Автор: Марина Черменовна Бокоева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: РСО-Алания г.Алагир
Наименование материала: разработка
Тема: Как устроен организм человека.
Раздел: начальное образование
Тема: Как устроен организм человека
Цели:
–
Формировать умение распознавать органы человека.
– В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил
личной гигиены.
Оборудование: рисунки, изображающие различные организмы (амёбу, медузу, дождевого червя, жука, щуку, лягушку,
ящерицу, воробья, тигра, человека, дуб, белый гриб, бактерии), а также строение человека и отдельных систем органов
человека.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
1 3
– Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные эко-
системы, живые организмы.)
– Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бакте-
рии.)
– Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются
готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.)
– Какие группы животных мы знаем?
Записать на доске.
Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пре-
смыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят).
– Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (По-
звоночные имеют внутренний скелет.)
– Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие.)
– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные,
покрыты шерстью,
имеют развитые органы
чувств,
заботятся
о
своём
потомстве.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить
ответы
на
© ООО «Баласс», 2014
– Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружаю-
щей средой.)
– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен ве-
ществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма – клетка.
Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.)
– Что такое орган? (Это часть организма.)
– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, орга-
низм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы.) (Мы дума-
ем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных орга-
нов.)
– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос?
Какие преимущества имеет организм со сложным строением?
Давайте составим план работы.
План 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное
открытие знаний.
4 3 2 4 3
1. Работа в учебнике.
– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним.
– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо?
(Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо
объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.)
– Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?
(Работать согласованно.)
– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Си-
стема органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполня-
ющих общую задачу.)
– Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2014
выполните задание на с. 9.
Работаем в группах:
1) опорно-двигательная система;
2) система пищеварения;
3) система дыхания;
4) система кровообращения;
5) система выделения;
6) кожа;
7) нервная система и органы чувств.
Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами.
Ключевые слова выносятся на доску.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать си-
стемы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все си-
стемы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы
должны работать слаженно.)
2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)».
Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжа-
ют.
– Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, мо-
жет выполнять сложные задачи.)
– Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание
из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ.
Самостоятельное
применение
знаний.
2 1 2 3 1
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 11.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради на выбор.
Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела че-
ловека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относит-
ся большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы
выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим
энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги.
Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной систе-
мы, т.е. желудок, кишечник, печень и др. (восстанавливают запас питательных
веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное со-
держание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце, сосуды (доставляют
клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной систе-
мы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец,
к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. го-
ловной и спинной мозг, нервы.
К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока
ещё могут ничего не знать.
В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут
управлять. Это руки и ноги, а также голова, глаза, язык, зубы и т.п.
Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени
управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из
организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2014
сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система.
Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать ча-
стоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего уча-
стия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном
мозге.
В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управ-
лять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и
выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие
– большинство органов, расположенных внутри тела.
В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они
выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе
подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов:
1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют само-
стоятельно, независимо от нашей воли;
2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило,
можем управлять по своему желанию.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу
.
Выполнение проверочной работы.
Возможные ответы на задания проверочной работы № 1.
Вариант 1.
1.
Необходимый уровень.
Мозг относится к органам нервной системы; глаза
– к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к
© ООО «Баласс», 2014
опорно-двигательным органам.
Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигатель-
ной и нервной систем, органы кровообращения.
Максимальный уровень. В голове находятся органы пищеварения, дыха-
ния, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообраще-
ния.
2.
Необходимый уровень.
Удаляют углекислый газ – органы дыхания; пере-
варивают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделе-
ния; продолжают род – органы размножения.
Повышенный уровень.
Рост, размножение, дыхание, подвижность, не-
способность превращать минеральные вещества в органические.
3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от
наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы
чувств.
Вариант 2.
1.
Необходимый уровень.
Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к
органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам
кровообращения.
Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигатель-
ной и нервной систем, органы кровообращения.
Максимальный уровень. В туловище находятся органы дыхания, выделе-
ния, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы
кровообращения.
2.
Необходимый уровень
. Позволяют воспринимать окружающий мир –орга-
ны чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; до-
ставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; со-
здают опору телу – опорно-двигательные органы.
Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.
3. Повышенный уровень. От переедания – органы кровообращения (можно
считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыха-
© ООО «Баласс», 2014
ния; от падения с дерева – опорно-двигательная система.
ΙV. Домашнее
задание.
Чтение учебника (тема 1). Задания из рабочей тетради на выбор.
V. Итог урока.
4
– Какова роль и необходимость систем органов? Можно ли заменить одну систе-
му органов на другую? (Различные системы органов выполняют разную работу –
каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма.
Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.)
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2014