Автор: Максимова Любовь Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярский край
Наименование материала: опыт работы педагога в рамках деятельности школы раннего эстетического развития «Ступени»
Тема: «Применение видео технологий в режиме дистанционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Применение видео технологий в режиме дистанционного обучения и
воспитания детей дошкольного возраста»
из опыта работы
педагога в рамках деятельности
школы раннего эстетического развития «Ступени»
В настоящее время условия самоизоляции изменили жизнь и детей, и
взрослых. Вместе с тем и деятельность педагогов переформатировалась, изменив
основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.
Все мы столкнулись с неизвестной для нас деятельностью как работа на
«удалёнке» в связи с эпидемией COVID-19.
Дети
дошкольного
возраста
и
их
родители
оказались
в
ситуации
растерянности и непонимания «как дальше обучаться» и успешно окончить курс
обучения. Конечно, сейчас нет границ для получения знаний через различные
сети, сайты, платформы. Но специфика содержания программы «Играю, думаю,
живу»,
которая
реализуется
в
режиме
деятельности
школы
раннего
эстетического развития «Ступени» не позволяет использовать предлагаемый
материал в интернете. Я использую эти ресурсы только для расширения
кругозора
детей,
повторения,
закрепления
материала
или
виртуальных
экскурсий.
Сегодня мне хочется поделиться опытом своей работы в режиме удаленного
обучения. С чего все начиналось?
В первую очередь я переформатировала свои конспекты с учетом
особенностей
восприятия
детьми
информации
без
коммуникативного,
социального, тактильного общения как со сверстниками, так и с педагогом.
Далее, пришлось подготовить, изготовить много демонстрационного материала с
элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации для
понимания детьми темы занятия.
Первые видео-занятия я записывала частями, так как боялась сбиться или
забыть излагаемый текст. С какими трудностями я столкнулась при первых
записях видео-занятий? Как и на чем установить телефон, чтобы он не падал; как
направить камеру, чтобы видно было и меня и учебный материал; как убрать
посторонние
шумы,
звуки;
на
какой
поверхности
демонстрировать
иллюстративный материал; в какой части комнаты определить рабочее место;
как сидеть перед камерой, чтобы руки не были больше, чем голова; куда
положить материал, чтобы его не видели зрители; как включить, выключить
камеру, чтобы поменять лист с текстом.
Какие были недостатки?
1.
Моя
скованность,
серьезность,
напряженность,
может
быть
даже
и
неуверенность.
2.
Не правильно выбранный задний фон, который сливался с одеждой.
3.
Веки глаз были опущены, так как было чтение с листа. То есть, не правильно
был расположен текст-суфлер (ниже камеры).
4.
Демонстрационный материал был закреплен недостаточно крепко (иногда
падал с демонстрационной доски).
И вот наступил следующий этап моей работы – загрузить видео материал в
группу WhatsApp для просмотра детьми и родителями. После первых попыток я
столкнулась с тем, что длительный временной отрезок видео не загружается.
Поделилась своей проблемой с Галиной Владимировной Клепиковской –
заведующей нашего отдела. Она предложила создать свой канал на сайте «You
Tube». Так как я не любитель публичности в интернет пространстве для меня это
было кардинальное и можно так сказать смелое решение. В последствии я
убедилась, в том, что не обязательно быть блогером, а использовать «You Tube»
как удобную и доступную форму реализации своих планов.
Первые положительные отзывы родителей, коллег, родственников придали
мне уверенности в правильности выбранного решения.
И началась работа по совершенствованию применения видео технологии в
режиме дистанционного обучения. Помощником, учителем, советчиком в этом
не простом деле стала Кристина Ивановна Баркова – методист нашего Центра.
Она очень корректно подсказывала, что нужно убрать, что добавить в видео
материал, над чем поработать как режиссёру и ведущему видео занятий.
В результате я стала записывать не только занятия, но и воспитательные
мероприятия («Нам эти годы позабыть нельзя1», «Наш бессмертный полк»,
концерт с выступлением детей «Я помню! Я горжусь!», «Выпускникам
посвящается!», выпускной вечер «До свидания, Ступени!»,), мастер-классы
(картина из цветов ко Дню России, «Ваза для цветов»), родительские собрания
(«Полезные советы»,), отчеты о педагогической деятельности, которые в то
время тоже нужно было реализовывать в рамках запланированной деятельности
на учебный год.
В начале этого учебного года я тоже использовала данную технологию.
Смонтировала видеоролик организационного родительского собрания «Цели и
задачи школы», что позволило упростить работу с родителями, которые не
смогли присутствовать на собрании (семейные обстоятельства, отпуск, болезнь);
старалась придать праздничное настроение учащимся, родителям педагогам
школы «Ступени» и продемонстрировала видео фильм «С юбилеем, Ступени! 25
лет» не только на своем канале в You Tube, но и на 1 этаже нашего Центра. Так
же очень результативно и активно приняли участие, и родители в оформлении
дистанционной видео фотовыставки «Как я провел лето!» с присланным
комментарием ребенка и фото-видео материалом.
Попробовала провести родительское собрание «Организация и проведение
воспитательных мероприятий в школе «Ступени» в новом формате через участие
родителей в группе WhatsApp. Была отправлена информация о дате и времени
собрания, с помощью разнообразных (и даже неожиданных) значков родители
таким образом зарегистрировали свое присутствие. По каждому вопросу
повестки собрания на принятие родителями решения отводилось определенное
время. Голосовали также с помощью знака «ладошка» с учетом за, против,
воздержался.
Преимуществом такой формы организации стало то, что на собрании
присутствовали 80% (73 человека) участников. В сравнении с собранием
личного присутствия, где участников от силы собирается не более 20 человек,
это отличный результат.
И в заключении. На сегодняшний день с помощью проб и ошибок, с учетом
всех «за» и «против» я для себя создала более комфортную, быстро
деятельностную,
доступную,
более-менее
бюджетную
атмосферу
для
увлекательного творчества. А именно.
1.
Приобрела устойчивый монопод для смартфона (селфи-палку).
2.
Изготовила подставку со съемными досками для демонстрации материала
(магнитная, для фланели графа, для записи мелом).
3.
Выбрала оптимально удобное место в комнате, помещении для съемок.
4.
Изготовила доску для закрепления листов с суфлер-текстом. Чтобы глаза
были открытыми закрепила на моноподе точку, куда надо смотреть.
5.
Определила и учла важность внешнего вида: макияж, форма одежды,
прически.
6.
Стала работать над дикцией: перед записью провожу артикуляционную
гимнастику.
7.
Научилась демонстрировать себя естественно, уверенно, с улыбкой, с
жестами, эмоциями
Теперь я записываю видео короткими фрагментами с учетом методической
структуры занятия для дошкольников с включением физ. минуток, игровых
технологий. Затем монтирую видео в программе ProShow Producer, которая
позволяет использовать анимационный, музыкальный, видео материал из
различных источников интернета.
Надеюсь, что мой опыт поможет педагогам, желающим шагать в ногу со
временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения и
воспитания детей с помощью дистанционных образовательных технологий.
Всегда готова помочь, подсказать, ответить на ваши вопросы.
Всем желаю творческих удач, успехов, достижений!