Напоминание

Как устроен организм человека.


Автор: Марина Черменовна Бокоева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: РСО-Алания г.Алагир
Наименование материала: разработка
Тема: Как устроен организм человека.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Как устроен организм человека

Цели:

Формировать умение распознавать органы человека.

– В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил

личной гигиены.

Оборудование: рисунки, изображающие различные организмы (амёбу, медузу, дождевого червя, жука, щуку, лягушку,

ящерицу, воробья, тигра, человека, дуб, белый гриб, бактерии), а также строение человека и отдельных систем органов

человека.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология

оценивания учебных

успехов

Ι. Актуализация

знаний и

постановка

учебной

проблемы.

1 3

– Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные эко-

системы, живые организмы.)

– Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бакте-

рии.)

– Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются

готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.)

– Какие группы животных мы знаем?

Записать на доске.

Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пре-

смыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят).

– Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (По-

звоночные имеют внутренний скелет.)

– Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,

птицы, млекопитающие.)

– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные,

покрыты шерстью,

имеют развитые органы

чувств,

заботятся

о

своём

потомстве.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения

извлекать информацию из

схем, иллюстраций,

текстов.

2. Представлять

информацию в виде

схемы.

3. Выявлять сущность,

особенности объектов.

4. На основе анализа

объектов делать выводы.

5. Обобщать и

классифицировать по

признакам.

6. Ориентироваться на

развороте учебника.

7. Находить

ответы

на

© ООО «Баласс», 2014

– Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружаю-

щей средой.)

– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен ве-

ществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма – клетка.

Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.)

– Что такое орган? (Это часть организма.)

– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, орга-

низм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы.) (Мы дума-

ем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных орга-

нов.)

– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос?

Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

Давайте составим план работы.

План 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное

открытие знаний.

4 3 2 4 3

1. Работа в учебнике.

– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним.

– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо?

(Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо

объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.)

– Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?

(Работать согласованно.)

– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Си-

стема органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполня-

ющих общую задачу.)

– Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение

слушать и понимать

других.

2. Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли

в устной форме.

4. Умение работать в паре

и в группах.

© ООО «Баласс», 2014

выполните задание на с. 9.

Работаем в группах:

1) опорно-двигательная система;

2) система пищеварения;

3) система дыхания;

4) система кровообращения;

5) система выделения;

6) кожа;

7) нервная система и органы чувств.

Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами.

Ключевые слова выносятся на доску.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать си-

стемы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все си-

стемы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы

должны работать слаженно.)

2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)».

Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжа-

ют.

– Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, мо-

жет выполнять сложные задачи.)

– Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание

из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.

Личностные результаты

1. Развиваем умения

выказывать своё

отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в

соответствии с

определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию

к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

© ООО «Баласс», 2014

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ.

Самостоятельное

применение

знаний.

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 11.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела че-

ловека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относит-

ся большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы

выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим

энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги.

Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной систе-

мы, т.е. желудок, кишечник, печень и др. (восстанавливают запас питательных

веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное со-

держание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце, сосуды (доставляют

клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной систе-

мы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец,

к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. го-

ловной и спинной мозг, нервы.

К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока

ещё могут ничего не знать.

В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут

управлять. Это руки и ноги, а также голова, глаза, язык, зубы и т.п.

Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени

управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из

организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом учебника.

2. Оценивать учебные

действия в соответствии

с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу

(составлять план).

4. Осуществлять

познавательную и

личностную рефлексию.

ТОУУ

© ООО «Баласс», 2014

сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система.

Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать ча-

стоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего уча-

стия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном

мозге.

В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управ-

лять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и

выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие

– большинство органов, расположенных внутри тела.

В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они

выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе

подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов:

1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют само-

стоятельно, независимо от нашей воли;

2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило,

можем управлять по своему желанию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

.

Выполнение проверочной работы.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 1.

Вариант 1.

1.

Необходимый уровень.

Мозг относится к органам нервной системы; глаза

– к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к

© ООО «Баласс», 2014

опорно-двигательным органам.

Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигатель-

ной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень. В голове находятся органы пищеварения, дыха-

ния, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообраще-

ния.

2.

Необходимый уровень.

Удаляют углекислый газ – органы дыхания; пере-

варивают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделе-

ния; продолжают род – органы размножения.

Повышенный уровень.

Рост, размножение, дыхание, подвижность, не-

способность превращать минеральные вещества в органические.

3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от

наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы

чувств.

Вариант 2.

1.

Необходимый уровень.

Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к

органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам

кровообращения.

Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигатель-

ной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень. В туловище находятся органы дыхания, выделе-

ния, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы

кровообращения.

2.

Необходимый уровень

. Позволяют воспринимать окружающий мир –орга-

ны чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; до-

ставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; со-

здают опору телу – опорно-двигательные органы.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.

3. Повышенный уровень. От переедания – органы кровообращения (можно

считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыха-

© ООО «Баласс», 2014

ния; от падения с дерева – опорно-двигательная система.

ΙV. Домашнее

задание.

Чтение учебника (тема 1). Задания из рабочей тетради на выбор.

V. Итог урока.

4

– Какова роль и необходимость систем органов? Можно ли заменить одну систе-

му органов на другую? (Различные системы органов выполняют разную работу –

каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма.

Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.)

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

© ООО «Баласс», 2014



В раздел образования




Яндекс.Метрика