индивидуальными,

групповыми

и

коллективными,

постоянными

и

временными.

Любое

поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя

этого

никто

не

сможет

сделать,

от

тебя

зависит

успех

общего

дела

и

т. д.)

и

меру

ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до

конца

и

т. д.).

Если

какая-либо

из

этих

сторон

организована

(мотивирована)

слабо,

то

поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.

Воспитывающие ситуации— это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию,

они могут быть специально организованы педагогом.

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно рождаются ситуации, в

которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся

в нем воспитательных отношений. Открыть эту ситуацию, обнажить заключенный в ней

конфликт,

возникающую

или

уже

назревшую

проблему

по

силам

любому

вдумчивому

педагогу. Однако часто он не может ждать такого естественного стечения обстоятельств. Ему

приходится самому создавать такую внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся

необходимое

психическое

состояние,

представления,

чувства,

мотивы,

поступки.

Такие

специально организованные педагогические условия принято называть воспитывающими

ситуациями.

Обучающиеся

не безразличны к своему положению в коллективе, отношению к ним

взрослых

и

сверстников.

Каждый

переживает

собственное

положение

в

коллективе

по-

своему,

нередко

скрывая

содержание

этих

переживаний

Наблюдение

за

поведением

учащихся, беседы с ними и их родителями дают возможность выяснить, чем они больше

дорожат

Созданная

воспитателем

педагогическая

ситуация,

активизирует

эти

мысли

и

чувства, делает их ведущими и решающими, помогает формировать положительные черты

личности.

В моей профессиональной деятельности встречаются обучающиеся которые не верят в

собственные силы, нередко они сами заявляют, что у них ничего не получится, поскольку они

ни на что не способны. Для этого создаю педагогическую ситуацию, в которой такой

обучающийся смог бы в чем-то проявить себя убедиться в своих способностях.

Очень,

важно, чтобы первые успехи заметили другие одногруппники, почувствовав их уважение и

интерес к себе, он наполняется чувством достоинства, иначе оценивает себя, крепнет его вера

в собственные силы, появляется желание вести себя иначе, стать лучше.

Педагогическое требование — это предъявление требований к выполнению определенных

норм

поведения,

правил,

законов,

традиций,

принятых

в

обществе.

Требование

может

выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное

указание к выполнению какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания,

инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания.

Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к

переживаниям,

мотивам,

интересам

учеников.

В

развитом

коллективе

предпочтительны

косвенные требования.

В

требовании

как

исходном

методе

организации

деятельности

наиболее

отчетливо

обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика

внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие

личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно может выступать

перед

учеником

как

конкретная

реальная

задача,

которую

ему

надлежит

выполнить

в

процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия

педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении

учащихся

и

тем

самым

побуждать

их

к

дальнейшему

росту

и

развитию.

Требования

помогают

наводить

порядок

и

дисциплину

в

школе,

вносят

дух

организованности

в

деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые

и косвенные. Более подробно они будут раскрыты далее.

Организуя

воспитательный

процесс,

учитель

должен

стремиться

к

тому,

чтобы

его

требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования

является

общественное

мнение.

Соединяя

в

себе

оценки,

суждения,

волю

коллектива,

общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого

педагога выполняет функцию педагогического метода.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого

требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные

воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Предъявляется

прямое требование в решительном тоне, причем при этом возможна целая гамма оттенков,

которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование отличается

от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько

вызванные

им

психологические

факторы:

переживания,

интересы,

стремления

воспитанников. Выделяют различные виды косвенного требования.

Использую на свои уроках следующие формы требований:

• Требование-совет. Это

апелляция

к

сознанию

воспитанника,

убеждение

его

в

целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет

будет

принят,

если

воспитанник

видит

в

своем

наставнике

старшего,

более

опытного

товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

• Требование-игра. использую присущее детям стремление к игре для предъявления

самых

разнообразных

требований.

Игры

доставляют

удовольствие,

а

вместе

с

ними

незаметно

выполняются

и

требования.

Это

наиболее

гуманная

и

эффективная

форма

предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального

мастерства.

• Требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним

из

наиболее

употребляемых

средств

воздействия.

Она

основывается

на

возникновении

товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба – форма

проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

• Требование-одобрение. Вовремя замеченное и высказанное мною одобрение, действует

как сильный стимул.

Все рассмотренные методы организации деятельности и формирования поведения должны

применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования

сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств

воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и

действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

Формирование профессиональных качеств личности с помощью методов организации

деятельности

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать

и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и

намечать пути их воплощения.

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на

собственные возможности без чужой помощи;

1 . Дисциплинированность как качество личности – склонность к безоговорочному

соблюдению

дисциплинарных

требований:

правил

работы,

норм

поведения

и

установленного порядка жизнедеятельности.

При описании качеств людей, находящихся под воздействием энергии благости обязательно

указывают на дисциплинированность. Иными словами, дисциплинированность – благостное

качество личности. Дисциплинированность многогранна по формам проявления. Качеством

личности она становится только в союзе с осознанностью, сознательностью и чувством

долга. Насильно, из под палки человека дисциплинированным не сделаешь. Страх перед

наказанием, безусловно, понуждает человека к проявлению вынужденной и неискренней

дисциплинированности.

Но

страх,

как

мотивация

дисциплины,

его

карательная

составляющая выгребает из людей активность, энергичность, инициативность и энтузиазм.

Стоит карательной системе дать сбой и от дисциплинированности останется пшик.

Сознательная дисциплинированность стоит на платформе добросовестного исполнения

своего долга, стремления реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в

развитие общего дела. Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только

такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее

полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца,

несмотря на какие бы то не было трудности и неприятности.

Подлинная

дисциплинированность

произрастает

из

самодисциплины

и

самоконтроля,

подчиненных разуму. Самоконтроль как качество личности представляет собой способность

не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что

отклоняет

от

пути

самоосознания,

обращаться

внутрь

себя,

осознавать

и

оценивать

собственные

действия,

психические

процессы

и

состояния.

Сознательно

вытесняя

с

помощью

самодисциплины

и

самоконтроля

свои низшие

качества,

человек

делается

дисциплинированным.

Природа

человека

так

устроена,

что

стоит

потянуть,

к

примеру,

«ниточку»

ответственности

и

распустишь

весь

клубок

добродетелей.

Попутно

человек

станет

обладателем заботливости, обязательности, постоянства, словом, всех достоинств, в том

числе

и

дисциплинированности.

Зная

этот

секрет,

разумно

не

распыляться,

а

сконцентрироваться на одном – двух достоинствах. Например, воспитайте у человека чувство

долга и обязательность, и он синхронно будет приверженцем дисциплинированности.

2.Инициативность как качество личности – способность добровольно,

самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, запускать

новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативность – это когда человек конкретно не обязан что-то делать, и его никто

прямо либо косвенно не просит это что-то сделать, но если он все-таки делает, — это его

внутреннее побуждение, свобода выбора найти применение своему энтузиазму. Что

происходит? Возникает личная либо общественная проблема, и инициативность делает

первый шаг к ней навстречу. В инициативности всегда заложено творческое начало, ибо она

всегда стоит, как витязь на распутье, перед выбором – оставить всё, как есть, или

преобразовать старое, создать новое качество. Для добровольного решения пойти на

перемены и преобразования требуется существенное волевое усилие, смелость, находчивость

и ответственность за последствия своих начинаний.

Когда человек находит в себе смелость для проявления инициативности – это

свидетельствует о силе, высоком потенциале и целеустремленности личности, о высокой

жизненной планке и наличии своего пути. Если ты сам не знаешь свой путь, как и куда ты

поведешь людей? Без цели инициативность безответственна.

3. Самостоятельность как качество личности – способность жить за свой счет,

отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому

их достигать.

Самостоятельность

становится

качеством

личности,

когда

человек

осознанно

делает

собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность и

имеет

возможность

оплачивать

эти

свои

решения.

Самостоятельный

человек

под

руководством

разума

сам

распоряжается

своей

жизнью,

сам

обеспечивает

свое

существование, владеет навыками самоконтроля, не является рабом чужих мнений и оценок.

Самостоятельному человеку не придет в голову осуждать кого-то, что его не содержат и что

ему не помогают. Он сам стоит на своих ногах, то есть добился финансовой независимости

от других.

Самостоятельность – это не нитка без иголки, это не изоляция от других, это не

пренебрежение

мудростью

жизни

и

ученической

преемственностью.

Самостоятельность

положительна, если через нее реализуется благоразумие и здравомыслие. Если человек

действует самостоятельно только из желания подчеркнуть свою взрослость и независимость

и

при

этом

пренебрегает

авторитетным,

истинным

знанием,

его

самостоятельность

превращается в один из пороков – глупость, упрямство, неблагоразумие.

Содержание методической разработки отражает динамику формирования устойчивого опыта

поведения, положительных способов и форм поведения, нравственной мотивации

обучающихся. Данные о качестве учебно – воспитательной деятельности, а именно

динамика формирования дисциплинированности, инициативности и самостоятельности

отслеживается посредством мониторинга. Мониторинг формирования профессиональных

важных качеств личности проводится с помощью методов анализа объективной

реальности, что позволяет: создать порядок, дисциплину на уроках, предупредить

критические ситуации, проанализировать итоги, определить направление деятельности и

внести корректирующие мероприятия.

Данные входного тестирования

Группы ТВ21, М-31, М-32

№ п\п

ТЕСТ на

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

ТЕСТ на

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

1

5

20

2

12

33

3

14

34

4

14

20

5

14

15

6

4

17

7

4

19

8

7

25

9

8

28

10

3

32

11

10

37

12

6

29

13

5

18

14

7

28

15

8

31

16

10

34

17

12

38

18

7

20

19

5

18

20

6

15

21

3

29

22

6

35

23

8

18

24

3

28

25

6

32

26

2

31

27

5

26

28

6

28

29

7

30

30

8

32

Средний

балл

7,1

26,6

Количество от 0 до 8 баллов — независимо

от ситуации, вы умеете радоваться жизни и

получать от нее удовольствие. Ваш девиз:

“Живем один раз!” Но помните, что

отсутствие планов и откладывание

неприятных занятий не приведет к тому, что

они самостоятельно решатся.

Количество баллов – от 35 до 0 очков –

обучающийся готов выполнять чужие

распоряжения, свои решения принимать не

любит, также как и брать на себя какую-либо

ответственность, малоинициативный

сотрудник. Такой человек ничего не любит

делать через силу, но придерживается

принятых правил, он может быть неплохим

исполнителем.

Данные выходного тестирования

Группы ТВ21, М-31, М-32

№ п\п

ТЕСТ на

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

ТЕСТ на

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

1

22

50

2

22

45

3

22

40

4

24

55

5

26

45

6

30

40

7

24

45

8

22

45

9

24

35

10

20

30

11

20

35

12

24

30

13

24

40

14

18

30

15

26

45

16

18

40

17

26

40

18

18

20

19

20

45

20

18

30

21

20

45

22

26

45

23

20

45

24

24

25

25

22

25

26

22

40

27

22

55

28

28

55

29

26

45

30

28

30

Средний

балл

22,8

39,8

Количество баллов от 10-22 талант

импровизатора: обучающимся удается и

последовательно приближаться к

намеченной цели, и избегать

непредвиденных ситуаций. Ваш девиз: “Ни

одна цель не стоит того, чтобы ради нее

ломать себя”. Вам стоит быть осторожней:

старайтесь не упустить из вида

первоначальную цель.

Если тестируемый набрал от 65 до 35 очков –

это довольно инициативный человек, который

способен влиять на мнение окружающих

людей, а также принимать самостоятельные

решения. Такой обучающийся способен

устанавливать позитивные контакты,

анализировать ошибки, улаживать конфликты,

предлагать эффективные пути решения

многих проблем.

Диаграмма 1 Показатели развития дисциплинированности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

0

5

10

15

20

25

30

35

40

20

33

34

20

15

17

19

25

28

32

37

29

18

28

31

34

38

20

18

15

29

35

18

28

32

31

26

28

30

32

22

22

22

24

26

30

24

22

24

20

20

24

24

18

26

18

26

18

20

18

20

26

20

24

22

22

22

28

26

28

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ входного тестирования

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ выходного тестирования

Диаграмма 2 Показатели развития самостоятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

0

10

20

30

40

50

60

20

33

34

20

15

17

19

25

28

32

37

29

18

28

31

34

38

20

18

15

29

35

18

28

32

31

26

28

30

32

50

45

40

55

45

40

45 45

35

30

35

30

40

30

45

40 40

20

45

30

45 45 45

25 25

40

55 55

45

30

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ входного тестирования

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ выходного тестирования

Уровень развития самостоятельности

Уровень развития дисциплинированности

Карта оценки самостоятельности при выполнении заданий

Данные входного контроля

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Сред

ний

балл

Быстрота выполнения

действий (количество

затраченного времени

на выполнение заданий

4

4

5

3

3

4

3

4

4

2

4

4

4

4

5

1

3

3

4

3

4

5

3

4

4

5

4

5

3

3

Умение выполнять

задания по образцу

2

3

4

4

4

5

3

5

4

4

3

5

4

4

5

3

5

4

5

4

5

3

3

4

4

3

4

5

5

4

Самостоятельное

выполнение заданий

(без помощи учителя)

3

3

3

5

3

2

4

4

4

2

4

3

3

4

2

2

5

3

3

3

5

5

2

3

4

3

5

4

4

5

Умение вступать в

диалог при

представлении

конкретного результата

своей самостоятельной

работы

3

3

4

3

2

3

3

2

3

2

3

3

5

3

4

4

5

5

3

5

5

4

4

2

3

3

5

4

3

3

Умение работать в

индивидуальном и

групповом режиме

3

3

4

5

3

5

4

5

4

5

5

3

5

5

4

5

5

4

3

4

5

5

3

3

4

2

3

4

2

4

Уверенность в себе,

естественность

включенности в работу,

предложенную

педагогом

5

4

3

5

3

4

4

3

3

4

5

1

5

4

4

3

3

2

4

4

4

5

4

3

4

4

4

5

2

4

Средний балл

4

4

3

.

8

4

.

6

3

4

.

2

4

4

3

3

4.2

3

4

4

3.8

2.

6

4

3

3

3.

8

4,5

5

3.3

3

4

3.8

5

5

3

4

3,7

Карта оценки самостоятельности при выполнении заданий

Данные выходного контроля

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Сред

ний

балл

Быстрота выполнения

действий (количество

затраченного времени

на выполнение заданий

4

4

5

4

4

4

3

4

4

2

5

5

4

4

5

1

4

2

4

3

4

5

3

4

4

5

5

4

5

4

4,1

Умение выполнять

задания по образцу

3

5

4

5

4

5

5

5

4

4

4

5

5

4

5

3

5

4

5

4

5

5

2

4

4

4

5

5

5

5

4,6

Самостоятельное

выполнение заданий

(без помощи учителя)

4

4

3

5

3

3

4

4

4

3

4

3

4

4

3

2

5

3

2

4

5

5

2

2

4

3

5

5

3

4

3,8

Умение вступать в

диалог при

представлении

конкретного результата

своей самостоятельной

работы

4

3

4

5

2

4

4

3

3

2

3

4

5

4

4

4

5

4

3

4

5

4

4

2

4

3

5

5

4

4

3,9

Умение работать в

индивидуальном и

групповом режиме

4

4

4

4

3

5

4

4

4

5

4

3

5

4

4

4

5

4

3

4

5

5

4

3

4

3

5

5

3

4

3,2

Уверенность в себе,

естественность

включенности в работу,

предложенную

педагогом

4

3

3

5

3

4

4

3

3

3

5

1

5

4

4

2

3

2

4

4

5

5

5

3

4

3

5

5

1

4

3,7

Средний балл

4

4

3

.

8

4

.

6

3

4

.

2

4

4

3

3

4.2

3

4

4

3.8

2.

6

4

3

3

3.

8

4,5

5

3.3

3

4

3.8

5

5

3

4

3,8

Диаграмма 3 Показатели развития самостоятельности при выполнении заданий

Средний балл входного тестирования

Средний балл выхдного тестирования

3,8

4,1

4,1

4,6

3,9

3,8

3,3

3,9

3,6

3,2

3,5

3,7

Уровень развития самостоятельности при выполнении заданий

Уверенность в себе, естественность включенности в работу,

предложенную педагогом

Умение работать в индивидуальном и групповом режиме

Умение вступать в диалог при представлении конкретного результата

своей самостоятельной работы

Самостоятельное выполнение заданий (без помощи учителя)

Умение выполнять задания по образцу

Быстрота выполнения действий (количество затраченного времени на

выполнение заданий

Уровень развития самостоятельности при выполнении заданий

Заключение

Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить

внимание педагогов на способы повышения профессиональной мотивации у обучающихся.

Результаты данных диагностик позволили мне наметить учебную и воспитательную

работу на уроке на будущее:

воспитывать

у

обучающихся

чувство

долга

и

обязательность,

и

они

синхронно будут

приверженцами дисциплинированности.

Развивать волевое усилие, смелость, находчивость и ответственность за последствия своих

начинаний.

Стимулировать положительную самостоятельность и через нее вырабатывать благоразумие

и здравомыслие.

Способствовать совершенствованию методической культуры.

На входном этапе эксперимента:

Дисциплинированность составила: 7,1 % ,

самостоятельность и инициативность составила 26,6 %

На выходном этапе эксперимента:

Дисциплинированность составила: 22,8 % ,

самостоятельность и инициативность составила 39,8 %

Таким

образом

видна

положительная

динамика

уровня

профессиональной

дисциплинированности,

самостоятельности

и

инициативности

обучающихся

при

проведении учебных занятий по междисциплинарным курсам.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Л.И.Грищенко " Теория и методика воспитания" , изд-во "Академия", 2015. 240 с.

2.

В.В.Краевский "Методология педагогики", изд-во "Академия", 2006. 400с.

3.

И.Ф.Харламов "Педагогика", изд-во "Университетское", 2012. 560с.

4.

В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров " Общие основы педагогики", изд-во

"Просвещение", 2016. 574с.

5.

В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов " Педагогика", 2012. 576с.

6.

Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика

нового времени / А. Ермолин. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 262 c.

7.

Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник /

И.Г. Есаулов. - СПб.: Лань, 2015. - 256 c.

8.

Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г.

Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.

9.

Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.:

Проспект, 2016. - 320 c.

10. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.:

Форум, 2013. - 384 c.

11. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-

М, 2013. - 400 c.

12. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект,

2015. - 400 c.

13. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического

бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.

14. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В.

Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.

15. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В.

Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 c.

Приложение

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ульяновский техникум питания и торговли»

Методическая разработка

по учебной дисциплине ОП. 01 «Экономика организации»

Специальность 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Преподаватель

Еграшкина Т.Н.

Ульяновск

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка учебного занятия направлена на организацию и

проведение учебного занятия в форме урока - диспута.

Современные условия требуют

подготовки

активной

и

творческой,

успешной

личности,

способной

самостоятельно

формировать

необходимые

навыки

и

умения,

применять

экономические

знания

при

разрешении конкретных практических ситуаций или проблемных вопросов.

Актуальность

данной

разработки обусловлена требованиями

к

условиям реализации

ОПОП по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании в

которых

отражено,

что

в

целях

реализации

компетентностного

подхода

необходимо

использовать активные формы проведения занятий, в том числе нетрадиционные формы

обучения для формирования общих и профессиональных компетенций, как например урок

– диспут.

Форма урока

- диспут

олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого

страной времени: признание важности и полезности обсуждений.

Диспут - это спор,

полемика. Создание малого бизнеса вызывает проблемы, отсутствие у обучающихся

таких

качеств

как,

дисциплинированность,

самостоятельность,

боязнь

проявить

инициативу и стала темой урока – диспута. Главная ценность этого урока состоит в том,

что в нем формируется самостоятельное мышление у обучающихся. На своих уроках я

стремлюсь вовлекать в непринужденный, живой разговор обучающихся и этим помогаю

избежать формализма в знаниях.

Приучаю

к диалогу, т.е. обучаю вникать в доводы

оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать

неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы.

Чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к

уроку-диспуту

задаю

обучающимся

повторить пройденный материал.

Убеждена, что

уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

В результате освоения темы 2.3 Предпринимательство: понятие, сущность, признаки

по дисциплине «Экономика организации» у обучающихся

формируются

следующие

компетенции:

ОК2 Организовывать

собственную

деятельность, выбирать

преимущественные

формы собственности оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность.

ОК 4. Осуществлять

поиск и использование

информации, необходимой

для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

ПК 1.4 Участвовать в оценивании эффективности деятельности организации

общественного питания по характеру производства, размерам и экономическому

назначению.

Учебная дисциплина

ОП 01

Экономика организации

Специальность

43.02.01

Организация обслуживания в общественном питании

Группа

М- 31

Дата проведения

Раздел 2

Организационно – правовые формы организаций.

Тема 2.3

Предпринимательство: понятие, сущность, признаки.

Цели занятия:

Методические:

Отработка

методики

организации

деятельности

обучающихся

и

формирование опыта поведения.

Образовательные:

1.Формирование устойчивых знаний о:

- сущности, признаках и формах предпринимательства;

- основных

видах

предпринимательства (производственное, коммерческое,

финансовое).

2.Отработка умений проводить SWOT – анализ, выявлять возможности, риски

и угрозы предприятия (ПК1.4)

3.

Способствовать

формированию

самостоятельности

мышления

и

стремлению к созданию собственной деятельности (ОК2)

Воспитательные и развивающие:

1.

Способствовать

формированию

опыта

коллективной

мыслительной

и

практической деятельности.

2.

Способствовать

созданию

благоприятного

психологического

климата

в

группе.

3. Развивать у обучающихся осознанность, сознательность и чувство долга

за принятые решения.

4. Укреплять

инициативность при организации собственной деятельности,

выбирать

преимущественные

формы

собственности

оценивать

их

эффективность и качество (ОК2).

Тип занятия: урок формирования знаний, умений и компетенций.

Материально-техническое обеспечение:

ПК с подключением к сети Интернет, проектор, презентация «Развитие малого

и среднего бизнеса

в России», показ ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от

29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации"

Освоение обучающимися знаний: Зн1, Зн2.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Содержание

занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Содержание

занятия

направленного

на

формирование

компетенции и

ОПОР

I.Организационн

ый (10 мин)

Приветствие

обучающихся.

Оформление

журнала

теоретического

обучения

(тема

урока,

отсутствующих)

Создание

делового

настроя.

Актуализация

в н и м а н и я

и

образовательной

активности,

ранее

полученных

з н а н и й

и

умений.

Подготовительная

деятельность.

Оформление

темы

в

ж у р н а л е

и

посещаемости

группы.

Представление

темы.

Объявление

о с н о в н о й

ц е л и

занятия.

Выделение

проблемного

вопроса.

Концентрация

внимания,

организационная

подготовка к занятию.

Словесная ассоциация:

обучающиеся

должны

п р е д л о ж и т ь

с в о и

определения

предпринимательства,

выявить

признаки

и

формы

предпринимательства.

ОК 1: ОПОР 1.1

Проявляет

интерес к своей

будущей

профессии

ОК2: ОПОР 1.2

Обосновывает

значение

развития отрасли

общественного

питания.

ОК 2: ОПОР 2.1

Выбирает

преимущественн

ые формы

собственности

оценивает их

эффективность и

качество.

ОК2:

ОПОР

2.2

Выбирает

оптимальные

м е т о д ы

и

способы

выполнения

административн

ы х

з а д а ч ,

о ц е н и в а е т

и х

эффективность и

качество.

II.

Актуализация

субъективного

опыта

обучающихся (10

мин)

Формулировка

проблемы:

«Возможности и

риски

малого

бизнеса?

Представление

информации для

решение

начальных

аспектов

проблемы.

Организация

о бу ч а ющ ихс я на

решение

з ад ачи .

Систематизация

материала.

Демонстрация

презентации

«Развитие малого и

среднего бизнеса в

России»

Вопросы

дискуссии:

1.

В

чем

отличие

развития

предпринимательст

ва

в России

по

с р а в н е н и ю

с

европейскими

и

азиатскими

странами.

Представление

р а з л и ч н ы х

т о ч е к

зрения.

Обучающиеся

отвечают

на

вопросы,

п р и в о д я т

р а з н ы е

д о в о д ы .

И д е т

с о вм е с тны й

п о и с к

конструктивных

решений.

Дискуссия:

выступление

«сторонников»,

«защитников»,

«экспертов».

Сформулированные

выводы

ф о р м ул и р у ю т с я

и

ф и к с и р у ю т с я

в

ОК 1: ОПОР 1.1

Проявляет

интерес к своей

будущей

профессии

ОК2: ОПОР 1.2

Обосновывает

значение

развития отрасли

общественного

питания.

ОК 2: ОПОР 2.1

Выбирает

преимущественн

ые формы

собственности

оценивает их

эффективность и

качество.

ОК2:

ОПОР

2.2

Выбирает

2.

Положительные

и

отрицательные

черты

м а л о го

бизнеса?

3.

Преимущественные

формы

собственности,

их

эффективность?

Вербальное

и

визуальное

воздействие

н а

индивидуальные

особенности

обучающихся,

их

желание

быть

успешными

людьми.

опорных конспекта

Проявляют

инициативу для

преобразования

малого бизнеса.

оптимальные

м е т о д ы

и

способы

выполнения

административн

ы х

з а д а ч ,

о ц е н и в а е т

и х

эффективность и

качество.

III.Коллекетивно-

индивидуальная

исследовательска

я работа (30 мин)

По становка

и

решение

исследовательск

о й

з а д а ч и :

«Возможности

создания своего

бизнеса.

Эффективные

формы

и виды

бизнеса.

Организует

обучающихся

на

решение проблемы.

Демонстрация ФЗ

от

24.07.2007

N

209-ФЗ

(ред.

от

2 9 . 1 2 . 2 0 1 5 )

" О

развитии

малого

и

среднего

предпринимательст

ва

в

Российской

Федерации"

Контролирует

мини-исследование

обучающихся

организует

обмен

м н е н и я м и ,

п о

просьбе

обучающихся через

интерактивное

подключения к сети

Интернет

представляет

дополнительную

информацию.

Демонстрирует на

примерах героев

войны, героев

нашего времени

добросовестное

исполнения своего

долга. Приводит

слова А. Суворова

« Дисциплина-

мать победы»

Н а

о с н о в а н и и

материалов

и

ФЗ

«О

развитии

малого

и

среднего

предпринимательства в

Российской

Федерации" и

ранее

полученных

знаний

обучающиеся

самостоятельно

формулируют решение

поставленной

проблемы,

обмениваются

информаций, вступают

в

д и с к у с с и ю ,

предлагают

выработанное

коллективным образом

решение поставленной

задачи.

Активно участвуют в

дискуссии:

приводят

с в о и

п р и м е р ы

дисциплинированных

л ю д е й

к о т о р ы е

всегда

при

всяких

у с л о в и я х

с у м е ю т

выбрать правильное

поведение.

ОК 1: ОПОР 1.1

Проявляет

интерес к своей

будущей

профессии

ОК2: ОПОР 1.2

Обосновывает

значение

развития отрасли

общественного

питания.

ОК 2: ОПОР 2.1

Выбирает

преимущественн

ые формы

собственности

оценивает их

эффективность и

качество.

ОК2:

ОПОР

2.2

Выбирает

оптимальные

м е т о д ы

и

способы

выполнения

административн

ы х

з а д а ч ,

о ц е н и в а е т

и х

эффективность и

качество.

IV.Проектная

деятельность

(25 мин)

Представление

мини-проектов

по

теме

«Мой

Организует

представление

мини-проектов

в

Представление

мини-

проектов

авторами,

вопросы

аудитории,

ОК3: ОПОР 3.1

Определяет

производственну

бизнес»

в и д е

к о р о т к и х

устных сообщений,

подготовленных

заранее

отдельными

обучающимися.

Организует

обсуждение,

формулирует

выводы.

Поддерживает

и н т е р е с

к

выступлениях

обучающихся.

обсуждение

представленного

материала.

Проявляют

и н и ц и а т и в у

п р и

обсуждении

мини-

проектов, адаптируют

к

т р е б о в а н и я м

современного рынка.

ю мощность в

рабочей

обстановке и в

случае

нарушения

работы.

V. Рефлексия.

Подведение

итогов (15 мин)

Закрепление

знаний,

новых

понятий. Анализ

собственных

мыслительных

операций.

Целостное

осмысление,

обобщение

полученной

информации

Предлагает

составить

дорожную

ка рту

создания

с в о е го

бизнеса.

Подведение итогов

занятия.

Организует

вербальную

оценку

проведённого

занятия:

обсуждает,

анализирует

совместно с

обучающимися.

Составление дорожной

карты.

1.Уверенно

высказывают свое

мнение о достижении

цели занятия и его

успешности.

3 .

П р о в о д я т

с амооценку

с в о е й

деятельности:

выявляют

степень

дисциплинированнос

ти, инициативности и

самостоятельности

п р и

в ы п о л н е н и и

задания,

достижении

личных целей.

ОК4: ОПОР 4.1

Выбирает новых

поставщиков

сырья для

повышения

эффективности

работы

предприятия.

Наименование общих компетенций

Рекомендуемые методы организации

деятельности обучающихся,

и формирование опыта поведения.

ОК 1.

Понимать

сущность

и

социальную

значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес.

Групповое поручение (предложить свои

определения предпринимательства, выявить

признаки и формы предпринимательства) исходя из

созданных условий для сознательной активной

деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения

профе ссиона льных

задач,

оценивать

и х

эффективность и качество.

Упражнение

(составление

мини-проекта

«Мой

бизнес») используются приемы:

♦ постановка воспитательной задачи по выработке

соответствующих навыков и привычек поведения;

♦ разъяснение способов деятельности и вооружение

их знаниями о вырабатываемом качестве;

♦ практический показ этих способов (действий);

♦ побуждение учащихся к первоначальному

воспроизведению показанных способов (действий);

♦ последующую тренировочную деятельность по

закреплению и совершенствованию формируемых

навыков поведения (действий);

♦ предъявление требований к учащимся по

соблюдению правил поведения;

ОК 3. Принимать

решения

в

стандартных

и

нестандартных

ситуациях

и

нести

за

них

ответственность.

Воспитывающие ситуации (в поисках выхода из

созданной проблемы создания малого и среднего

бизнеса) обучающийся пересматривает,

переосмысливает и перестраивает свое отношение,

приводит его в соответствие с новыми требованиями

закона.

ОК 4. Осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного

в ы п о л н е н и я

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

з а д а ч ,

профессионального и личностного развития.

Педагогическое требование-совет (составление

дорожной карты создания своего бизнеса)

апелляция к сознанию обучающегося, убеждение его

в целесообразности, полезности, необходимости

рекомендуемых педагогом действий



В раздел образования




Яндекс.Метрика