Автор: Марина Юрьевна Белоглазова
Должность:
Учебное заведение: БОУ г.Омска "СОШ №51"
Населённый пункт: город Омск, Омской области
Наименование материала: разработка урока по геометрии
Тема: "Первый признак равенства треугольников"
Раздел: среднее образование
Геометрия 7 класс.
Тема: Первый признак равенства треугольников.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Изучить первый признак равенства треугольников.
Задачи: 1) повторить условие равенства треугольников;
2) ввести понятие теоремы, доказательства теоремы;
3) доказать первый признак равенства треугольников;
4) решать задачи на применение первого признака равенства треугольников.
ХОД УРОКА.
1)
Организационный этап.
Готовность к уроку, восприятию и осознанию происходящего.
2) Актуализация знаний.
Вопрос: какая фигура называется треугольником? Стороны, углы, вершины
треугольника. Назовите углы прилежащие к стороне КР, угол лежащий против
стороны КР, угол заключенный между сторонами КМ и РМ.
М
К Р
У. Какие условия должны выполняться, чтобы два треугольника были равны?
(равны три его стороны и три угла).
У.Нельзя ли уменьшить количество условий для того, чтобы сделать вывод о равенстве
треугольников?
Практическая работа (работа в паре). У вас на столе комплект: 5 треугольников (в
комплекте треугольники с одной и двумя равными сторонами, с одним равным
углом, с двумя сторонами и углом между ними) . Определите какие из них равны.
Запишите равные элементы треугольников. Объясните как вы это доказали. (равны
2 треугольника, определили путем наложения одного треугольника на другой; совместили
две стороны с углом, а затем и третья сторона совпала).
Вывод: можно по части равных элементов (3), сделать вывод, что треугольники равны.
Затруднения: треугольники изображенные в учебнике или тетрадях невозможно вырезать
и наложить. Значит должны быть другие способы доказательства равенства
треугольников?
3. Постановка цели и задач урока.
У. назовите тему урока. (Признаки равенства треугольников.)
У.сформулируем цель урока. (изучить признак равенства треугольников).
У. какие задачи нам необходимо для этого выполнить?
1) повторить условие равенства треугольников; 2) ввести понятие теоремы,
доказательства теоремы; 3) доказать первый признак равенства треугольников;
4) решать задачи на применение первого признака равенства треугольников.
4. Изучение новой темы.
У. в тетрадях запишите: Классная работа.
Первый признак равенства треугольников.
У. Чтобы выявить два равных треугольника, пришлось сделать несколько наложений. Из
всех треугольников совпали только те, у которых совпали 2 стороны и угол.
Запишите равные элементы этих треугольников в тетрадь.
(записано: ∆АВС=∆МКР, АВ=МК, АС=МР, <А=<М.)
У.Как расположен угол по отношению к сторонам? (между ними).
У. Это случайность или закономерность? (закономерность, т.к. во всех группах в равных
треугольниках угол расположен меду равными сторонами.)
Вывод: если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно
равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие
треугольники равны.
У. в математике каждое утверждение справедливость которого устанавливается путем
рассуждения, называется теоремой, а сами рассуждения доказательством.
У. Какие утверждения нами изученные ранее можно назвать теоремой? (сумма смежных
углов равна 180°; смежные углы равны).
У. любая теорема состоит из двух частей: 1часть – условие (то, что дано), 2 часть-
заключение (то, что нужно доказать).
На доске рис. Треугольники АВС и А¹В¹С¹, где АВ=А¹В¹, АС=А¹С¹,
<
А=
<
А¹.
Дано: ∆АВС, ∆ А¹В¹С¹, АВ=А¹В¹, АС=А¹С¹,
<
А=
<
А¹.
Доказать: ∆АВС= ∆ А¹В¹С¹.
Доказательство: Т.к.
<
А=
<
А¹, то ∆АВС и ∆ А¹В¹С¹ совместить наложением так, чтобы
вершины
<
А и
<
А¹ совместились. При этом совместятся стороны АВ с А¹В¹, АС с А¹С¹.
Следовательно точка В совместится с точкой В¹, точка С совместится с точкой С¹. Значит
стороны ВС и В¹С¹ совместятся (по свойству равенства отрезков). Следовательно,
треугольники АВС и А¹В¹С¹ совместятся, то ∆АВС= ∆ А¹В¹С¹.
5. Закрепление изученного материала.
Задача 1. (устно )
В треугольнике АВС угол А равен углу С, сторона АВ равна стороне ВС, точка Д-
середина отрезка АС. Докажите, что треугольники АВД и ВСД равны.
Решение: Рассмотрим треугольники АВД и ВСД, где:
1)
<А=<С по условию;
2) АВ=ВС по условию;
3) АД=ДС, т.к. Д середина отрезка АС.
Следовательно, ∆АВД=∆ВСД по двум сторонам и углу между ними (1 признак равенства
треугольников.)
Задача 2. учебник стр.31, №93 (решение на доске и в тетрадях).
Задача 3. учебник стр.31, №95 ( работа в паре, запись решения в тетради).
6. Домашнее задание. Гл.2, п.1,пп 15 изучить внимательно),стр. 48 (3,4 вопросы), №94.
7.Рефлексия. (Цель и задачи урока)
1)
что нового узнали на уроке? (первый признак равенства треугольников)
2)
какое открытие сделали для себя? ( понятие теоремы и её частях, равенство
треугольников установить по 3 элементам; и т.д.)
3)
достигли ли мы поставленной цели, через выполнение задач урока?
4)
Как в целом оцениваете свою деятельность на уроке?