Автор: Михайлова Людмила Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ СОШ №4
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: «Использование ИКТ при закреплении темы «Музыкальные инструменты»
Раздел: начальное образование
«Использование ИКТ при закреплении темы «Музыкальные инструменты»
Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное
пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете,
усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного
знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем
информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из
составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и
обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и
технологией работы.
В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения
педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью
информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их
применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях,
требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве. Что
нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыке?
Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но
и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной ПРО
ГРАММЫ.
Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник,
интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать
все виды восприятия и задействовать при проведении урока виды памяти: зрительную, слуховую,
моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения
урока, особенно при провидении уроков-презентаций, а также способствует расширению
межпредметных связей при изложении материала урока.
На уроках музыки во 2-м классе дети изучают тему «Музыкальные инструменты». Дети знакомятся
с инструментами симфонического оркестра. Тема эта сложная. Детям нужно запомнить и названия
и тембр инструментов. И не просто запомнить тембр инструментов, но слышать и отличать тембр
одного инструмента от другого. Для того, чтобы помочь детям хорошо усвоить данную тему. на
помощь учителю приходит игра «Энциклопедия музыкальных инструментов». Эта компьютерная
игра хороша тем, что дети и видят музыкальный инструмент и слышат его звучание и, кроме того,
могут прочитать о нем небольшую информацию. Помимо этого. когда ребенок слушает звучание
определенного инструмента, на экране появляется животное, которое играет на этом инструменте.
Это помогает ребенку запомнить данный музыкальный инструмент. И теперь при виде птички он
вспоминает звучание флейты, крот напоминает ему звучание саксофона и т.д.
Чтобы учителю узнать, как усвоили дети эту тему, он предлагает им следующую игру «оркестровая
яма». Здесь дети слушают поочередно звучание разных музыкальных инструментов и отгадывают
их. Учащиеся выбирают картинку с тем инструментом, который услышали. Если они правильно
определили инструмент, то этот инструмент появляется в оркестровой яме.
Если ответ неверный, то детям дается еще несколько попыток, пока они не отгадают. И таким
образом. дети определяют все инструменты. Когда все инструменты будут отгаданы, оркестровая
яма наполнится этими инструментами и зазвучит музыка в исполнении симфонического оркестра.
Если дети до этого момента слушали инструменты в сольном звучании, то теперь у них есть
возможность послушать весь оркестр. Эта игра детям очень нравится. В результате этой игры
дети получают знания о музыкальных инструментах и учатся слышать их оркестре, определяя
тембр каждого инструмента. Усвоение темы происходит легко и непринужденно в форме игры.