Автор: Арыкова Ксения Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Лучики"
Населённый пункт: Киселевск
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и средства развития диалогической речи детей 4-5 лет.
Раздел: дошкольное образование
Методы и средства развития диалогической речи детей 4-5 лет.
Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей
позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития
диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как
формой общения.
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы, разработанные
Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой А.М.Бородич, В.В.Гербовой и другими.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни
и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
По мнению Е.И.Тихеевой, потребность беседовать, делится с ними своими
мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща
ещё в большей мере. Воспитатель беседует с детьми по любому поводу, в разное
время, коллективно и индивидуально. Для коллективных бесед лучшим временем
является прогулка. Для индивидуальных бесед лучше подходят утренние и вечерние
часы. Иногда беседы возникают по инициативе ребенка, который подходит к
воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого.
Воспитатель должен быть сам инициатором интересных бесед. Они могут быть
преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные беседы планируются
воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они
возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных
процессов.
Беседа—организованный
разговор
педагога
со
всей
группой
детей,
посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни
людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством
педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от
темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание,
умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание
сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно
громко и отчетливо, чтобы все слышали.
В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для
обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную
деятельность детей и их поведение. Так, после бесед о семье, о труде матери дети
стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям. «Посоветуйте,
что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,— обращается девочка к
воспитательнице после одной из таких бесед. Беседы о средствах передвижения,
например, вызывают усиленный интерес к транспортным машинам. И мальчики и
девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами,
у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается
содержание творческих игр детей.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные
игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-
драматизации).
Сюжетно-ролевые
игры
способствуют
формированию
и
закреплению
диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче
и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе
с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами,
соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для
активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика
(игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки,
развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано
много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», «
Согласен, не согласен», « Магазин», «Разговор по телефону», « В гостях у куклы».
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-
гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них
закрепляются умения арестовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное
партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо
знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых
действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его
позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и
тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек,
кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Игры- инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят
основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с
партнёром
и
упражняются
в
диалогах,
заимствованных
из
литературных
произведений.
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность
воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным
достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон,
необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его
заданиям.
Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с
удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической
речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию
педагогического процесса. Исследования физиологов доказали значение игры как
деятельности,
удовлетворяющей
биологические,
духовные
и
социальные
потребности детей.
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует
активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в
процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные
игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти
тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения
дошкольников диалогу.
Основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными
видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные
способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые
образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить
многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих июлей,
художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя
художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев.
Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров
спектаклей И фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом,
сообщений, побуждений) выделять: инициативные диалогические реплики: «О чем
хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц
и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз
высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»; и ответные
высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте
Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли
он выразил снос несогласие?».
Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку
встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям
содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
Заучивая
литературные
диалоги
и
передавая
их
в
инсценировании
стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных
реплик. Например, читая по ролям потешу про зайца или стихотворения С. Маршака
«Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники
усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на
побуждение:
Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
Отчего не поскакать? Поскачу!
Лапкой, зайка, постучи-постучи!
Отчего не постучать? Постучу!
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В
других
стихотворных
текстах
дошкольники
заимствуют
вежливые
формы
побуждений:
Комары,
комары!
Вы
уж
будьте
так
добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
Мы
и
так
к
тебе
добры,
но
на
то
мы
комары.
А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
Диалогическое единство вопрос — ответ представлено и в потешках
(«Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.), и во многих
стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька...»,
«Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет
детям
усвоить
различные
по
форме
и
содержанию
вопросы
и
ответы,
вопросительную и повествовательную интонации.
Диалогическое единство сообщение — реакция на сообщение не так часто
встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по
ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С. Маршак
«Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и др.
Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической
формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст. Например,
стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно поделить на отдельные реплики по
две строки, содержащие законченное суждение.
Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом
тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в
котором дети поддерживают и развивают одну тему. Аналогично можно превратить
в диалогический текст и другие, подходящие для этого стихотворения.
Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные
миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе
подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают
друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких
произведений:
Вопрос - ответ
Сообщение - реакция
на сообщение
Побуждение
-
реакция
на
побуждение
Т
Ы
пирог съел? Мог, не
я! вкусный был? Очень
- Я медведя поймал! -
Так веди сюда. - Не
идет. - Так сам иди. -
Да он меня не пускает
-
Егор-Егор,
укажи
свой
двор! - А вот мой двор,
голубой забор
Где ты, брат Иван? В
горнице. что делаешь?
Помогаю Петру. Л Петр
что делает? Да на печи
лежит
- Я хочу гулять. -
Одевайся теплее, там
холодно.
-
Я
буду
кататься на коньках,
не замерзну
-
Тит,
поди
молотить.
-
Брюхо болит. - Тит, поди
кисель
есть.
-
Где
моя
большая ложка?
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в
дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них
дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные
диалогические единства:
-единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта»,
«Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король»,
«Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т.д.;
-взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх:
«Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», "Пчелки и ласточки», «Фокины
дети», «А мы просо сеяли» и т.д.;
- реплики из пары побуждение —реакция на побуждение представ лены в
словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в
подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек»,
«Стадо» и др.
Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать
не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и
побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога:
очередность, поддержание и развитие темы разговора.
Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование
прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам
произведений, используются для постепенного перевода детей от использования
готовых реплик к построению своих.
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале
подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары.
Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются.
Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить
удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит»,
«Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка),
«Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие. Желание дошкольников
участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли
(кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.
Важно учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с
телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с
телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в
поликлинику,
цветочный
магазин
и
многие
другие.
Обыгрывая
ситуации,
воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными
речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.
Словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации,
творческие виды игр (театральные и режиссерские игры О придуманными
сюжетами).
Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в
таких играх, как «да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова»,
«Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх
требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о
предметах, природе, родном городе и т.п. Например, в игре «да и нет» детей
побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности.
Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая и ответ лишь «да» и «нет»,
догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном
сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представлений ребенка о
предметах или животных, об их классификационных признаках.
Использованию
разнообразия
форм
вопросов
содействуют
игры
с
применением моделей, символически отображающих направленность вопросов.
Например, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о
цвете предмета. Карточка О изображением геометрических форм — о форме.
Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о
величине. Если же на карточке изображается кружок в разных местоположениях (на
столе, под столом, в стакане), то она символизирует вопросительное слова «где».
Изображение часов — «когда». Изображение цифр — «сколько».
Игре «Турнир знатоков» одна команда формулирует вопрос, а другая отвечает.
Игры
посвящаются
разным
темам
из
содержания
познавательного
раздела
программы: «Экзотические животные», «Улицы и достопримечательности родного
города», «Машины-помощники» и т.д.
Умения пользоваться репликами из диалогической пары сообщение —
реакция на сообщение закрепляются в играх «Кто кого запутает», «Так бывает или
нет?» («Небылицы»), «Ошибка», •Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и
другие. В них дети усиливают реплики, при помощи которых учатся высказывать
свою точку зрения, суждение, мнение и т.п., а также реагировать ил высказывание
собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.
Например, в игре «Кто кого запутает» провоцируется столкновение мнений
детей, причем одно из них намеренно неверное. Чтобы вести этот диалог, игроки
опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида
животного, предмета, чтобы мотивировать правильность своих суждений и
неправильность суждений партнера. У детей развиваются не только диалогические
умения, но и память, находчивость и сообразительность, уточняются представления
об окружающем мире.
В игре «Любимые места города» одни дети описывают какую-либо
достопримечательность города, не называя ее, а другие угадывают, высказывая
предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Например, один
игрок сообщает, что ему очень нравится одно из зданий города (или один из
памятников), затем описывает, как выглядит эта достопримечательность. Дети
высказывают свои догадки, в случае необходимости уточняют какие-либо детали и
стараются угадать, о какой достопримечательности идет речь.
Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на
них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей»,
«Угощение» и др.
Игра
«Назови
родителей»
дополнительно
упражняет
детей
в
словообразовании. Один из игроков берет картинку с изображением животного и,
образовывая слово, называющее его детеныша, побуждает товарищей назвать его
маму или папу. Ребенок, к которому он обращается, должен в одном случае от
наименования мужского рода образовать название животного женского рода, в
другом случае — наоборот. При правильном ответе данный игрок берет следующую
картинку и продолжает игру. В дальнейшем к картинкам с животными можно
подкладывать
картинки
с
изображением
предметов,
что
оживляет
игру
необычностью заданий типа «Назови маму стола (ковра)» и т.п.
В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение,
или вежливо от него отказываться. Для этого им приходится вспоминать
особенности питания животных.
Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает
разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное
использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса
формирования диалогических умений у дошкольников.
Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей
к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных
ценностей,
природы),
которое,
развиваясь
параллельно
с
традиционным
рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок - дошкольник
учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения,
задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. В основу
заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его
способности и возможности.
С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека
определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью
родителей значительно уменьшается взаимодействие ребенка - дошкольника с
родными
(чтение
художественной
литературы,
посещение
театров,
музеев,
совместных прогулок) все это приводит к недостаточному развитию речи и
эмоциональной сферы ребенка. Поэтому в настоящее время является актуальным
формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности,
эмоциональный
мир
ребенка.
Самый
короткий
путь
для
эмоционального
раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова
и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.
Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т.к. здесь можно
решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием.
Театр - вид искусства, который привлекает внимание, в равной мере, как взрослых,
так и детей.
Выдающийся русский
критик
В.Г.
Белинский,
обращаясь к
современникам: «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - был глубоко убежден
в том, что не любить театр невозможно. Ощущение праздника, связанное с
посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость,
наполнить его яркими впечатлениями, чувствами, мыслями.
Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в
одномоментальности
сопереживания,
познавательности,
эмоциональности,
коммуникативности, живого воздействия художественного образа на.
На определенной ступени психического развития в результате воспитания у
дошкольника, как отмечают В.В. Зеньковский, А. Салиев, открывается та сторона
эстетического восприятия, которая дает толчок развитию его познавательной
деятельности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение
расширяет круг представлений ребенка, помогает понять его художественный образ.
В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе
детского театрального творчества в своеобразной форме отражаются жизнь народа,
его обычаи и характер деятельности, жизнь животных и природного мира (В.В.
Зеньковский, В.Я. Пропп, К.Г. Юнг).
Эстетическое восприятие детей, развитие диалоговой речи, в том числе восприятие
театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности.
Ребенку - дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания
(Л.С. Выготский, Л.С. Славина и др.).
Ведь, играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально
переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы
чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать
восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать
их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности, при
помощи разговора, развивается диалоговая речи, память.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие
возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
При подготовке спектакля дошкольники учатся выделять цель, средства ее
достижения, планировать, координировать свои действия и многому другому.
Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что
также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная
деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного
развития.
В отличие от малышей средние дошкольники при выступлении часто теряются.
Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, и
они
отказываются
от
выступлений.
Коррекция
поведения
ребенка
может
осуществляться
по
очень
многим
направлениям.
Одним
из
них
является
коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип
предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в
одинаковых ролях.
Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно
показали, что одним из серьезных огорчений является лишение возможности
ребенка права выбора. В театрализованной деятельности имеются большие
возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе
характера для своего героя. Целенаправленная работа по этому виду деятельности
обеспечивает эмоциональное благополучие ребенку - дошкольнику, способствует
своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению его к
общечеловеческим ценностям средствами союза музыки и театрального искусства.
[9, С. 87-94]
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя
мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное
желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще
недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из
этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых.
Интеллектуальное
развитие
ребенка,
формирование
его
характера,
эмоций,
личности в целом непосредственно зависят от речи.
Развитие
речи
-
одно
из
важнейших
направлений
работы,
обеспечивает
своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в
единстве с формированием его мышления. У детей 4-5 лет происходят значительные
изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и
совершенствуется и речь.
Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и
условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Овладение словарным
запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание
речи.
Особенность
словаря
-
освоение
значений
слов
и
их
умственных
употреблений.
Словарная
работа
теснейшим
образом
связана
с
развитием
диалогической и монологической речи. Развитие диалогической речи предлагает
формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно
высказывания разных типов. Ребенок не просто активно овладевает речью - он
творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные
придаточные предложения. Речевое общение
детей 4-5 лет осуществляется в
разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и
выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для
развития речи любую деятельность.
Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая
среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех
окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и
указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого
развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений.
Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы
детского
сада.
Например,
театральная
деятельн6ость
является
важнейшим
источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством
воспитания. [6, С. 72-75]
Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. И творческая
деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей
труд преобразуется в ту же игру. Игра - первая ступень трудового воспитания. Игра
развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение
немыслимо без помощи основного учителя - языка
Начальный
этап
игровой
деятельности - ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному
ребёнку
взрослым.
Её
содержание
составляют
действия-манипуляции,
осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий
этап
-
отобразительная
игра:
для
неё
характерны
действия,
направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его
помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового)
общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение
предмета и это новое значение он переносит в свою игру.
Таким образом, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской
самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои
мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия.
Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием
речи. Для развития диалогической речи детей 4-5 лет используются все виды
игровой деятельности.