Автор: Туркова Эльвира Фанисовна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Алдан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Физическая активность и здоровый образ жизни»
Раздел: среднее образование
«
Физическая активность и здоровый образ жизни»
(Методическая разработка. Автор – Туркова Э.Ф.)
Одной из главных и гуманитарных ценностей любого государства является
здоровье детей. Особую значимость приобретает работа школы по
формированию у них правильного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни, повышению двигательной активности. Новое качество
образования может быть достигнуто лишь при создании определенных
условий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Это
требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Проблема
сохранения здоровья школьников стала главной проблемой современного
общества. Для решения этой проблемы в школе запланировано проведение
дней Здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников,
систематические занятия физической культурой и спортом, основными
задачами которых являются: содействие активному отдыху, укреплению
здоровья и физическому развитию учащихся, повышение интереса к
занятиям физическими упражнениями и приобщение к здоровому образу
жизни. Результативность работы с учащимися выражается в укреплении
здоровья, в формировании у них потребности систематически заниматься
физической культурой и спортом, познавать свои физические резервы, и
добиваться успехов через самостоятельные занятия физическими
упражнениями, вести здоровый образ жизни.
Актуальность и перспективность опыта
Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут
участвовать в повышении благосостояния страны, накапливании ее
потенциала в экономической, научной и культурной сфере. Поэтому
наиболее актуальна проблема оптимизации физкультурно-оздоровительной
деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей, ведь во все времена
здоровье
считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей
ценностью. Физическая активность и полноценное здоровье влияют на все
сферы человеческой деятельности, способствуют включению человека в
социальную реальность, реализацию задуманных им планов, они – залог
активной насыщенной жизни и долголетия.
Концептуальность
Принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой
является грамотная забота о здоровье, является обязательным условием
образовательного процесса. Работа построена на принципах:
- Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесса так,
чтобы здоровье детей не только сохранилось, но и улучшалось;
- Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в
образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки
их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию
внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно
оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и
здоровье учащихся;
- Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории
здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного
здоровья;
- Принцип непрерывности и преемственности – проводить
здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на
каждом уроке;
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня
сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося;
- Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи,
проведение диагностики, мониторинга здоровья.
Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей
создание оптимальных условий для гармоничного развития
индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема
сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье
обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и
социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание
направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность
к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:
учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной,
информационно-коммуникативной, личностной.
Теоретическая база опыта
Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе,
этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться
от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость,
ловкость.
Уроки физической культуры спланированы в условиях 3-х часовой нагрузки
в неделю. Уделено внимание развитию практических навыков, необходимых
в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению
учащихся к урокам физкультуры, определена важность регулярных и
систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь
эффективности урока, ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на
создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и
самоопределение. Личностно-ориентированная технология обучения
помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает
необходимые условия для развития индивидуальных способностей. В
процессе преподавания физической культуры и ОБЖ стараюсь побуждать у
учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, опираясь на
ранее изученный материал программы. На уроках активно используется
спортивная база школы. Уроки физической культуры проводятся в разных
условиях – в спортивном зале, на спортивной площадке. С целью
закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры
проводятся, по возможности, на открытом воздухе.
Ведущая педагогическая идея
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками
основами личной физической культуры, под которой понимается
органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный
уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над
формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю
как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной
работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию –
главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных
секций, соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней
Здоровья, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях.
Моя педагогическая идея - использование физической активности учащихся,
приобщение к здоровому образу жизни, которые направлены на освоение
учеником общественных норм и ценностей путем организации, проведения и
участия в школьных, муниципальных и российских соревнований по учебной
программе и во внеурочной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные
решения, стараюсь пробудить в детях желание заниматься спортом –
важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные.
Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний
играет организация учебной деятельности школьников на уроках,
правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей
работе применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с
комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с
использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-
соревнования, уроки-состязани
В работе используется учебно – методическая литература:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2011 г;
2. Физическая культура 5-7 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений / (М.Я. Виленский, И.М. Туревский; Т.Ю. Торочкова и др); под
ред. М.Я.Виленского. – 7-еизд.-М.: Просвещение, 2011 г.
3.Физическое воспитание в школе / авт.-сост. Е.Л.Годияш и др. – Волгоград:
Учитель, 2008. – 379 с.
4.Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А.Киселёв,
С.Б.Киселёва. – Волгоград: Учитель,2008. – 239 с.
5.Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения:
Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. –
М.: ТЦ Сфера, 2003. -160 с.
6.Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. –
400 с.
7.Физическая культура 8-9 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений /(М.Я.Виленский, И.М.Туревский; Т.Ю.Торочкова и др.); под
ред. В.И.Ляха.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011 г.
8.Физическая культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений /(В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха.-6-е изд.-М.:
Просвещение, 2011 г.